ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.06.2021

Просмотров: 550

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие есть качественное изменение структуры и функцио­нирования системы, отражающееся на всех без исключения сто­ронах жизни не только экономики, но и каждого индивида и об­щества в целом. Поэтому принципиальным для методологии сис­темного подхода является то, что адекватно отражать уровень развития может лишь качественный показатель, указывающий, насколько экономика выполняет свои функции, главная из кото­рых — удовлетворение материальных, социальных и, духовных по­требностей населения, создание условий для расширенного воспро­изводства и развития человека, проявления его сущностных сил.


Тема 5. Метод сравнительного анализа

5.1 Сравнение как способ познания

5.2 Механизм сравнительного анализа

5.3 Модель взаимодействия

Основа этого метода относительна: сопоставление отдель­ных социальных явлений и процессов с целью обнаружения их сходства и различий. На основе выявленного сходства делается предположительный или достаточно обоснованный вывод, напри­мер об их социальной однородности, более или менее аналогичном содержании, общей направленности их развития и т.д. В этом случае известные данные об одном из сравниваемых явлений или процессов могут быть использованы для изучения других.

Метод сравнительного анализа в значительной степени основан на таком общенаучном методе, как аналогия. Вместе с тем в сравнительном анализе общественных явлений используются и такие общенаучные методы мышления и познания как анализ и синтез, моделирование, индукция, дедукция и др. Этим методам соответствует система категорий, т.е. наиболее общих понятий, в рамках которых совершаются мыслительные процедуры сравнительного анализа: «сравнение», «сходство», «различие», «объект сравнения», «субъект, осуществляющий сравнительный анализ» (с его взглядами, идеологическими установками и ценностными ориентациями), «угол видения» сравниваемых явлений», «целое», «часть», «сегментация» (деление целого на отдельные сегменты с целью их исследования), «социальная однородность» и «социальная неоднородность» исследуемых явлении процессов, «метод сравнения» и др.

Сравнительный анализ способствует критическому пересмотру взглядов исследователя на те или иные общественные явления и процессы, которые сложились при изучении им какой-то отдельной страны и которые он готов считать универсальными, т.е. приемлемыми для многих других стран. Тем не менее при сравнительном анализе будут выявлены специфические особенности, характерные для разных стран, которые ранее не были известны исследователю, станет явной беспочвенность притязаний на универсальность его прежних взглядов, которые характеризуются понятием «этноцентризм» (т.е. замыкающийся изданных изучения одной страны, прежде всего собственной).


Сравнительный анализ различных явлений и процессов общественной жизни способствует более глубокому познанию их обших свойств и различий, тенденций их развития, а также более обоснованной критической оценке опыта своей страны и других стран. Это, в свою очередь, ставит проблему усвоения опыта этих стран, расширения сотрудничества с ними в экономической, по­литической, научной и других сферах общественной жизни.

Составляющие механизма сравнительного анализа общественных явлений и процессов: об­щенаучные методы познания (аналогия, анализ, синтез и др.) и логический аппарат (прежде всего система категорий, используе­мых в логических операциях сравнительного анализа, присущие ему суждения и умозаключения). Рассмотрим теперь такую процедуру сравнительного анализа, как сегментация: деление целого на сегменты и выделение тех из них, которые будут подвержены сравнительному анализу. Так, можно выделить такие звенья экономического процесса в том или ином обществе, как производство, распределение, обмен и по­требление созданных материальных благ, и затем исследовать каж­дое из них. При этом данные о них можно сопоставить с данными об аналогичных звеньях экономического процесса в других странах, провести их всесторонний сравнительный анализ. Из системы суще­ствующих в разных странах политических отношений можно выде­лить, например, отношения законодательной власти и также прове­сти их сравнительный анализ. В том и другом случаях выделяются однотипные явления, что позволяет осуществить их сравнительный анализ более подробно и глубоко. Объектами сравнительного анализа могут стать общественные процессы — экономические, политические, идеологические и дру­гие, равно как и их составляющие, в том числе субъекты этих об­щественных изучение не только структурных свойств изучаемого явления, но и характера его функционирования в рамках процессов: классы, нации, другие социальные груп­пы, различные элиты, отдельные личности, а также многообраз­ные социальные институты. Сегментация как способ сравнительного анализа предполагает целого (например, срав­нительный анализ деятельности различных элит или политичес­ких партий в условиях различных обществ). При этом следует помнить, что только при изучении функционирования любого социального явления в рамках целого, в том числе соответствую­щей экономической или политической системы или же каждый из которых рассматривается как носитель определен культуры, выраженной в системе его знаний, навыков, уме интересов, ценностных ориентации и т.д.


Тема 6. Социометрия.

6.1 Социометрия как инструмент формирования социальных групп.

6.2 Формирование макроотношений в коллективе.

6.3 Методы подсчета в социометрии.

Социометрия — это достаточно распространенная методология социологического исследования эко­номических, политических и других явлений и созданная на ее основе теоретическая концепция, разработанная американским психологом и социологом Дж. Морено. Суть и содержание соци­ометрии изложена в ряде его работ, вышедших под общим назва­нием «Социометрия», «Экспериментальный метод в науке об обще­стве». В своих работах Дж. Морено высоко оценил произведения К. Маркса, касающиеся исследования экономических и политичес­ких отношений. А также подверг его критике за то, что он, по мнению Морено, исследовал лишь внешние обстоятельства жиз­ни людей, каковыми и являются указанные общественные отноше­ния, проигнорировав при этом «внутреннюю структуру общества, т.е. взаимосвязь психических отношений между людьми. По утверждению Морено, Маркс исследовал жиз­недеятельность больших социальных групп, главным образом клас­сов — буржуазии, пролетариата и др., и «не питал особого почтения к индивидууму и малым социальным группам».


Морено постоянно указывал на экспериментальный метод социометрии как науки об обществе. Эту ее особенность он подчеркнул и в названии своей книги. Социометрия определяется им как «математическое изучение психологических свойств населения» математическое измерение этих свойств, систематизация получен­ных данных и их количественный анализ. При этом, исследуя межличностные психологические отношения чаще всего в малых группах (производственных коллективах, узких группах полити­ческих элит и т.д.), он прибегает к использованию рядя понятий из области естествознания: «атом», «молекула», «математическая матрица», «заряд», «энергия» и других, наполняя их психологи­ческим содержанием. Одним из основных понятий социометрии является «социометрическая матрица» - воспроизведение микро­структуры исследуемого коллектива, т.е. происходящих внутри него психических взаимодействий.

Указывается и на «макроструктуру» коллектива, под которой подразумеваются «внешние» по отношению к их сознанию взаи­моотношения членов данного коллектива. Их Морено называет макроотношениями, которые он свел к «чисто пространственным группировкам людей», образующимся в процессе их деятельнос­ти — производственной, политической и т.д.

Обращается внимание на то, что между микро- и макрострук­турой коллектива могут существовать отношения соответствия и несоответствия. В связи с этим возникает задача нахождения ва­риантов их наиболее полного соответствия, чтобы создать усло­вия оптимального функционирования данного коллектива. Но прежде надо гармонизировать внутренние психологические отношения в коллективе, что является основой его стабильности. Применяются разные способы решения этой задачи; «исследова­тельская процедура, изучающая организацию группы; диагности­рующая процедура, классифицирующая положение индивидуумов в группе и положение групп в коллективе; терапевтическая и по­литическая процедуры, ставящие цель помочь индивидууму или группе лучше приспособиться к коллективу; полная социометри­ческая процедура» — синтез предыдущих операций. Утопичность замысла Морено найти путем социометрическо­го экспериментального анализа способы достижения гармонии в разного рода коллективах вплоть до общества в целом определя­ется прежде всего тем, что он свел исследование деятельности коллективов к анализу ее субъективного психологического содер­жания и, по сути, игнорировал анализ ее объективных факторов. Однако только глубокий диалектический анализ взаимодействия объективных и субъективных факторов деятельности любых кол­лективов (малых и больших) поможет выработать научные пред­ставления об их функционировании и адекватные практические рекомендации их дальнейшего совершенствования.



Тема 7.Структурно-функциональный анализ

7.1 Структурно-функциональный анализ – вариант системного подхода к изучению общества.

7.2 Теория Т. Парсонса о деятельности людей в социальных институтах.

7.3 «Теория среднего уровня» Р.Мертона.

Широкое распространение в западных странах получил и так называемый структурно-функциональный анализ—по сути, один из вариантов системного подхода к изучению общества, начало ко­торому положили труды О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма.

Основные положения методологии современного структурно-функционального анализа представлены в работах американских социологов Т. Парсонса и Р. Мертона, которые исходили из идей упомянутых выше мыслителей, а также идей М. Вебера и П. Соро­кина, которого Т. Парсонс называл своим учителем. Современ­ные последователи Т. Парсонса и Р. Мертона, анализируя обще­ственные явления, используют также ряд положений из общей теории систем Л. фон Берталанфи, А, Рапопорта и У.Р. Эшби.

В своем основном труде «Структура социального действия» (1937) Т. Парсонс всесторонне обосновывает положение о том, что основополагающим фактором порождения и дальнейшего функ­ционирования любого общественного явления и процесса явля­ются действия людей. Для понимания содержания и соци­ального значения того или иного общественного явления и процес­са, необходимо изучить побудительные мотивы деятельности людей, ее содержание и социальную направленность.

Парсонс исходит из того, что действия людей, с одной сторо­ны, побуждаются их потребностями и интересами, а с другой - регулируются определенными социальными нормами и ценнос­тями, на которые они ориентируются; люди объединяются на ос­нове общих интересов и ценностных ориентации, а также дове­рия друг к другу. Без этого невозможны их совместные действия и складывающиеся из них социальные процессы. В связи с этим основные задачи исследования указанных процессов — анализ по­требностей и интересов субъектов социальной деятельности (лич­ностей, социальных групп и др.), а также той системы ценностей (политических, моральных, религиозных и т.д.), которыми они ру­ководствуются в своем мышлении, деятельности и поведении.

По утверждению Т. Парсонса, деятельность людей всегда про­исходит в определенных «структурных рамках» — малых и боль­ших — и в той или иной степени социально организована. Резуль­татом этого является функционирование определенных соци­альных институтов и организаций. Т. Парсонс следующим образом характеризует основные «функциональные предпосылки» существо­вания любой социальной системы (семьи, производственной и политической организации, вплоть до общества в целом): 1) воз­можность каждой социальной системы адаптироваться (приспособиться) к условиям внешней среды; 2) достижение целей фун­кционирования данной системы; 3) интегративная функция сис­темы: для реализации первых двух функциональных предпосылок существования системы последняя «должна обладать внутренним единством и упорядоченностью»; 4) воспроизведение и сохране­ние социальной системы посредством усвоения всеми ее элемен­тами «норм системы».


Указанные функции существования и развития социальной системы реализуются, как пишет Парсонс, благодаря деятельно­сти соответствующих социальных институтов - экономических, политических и др. При этом процесс образования, в котором люди усваивают современные знания, ценности и социальные нормы, характеризуется Парсонсом как «динамическое ядро со­циальной системы». Он делает вывод, что социально развитые личности играют решающую роль в сохранении, поддержании порядка и воспроизводстве любой социальной системы.

По мнению Т. Парсонса, каждый социальный институт мож­но представить как систему положений (статусов) действующих в нем субъектов и выполняемых ими социальных ролей. Подчеркивается, что институты и роли сохраняются, в то вре­мя как индивиды приходят и уходят.

Т. Парсонс считает, что общество будет находиться в состоя­нии равновесия и стабильности, если люди будут усваивать и прак­тически реализовывать скрепляющие его ценности и нормы об­щежития. Когда же этого не происходит, то имеют место случаи «отклоняющегося поведения» людей, в том числе преступного, а это угрожает порядку и нормальному существованию данного об­щества.

В своих более поздних трудах — «Общества: эволюционная и компаративная перспектива» (1966) и «Система современных об­ществ» (1971) - Парсонс пытается обосновать с помощью разра­ботанного им метода учение о развитии общества в целом. Он утверждал, что наиболее глубокой сферой существования обще-

ства является его духовная культура, признавая большую роль в функционировании общества его экономической и политической подсистем.

Р. Мертон подверг сомнению научную продуктивность теорий, претендующих на анализ общества в целом. Исследование более ограниченных областей общественной жизни, по мнению Мертона, намного ближе к действительности, и в этом случае ее анализа является более конкретным и глубоким. Этому посвящена разра­ботанная им «теория среднего уровня». Р. Мертон внес суще­ственный вклад в разработку теории функционирования обще­ственных явлений, анализ их функций и дисфункций, т.е. откло­нений, вредных для существования этих явлений.

Как отмечают многие современные западные исследователи, структурно-функциональный анализ после некоторого спада ин­тереса к нему в 70-80-е гг. XX в. ныне вновь широко использует­ся в изучении явлений общественной жизни.

Тема 8. Экспертные методы исследования

8.1 Формы экспертных опросов.

8.2. Коллективные и индивидуальные опросы.

Экспертные методы используются в исследовании социально-экономических и политических явлений и процессов в тех случа­ях, когда не хватает достоверной статистической информации об исследуемом явлении или имеются весьма неопределенные пред­ставления об условиях его функционирования. Данная ситуация бывает доволь­но часто, а также при дефиците времени для исследования дан­ного явления или при проведении его в экстремальных ситуаци­ях.