ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.06.2021

Просмотров: 1390

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несмотря на то, что Лосев, по его собственному признанию, исчерпывает все стороны вопроса о мифическом сознании, диалектика мифа не заканчивается. Полученная в результате работы категория мифа как синтеза четырёх понятий (личности, истории, чуда и слова) является недостаточно ясной для обыденного понимания мифа (а ведь задача Лосева и заключалась именно в том, чтобы раскрыть миф изнутри самого мифа, то есть привести понятие мифа к осмысленности в обыденных рамках). Взяв первую и последнюю категории, обозначающие миф, а именно - слово и личность, Лосев указывает на то, что миф есть не что иное, как слово о личности, слово личности и слово, выражающее и проявляющее личность. А что такое слово, которое оригинально, неповторимо и не относимо ни к какой другой вещности, как не имя? Имя и есть то, что выражено в личности, выявляет личность и чем личность является другому. Итак, миф есть имя.Присоединением двух оставшихся категорий мы добиваемся указания на историю и чудо. Что такое имя, как не чудо, поскольку оно неповторимо? И мы назовём его магическим именем, чудесным именем. А история - указание на последовательность развития, разворачивание имени. Определение мифа, таким образом, получает свою последнюю форму: миф есть развёрнутое магическое имя. "Это - окончательное и последнее ядро мифа, и дальше должны уже умолкнуть всякие другие преобразования и упрощения". Итак, миф, понятый изнутри мифа, и есть окончательной и неделимой смысловой точкой самого мифа. Миф есть не что иное, как сам миф, раскрытый в самом себе.То, что поучилось в итоге долгой работы, есть понятие мифа. И все последующие исследования не могут лежать в плоскости исследования мифа в самом себе и для самого себя. В се последующие исследования - исследования мифа для иного. И здесь Лосев переходит к проблеме исследования мифа как некоторой абсолютной реальности, которая в применении к иному и даёт реальный миф, с его строгой классификацией, под которую попадают сначала основные типы мифов, а затем и конкретные, отдельные мифы. Мифологию, которая существует как единственно возможная картина мира, Лосев называет абсолютной мифологией. Мифологию, которая не понимает саму себя (то есть не совершившую той процедуры, которую Лосев и создаёт в своей работе, называя её пропедевтикой мифа) - относительной мифологией.  

Позиции Лосева:

1) считает миф одним из элементов культуры

2) миф не субъект – а само бытие, т.о. миф – есть объективная природа.

3) существует 2 типа мифологии (абсолют, относит.)


Вопрос №5. Культура как многообразие символических форм (Э.Кассиррер)

Касиррер - субъективный идеалист. Кассиррер, как и Лосев разрабатывает смысловую идею культуры. Человек преобразовывает существо мира, природы. Это называют второй природой - ту среду, которую человек создает сам (или цивилизацией). 1 в. до н.э. писатель Катон изобрёл слово «культура». 2 смысла: 1) в смысле второй природы - обработка земли, возделывание почвы. 2) в смысле символической вселенной (по Касирреру). Каждая вещь приобретает свой смысл. Касиррер. Внутри символической вселенной начинает иметь смысл все то, что делает человек. Теория отражения. Сознания отражает все, что исходит от мира. Сознание оно как зеркало. Есть мнение, что между сознанием и миром нет посредника, и мы взаимодействуем напрямую. Касиррер отвергает это: посредник есть и это символ. Поэтому основная функция сознания - символическая. Способы оформления сознания из общего потока хаоса: язык, наука (определенная символизация мира), искусство (образы, метафоры), мифология, решения. К сознанию мир повернут только своей символической стороной. Символическая функция сознания - чеканка бытия. Различные способы чеканки и эти способы и есть культура. Символ - связующее звено. Итоги по Касирреру: сознание не отражает мир, а символически его представляет. Мир рассматривается на уровне субъекта. Символическая работа сознания - это культура. Объективность в 2х ипостасях: 1) Объективность мира, независящая от сознания. 2) Социум выступает на 1 место. Социум - масса индивидов. «Культура - это совокупность социальных проявлений». Индивид включен в более широкую общность. Символ объединен в социум. Символ одно из самых многозначных понятий в культуре. Символ в культуре - универсальная категория. Раскрывается через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Жизнь человека пронизана символами и смыслами, которые регулируют его поведение. Символическая вселенная. Менли и Холл. Книга «Вложение масонской герметической кабболлистической и разенарейцеровой символической философии». Ольга Фрейденберг - «Миф и литература древности». В древности человек - микромиф. Модель вселенной; вселенная - большой человек. Духовное начало природы прорастает в растение → животное → человека → Бога. Единая символическая связь. Символическая вселенная - реальность.


Символизм камня. Древний ритуал поклонения камню. Сатурн - каменщик мироздания, отец всех богов. Камень - незыблемость, вечность, порождает живое пламя (бог - сын), символ родины, отчизны, философский камень - мудрость. Сапфио - внутренняя гармония, равновесие, - чистая жизнь - камень священников.

Символизм флоры. Цветы - красота, посвящались богам, символ чистоты, невинности, символ духовного восхождения. Лотос. Духовный рост человека 1) Невежество. 2) Страдания, понимание. Есть 3 стихии лотоса а) грязь; б) водная среда; в) свет воздух. Роза дух восхождения, красная кровь Христа, самопожертвования (роза распятая на кресте начала 5 в.). Середина - сердце Христа. 9 лет - человек, 12 лет - вселенная, 7 лет - планеты, 5 органов чувств. Дерево - дерево жизни, геологическое дерево. Дуб - бог отец, Сосна - спаситель, Ясень - гармония, порядок. Кипарис - реализация материальных принципов. Пальма - посвящение богам, положит символ космического порождения. Фауна Рыба - воплощение бога - мученика, священный символ Будды. Скоробей - Царь - символ полного аспекта Скорпион - разрушение, предательство. Бабочка - душа, Пчела - мудрость, трудолюбие. Рептилии: Змея - мудрость, бессмертие, перевоплощение, Бог, создающий и поглощающий вселенную, добро и зло. Птицы - промежуточные существа между небом и землей. Летящая птица - мысль Бога. Греков и римлян - орел. Голубь - символ женщины - богини. Символизм человеческого тела Руки - огонь, воздух, ноги - вода, земля, голова - эфир. Правая рука - мужское начало, левая - женское.


Вопрос №6. Культура и цивилизация.

Цивилизация – оправданная, хотя и условная единица трактовки истории, условно теоретическая конструкция. Внутри цивилизации сложносоставные (внутренняя борьба за господство ресурсами), динамичны. Проблема соотношения культуры и цивилизации вознивает в 20 веке. Культура – всё то, что ни есть природа, цивилизацию определяют по отношению к культуре.

Бердяев. Воля к жизни и воля к культуре. Опирается на Шпенглера (время культуры приходит → цивилизация → гибель культуры).

5 основных типов взаимодействия культуры и цивилизации:

  1. Культура и цивилизация не отличаются (равенство, тождество).

  2. Они различны, но не противопоставлены.

  3. Культура и цивилизация параллельно развиваются каждая сама по себе.

  4. Культура и цивилизация – альтернативны (либо культура, либо цивилизация).

  5. Различные исторические эпохи. Одно отрицает другое.

Понятие цивилизации возникает из противопоставления варварскому обществу. Первобытное общество – доклассовое, догосударственное. Древние цивилизации – переход к письменному состоянию, сложные организмы.

Греки. Культура → Пайдейя (совокупность культурной практики). Общее пространство речи, содержание Пайдейи определяется языком. 3 сферы языка – философия → риторика → политика. 3 вида риторической речи: судебная, политическая, Эпидейктическая.


Пайдейя – высшая степень мастерства обладания речевой культурой. Культура и цивилизация не противопоставлены. Противопоставлялась культура варварству.

Средневековье. Возникает всемирная, универсальная культура → всемирный Бог (человек всегда стремится к Богу, независимо от деятельности). Культура=Цивилизация.

Эпоха Возрождения. 2 аспекта: 1). Прогресс общества – кульминация. 2) Развитие личности – культура. Цивилизация – объективные принципы развития. Культура – субъективные (душа, мораль).

Кант делит материальное произведение (цивилизация) и проблемы человека (моральная культура). Воспитание человека и гражданина → синтез личного и общего.

Французский экономист В. Мирабо (18 век). Книга «Друг людей». Ввел понятие Цивилизации. После темных веков наступает цивилизация. Ее признаки: смягчение нравов, учтивость, соблюдение законов, фундамент – религия.

Еще нет противоречий между культурой и цивилизацией. Общество в целом – цивилизация, культура – ядро; цивилизация зависит от культуры (Тойнби).

Человек производит культуру, но он приходит к результатам деятельности – цивилизации.

Плюрализм. Музель. Выделяет 2 истории: 1) От Мира к цивилизации. 2) От духа к культуре. Историю мира нельзя вписать в историю духа. Дух – бескорыстие, мир – прагматика. История мира – главный инструмент разума, история духа – чувство. Культура – возможные миры → искусство – сердце культуры. Наука – сердце цивилизации. История мира – социальная проблематика, в истории духа – моральная. В политике нет морали, нет стороны чувства. Музель выделяет животную и растительную стороны чувства. Животное – способы самосохранения, растительное – внутренний источник выражения (тоска, радость и т.д.).

Музель верит в возможность параллельного существования культуры и цивилизации. Могут быть сложные условия, но дух имеет свою логику развития.

Американский философ Миллер. Цивилизация – мужское начало (под знаком солнца). Культура – женское (луна). Мужское начало – разум, женское – интуиция. Европейская цивилизация стала развиваться поп пути разума. Призывает найти новую ориентацию на луну.


Вопрос №7. Культура и техника

Бердяев противопоставил культуру и технику в книги «Человек и машина». По мнению Бердяева, техника – последняя любовь человека. Всё, что происходит с миром, питает эту новую веру человека. Технику он понимает в 2-х смыслах: Techne (греч.) «индустрия», «искусство»; Technaka (греч.) «фабриковать», «создавать с искусством».

60-е – 70-е годы 20 века. Особое направление в философской мысли – философия техники. Техника изначально обеспечивает материальное производство, стала занимать ключевые позиции во всех сферах человеческой деятельности. Формирует особый тип мышления – техническая рациональность (ориентация на прагматику). Смена мировоззрения – наука сменяется техническим.


Маркузе. «Если техника становится универсальной формулой деятельности → она определяет границы в целом. Возникают: 1) Техницизм и технократизм. 2) Антитехницизм.

1). Исходный принцип: определение реальности в социальном и культурном развитии человека. Технологический детерминизм. Его аспекты – Техника автономна, самостоятельна, имеет собственную логику развития.

2). Развитие техники – прогресс. Технический прогресс – единственно возможный прогресс в современном мире.

3). Техническое творчество. Единственный возможный вид творчества в современную эпоху. Наука становится прикладной. Технические открытия. Сферы деятельности, недостающие до техники, устаревают морально. Концепция отстающей культуры – не успевает за техникой.

4). Техника диктует конечную цель любого познавательного процесса. Наука зависит от ближайшего прагматического результата. Роль прикладной науки увеличивается, роль фундаментальной науки – сокращается. Главной ценностью культуры становится прагматика.

5). Всё вышеперечисленное имеет влияние на науку. Необходимо образовывать человека так, чтобы он мог ориентироваться в технической среде.

6). В рамках философской техники формируется концепция технократии – формы власти. Благодаря технике достигаются социальные благополучия. Конец 20 века – власть экспертов (гуманитарий допускается).

В искусстве – футуризм. Родоначальник Томас Маринетти «Технический манифест футуристской культуры».Наступает мир техники. Задача искусства – найти новый психологический ресурс – моторная культура прислушивается к звукам машин.Сюрреализм. Основатель Сальвадор Дали – «Поэзия стандарта». Техника создает однотипные вещи – поэтика. Музеи – места, где гниют трупы. Культура засорена.

1). Презирать сооружения старше 20 лет.

2). Убеждать, что железо-бетонные существа на самом деле.

3) Убеждать существование электричества.

4). Убеждать, что смена белья и унитаз – гигиена.

5). Облик вещей должен быть чистым.

6). Использовать новинки современного мира.

7). Художник – препятствие цивилизации.

Кинетическое искусство – искусство движущихся моторов. Установка этого искусства – меньше субъективности, никаких эмоций. Архитеркутрный дизайн – современный пример технокультуры. Баухауз – высшая школа строительства и художественного конструирования. Итог. В середине 20 века – новое направление философии – философия техники. Рассматриваются со знаком (+) и (-).

Шпенглер Культура и техника. XVII-XVIII начало. Наполеон – развитие. 2 взгляда: идеалисты, материалисты. Стадии развития: 1) рука, 2) язык, Кризисы ХХ века в плане техники. Закат Европ цивилизации.


Вопрос №8. Проблема единства и многообразия культур

Если культуры непроницаемы, как утверждают многие культурфилософы, значит, они развиваются автономно. Следовательно, множество культурных миров складываются сами по себе и не устремляются в единое, культурное русло. Возможно, образцом для них окажется какая-то культура, обладающая наиболее значительным совокупным опытом? А может быть, родится некий культурный синтез. Данная проблематика выражена в оппозиции партикуляризма и универсализма. Партикуляризм - мировоззренческая установка на разъединение культур, практика культурной обособленности. В качестве мировоззренческой основы партикуляризма выступает представление о стадиальности развития культур при несовпадении её этапов. Вот почему культуры «не слышат» друг друга. Они развиваются не параллельно. Эдуард Мейер (1855-1930). Утверждал, что культуры переживают периоды развития, кульминационного пункта расцвета, затем умирания и падения. По мнению Мейера, в древнем мире были такие великие культуры, по сравнению с которыми последующие времена представляют собой лишь возврат к прошлому. В античной философии оправдание партикуляризма находим у Платона. Так, в «Государстве» Платон саркастически восхваляет Афины за их стойкую ненависть к варварам. Варвары и рабы оценивались как представители иной культуры, чуждой господствующей. Другие народы, «варвары» не воспринимались как идентичные грекам. «Пайдейя» (образованность) мыслилась как родовой признак человечества, в лоно которого могли войти не все народы. С точки зрения идеи партикуляризма, не только сами культуры, но в целом культурные эпохи, представлялись как совершенно автономные, имеющие самостоятельное культурное ядро. Партикуляризм обосновывался тем, что в истории одновременно сосуществуют разные культуры, которые находятся на разных стадиях собственной летописи. На протяжении многих веков партикуляристское сознание противопоставляло Запад и Восток как совершенно обособленные миры. В отличие от сторонников универсализма, которые в многообразии видят преходящий момент, партикуляристы полагают, что целое всегда состоит из многообразия. Н.Я. Данилевский в работе «Россия и Европа» утверждал, что Россия и Европа принадлежат к различным историко-культурным типам. Он выдвинул свою теорию структуры и динамики «культурно-исторических типов» для того, чтобы объяснить гораздо более узкую проблему: почему Европа (Запад) враждебно относится к России? Эта враждебность сохранялась, несмотря на большие жертвы и услуги, которые Россия оказывала Европе. Причину он усматривает в том, что Россия и Европа принадлежат к различным историко-культурным типам. Европа - это поприще романо-германской цивилизации, которая была одной из нескольких великих цивилизаций в человеческой истории. Все народы Данилевский разделяет на три основных класса позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации, или культурно-исторические типы; негативных творцов истории, которые подобно гуннам, монголам и туркам, не создавали великих цивилизаций, но как «божий кнут» способствовали гибели дряхлых умирающих цивилизаций; и, наконец, народов, творческий дух которых по какой-то причине задерживается в своем развитии на ранней стадии. Они представляют собой этнографический материал, используемый творческими народами для оплодотворения и обогащения своих цивилизаций, поскольку не могут стать ни созидательной, ни разрушительной силой в истории. Данилевский видит причины враждебного отношения Европы к России и славянству в том, что Европа уже вступила в период упадка, в то время как славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил. Если европейская цивилизация оказалась двухсоставной - творческой в двух областях: политической и научной, то русско-славянсжя будет трех - или даже четырехсоставной - творческой в четырех областях: религиозной, научной. политико-экономической и эстетической.


Согласно Шпенглеру, культуры обладают внутренней герметичностью, они не слышат друг друга. Каждой культуре присущ строго индивидуальный способ видеть и познавать природу. У каждой культуры - своя специфическая природа, которой не может обладать в точно таком же виде человек другой культуры. Всемирная история - это иллюзия: созданная рационализмом. Культуры гибнут, не передавая ничего друг другу. Они лишены обшей связи и смысла. Универсализм - это мировоззренческая установка на культурный синтез, на «всемирность истории» на «схождение» культур. Сторонники данной концептуальной установки, несмотря на многообразие культур и культурных маршрутов, заинтересованы в постижении общей судьбы человечества убеждены в том, что в культурном «разнотравье» просматривается единая линия, провозвестие общечеловеческой культуры. 1) Универсализм тесно связан с формированием исторического мышления, с истолкованием человечества как реальной соборности. Оно понимается как собирательное понятие, раскрывающее общность народов, населяющих Землю. В истории философии сложилось три специфические версии выражающие отношение к проблеме. Одна из них исходят из того, что человечество существовало всегда, хотя на Земле и жили разные народы. Условное объединение этих народов, их сближение характеризовалось понятием человечества. Вторая версия сводится к историческому пониманию человечества - сложившееся постепенно; в определенное историческое время. Третья версия сводится к тому, что понятие «человечество» вообще бессодержательно, поскольку никакой реальности оно не отражает. Сторонники первой версии склонны истолковывать человечество как некую общность, общую судьбу. Тезис об отсутствии смысла в истории разделяли Сартра и Барта, Пибура и Полпера. В противовес этой концепции Ясперс и выдвинул упоминавшуюся уже нами концепцию «осевого времени», согласно которой в истории существует не только единство, но и отчетливо артикулированные смысл. Человек издавна создавал для себя картину универсума: сначала в виде мифов, затем калейдоскопа божественных деяний. Ясперс исходит из представления, что человечество имеет единые истоки и единый путь развития. Осевое время, по Ясперсу, знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями. Что существовало до осевого времени, пусть даже оно было величественным, воспринимается как нечто дремлющее, непробудившееся. B.C. Соловьев считает, что основание для единства человечества стали положительные, определенным содержание обладающие религии. Универсализм культуры. Среди концепции, основанных на идее универсализма культуры, следует упомянуть концепцию космополитизма, которая сформировалась в Древней Греции. Огромную роль в углублении идеи универсализма культуры сыграло христианство. Мысли о мировом гражданстве оказались влиятельными и в эпоху Возрождения (Данте, Кампанелла). Данте отстаивал идеал мировой монархии. Рациональность (Гердер). - «человеческий рассудок во всяком разнообразии ищет единства», «род человеческий на Земле - это только одна и та же порода людей». Кант рассуждает о схождении судеб народов.