ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.06.2021

Просмотров: 552

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В аспекте социальной политики социальные группы целесо­образно подразделить на статистические и реальные.

Для типологии реальных социальных групп используются два основных подхода — социально - экономический, а точнее политэкономический, и стратификационный.

Социально - экономический подход основан на оценке выше­указанных реальных отношений, характеристики которых при­ведены ниже.

Власть, как социальным феномен имеет множество тракто­вок.

1. Власть — это способ социального субъекта в своих интересах распределять цели и направлять деятельность других социальных субъектов (безотносительно к их интересам); распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами обще­ства; формировать и навязывать правила и нормы поведения (ус­тановление запретов и предписаний); предоставлять полномочия, услуги, привилегии.

2. Власть — это способ обеспечения социальной устойчивости общества. Во властных отношениях находятся социальные си­лы, господствующие в обществе, и остальное население как подчиненные.

Представляется, что второе определение более емко приме­нительно к социальной политике, поскольку основополагаю­щими в нем выступают структурные отношения (властное не­равенство). В первой же акцент сделан на отдель­ных функциях власти.

Соответственно, социальные группы, подразделяются на господствующие и подчиненные. До­ступность (реальность) участия во власти той или иной соци­альной группы — важное общественное условие, определяющее (наряду с другими) общественное положение социальных групп, классов, общностей.

Собственность - это основное экономическое отношение между индивидуальными и групповыми участниками процесса производст­ва, опосредованное их отношениями к средствам производства, один из важнейших социальных институтов. Формы собственно­сти разнообразны: частная, групповая, общественная и др.

По отношениям собственности социальные группы подразде­ляются на владельцев средств производства (собственников, хозяев) и не имеющих средств производства (наемных работников). Собственность реально раскрывает процессы распоряжения, владения ею, присвоения ее, феномены бедности и богатства.

Типы стратификационных социальных групп относятся к так называемым идеальным типам. Идеальный тип предпо­лагает заведомое упрощение (идеализацию), снижение слож­ности и многообразия критериев, характеризующих социаль­ную группу.

Для описания социальной структуры в свете стратификаци­онного подхода могут быть использованы следующие типы ре­альных социальных группировок,

Физико - генетический, в основе которого лежит дифференци­ация социальных групп по «естественным», социально-демо­графическим признакам (половым, возрастным, физических качеств — силы, красоты, ловкости). Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, что закрепляется в обыча­ях, ритуалах и т.п. К таким социальным группам относятся де­ти, старики, женщины, молодежь.


Социально - профессиональный, который дифференцирует со­циальные группы по содержанию и условиям труда. Социаль­но-профессиональные группы выделяются в социальной структуре параметром профессиональной принадлежности, как существенно значимым для формирования и воспроизведения общественного положения группы.

Сословный тип основан на дифференцировании социальных групп по обязанностям перед государством, закрепленным пу­тем правового оформления. Принадлежность к сословию пере­дается по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы. Например, в дореволюционной России выде­лялись следующие сословия: дворянство, духовенство, мещане.

Этакратический тип предполагает дифференциацию соци­альных групп прежде всего по их положению во властно-госу­дарственных иерархиях (политических, военных, хозяйствен­ных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны по­лучать, занимая властные позиции. Степень материального бла­гополучия, стиль жизни социальных групп, как и их престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы имеют в соответствующих властных иерархиях. Дифференциа­ция находится под контролем государственной бюрократии. Ие­рархии могут закрепляться формально - юридически — посредст­вом чиновничьих табелей о рангах, военных уставов, присвоения категорий государственным учреждениям, но могут оставаться и вне сферы правового регулировании. Примеры: советская партноменклатура, современная российская бюрократия.

Культурно-символический тип дифференцирует социальные группы по различиям доступа к социально значимой инфор­мации, по возможностям и способностям фильтровать и интерпретировать эту информацию, быть носителями сакраль­ного знания (мистического или научного). Примеры социаль­ных групп: служители церкви, ученые, технократы, партий­ные идеологи.

Культурно-нормативный тип использует дифференциацию социальных групп исходя из категорий уважения и престижа, из сравнении образов жизни и норм поведения. Примеры: «элита», «аристократия», «социальное дно».

Следует отметить, что в основе каждого из вышеприведен­ных типов лежат различии, принятые за основополагающие и социальном неравенстве социальных групп именно в этом ти­пе. Все прочие различия, признанные главными для социаль­ных групп в других типах, играют второстепенную роль.

Типы социальных группировок надо рассматривать, не допу­скам абсолютизации, учитывая их взаимодополняемость по многим параметрам.

«Институт» (от латинского — установление) — понятие, ис­пользуемое для обозначения устойчивого комплекса формаль­ных и неформальных правил, принципов, норм, установок, ре­гулирующих различные сферы человеческой деятельности, и организующих их и систему ролей и статусов.


Социальные институты — это элементы социальной структуры общества, представляющие собой относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организует­ся общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений Iв рамках социальной организации общества.

Изучение институтов, как отмечал Г.Спенсер, есть изучение строения и развития общества, анализ его возникновения, роста, изменении, сломов.

Важное значение для понимания сущности социальных институтов и их функционирования имеют категории «социаль­ная норма» и «социальный обмен».

Социальная норма – это общее правило, введенное в абстракт­ную модель взаимодействия участников общественных отношений и таким образом позволяющее им вступать регулярно и едино­образно в данные взаимодействия. Возникновение и функциони­рование таких норм, их место в социально-политической орга­низации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Социальные взаи­модействия осуществляются не между изолированными инди­видами, но между членами общества, объединенными в соци­альные группы, слои, общности.

Институциализированные социальные нормы относительно стабильны. При закреплении в праве они носят общеобязатель­ный характер. По мере расхождения с изменившимися соци­альными условиями регулятивная функция этих норм стано­вится менее эффективной, ослабевает или исчезает. В этой си­туации возникают новые социальные нормы.

Социальный обмен — это обмен между членами общества, его организациями и сферами, находящимися в различных структур­ных позициях (политических, экономических, культурных и т.д.). Социальный институциализированпый обмен отличен от индивидуального обмена между людьми, поскольку не содер­жит личностной компоненты.

Каждый социальный институт характеризуется определен­ным набором норм, которые формализованы, представлены, как правило, в знаковых формах (регламентирующих докумен­тах). На их основе и производится социальный обмен.

Социальные институты в развитых, высоко институциализированиых обществах многообразны, по мере развития общест­ва они развиваются и усложняются. К социальным институтам в современном обществе относятся государство, политические партии и движения, институты семьи, образования, охраны здоровья, материнства и детства, духовного развития, досуга, отдыха, обеспечения безопасности членов общества и др. Обра­зуя систему, социальные институты обусловливают функцио­нирование социального организма - общества.

В большинстве случаев социальные институты являются исторически сложившимися формами организации совместной деятельности людей, в ходе которой приобретают определен­ную устойчивость экономические, политические, правовые, нравственные и иные отношения. Они обеспечивают преемст­венность в использовании общечеловеческих ценностей в культуре, науке, а также технических достижений, в передаче навыков и норм социального поведения, в социальной интег­рации.


Внешними атрибутами социальных институтов являются со­ответствующие организации, учреждения и предприятия, функционирующие в системе управленческих отношений.

Определяющим условием появления социальных институтов выступают социальные потребности. Социальные потребности - это потребности особого вида, удовлетворение которых необ­ходимо для поддержания жизнедеятельности социальной личнос­ти, социальных групп, общества в целом. Это потребности в тру­довой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, т.е. во всем, что является продуктом обще­ственной жизни. В широком смысле удовлетворение социаль­ных потребностей обеспечивает равновесие состояния системы «субъект — среда». Социальные потребности можно подразде­лить на четыре группы:

- жизненно важные для социального субъекта потребности, неудовлетворение которых приводит к ликвидации социально­го субъекта или революционному преобразованию социального института, в рамках которого происходит это удовлетворение;

- потребности, удовлетворение которых обеспечивает функционирование социального субъекта на уровне социальных норм, а также позволяет осуществляться эволюционному раз­витию социальных институтов;

- потребности, удовлетворение которых происходит на уровне минимальных социальных норм, что обеспечивает сохранение социального субъекта, но не его развитие;

- потребности, удовлетворение которых обеспечивает ком­фортные (для данных социокультурного пространства и соци­ального времени) условия функционирования и развития.

Масштаб сопельных потребностей ограничен характером и уровнем развития общественного производства, спецификой производственных отношений и социокультурной среды, наци­ональными и историческими традициями. Поэтому важнейшая потребность для социальных групп — это потребность в посто­янном расширении сфер деятельности и соответствующем преобразовании окружающей среды и общественных отношений.

Потребности социальных групп характеризуются; массовидностью проявлений; устойчивостью во времени и пространст­ве; инвариативностыо в специфических условиях жизнедея­тельности членов социальных групп; взаимосопряженностью. Сопряженность потребностей состоит в том, что возникнове­ние и удовлетворение одной влечет за собой комплекс других потребностей, что обусловливаем образование длиннейших це­пей, переходящих одна в другую. Например, удовлетворение людей в жилье повлечет за собой необходимость в удовлетворе­нии их предметами социально-бытового назначении. Это в свою очередь породит потребность производства соответству­ющих товаров и услуг, что вызовет необходимость разработки технологий, создания или расширения предприятий, произво­дящих данную продукцию, а, значит, появления рабочих мест, потребность в специалистах.


Социальные потребности имеют существенные отличия от личностных потребностей (запросов) индивида. Удовлетворе­ние последних не несет каких-либо социальных последствий в масштабах общества. Социальные потребности удовлетворя­ются организационными усилиями членов общества посредст­вом социальных институтов. Удовлетворение потребностей обеспечивает социальную стабильность и общественный про­гресс, неудовлетворение порождает социальные конфликты и несёт угрозу социальной безопасности.

Таким образом, социальные институты являются ведущими компонентами социальной структуры общества, интегрирующими и координирующими множество действий членов общества, социальных групп, упорядочивающими социальные отношения в различных сферах общественной жизни.

Знание социальной структуры общества, роли и места в ней социальных групп и социальных институтов является основополагающим фактором определения субъектов и объектов социальной политики, её целей, приоритетов, технологий.


Тема 4. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследований

4.1 Метод социальной диалектики.

4.2 Общенаучные методы исследования.

4.3 Системный анализ социально-экономических и политических процессов.


Метод социальной диалектики – осмысление явлений общественной жизни в системе основных понятий и категорий диалектики. Можно выделить внутренние прямые и обратные связи между элементами этих процессов, а также внешние связи с другими общественными процессами.

Системный подход к переменным уровня развития национальной экономики обнаруживает серьезные противоречия в критериях. Наиболее часто в качестве критериев называют либо повышение органического строения капитала, либо рост доли обрабатывающей промышленности, либо ускоренные темпы роста третичного секто­ра, производящего предметы роскоши, чему способствует техноло­гия, высвобождающая все больше ресурсов. Это отражает всеобщий, вневременной и внестадиальный, количественный показатель уров­ня развития. Повышение органического строения капитала и рост доли обрабатывающей промышленности может служить одним из показателей уровня развития на его индустриальной стадии; ускоре­ние темпов роста третичного сектора также не является универсаль­ным показателем уровня развития и присуще определенной стадии развития. Увлечение экономистов количественными показателями и ана­лизом устойчивых, статичных состояний ограничивает возможно­сти более глубокого исследования социально-экономических про­цессов.

Целостная система — это объединение элементов (систем низ­ших рангов), обладающих способностью вступать в устойчивое взаимодействие, при котором образуются новые структуры (це­лостные системы), характеризующиеся стремлением к самосохра­нению по содержанию и к самоповторению по форме. Система, приобретающая свойства самосохранения, становится не только устойчивой, но, что более важно, и развивающейся (приобретает способность к эволюции).