ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.06.2021
Просмотров: 550
Скачиваний: 1
Развитие есть качественное изменение структуры и функционирования системы, отражающееся на всех без исключения сторонах жизни не только экономики, но и каждого индивида и общества в целом. Поэтому принципиальным для методологии системного подхода является то, что адекватно отражать уровень развития может лишь качественный показатель, указывающий, насколько экономика выполняет свои функции, главная из которых — удовлетворение материальных, социальных и, духовных потребностей населения, создание условий для расширенного воспроизводства и развития человека, проявления его сущностных сил.
Тема 5. Метод сравнительного анализа
5.1 Сравнение как способ познания
5.2 Механизм сравнительного анализа
5.3 Модель взаимодействия
Основа этого метода относительна: сопоставление отдельных социальных явлений и процессов с целью обнаружения их сходства и различий. На основе выявленного сходства делается предположительный или достаточно обоснованный вывод, например об их социальной однородности, более или менее аналогичном содержании, общей направленности их развития и т.д. В этом случае известные данные об одном из сравниваемых явлений или процессов могут быть использованы для изучения других.
Метод сравнительного анализа в значительной степени основан на таком общенаучном методе, как аналогия. Вместе с тем в сравнительном анализе общественных явлений используются и такие общенаучные методы мышления и познания как анализ и синтез, моделирование, индукция, дедукция и др. Этим методам соответствует система категорий, т.е. наиболее общих понятий, в рамках которых совершаются мыслительные процедуры сравнительного анализа: «сравнение», «сходство», «различие», «объект сравнения», «субъект, осуществляющий сравнительный анализ» (с его взглядами, идеологическими установками и ценностными ориентациями), «угол видения» сравниваемых явлений», «целое», «часть», «сегментация» (деление целого на отдельные сегменты с целью их исследования), «социальная однородность» и «социальная неоднородность» исследуемых явлении процессов, «метод сравнения» и др.
Сравнительный анализ способствует критическому пересмотру взглядов исследователя на те или иные общественные явления и процессы, которые сложились при изучении им какой-то отдельной страны и которые он готов считать универсальными, т.е. приемлемыми для многих других стран. Тем не менее при сравнительном анализе будут выявлены специфические особенности, характерные для разных стран, которые ранее не были известны исследователю, станет явной беспочвенность притязаний на универсальность его прежних взглядов, которые характеризуются понятием «этноцентризм» (т.е. замыкающийся изданных изучения одной страны, прежде всего собственной).
Сравнительный анализ различных явлений и процессов общественной жизни способствует более глубокому познанию их обших свойств и различий, тенденций их развития, а также более обоснованной критической оценке опыта своей страны и других стран. Это, в свою очередь, ставит проблему усвоения опыта этих стран, расширения сотрудничества с ними в экономической, политической, научной и других сферах общественной жизни.
Составляющие механизма сравнительного анализа общественных явлений и процессов: общенаучные методы познания (аналогия, анализ, синтез и др.) и логический аппарат (прежде всего система категорий, используемых в логических операциях сравнительного анализа, присущие ему суждения и умозаключения). Рассмотрим теперь такую процедуру сравнительного анализа, как сегментация: деление целого на сегменты и выделение тех из них, которые будут подвержены сравнительному анализу. Так, можно выделить такие звенья экономического процесса в том или ином обществе, как производство, распределение, обмен и потребление созданных материальных благ, и затем исследовать каждое из них. При этом данные о них можно сопоставить с данными об аналогичных звеньях экономического процесса в других странах, провести их всесторонний сравнительный анализ. Из системы существующих в разных странах политических отношений можно выделить, например, отношения законодательной власти и также провести их сравнительный анализ. В том и другом случаях выделяются однотипные явления, что позволяет осуществить их сравнительный анализ более подробно и глубоко. Объектами сравнительного анализа могут стать общественные процессы — экономические, политические, идеологические и другие, равно как и их составляющие, в том числе субъекты этих общественных изучение не только структурных свойств изучаемого явления, но и характера его функционирования в рамках процессов: классы, нации, другие социальные группы, различные элиты, отдельные личности, а также многообразные социальные институты. Сегментация как способ сравнительного анализа предполагает целого (например, сравнительный анализ деятельности различных элит или политических партий в условиях различных обществ). При этом следует помнить, что только при изучении функционирования любого социального явления в рамках целого, в том числе соответствующей экономической или политической системы или же каждый из которых рассматривается как носитель определен культуры, выраженной в системе его знаний, навыков, уме интересов, ценностных ориентации и т.д.
Тема 6. Социометрия.
6.1 Социометрия как инструмент формирования социальных групп.
6.2 Формирование макроотношений в коллективе.
6.3 Методы подсчета в социометрии.
Социометрия — это достаточно распространенная методология социологического исследования экономических, политических и других явлений и созданная на ее основе теоретическая концепция, разработанная американским психологом и социологом Дж. Морено. Суть и содержание социометрии изложена в ряде его работ, вышедших под общим названием «Социометрия», «Экспериментальный метод в науке об обществе». В своих работах Дж. Морено высоко оценил произведения К. Маркса, касающиеся исследования экономических и политических отношений. А также подверг его критике за то, что он, по мнению Морено, исследовал лишь внешние обстоятельства жизни людей, каковыми и являются указанные общественные отношения, проигнорировав при этом «внутреннюю структуру общества, т.е. взаимосвязь психических отношений между людьми. По утверждению Морено, Маркс исследовал жизнедеятельность больших социальных групп, главным образом классов — буржуазии, пролетариата и др., и «не питал особого почтения к индивидууму и малым социальным группам».
Морено постоянно указывал на экспериментальный метод социометрии как науки об обществе. Эту ее особенность он подчеркнул и в названии своей книги. Социометрия определяется им как «математическое изучение психологических свойств населения» математическое измерение этих свойств, систематизация полученных данных и их количественный анализ. При этом, исследуя межличностные психологические отношения чаще всего в малых группах (производственных коллективах, узких группах политических элит и т.д.), он прибегает к использованию рядя понятий из области естествознания: «атом», «молекула», «математическая матрица», «заряд», «энергия» и других, наполняя их психологическим содержанием. Одним из основных понятий социометрии является «социометрическая матрица» - воспроизведение микроструктуры исследуемого коллектива, т.е. происходящих внутри него психических взаимодействий.
Указывается и на «макроструктуру» коллектива, под которой подразумеваются «внешние» по отношению к их сознанию взаимоотношения членов данного коллектива. Их Морено называет макроотношениями, которые он свел к «чисто пространственным группировкам людей», образующимся в процессе их деятельности — производственной, политической и т.д.
Обращается внимание на то, что между микро- и макроструктурой коллектива могут существовать отношения соответствия и несоответствия. В связи с этим возникает задача нахождения вариантов их наиболее полного соответствия, чтобы создать условия оптимального функционирования данного коллектива. Но прежде надо гармонизировать внутренние психологические отношения в коллективе, что является основой его стабильности. Применяются разные способы решения этой задачи; «исследовательская процедура, изучающая организацию группы; диагностирующая процедура, классифицирующая положение индивидуумов в группе и положение групп в коллективе; терапевтическая и политическая процедуры, ставящие цель помочь индивидууму или группе лучше приспособиться к коллективу; полная социометрическая процедура» — синтез предыдущих операций. Утопичность замысла Морено найти путем социометрического экспериментального анализа способы достижения гармонии в разного рода коллективах вплоть до общества в целом определяется прежде всего тем, что он свел исследование деятельности коллективов к анализу ее субъективного психологического содержания и, по сути, игнорировал анализ ее объективных факторов. Однако только глубокий диалектический анализ взаимодействия объективных и субъективных факторов деятельности любых коллективов (малых и больших) поможет выработать научные представления об их функционировании и адекватные практические рекомендации их дальнейшего совершенствования.
Тема 7.Структурно-функциональный анализ
7.1 Структурно-функциональный анализ – вариант системного подхода к изучению общества.
7.2 Теория Т. Парсонса о деятельности людей в социальных институтах.
7.3 «Теория среднего уровня» Р.Мертона.
Широкое распространение в западных странах получил и так называемый структурно-функциональный анализ—по сути, один из вариантов системного подхода к изучению общества, начало которому положили труды О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма.
Основные положения методологии современного структурно-функционального анализа представлены в работах американских социологов Т. Парсонса и Р. Мертона, которые исходили из идей упомянутых выше мыслителей, а также идей М. Вебера и П. Сорокина, которого Т. Парсонс называл своим учителем. Современные последователи Т. Парсонса и Р. Мертона, анализируя общественные явления, используют также ряд положений из общей теории систем Л. фон Берталанфи, А, Рапопорта и У.Р. Эшби.
В своем основном труде «Структура социального действия» (1937) Т. Парсонс всесторонне обосновывает положение о том, что основополагающим фактором порождения и дальнейшего функционирования любого общественного явления и процесса являются действия людей. Для понимания содержания и социального значения того или иного общественного явления и процесса, необходимо изучить побудительные мотивы деятельности людей, ее содержание и социальную направленность.
Парсонс исходит из того, что действия людей, с одной стороны, побуждаются их потребностями и интересами, а с другой - регулируются определенными социальными нормами и ценностями, на которые они ориентируются; люди объединяются на основе общих интересов и ценностных ориентации, а также доверия друг к другу. Без этого невозможны их совместные действия и складывающиеся из них социальные процессы. В связи с этим основные задачи исследования указанных процессов — анализ потребностей и интересов субъектов социальной деятельности (личностей, социальных групп и др.), а также той системы ценностей (политических, моральных, религиозных и т.д.), которыми они руководствуются в своем мышлении, деятельности и поведении.
По утверждению Т. Парсонса, деятельность людей всегда происходит в определенных «структурных рамках» — малых и больших — и в той или иной степени социально организована. Результатом этого является функционирование определенных социальных институтов и организаций. Т. Парсонс следующим образом характеризует основные «функциональные предпосылки» существования любой социальной системы (семьи, производственной и политической организации, вплоть до общества в целом): 1) возможность каждой социальной системы адаптироваться (приспособиться) к условиям внешней среды; 2) достижение целей функционирования данной системы; 3) интегративная функция системы: для реализации первых двух функциональных предпосылок существования системы последняя «должна обладать внутренним единством и упорядоченностью»; 4) воспроизведение и сохранение социальной системы посредством усвоения всеми ее элементами «норм системы».
Указанные функции существования и развития социальной системы реализуются, как пишет Парсонс, благодаря деятельности соответствующих социальных институтов - экономических, политических и др. При этом процесс образования, в котором люди усваивают современные знания, ценности и социальные нормы, характеризуется Парсонсом как «динамическое ядро социальной системы». Он делает вывод, что социально развитые личности играют решающую роль в сохранении, поддержании порядка и воспроизводстве любой социальной системы.
По мнению Т. Парсонса, каждый социальный институт можно представить как систему положений (статусов) действующих в нем субъектов и выполняемых ими социальных ролей. Подчеркивается, что институты и роли сохраняются, в то время как индивиды приходят и уходят.
Т. Парсонс считает, что общество будет находиться в состоянии равновесия и стабильности, если люди будут усваивать и практически реализовывать скрепляющие его ценности и нормы общежития. Когда же этого не происходит, то имеют место случаи «отклоняющегося поведения» людей, в том числе преступного, а это угрожает порядку и нормальному существованию данного общества.
В своих более поздних трудах — «Общества: эволюционная и компаративная перспектива» (1966) и «Система современных обществ» (1971) - Парсонс пытается обосновать с помощью разработанного им метода учение о развитии общества в целом. Он утверждал, что наиболее глубокой сферой существования обще-
ства является его духовная культура, признавая большую роль в функционировании общества его экономической и политической подсистем.
Р. Мертон подверг сомнению научную продуктивность теорий, претендующих на анализ общества в целом. Исследование более ограниченных областей общественной жизни, по мнению Мертона, намного ближе к действительности, и в этом случае ее анализа является более конкретным и глубоким. Этому посвящена разработанная им «теория среднего уровня». Р. Мертон внес существенный вклад в разработку теории функционирования общественных явлений, анализ их функций и дисфункций, т.е. отклонений, вредных для существования этих явлений.
Как отмечают многие современные западные исследователи, структурно-функциональный анализ после некоторого спада интереса к нему в 70-80-е гг. XX в. ныне вновь широко используется в изучении явлений общественной жизни.
Тема 8. Экспертные методы исследования
8.1 Формы экспертных опросов.
8.2. Коллективные и индивидуальные опросы.
Экспертные методы используются в исследовании социально-экономических и политических явлений и процессов в тех случаях, когда не хватает достоверной статистической информации об исследуемом явлении или имеются весьма неопределенные представления об условиях его функционирования. Данная ситуация бывает довольно часто, а также при дефиците времени для исследования данного явления или при проведении его в экстремальных ситуациях.