ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.06.2021
Просмотров: 552
Скачиваний: 1
В аспекте социальной политики социальные группы целесообразно подразделить на статистические и реальные.
Для типологии реальных социальных групп используются два основных подхода — социально - экономический, а точнее политэкономический, и стратификационный.
Социально - экономический подход основан на оценке вышеуказанных реальных отношений, характеристики которых приведены ниже.
Власть, как социальным феномен имеет множество трактовок.
1. Власть — это способ социального субъекта в своих интересах распределять цели и направлять деятельность других социальных субъектов (безотносительно к их интересам); распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества; формировать и навязывать правила и нормы поведения (установление запретов и предписаний); предоставлять полномочия, услуги, привилегии.
2. Власть — это способ обеспечения социальной устойчивости общества. Во властных отношениях находятся социальные силы, господствующие в обществе, и остальное население как подчиненные.
Представляется, что второе определение более емко применительно к социальной политике, поскольку основополагающими в нем выступают структурные отношения (властное неравенство). В первой же акцент сделан на отдельных функциях власти.
Соответственно, социальные группы, подразделяются на господствующие и подчиненные. Доступность (реальность) участия во власти той или иной социальной группы — важное общественное условие, определяющее (наряду с другими) общественное положение социальных групп, классов, общностей.
Собственность - это основное экономическое отношение между индивидуальными и групповыми участниками процесса производства, опосредованное их отношениями к средствам производства, один из важнейших социальных институтов. Формы собственности разнообразны: частная, групповая, общественная и др.
По отношениям собственности социальные группы подразделяются на владельцев средств производства (собственников, хозяев) и не имеющих средств производства (наемных работников). Собственность реально раскрывает процессы распоряжения, владения ею, присвоения ее, феномены бедности и богатства.
Типы стратификационных социальных групп относятся к так называемым идеальным типам. Идеальный тип предполагает заведомое упрощение (идеализацию), снижение сложности и многообразия критериев, характеризующих социальную группу.
Для описания социальной структуры в свете стратификационного подхода могут быть использованы следующие типы реальных социальных группировок,
Физико - генетический, в основе которого лежит дифференциация социальных групп по «естественным», социально-демографическим признакам (половым, возрастным, физических качеств — силы, красоты, ловкости). Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, что закрепляется в обычаях, ритуалах и т.п. К таким социальным группам относятся дети, старики, женщины, молодежь.
Социально - профессиональный, который дифференцирует социальные группы по содержанию и условиям труда. Социально-профессиональные группы выделяются в социальной структуре параметром профессиональной принадлежности, как существенно значимым для формирования и воспроизведения общественного положения группы.
Сословный тип основан на дифференцировании социальных групп по обязанностям перед государством, закрепленным путем правового оформления. Принадлежность к сословию передается по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы. Например, в дореволюционной России выделялись следующие сословия: дворянство, духовенство, мещане.
Этакратический тип предполагает дифференциацию социальных групп прежде всего по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны получать, занимая властные позиции. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, как и их престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы имеют в соответствующих властных иерархиях. Дифференциация находится под контролем государственной бюрократии. Иерархии могут закрепляться формально - юридически — посредством чиновничьих табелей о рангах, военных уставов, присвоения категорий государственным учреждениям, но могут оставаться и вне сферы правового регулировании. Примеры: советская партноменклатура, современная российская бюрократия.
Культурно-символический тип дифференцирует социальные группы по различиям доступа к социально значимой информации, по возможностям и способностям фильтровать и интерпретировать эту информацию, быть носителями сакрального знания (мистического или научного). Примеры социальных групп: служители церкви, ученые, технократы, партийные идеологи.
Культурно-нормативный тип использует дифференциацию социальных групп исходя из категорий уважения и престижа, из сравнении образов жизни и норм поведения. Примеры: «элита», «аристократия», «социальное дно».
Следует отметить, что в основе каждого из вышеприведенных типов лежат различии, принятые за основополагающие и социальном неравенстве социальных групп именно в этом типе. Все прочие различия, признанные главными для социальных групп в других типах, играют второстепенную роль.
Типы социальных группировок надо рассматривать, не допускам абсолютизации, учитывая их взаимодополняемость по многим параметрам.
«Институт» (от латинского — установление) — понятие, используемое для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности, и организующих их и систему ролей и статусов.
Социальные институты — это элементы социальной структуры общества, представляющие собой относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений Iв рамках социальной организации общества.
Изучение институтов, как отмечал Г.Спенсер, есть изучение строения и развития общества, анализ его возникновения, роста, изменении, сломов.
Важное значение для понимания сущности социальных институтов и их функционирования имеют категории «социальная норма» и «социальный обмен».
Социальная норма – это общее правило, введенное в абстрактную модель взаимодействия участников общественных отношений и таким образом позволяющее им вступать регулярно и единообразно в данные взаимодействия. Возникновение и функционирование таких норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Социальные взаимодействия осуществляются не между изолированными индивидами, но между членами общества, объединенными в социальные группы, слои, общности.
Институциализированные социальные нормы относительно стабильны. При закреплении в праве они носят общеобязательный характер. По мере расхождения с изменившимися социальными условиями регулятивная функция этих норм становится менее эффективной, ослабевает или исчезает. В этой ситуации возникают новые социальные нормы.
Социальный обмен — это обмен между членами общества, его организациями и сферами, находящимися в различных структурных позициях (политических, экономических, культурных и т.д.). Социальный институциализированпый обмен отличен от индивидуального обмена между людьми, поскольку не содержит личностной компоненты.
Каждый социальный институт характеризуется определенным набором норм, которые формализованы, представлены, как правило, в знаковых формах (регламентирующих документах). На их основе и производится социальный обмен.
Социальные институты в развитых, высоко институциализированиых обществах многообразны, по мере развития общества они развиваются и усложняются. К социальным институтам в современном обществе относятся государство, политические партии и движения, институты семьи, образования, охраны здоровья, материнства и детства, духовного развития, досуга, отдыха, обеспечения безопасности членов общества и др. Образуя систему, социальные институты обусловливают функционирование социального организма - общества.
В большинстве случаев социальные институты являются исторически сложившимися формами организации совместной деятельности людей, в ходе которой приобретают определенную устойчивость экономические, политические, правовые, нравственные и иные отношения. Они обеспечивают преемственность в использовании общечеловеческих ценностей в культуре, науке, а также технических достижений, в передаче навыков и норм социального поведения, в социальной интеграции.
Внешними атрибутами социальных институтов являются соответствующие организации, учреждения и предприятия, функционирующие в системе управленческих отношений.
Определяющим условием появления социальных институтов выступают социальные потребности. Социальные потребности - это потребности особого вида, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизнедеятельности социальной личности, социальных групп, общества в целом. Это потребности в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, т.е. во всем, что является продуктом общественной жизни. В широком смысле удовлетворение социальных потребностей обеспечивает равновесие состояния системы «субъект — среда». Социальные потребности можно подразделить на четыре группы:
- жизненно важные для социального субъекта потребности, неудовлетворение которых приводит к ликвидации социального субъекта или революционному преобразованию социального института, в рамках которого происходит это удовлетворение;
- потребности, удовлетворение которых обеспечивает функционирование социального субъекта на уровне социальных норм, а также позволяет осуществляться эволюционному развитию социальных институтов;
- потребности, удовлетворение которых происходит на уровне минимальных социальных норм, что обеспечивает сохранение социального субъекта, но не его развитие;
- потребности, удовлетворение которых обеспечивает комфортные (для данных социокультурного пространства и социального времени) условия функционирования и развития.
Масштаб сопельных потребностей ограничен характером и уровнем развития общественного производства, спецификой производственных отношений и социокультурной среды, национальными и историческими традициями. Поэтому важнейшая потребность для социальных групп — это потребность в постоянном расширении сфер деятельности и соответствующем преобразовании окружающей среды и общественных отношений.
Потребности социальных групп характеризуются; массовидностью проявлений; устойчивостью во времени и пространстве; инвариативностыо в специфических условиях жизнедеятельности членов социальных групп; взаимосопряженностью. Сопряженность потребностей состоит в том, что возникновение и удовлетворение одной влечет за собой комплекс других потребностей, что обусловливаем образование длиннейших цепей, переходящих одна в другую. Например, удовлетворение людей в жилье повлечет за собой необходимость в удовлетворении их предметами социально-бытового назначении. Это в свою очередь породит потребность производства соответствующих товаров и услуг, что вызовет необходимость разработки технологий, создания или расширения предприятий, производящих данную продукцию, а, значит, появления рабочих мест, потребность в специалистах.
Социальные потребности имеют существенные отличия от личностных потребностей (запросов) индивида. Удовлетворение последних не несет каких-либо социальных последствий в масштабах общества. Социальные потребности удовлетворяются организационными усилиями членов общества посредством социальных институтов. Удовлетворение потребностей обеспечивает социальную стабильность и общественный прогресс, неудовлетворение порождает социальные конфликты и несёт угрозу социальной безопасности.
Таким образом, социальные институты являются ведущими компонентами социальной структуры общества, интегрирующими и координирующими множество действий членов общества, социальных групп, упорядочивающими социальные отношения в различных сферах общественной жизни.
Знание социальной структуры общества, роли и места в ней социальных групп и социальных институтов является основополагающим фактором определения субъектов и объектов социальной политики, её целей, приоритетов, технологий.
Тема 4. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследований
4.1 Метод социальной диалектики.
4.2 Общенаучные методы исследования.
4.3 Системный анализ социально-экономических и политических процессов.
Метод социальной диалектики – осмысление явлений общественной жизни в системе основных понятий и категорий диалектики. Можно выделить внутренние прямые и обратные связи между элементами этих процессов, а также внешние связи с другими общественными процессами.
Системный подход к переменным уровня развития национальной экономики обнаруживает серьезные противоречия в критериях. Наиболее часто в качестве критериев называют либо повышение органического строения капитала, либо рост доли обрабатывающей промышленности, либо ускоренные темпы роста третичного сектора, производящего предметы роскоши, чему способствует технология, высвобождающая все больше ресурсов. Это отражает всеобщий, вневременной и внестадиальный, количественный показатель уровня развития. Повышение органического строения капитала и рост доли обрабатывающей промышленности может служить одним из показателей уровня развития на его индустриальной стадии; ускорение темпов роста третичного сектора также не является универсальным показателем уровня развития и присуще определенной стадии развития. Увлечение экономистов количественными показателями и анализом устойчивых, статичных состояний ограничивает возможности более глубокого исследования социально-экономических процессов.
Целостная система — это объединение элементов (систем низших рангов), обладающих способностью вступать в устойчивое взаимодействие, при котором образуются новые структуры (целостные системы), характеризующиеся стремлением к самосохранению по содержанию и к самоповторению по форме. Система, приобретающая свойства самосохранения, становится не только устойчивой, но, что более важно, и развивающейся (приобретает способность к эволюции).