Файл: Вопрос Определение и сущность понятий проектная деятельность, проектная технология, метод проекта, проект.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 1. Определение и сущность понятий «проектная деятельность», «проектная технология», «метод проекта», «проект».

Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

Проектная технология - система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий -

проектов. Технология проектов всегда ориентирована на активную самостоятельную работу обучающихся (индивидуальную, парную и групповую), которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде.

Сущность и ценность метода проектов, по мнению американских и советских педагогов, состояла в том, что он позволял детям найти и выбрать деятельность по душе и интересам, дело, которое вполне соответствовало бы их силам, давало бы полезные знания и навыки и способствовало бы зарождению новых импульсов к последующим делам.
Вопрос 2. Сущность, структура проектной технологии.

Проектная технология - система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Технология проектов всегда ориентирована на активную самостоятельную работу обучающихся (индивидуальную, парную и групповую), которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. По мнению ученых, переводить весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно. Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают коммуникативные умения; учащиеся работают в различных группах (командах); у них формируются исследовательские умения (выявление проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа построения гипотез, обобщения); развивается системное мышление, внимание, воображение и память. Технология проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны - использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой - применение интегрированных знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии и творческих областей. Отличительными особенностями проектной технологии, по мнению К. Фрея является то, что участники проекта: подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни; договариваются друг с другом о форме обучения; развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех; организуют себя на дело; информируют друг друга о ходе работы; вступают в дискуссию. При выполнении проекта указывается: проблема; цели и задачи проекта; учебный материал, который предполагается задействовать для решения указанной проблемы (литература); теоретическая и практическая значимость в какой-либо области знаний; отдельно следует указать какие цели интеллектуального, нравственного, культурного развития обучающихся при этом ставятся; сроки


выполнения проекта; состав группы; порядок оформления результатов проекта.
Вопрос 3. Проектная и исследовательская деятельность:общее и особенное.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее НЕИЗВЕСТНЫМ решением и предполагающая наличие ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ в научной

сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций ПОСТАНОВКУ ПРОБЛЕМЫ, ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ДАННОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ, ПОДБОР МЕТОДИК

ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ ИМИ, СБОР СОБСТВЕННОГО МАТЕРИАЛА, ЕГО АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ, НАУЧНЫЙ КОММЕНТАРИЙ, СОБСТВЕННЫЕ ВЫВОДЫ. Любое

исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая ОБЩУЮ ЦЕЛЬ, СОГЛАСОВАННЫЕ МЕТОДЫ, СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОБЩЕГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Непременным условием проектной деятельности является наличие ЗАРАНЕЕ ВЫРАБОТАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНЕЧНОМ ПРОДУКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭТАПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

(ВЫРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА, ДОСТУПНЫХ И ОПТИМАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАНИЕ ПЛАНА, ПРОГРАММ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА) И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА, ВКЛЮЧАЯ ЕГО ОСМЫСЛЕНИЕ И РЕФЛЕКСИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. К ОБЩИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ

ОТНОСЯТСЯ: 1)общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: как правило, результаты исследовательской, а в особенности, проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования

2)структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты: анализ актуальности данных работ; целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков этапов работ; собственно проведение проектных работ или научного исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов работ в пригодном для использования виде; проведение проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации; итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы.



Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей ее от проектной, является то, что научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам!
Вопрос 4. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. Назначение проектной деятельности на разных этапах возрастного развития.

Исследовательское обучение основано на биологически предопределенной потребности ребенка познавать окружающий мир. Оно предполагает не частичное использование поисковых методов в образовании, а обращение к принципиально новой модели обучения, где приоритетные позиции занимает познавательная деятельность самого ребенка. Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Исследовательское обучение не следует сводить к частному приему – стимулированию поисковой активности детей путем использования исследовательских методов учения в образовании. Прежде всего, оно предполагает движение по пути принципиального пересмотра культурно-образовательных традиций, радикально меняющей цели образования, отношения к самим знаниям и к путям их получения.

Проектная деятельность содержит следующие основные этапы: – анализ проблемы; – постановка цели и задач проекта; – выбор средств ее достижения; – поиск и обработка информации, ее анализ и синтез; – оценка полученных результатов и выводов.

Проектная деятельность в детском саду является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей. Это работа, основанная на сотрудничестве детей, педагогов и родителей, которая помогает детям стать более самостоятельными. У детей развиваются познавательные способности, творческое воображение, мышление.
5. Компетенции педагога как необходимое условие организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих - либо полномочий, прав.

Проектная компетентность – это интегративная характеристика педагога, выражающаяся в его способности и готовности к разработке и реализации проектов, осознанию их социальной значимости и личной ответственности за результат деятельности.

Проектирование - это комплекс интеллектуальных действий, в результате выполнения которых создается образ нового продукта и способа его получения.


Компетентности современного учителя в организации проектной деятельности:

  • методическая компетентность;

  • исследовательская компетентность;

  • управленческая компетентность;

  • коммуникативная компетентность;

  • образовательная компетентность.

Умение проектировать деятельность

  • 1.1.Анализ и обработка информации

  • 1.2.Формулировка проблемы

  • 1.3. Постановка цели проектной деятельности

  • 1.4.Планирование проектной деятельности

  • 1.5.Проектирование конечного продукта

Умение организовать и регулировать проектную деятельность

  • 2.1. Реализация проектной деятельности

  • 2.2. Контроль и коррекция проектной деятельности

  • 2.3. Оценка проектной деятельности

  • 3.1. Владение предметным содержанием проекта

  • 3.2. Использование предметных способов действий

Умение применять в проектной деятельности предметные знания и способы деятельности

Умение осуществлять коммуникативные действия в проектной деятельности

4.1.Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

4.2.Защита проектного результата

П  – проблема, планирование

Р  – развитие, рефлексия

О  – организованность, опыт, общение

Е  – единство, естественность

К  – коммуникативность, креативность

Т  - творчество, талант

6. Роль педагога в использовании метода проекта.

Проектная деятельность, это  одна  из эффективных форм работы по  воспитания детей дошкольного возраста,

Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегративного обучения дошкольников,  позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей. Развить творческое мышление, умение детей самостоятельно,  разными способами поэтапно, в  практической  деятельности  по достижению поставленной цели,   находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же  делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.        

Роль педагога при использовании метода проектов заключается в следующем: это учет возрастных особенностей детей, создание условий для стимулирования интересов детей, строить свои отношения с ребенком на соучастии и сотворчестве, мотивировать  деятельность детей, использовать игровые методы и приемы.


Роль дошкольника залючается в том, что он  является активным участника проекта, преодолевает трудности в решении проблем.

План проекта разрабатывается совместно с детьми и родителями, привлекаются социальные  партнеры, выбирается проектная группа. После защиты проекта начинается его реализация.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Педагоги должны соблюдать принципы реализации проектов они следующие:

  • Системность.

  • Сезонность.

  • Учет личности.

  • Учет возрастных особенностей.

  • Взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

7. Формы участия родителей в проектной деятельности.

Способы вовлечения родителей в проектную деятельность:

Мотивационный - показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.

Информационныйродители выступают источником информации для ребенка, помощником в поиске нужной информации, написании доклада, поиске художественной литературы.

Организационный - сопровождение детей в музей, библиотеку, на экскурсии.

Технический - помощь в организации выставок, фото - и видео - съёмка, монтаж материалов, составление презентаций.

В зависимости от целей и задач проекта степень вовлечённости в него родителей может быть разной:

  • родители могут помочь ребёнку найти ту или иную информацию,

  • изготовить вместе с ним поделку,

  •  нарисовать рисунок,

  • выполнить аппликацию,

  •  сделать подборку художественной литературы,

  • сделать подборку картинного или иллюстративного материала по теме проекта.

     Кроме этого, родители могут быть вовлечены в работу над проектом более широко, например:

  • участвовать вместе с детьми в целевых прогулках и экскурсиях,

  • игровой деятельности, экспериментировании и т.д.