ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.06.2021

Просмотров: 1394

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Человек как индивидуальность в Эпоху Возрождения.

То что принято называть Возрождением, или по – итальянки, Ренессансом, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением идеалов гуманизма. Проводники новой культуры называли себя гуманистами. Истинный гуманизм провозглашает право человека на свободу, счастье, признает благо человека основой социального устройства, утверждает принципы равенства, справедливости, человечности в отношениях между людьми и освобождает их от религиозных пут. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Наслаждение земным бытием – это непременная часть культуры Возрождения. Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступавшие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей. Началась новая культурная эпоха – эпоха Возрождения, которая фактически означала конец культуры Средневековья.

Ярче всего эпоха Возрождения нашла отражение в философско – эстетическом явлении, называемом гуманизмом. Оно носило ярко выраженный светский характер, противостояло духовному господству церкви, выступало против феодальных привилегий, отстаивая новый, кардинально отличный от средневекового, взгляд на человека и его место в мире. Гуманизм базировался на самом передовом и прогрессивном мировоззрении эпохи, носителем которого выступала ремесленная группа.

В Италии в силу ее социальных и экономических особенностей светские черты идеологии выражены были всегда сильнее, чем в остальной части Европы. И это также, в первую очередь, связанно с городской культурой. Мировоззрение горожан – плод ее побед в антифеодальной борьбе и ее самостоятельного духовного развития. Потребительское отношение к производству, когда еще не прибыль, а человек и его потребности определяют цель последнего , сближает труд с искусством, требует творческого развития мастерства и выбора работы по таланту, выдвигает творческую личность на передовой план. Активное участие в общественной жизни городов, от которого зависел успех как антифеодальной, так и внутри партийной борьбы, широкие гражданские права и часть политических формировали самосознание граждан. Идея свободного человека вела за собой широкие демократические слои в борьбе за эти права. Человек, его свободное развитие становится теперь в центре жизни, к нему устремлено внимание, а не к богу. Человек рожден для деятельности, и проводником ему должен служит разум. Следует отметить, что социально – экономические изменения привели к появлению довольно многочисленного слоя городской интеллигенции. Если в средние века ученые и философы были почти всегда служителями церкви, то теперь появилась прослойка образованных и высококвалифицированных специалистов, непосредственно связанных с наукой и искусством и, как правило, не связанных с церковью. Именно появление этого качественно нового социального слоя и привело к появлению новой культуры, получившей название гуманизма.


Особенность этой ранней буржуазной культуры заключалась в широком использовании античного культурного наследия. Античная, «языческая» культура оказалась ближе и понятней нарождающейся буржуазии, чем культура и идеология феодального общества. С другой стороны, этот возврат к культурному наследию античности ярко свидетельствует о непреходящей ценности культурных достижений. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей.

Но если говорить в целом, то итальянский возрожденческий гуманизм и античный и имели различия. Античный гуманизм более коллективного порядка, а в основе ренессансного лежит индивидуализм в лучшем его понимании: уважение, понимание и любовь не только к массе людей, но и отдельному человеку, мыслящемуся современным.

Возрожденческий индивидуализм породил главную черту культуры эпохи Возрождения – антропоцентризм, который проник во все стороны жизни. Он ярко проявлен и в трактатах гуманистов, переосмысливающих проблему человека и его взаимоотношений с окружающий миром по сравнению со средневековыми установками. Вместо традиционного принижения человека он объявляется высшей ценностью.

Итак, в целом в эпоху Возрождения происходит грандиозный переворот в мироощущении людей. Не случайно, что произошел этот переворот на Итальянской земле после того, как Италия вступила на новый путь в своем экономическом и социальном развитии.

Формирование нового взгляда на Человека и Культуру происходило под воздействием социальных и экономических преобразований.

Вслед за Италией эпоха Возрождения «прокатилась» по большинству стран Европы, оставляя за собой культурные памятники, по сей день признанные гениальными.

Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о сущности общества, о природе человека. Один из главных моментов нового взгляда на общества как суммы независимых друг от друга.

В этой среде возник новый идеал личности, порожденный светскими и классическими устремлениями гуманистического мировоззрения. В гуманистической литературе он получил свое развитие.

Главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком назначении человека, о его достоинстве — dignitas. Он гласил, что человек, наделенный разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой. Это учение основывалось на воззрениях античной философии и также отчасти на средневековой теологической доктрине о том, что человек был сотворен по образу и подобию божьему. (По сути же оно было направлено против христианского аскетизма с его предопределенностью места человека в иерархии). Одним из античных источников этой идеи был диалог Цицерона «О законах».природа, т. е. Бог, вложила в человека элемент небесный и божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум — свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя. К этим великим и бесценным дарам Бог вложил еще в душу человека умеренность, сдержку против страстей и чрезмерных желаний, а также стыд, скромность и стремление заслужить похвалу. Кроме того, Бог внедрил в людей потребность в твердой взаимной связи, которая поддерживает общежитие, правосудие, справедливость, щедрость и любовь, а всем этим человек может заслужить у людей благодарность и похвалу, а у своего творца — благоволение и милосердие. Бог вложил еще в грудь человека способность выдерживать всякий труд, всякое несчастье, всякий удар судьбы, преодолевать всяческие затруднения, побеждать скорбь, не бояться смерти. Он дал человеку крепость, стойкость, твердость, силу, презрение к ничтожным мелочам... Поэтому будь убежден, что человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, но чтобы работать над великим и грандиозным делом. Этим он может, во-первых, угодить Богу и почтить его и, во-вторых, приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье».


Рассуждения на эту тему были любимым предметом гуманистов (Петрарка; Альберти, трактат «О семье», 1433-43, 41; Манетти, трактат «О достоинстве и превосходстве человека», 1451-52; Фичино; Пико делла Мирандола, «Речь о достоинстве человека», 1486)

Все их рассуждения были проникнуты одной главной идеей — преклонением перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство.

В отличие от средневекового и феодального идеала личности (религиозного и сословного), новый идеал, гуманистический имел четко выраженную светскую и социальную ориентацию. Гуманисты, опираясь на древних, отвергают значение происхождения в оценке достоинства человека, которое теперь зависит от его индивидуальных качеств.


Вопрос №13. Общекультурное значение Реформации.

Реформацией принято называть широкое антикатолическое движение за обновление христианства в Европе XYI в., основателями и вождями которого были Мартин Лютер (1483-1546) и Жан Кальвин (1509-1564). Но Реформация была не просто религиозным обновлением, это была глубочайшая трансформация христианской культуры. Итогом этой трансформации явился не только новый вариант христианского вероисповедания — протестантизм, но и новый тип человека с новым отношением к жизни и к самому себе. Именно этот тип человека стал движущей силой бурного развития западноевропейской цивилизации. Реформация изменила смысловой мир христианства и заложила основы христианской культуры нового типа. В этой обновленной культуре надмирная христианская духовность выступила как смысловая основа новой трудовой этики и стала вдохновляющей силой рационально-практического преобразования мира (См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // ВеберМ. Избр. произведения. М., 1990; Соловьев Э. Ю. Время и дело Мартина Лютера //Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991). Именно страны, пошедшие по пути Реформации, достигли наибольших успехов в деле развития цивилизации.Реформация стала духовным ответом на вызов, брошенный человеческому духу социально-экономической и культурной ситуацией XVI века. Поэтому обратимся вначале к тому контексту, в котором вызревали истоки новой культуры.

1. Культурно-исторические условия и предпосылки РеформацииКатолическая культура западноевропейского Средневековья была своеобразным компромиссом между греховными условиями «мира» и надмирным максимализмом Духа. Жизнь мирянина была исполнена повседневной мирской заботы, не имевшей ни малейшего отношения с спасению души. Однако считалось, что церковь в силу религиозных заслуг своих святых накапливает больше благодати, чем это нужно для спасения признанных праведников. И это избыточное количество благодати церковь дарует мирянам, но не всем, а тем, кто в своей мирской жизни придерживается религиозных правил и поддерживает усилия церкви по спасению всего мира. Правда, в реальной жизни оказывалось, что поддержка церковных усилий вовсе не обязательно требовала высокой личной нравственности. Благодать и спасение можно было «заработать» паломничеством, участием в крестовом походе или просто имущественным или денежным пожертвованием на нужды церкви. Иными словами, совершался своего рода обмен благ земных на блага небесные.Пока в Европе господствовали феодальные традиции, этот обмен удерживался в определенных рамках и не нарушал стабильность общества, но ситуация резко изменилась с расширением сферы товарно-денежных отношений. Папы и гигантский аппарат церкви почувствовали возможность невиданного обогащения, продавая отпущения грехов за деньги. Эти «отпущения», изложенные в письменном виде, назывались индульгенциями, и специальные представители церкви вовсю торговали ими в общественных местах. Можно было купить индульгенцию, прощающую самое страшное преступление. Это. безусловно, не могло спасти попавшегося преступника от мирского суда, но заранее обеспечивало небесное прощение соответствующего греха (или многих грехов — все зависело от уплаченной суммы).Продажа индульгенций была одним из самых доходных промыслов, но она подрывала авторитет церкви. Более того, она фактически лишала смысловой перспективы тех, кто честно трудился в новых областях жизни. С точки зрения традиционной этики их деятельность носила оттенок греховности, но честное предпринимательство не оставляло возможности для «денежного выкупа» грехов, в то время как богатый разбойник или феодал, пользующийся имеющейся у него властью имели и больше денег и больше заслуг перед церковью, а значит, и перед самим Богом. «Нравственное значение труда не ценилось уже совершенно, и оставалась лишь точка зрения возможно более легкой и значительной наживы» {Бецольд Ф. История Реформации в Германии. Т. 1. Спб., 1900. С. 86.— Цит. по: Соловьев Э. Ю. Время и дело Мартина Лютера //Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991. С. 69).Дело, таким образом, было вовсе не в продаже индульгенций — эта продажа лишь обнажила духовный кризис. Отсюда — распространенность апокалиптических настроений среди «третьего сословия» той эпохи (Апокалипсис - завершающая книга Нового Завета, символически описывающая конец света и второе пришествие Христа). Этот кризис особенно затронул Германию, которая в силу своей раздробленности подвергалась особенно сильным поборам со стороны единой и могущественной католической церкви. «Немецкая бюргерская культура начала XVI века проникнута ощущением «конца времен», хрупкости жизни, бренности и даже ничтожества человеческого существования» (Соловьев Э. Ю. Время и дело Мартина Лютера //Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991. С. 64). Именно в этих условиях и выступил со своей проповедь Мартин Лютер — выходец из бюргерской семьи, ставший монахом и ученым богословом.2. Духовная революция Мартина ЛютераНовые идеи созревали у Лютера долго и трудно, ибо разрыв с традицией для него, человека глубоко верующего, был горек и мучителен. И даже когда он начал открыто высказывать свои идеи, он вовсе не ожидал, что они сразу же станут центром мощного духовного и общественного движения, захватившего большую часть Германии и далее распространившегося по всей Европе. Все началось с тезисов, которые Лютер 31 октября 1517г. вывесил для обсуждения на воротах Виттенбергской церкви. Тезисы доказывали, что сама по себе покупка индульгенции не может примирить грешника с Богом, для этого требуется внутреннее раскаяние. Тезисы еще не были разрывом с властью папы. они еще вписывались в традицию, но дальнейшие события показали, что высказана только малая толика того, что выражало настроение не только Лютера, но и самых широких общественных слоев. «Современникам поступок Лютера казался более важным и богатым последствиями, чем ему самому. До сих пор подобные вопросы обсуждались только в кабинетах ученых — теперь они были отданы на суд толпы. Это ошеломляло, возбуждало восторг; казалось, свежая струя воздуха проникла в невыносимо душную атмосферу, в которой задыхалось тогдашнее общество. Все вздохнули свободнее и разом заговорили» (Порозовская Б. Д. Мартин Лютер //Ян Гу с. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола:Биогр. очерки. М., 1995. С. 84). Так началась Реформация.Реформация выражала не только духовные интересы — она была выгодна и князьям, освобождавшимся от властной и обременительной опеки церкви. Поэтому Лютер нашел себе союзников и среди сильных мира сего. Без этого совпадения интересов успех Реформации никогда не был бы таким быстрым и очевидным, но все же ее истинный смысл лежит не в утилитарно-прагматической, а в духовно-нравственной сфере.Во-первых, Лютер категорически отвергает идею спасения в силу каких бы то ни было заслуг. На первый згляд это звучит странно, ибо если нравственность не ценит заслуги, то она. как кажется, открывает дорогу вседозволенности. Однако на самом деле все гораздо тоньше и сложнее. Всегда остается опасность чисто внешней оценки «заслуг» при забвении скрытых от посторонних глаз внутренних мотивов, а именно последние и определяют нравственность человека. А если заслуги будут оценены Богом, то не слишком ли самонадеян человек, пытающийся предугадать божественную оценку его заслуг и думающий, что они перевесят его грехи?Лютер (а за ним в этом вопросе идет весь протестантизм) исходит из того, что человеческая природа столь основательно повреждена грехопадением, что никакие религиозные заслуги не могут приблизить - человека к спасению. По Лютеру спастись можно только верой в искупительную жертву Христа. Причем эта вера есть не личная заслуга, а проявление божественной милости — избранности к спасению: по настоящему веруют лишь те, кого Бог избрал для спасения (Лютер М. О рабстве воли //Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987. С. 327-328). , Поскольку все одинаково испорчены, Лютер (а за ним и весь протестантизм) устраняет догматическое различение священников и мирян: каждый верующий имеет «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение (принцип всеобщего священства). Священник в протестантизме лишен права исповедовать и отпускать грехи, он нанимается общиной верующих и подотчетен ей.И, наконец, Лютер провозгласил Библию последней инстанцией в делах веры. До Реформации Священное Писание издавалось исключительно на латыни и было фактически недоступно основной массе верующих. Посредником между людьми и Откровением Бога, изложенным в Библии, выступала церковь, которая трактовала Библию в соответствии со священным преданием. В результате последней инстанцией для верующего становилось решение папы. Отвергая (в отличие от католичества и православия) священное предание и власть папы, протестантизм провозгласил Библию единственным источником вероучения. А поскольку все одинаково поражены первородным грехом, то нет и не может быть особой группы людей, обладающих исключительным правом говорить от имени Священного Писания. Лютер впервые перевел Библию на немецкий язык и провозгласил ее изучение и толкование первейшей обязанностью каждого верующего. Было ликвидировано монашество (сам Лютер сбросил монашеский сан и женился на бывшей монашке), упрощено богослужение (оно было сведено к проповеди), отменено почитание икон.3. Духовные основы новой морали: Труд как ^мирская аскеза» Итак, человек спасается только верой, а не внешним исполнением религиозных заповедей. В самой по себе формулировке этого принципа нет ничего нового, она присутствует уже в Новом Завете, в посланиях апостола Павла. Коренное отличие от средневекового католичества состояло в понимании того, как проявляется и реализуется подлинная вера. Подлинная протестантская вера реализует себя не в специфических религиозных усилиях, а в земном служении людям через добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей. И важен здесь не сам по себе результат, а именно упорство в исполнении своего долга, вдохновляемого евангельскими заповедями. Рационально осмысленное практическое служение людям здесь обретает то высокое значение, какое раньше имело лишь религиозно-культовое служение Богу. Об этом недвусмысленно говорит сам Лютер: «Если ты спросишь последнюю служанку, зачем она убирает дом, моет клозет, доит коров, то она может ответить: я знаю, что моя работа угодна Богу, о чем мне известно из его слов и наказа» При этом религиозное (спасительное) значение имеет не сам по себе труд, а внутренняя вера.Но и вера сама по себе есть не личная заслуга, а свидетельство избранности ко спасению: по настоящему веруют лишь те, кого Бог избрал для спасения. А это значит, что протестантизм с самого начала отверг всякого рода самообман, связанный с имитацией подлинной веры и последующим самоуспокоением. Внутренней верой, добрыми делами и упорным честным трудом протестант должен не «заслуживать», а непрерывно подтверждать свою изначальную спасенность. Но если это ему удается, то он обретает уверенность в спасении. Такая уверенность придает ему внутренние силы, но она изначально лишена самодовольства, которое может быть порождено заслугой: спасение заслужить невозможно, оно дается лишь по неизреченной милости Божией. Этот психологический момент очень тонко подмечен Лютером: «Что касается меня, то признаюсь: если бы это и было возможно, я не хотел бы обладать свободной волей или иметь в своей власти нечто, при помощи чего я мог бы стремиться к спасению. (...) Ведь если бы я даже и жил вечно, и трудился, моя совесть никогда не могла бы быть спокойна, что я сделал столько, сколько надо, чтобы было достаточно. После завершения каждого дела оставалась бы червоточина: нравится оно Богу, или же сверх этого Ему требуется что-то еще» Но если спасение не зависит от человека, то как же быть с тем, что человек есть личность, обладающая свободой воли? Здесь мы подошли к самой парадоксальной черте протестантизма.4.Свобода и разум в протестантской культуре Лютер, и вслед за ним Кальвин, отрицают свободу человека применительно к вопросам спасения и нравственного самоопределения. «.-Воля человеческая находится где-то посередине между Богом и сатаной, словно вьючный скот. Если завладеет человеком Господь, он охотно пойдет туда, куда Господь пожелает...; если же владеет им сатана, он охотно пойдет туда, куда сатана пожелает. И нет у него никакой воли бежать к одному из этих ездоков или стремиться к ним, но сами ездоки борются за то, чтобы удержать его и завладеть им»; Свободная воля без Божьей благодати... неизменно оказывается пленницей и рабыней зла потому что сама по себе она не может обратиться к добру. Но это вовсе не означает, что человек начисто лишен свободы. Он становится свободным, когда приобщается к Божественной благодати, а симптомом этого приобщения является вера, выражающаяся в следовании божьим заповедям на земном поприще. Протестант ощущает себя как бы членом незримой армии господних избранников, через которых Бог осуществляет свой замысел. Но это избранничество без гордыни, ибо у верующего нет собственной свободной воли: он свободен лишь постольку, поскольку его воля принадлежит Богу. Кроме того, у человека нет самостоятельной свободной воли лишь по отношению к вопросам божественным. Что касается практических земных дел, то здесь все отдано во власть человека: «...У человека, пишет Лютер, — нет свободы воли по отношению к тому, что выше его, а есть по отношению к тому, что ниже его» (Там же. С. 336). Позднее Кальвин по этому поводу скажет: «Человек удостоен исключительной чести — такой, которую невозможно переоценить. Как представитель Бога смертный человек исполняет власть над миром, как если бы она принадлежала ему по праву...» Протестант чувствует себя как бы членом незримой армии господних избранников, через которых Бог реализует свой замысел. Но это избранничество без гордыни, ибо у верующего нет собственной, независимой от Бога свободной воли: он свободен лишь постольку, поскольку его воля принадлежит Богу.В лютеровских работах тезис о предопределении и отрицание свободы воли присутствовал как один из моментов учения, но в проповеди Кальвина этот момент выдвинулся на первое место. Кальвин стремился придать протестантизму суровый облик своего рода « монашества в миру» и взялся за руководство практическим воплощение протестантской этики в повседневную жизнь города Женевы Лютер, освободив церковь от власти папы, не избежал ее зависимости от государства. Кальвин же осуществил принцип независимости церковной общины от государства. Более того, руководители этой общины (а первым ид них был сам Кальвин) обретали значительную власть над своими прихожанами (хотя проповедник и избирался общиной, она не могла легко сместить его, если только не было налицо явного преступления).Кальвин стал фактическим правителем Женевы, целиком подчинив себе консисторию (выборный церковный совет старейшин). Были введены суровые законы, направленные против малейшего нарушения норм протестантской нравственности. Правда, консистория могла налагать лишь церковные наказания, но она могла и передать осужденного гражданским властям, которые уже не были стеснены в выборе средств. Женева утратила свой прежний веселый и вольнодумный облик. «Богатые и бедные, мужчины и женщины должны были по первому требованию предстать перед грозным трибуналом и за малейшее нечаянно сорвавшееся вольное слово, за улыбку некстати, во время проповеди, за слишком нарядный костюм, за завитые волосы выслушивали гневные выговоры, выставлялись у позорного столба, подвергались церковному отлучению, штрафам, тюремному заключению. Всякое оскорбление божественного имени считалось преступлением, наказуемым гражданскими властями. Под эту категорию можно было подвести все, что угодно, — и найденный при обыске какой-нибудь предмет прежнего католического культа..., и неуважительное отношение к проповеднику. В 1553 году Кальвин сжег на костре вольнодумца Сер-вета, который бежал в Женеву, преследуемый католической инквизицией, но не угодил и фанатикам новой веры.Однако история полна парадоксов, и именно протестантизм (и особенно его кальвинистский вариант) стал духовной основой уважительного отношения к свободе индивидуального человека. Здесь сработали изначальные смысловые основы протестантизма.Во-первых, отрицая свободу человека как духовный феномен, протестантизм фактически обосновывал необходимость этой свободы как явления практической и гражданской жизни. Воля человека духовно несамостоятельна, несвободна, она должна быть целиком подчинена воле Божьей. Но волю Бога можно узнать только из Священного Писания, и здесь отдельный верующий и община в целом могут полагаться не на некие высшие и изначально данные церковные авторитеты, а лишь на доводы собственного разума. Человек есть лишь орудие в руках Божьих, но волю Бога человек узнает лишь путем самостоятельного размышления над Писанием. Отрицание свободы воли на богословско-философском уровне оборачивается утверждением практической свободы человека и в делах мира и в делах церкви.Так, например, практика кальвинизма вовсе не обернулась тоталитаризмом, как можно было предположить, исходя из женевского опыта времен Кальвина. Дело в том, что кальвинизм при всей внутренней духовной дисциплине отстаивает свободу церковной общины в делах веры (проповедник есть только избираемое лицо) и независимость этой общины от государства. Именно эта независимость и самоопределяемость сплоченной церковной общины послужила основой для быстрого оформления институтов гражданского общества, ставшего основой западно-европейского пути развития. Гражданское общество не только не зависит от государства, но и контролирует его, превращая его в правовое государство, защищающее интересы своих граждан.Аналогичным образом обстоит ситуация и с отношением к разуму. В свое время Лютер называл разум «потаскухой дьявола», но это было лишь осуждением гордыни разума, претендующего на независимость от Божественной воли и заповедей Писания. Но если речь идет об исполнении заветов Писания, то они реализуются не в ходе мистического соединения с Богом (протестантизм категорически отрицает всякую мистику) а в ходе рационально организованной практической деятельности. Более того, само истолкование Писания отдано во власть человеческого разума, ибо у человека нет другого способа узнать волю Бога, кроме как через чтение Библии. А поскольку человек истолковывает Библию с помощью собственного рассуждения, то тезис об абсолютном авторитете Библии оказывается оправданием разума.Таким образом, в протестантизме истина веры оказывается неотделимой от работы разума, а дело веры (честный труд как «мирская аскеза») становится практическим делом разума. Именно человеческому разуму отдано толкование веры и полное руководство ее практической реализацией. Тем самым протестантизм дал мощный импульс к рационализации всех видов деятельности и созданию науки Нового времени


Вопрос №14. Просветительская модель культуры («проект модерна»)

Складывается классическая модель европейской культуры. «Классический период». Это эпоха буржуазных революций. Эти революции – воинствующие атеисты. Критика феодальной идеологии, в том числе и религиозной.3 страны: Англия, Франция, Германия. Революционные поиски в этих странах повлияли на их культуру.1688 г. революция в Англии. Компромисс между аристократией и буржуазией. 1789 г. – Франция (также 1830 и 1848). Германия – раздробленное государство. Объединение земель в 1781 году декретом Бисмарка. Неравномерность, разные типы.Англия: эмпиризм_промышленная революция, техническая, научная (Джон Локк, Бэкон, Гобс)Франция развивает просветительский рационализм. В сфере национальной философии – идеалисты (Вольтер, Дидро, Ламетри). В основе просветительского рационализма – политическая революция. Раньше – власть от Бога, теперь от народа.Германия. Духовная революция в мышлении (способ и содержание изменены). Кант, Фихте – субъективные идеалисты, Шеллинг и Гегель – объективные идеалисты, Фейербах – материалист. В рамках французского рационализма в немецкой философии сформировался ПРОЭКТ МОДЕРНА.

Основные идеи программы:

  1. Эпоха просвещения базируется на 2-х программах:

а) идея разума как главной исторической силы – движущая сила исторического прогресса.

б) идея бесконечного прогресса человеческого рода.

Если разум главная сила, то необходимо установить господство во всех сферах бытия: природа, человеческое общество, сам человек.

Наука – рациональное описание природы. Право – власть над обществом. Мораль – господство над человеком. Везде устанавливаются разумные пределы.

  1. Критика самой действительности (разум – высший оратор)

  2. Чтобы не злоупотреблять разумом – нужна мораль (практическая задача)

  3. Подлинный носитель такого разума – просвещенный человек_научить разум действовать самостоятельно. Кант: «Мы живем в век Просвещения, но мы еще не в просвещенном веке».

  4. Всё, что не является разумным – исключается из сферы действия. Культура=разуму

  5. Разумность – это человеческое в человеке. Разионализм=гуманизму. Человек – разум, тождество.

  6. Разумность понимается как история. История разума – от варварства к культуре.

История разума – 2 линии

  1. Развитие общества.

  2. Развитие индивида

Задача просвещения подать разум. Метод – воспитание. Существуют два порядка в философии – порядок вещей и порядок идей. Порядок вещей (природа) – объективный, порядок идей – субъективный.

В эпоху Просвещения 2 модели:

  1. Чтобы изменить порядок идей, нужно изменить порядок идей. Революция, но она не затрагивает духовность

  2. Поэтому сначала нужно изменить порядок идей. От индивида к социуму.

Воспитание по Канту. 3 вида:

  1. Школьно-механическое образование (воспитание природных способностей)

  2. Разумное воспитание – постановка целей. Кант предлагает использовать сократический метод.

  3. Моральное воспитание. Внутренняя дисциплина – без нее нет морали.


Кант выделяет еще 2 проблемы воспитания:

  1. Воспитание культуры природы в человеке

  2. Трудовое воспитание

Кант пишет, что воспитание надо не для настоящего, а для будущего.

Лессинг затронул проблему воспитания в книге «О воспитании человеческого рода», Гердер «Еще одна философия для воспитания человеческого рода».

У Лессинга воспитатель – Бог.

Для парадигмы культуры важны 3 принципа – рационализм, гуманизм, историзм.

Возникают натуралистические модели культуры – критика культуры, общества с позиции определенных идеалов.

Идеалистическая модель культуры. 3 модели:

  1. Кант. Этическая модель: идеал культуры – мораль.

  2. Шиллер. Эстетическая модель: искусство ответственно за культуру.

  3. Гносеологическая модель: наука – ядро культуры.


Вопрос №15. Культурологические взгляды Ж.-Ж. Руссо

Если представить в общем французское Просвещение - ярко выраженный политический инстинкт. Францию объединяют общество и государство. Интерес не к индивиду, а к целому обществу, Современные государства не достигли общей цивилизованности. Цель - объединение государства и индивида. Это способен сделать человеческий разум. Прежние государства пренебрегали своими индивидами. У просветителей цель - достижение счастья Эвдиманизм (стремление к счастью). Разум как инструмент культуры, является средством в руках природы. Стремление к счастью - инстинкт данный природой. Чтобы его достичь, нужна культура нужен разум. Разум - инструмент природы. Подлинное счастье в подлинном государстве. Образование=значению = мудрости.

Руссо выступает против просветительской установки. Чувство, душа - тоже великие силы. Внутренняя целостность. Счастье в нас самих. Гармония разума и души. Человек должен примириться с собой. Руссо - родоначальник сентиментализма в искусстве. Работа «Способствовало ли становление или ухудшение науки и искусств улучшению нравов» 1741г. Критика современности. Прогресс искусств регресс морали. Руссо выделяет 3 элемента культуры: наука, искусство, мораль. Противопоставляет науку - искусством, a искусствo - морали. Этому способствуют: 1) Общефилософский аспект. Наука и искусство рассудочны, не дают проявлению чувств. В эпоху Руссо - искусство классицизма (искусство богатых). 2) Антропологический аспект. Науку и искусство формируют одаренные люди. Их мало. Ученым стать можно. Способность творить - от природы. 3) Социальный аспект. Результаты науки и искусства принадлежат богатым, они аристократичны, на другом конце - мрак. Мораль, голос совести - врожденное. Усиления влияния искусства и наук - усыпляется голос совести.

Формы отчуждения по Руссо: 1) Политическое отчуждение. Имеющие власть выдают свой интерес за всеобщим (бюрократия). 2) Социально-экономическое отчуждение. Разное отношение к собственности. У одних всё, у других - ничего. 3) Моральное отчуждение. Человек чтобы достичь блага, заглушает внутренний голос. Себялюбие - гордость, достоинство, гармония с собой. Самолюбие - зависимость от внешней оценки, внутренней опустошенности. 4) Психологическое отчуждение. Следствие морального. Человек в себе, не может ни с кем общаться. 5) Общекультурное - Науки и искусства прогрессируют, но порождают моральное оскудение. Руссо говорит, что все эти формы отчуждения идут от состояния неравенства. Цель - достижение равенства.