ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.06.2021
Просмотров: 554
Скачиваний: 1
Экспертные методы исследования чаще всего имеют форму экспертных опросов - форму устной беседы (интервью) или письменного анкетного опроса.
При устном опросе исследователь вступает в непосредственный контакт с экспертом (респондентом), фиксирует его отношение к обсуждаемой проблеме, контролирует и направляет беседу. При этом надо избегать какого-либо психологического давления на эксперта, не мешая ему свободно высказывать свои суждения.
При письменном опросе эксперты заполняют анкету, разработанную исследователем, и возвращают ее либо лично Данному исследователю, либо отправляют ее по почте. В отдельных случаях анкеты могут доводиться до экспертов с помощью СМИ — газет, журналов, радио, телевидения. В качестве экспертов привлекаются высококвалифицированные специалисты в области экономики, политики или иной сферы деятельности. Им дается некая первоначальная информация об исследуемом явлении или процессе и в случае необходимости сообщается дополнительная информация о нем. На основе представленной информации, своих знаний и имеющегося опыта эксперты высказывают свои суждения, оценки, предложения. Их мнения соотносятся между собой, если надо получить представление об их общем мнении или решении. При этом могут быть использованы разные формы организации труда экспертов, в том числе их «индивидуальная независимая деятельность либо коллективная взаимообусловленная работа».
Применяются следующие формы экспертных опросов: разовый индивидуальный опрос (интервью или анкетирование); однократный коллективный опрос (совещание, мозговой штурм); индивидуальный опрос в несколько туров (дельфийская техника); коллективный опрос в несколько туров (дискуссия, совещания, многоступенчатый опрос).
Разовый индивидуальный опрос — это разовая беседа с экспертом или одноразовое заполнение им анкеты, полученной от исследователя. Эксперт сам формулирует ответы на вопросы анкеты или выбирает один из предложенных в анкете ответов.
Однократный коллективный опрос направлен на получение заключения коллектива экспертов по рассматриваемой проблеме, поскольку коллективное мнение и заключение экспертов может быть более компетентным. К тому же совместный поиск истины может стимулировать творческий подход к решению поставленной задачи. Есть данные о том, что групповое мышление производит на 70% больше ценных новых идей, чем сумма результатов индивидуальных мышлений. Существуют различные формы однократного коллективного экспертного опроса: дискуссия, совещание, круглый стол и. т.п. Во всех из них главным является дискуссия экспертов — в виде простого обмена мнениями на совещании экспертов или в виде «мозгового штурма», в котором высказывание новых идей, гипотез, доказательств нередко принимает лавинообразный характер. При этом большой творческий порыв и «концентрация внимания всех участников на заданной проблеме» дает свой эффект. Важно, однако, чтобы «мозговой шторм» отличался не только творческим порывом, но и основательностью анализа проблемы. Индивидуальный опрос в несколько туров, известный как метод Дельфи, противостоит таким коллективным формам экспертных опросов, как дискуссия и совещание, т.е. характеризуется полным отсутствием личных контактов опрашиваемых экспертов. Процедура их опросов в данном случае состоит из нескольких туров (итераций). Каждая из них начинается с индивидуального опроса экспертов, ответы которых на поставленные вопросы подвергаются машинной обработке. В первом туре эксперты свободно высказывают свои суждения без какой-либо их аргументации. Во втором туре организаторы опроса могут попросить экспертов обосновать свои выводы. При этом каждому из них сообщают обобщенные данные, полученные при обработке материалов первого тура. Таким образом, происходит заочная и анонимная дискуссия экспертов. В ходе третьего тура эксперт может изменить некоторые свои суждения под влиянием представленных ему новых материалов, обосновывая свои измененные суждения и выводы из них. Информация о них сообщается другим экспертам в четвертом туре. Исследователи отмечают, что после третьего и четвертого туров «ответы экспертов перестают существенно меняться, что и является основанием для прекращения опроса и принятия результатов последнего тура в качестве коллективного мнения, рекомендации или решения». Коллективный опрос в несколько туров осуществляется путем использования всех форм и способов коллективной экспертизы, в том числе дискуссии, совещания, круглого стола, «мозгового штурма». Многотуровый или многоступенчатый опрос экспертов направлен на их максимальное углубление в решение соответствующей проблемы, на «превращение такого опроса из интуитивного в интуитивно-логический». Для этого применяются, в частности, такие формы логического анализа, как разработка матриц взаимокорректировки и «дерева целей».
Системный подход к переменным уровня развития национальной экономики обнаруживает серьезные противоречия в критериях. Наиболее часто в качестве критериев называют либо повышение органического строения капитала, либо рост доли обрабатывающей промышленности, либо ускоренные темпы роста третичного сектора, производящего предметы роскоши, чему способствует технология, высвобождающая все больше ресурсов. Это отражает всеобщий, вневременной и внестадиальный, количественный показатель уровня развития. Повышение органического строения капитала и рост доли обрабатывающей промышленности может служить одним из показателей уровня развития на его индустриальной стадии; ускорение темпов роста третичного сектора также не является универсальным показателем уровня развития и присуще определенной стадии развития. Увлечение экономистов количественными показателями и анализом устойчивых, статичных состояний ограничивает возможности более глубокого исследования социально-экономических процессов.
Целостная система — это объединение элементов (систем низших рангов), обладающих способностью вступать в устойчивое взаимодействие, при котором образуются новые структуры (целостные системы), характеризующиеся стремлением к самосохранению по содержанию и к самоповторению по форме. Система, приобретающая свойства самосохранения, становится не только устойчивой, но, что более важно, и развивающейся (приобретает способность к эволюции).
Развитие есть качественное изменение структуры и функционирования системы, отражающееся на всех без исключения сторонах жизни не только экономики, но и каждого индивида и общества в целом. Поэтому принципиальным для методологии системного подхода является то, что адекватно отражать уровень развития может лишь качественный показатель, указывающий, насколько экономика выполняет свои функции, главная из которых — удовлетворение материальных, социальных и, духовных потребностей населения, создание условий для расширенного воспроизводства и развития человека, проявления его сущностных сил.
Экономическая система есть объективная совокупность ресурсов и экономических субъектов) взаимосвязанных и взаимодействующих в сфере производства, распределения, обмена и потребления, образующих иерархическую целостность, интегрированную в природную, социальную и духовную среду, также представляющую собой целостность. Экономическая система должна гармонично вписаться в нее.
Тема 9. Синергетический подход в исследовании социально-экономических процессов
9.1 Синергетический подход в исследовании социально-экономических процессов как самоорганизующихся и саморазвивающихся.
9.2 Экономические и социальные критерии порядка и хаоса в экономике
Системный подход основан на принципе системности, а теория самоорганизации — на принципе развития. Оба принципа взаимно дополняют друг друга и образуют единство, отражающееся в познании — единство как теорий самоорганизации, так и системных исследований, которое выражается в том, что первые основываются на методологий и теоретических выводах вторых. К теориям самоорганизации относятся синергетика, теория изменений и теория катастроф.
Основные положения синергетики были сформулированы Г. Хакеном, профессором Штутгартского университета.
Синергетика- это эвристический метод исследования открытых самоорганизующихся систем, подверженных кооперативному эффекту.
Синергетика заменила исчерпавшее себя стереотипное, линейное мышление, основными чертами которого являются представление о хаосе как исключительно деструктивном факторе и о случайности как о второстепенном, побочном факторе.
Параллельно в русле синергетических исследований, в рамках Брюссельской научной школы, вдохновителем которой является И. Пригожин, развивалась теория изменений. Развитие представляется необратимым, направленным, закономерным изменением. Во - первых, необратимыми являются процессы изменения открытых систем, и, хотя таковых большинство, все же существуют и закрытые системы, в которых происходят обратимые изменения. Во - вторых, в результате развития изменяется не только структура системы, но и ее функционирование.
Возникает также вопрос о соотношении понятий «организация», «развитие» и базового для синергетики понятия «самоорганизация». Под самоорганизацией понимается процесс установления в системе порядка, происходящий исключительно за счет кооперативного действия и связей ее компонентов и в соответствии с ее предыдущей историей, приводящий к изменению ее пространственной, временной или функциональной структуры.
Самоорганизация представляет собой установление порядка за счет согласованного взаимодействия компонентов системы при отсутствии упорядочивающих воздействий со стороны внешней среды.
Равновесные системы не способны к развитию и самоорганизации. Развитие и особенно самоорганизация предполагают качественное его изменение. Если развитие полностью не исключено, но сильно замедлено при подвижном равновесии, то самоорганизация невозможна до тех пор, пока система не выйдет из этого состояния.
В закрытых системах постепенно возрастает энтропия (хаос, беспорядок), остановить которую система может посредством взаимодействия с внешней средой. Именно поэтому можно сказать, что абсолютно закрытых (как и абсолютно открытых) систем не существует.
Любая из указанных возможностей может реализоваться в так называемой точке бифуркации, в которой система испытывает неустойчивость и которая представляет собой переломный, критический момент в развитии системы, момент выбора пути; иначе говоря, это точка ветвления вариантов развития, в которой происходит катастрофа и одновременно появляются варианты выхода из нее.
Термином «катастрофа» в концепциях самоорганизации называют качественные, скачкообразные, внезапные изменения, скачки в развитии.
Поведение всех самоорганизующихся систем в точках бифуркации имеет общие закономерности: в каждой точке бифуркации система выбирает путь развития, траекторию своего движения.
В точке бифуркации система переходит от области притяжения одного аттрактора к другому. Этот процесс развивается по разному сценарию: аттрактором может быть и состояние равновесия, и предельный цикл, и странный аттрактор (хаос); систему притягивает один из аттракторов, и в точке бифуркации она может стать хаотической и разрушиться, или перейти в состояние равновесия, или выбрать путь формирования новой упорядоченности; если система притягивается состоянием равновесия, она становится закрытой и до очередной точки бифуркации живет по законам, свойственным закрытым системам; если хаос, порожденный точкой бифуркации, становится длительным, то возможно разрушение системы, вследствие чего ее компоненты включаются в другую систему и притягиваются уже ее аттракторами; если система притягивается каким-либо аттрактором открытости, то формируется новая диссипативная структура — новый тип динамического состояния системы, при помощи которого она приспосабливается к изменившимся условиям окружающей среды.
Из совокупности допустимых состояний системы реализуется то состояние, которому соответствует минимальное рассеяние энергии, минимальный рост (максимальное уменьшение) энтропии. Чем сложнее система, тем больше бифуркационных, значений параметров. За периодом хаотичной неустойчивости следует выбор аттрактора, в результате чего может сформироваться новая диссипативная структура, более упорядоченная. Таким образом, при определенных условиях хаос становится источником порядка в системе (так же, как и порядок в результате его консервации неизбежно становится источником роста энтропии). Только периодическая смена порядка и хаоса и их непрестанная борьба друг с другом дают системе возможность развития, в том числе и прогрессивного.
Для системы среда может быть генератором энтропии или фактором порядка, поскольку те же факторы, которые приводят систему в состояние хаоса, усиливаясь, подводят систему к самоорганизации; в среду может производиться отток энтропии из системы; среда, обеспечивая приток вещества, энергии и информации к системе; поддерживая ее неравновесное состояние, способствует возникновению неустойчивости, служащей предпосылкой развития системы (хаос в этом случае порождает порядок); в среде могут находиться системы, кооперативный обмен энтропией с которыми позволяет повысить степень упорядоченности.
Систему притягивает один из аттракторов, и в точке бифуркации она может стать хаотической и разрушиться, или перейти в состояние равновесия, или выбрать путь формирования новой упорядоченности. Если система притягивается состоянием равновесия, она становится закрытой и до очередной точки бифуркации живет по законам, свойственным закрытым системам. Если хаос, порожденный точкой бифуркации, становится длительным, то возможно разрушение системы, вследствие чего ее компоненты включаются в другую систему и притягиваются уже ее аттракторами. Если система притягивается каким-либо аттрактором открытости, то формируется новая диссипативная структура — новый тип динамического состояния системы, при помощи которого она приспосабливается к изменившимся условиям окружающей среды.
Из совокупности допустимых состояний системы реализуется то состояние, которому соответствует минимальное рассеяние энергии, минимальный рост (максимальное уменьшение) энтропии. Чем сложнее система, тем больше бифуркационных, значений. Для системы среда может быть генератором энтропии или фактором порядка, поскольку те же функции, которые приводят систему в состояние хаоса, усиливаясь, подводят систему к самоорганизации. Может производиться отток энтропии из системы. Среда, обеспечивая приток вещества, энергии и информации к системе, поддерживая ее неравновесное состояние, способствует возникновению неустойчивости, служащей предпосылкой развития системы (хаос в этом случае порождает порядок); в среде могут находиться системы, кооперативный обмен энтропией с которыми позволяет повысить степень упорядоченности. В соответствии с синергетическими принципами систему принято считать самоорганизующейся социальной, если она формируется в условиях неограниченного присвоения в собственность природных ресурсов и отсутствия внешних и внутренних политических, экономических и каких-либо других ограничений.
Сложившийся экологический кризис формирует тенденции таких взаимоотношений современного технократического общества и природы, которые объективно обязывают необходимое планирование и регулирование этих отношений.
Многие экономические и социальные проблемы не могут быть решены в рамках саморегулирующегося рыночного механизма, финансирования производств малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но актуальных для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; преодоления социального расслоения; реализация региональных и национальных экономических программ; решение проблемы безработицы; налаживание денежного обращения и конвертируемости валюты; проведение научно-исследовательских изысканий, особенно фундаментальных, и т.д.
Концентрация производства и капитала, наличие крупных монополий и финансово-промышленных групп расширяют возможности государственного регулирования вплоть до учета размеров и структуры производства и рынка, планомерного их регулирования в национальном и международном масштабах.
Свободное развитие функциональных отношений «спрос – предложение - цена» должно иметь разумный, регулируемый предел. Самоорганизация социально-экономической системы не может учитываться ни по численности населения, ни по количеству производимой промышленной и военной продукции, ни по количеству информации, вещества и энергии, изымаемых из экосистем, теоретически и практически определяемого предела.
Человеческий разум - ведущий элемент целесообразной и образующей деятельности в естественном и объективном потоке самоорганизации.