Файл: 1 Гражданскоправовой статус трудящихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Самозащита работниками трудовых прав заключается в действиях самого работника, полагающего, что его трудовые права были нарушены работодателем.

Единственно возможной формой самозащиты трудовых прав согласно ст. 379 ТК РФ является отказ от выполнения работы в определенных случаях, а именно в следующих:

  1. работы, не предусмотренной трудовым договором;

  2. работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, кроме определенных случаев.

Самозащита работниками трудовых прав имеет различные характеристики, представленные на рисунке 1:


в рамках самозащиты сотрудник не может принуждать работодателя или других лиц к устранению правонарушения, для этого есть другие инструменты

самозащита – метод, используемый исключительно трудящимися. Он не применяется работодателями





Характеристики самозащиты







в рамках самозащиты работник отказывается выполнять требования работодателя. Срок бездействия не ограничен. Период самозащиты заканчивается тогда, когда будет устранено нарушение

сотрудник пользуется правом в индивидуальном порядке. При этом он не обращается в государственные органы, суд и прочие компетентные органы



Рисунок 1 – Основные характеристики самозащиты работников

Правомерная самозащита применяется в следующих случаях:

  1. в связи с поручениями работодателя возникает угроза жизни и здоровью сотрудник;

  2. невыплата зарплаты в срок. Задержка должна превышать 15 суток;

  3. поручение сотруднику задач, которые не предусмотрены трудовым соглашение;

  4. работодатель отказывается выдавать средства защиты, если они требуются для осуществления работы;

  5. неправомерный перевод на другую должность;

  6. руководитель неправомерно запрашивает документы и сведения;

  7. работодатель просит сотрудника досрочно выйти из отпуска;

  8. направление в командировку без письменного согласия сотрудника (если оно предусмотрено);

  9. неправомерные требования работодателя, не соответствующие трудовому соглашению с работником;

  10. незаконное привлечение сотрудника к сверхурочному труду, работе в выходные и праздничные дни.


Основные формы самозащиты (бездействия)– это

  1. отказ от получения трудовой книжки, из-за того, что в нее внесена неверная запись;

  2. отказ от выхода на работу по истечении 2 недель с момента подачи заявления об увольнении по собственному желанию;

  3. отказ от выполнения поручений руководителя, если они несут угрозу здоровью или не предусмотрены трудовым соглашением;

  4. отказ от сверхурочного труда, командировки;

  5. отказ от работы без средств защиты.

Люди не имеющие право на самозащиту трудовых прав:

  1. люди, занятые экстренной медицинской помощью;

  2. люди, ответственные за обеспечение стабильной работы опасных производств;

  3. работники противопожарных служб;

  4. работники всех прочих специальностей и должностей, действия которых связаны с обеспечением безопасности;

  5. сотрудники силовых структур, отвечающие за безопасность страны;

  6. сотрудники МЧС;

  7. специалисты аварийно-спасательных служб;

  8. работники госорганов;

  9. сотрудники коммунальных служб, служб связи.

Ограничения в самозащите связаны с тем, что отказ от работы в данном случае может спровоцировать возникновение угрозы для населения.

Еще один способ защиты – это объединение работников для защиты прав в профессиональный союз. В этом случае профсоюз будет представлять интересы работника при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, рассмотрении трудовых споров (ст. 2, 29 ТК РФ).

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:



  1. принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  2. получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

  3. осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

  4. проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

  5. защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

  6. предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

  7. направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

  8. осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

  9. принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;

  10. принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

  11. принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

  12. принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

  13. обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства.


Надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда (часть первая ст. 353 ТК РФ).

Предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулируются законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

Государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства можно разделить на:

  1. федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (общий надзор);

  2. государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности (специализированный надзор);

  3. прокурорский надзор.

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, такими как Роспотребнадзор, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Прокурорский надзор осуществляется Прокуратурой РФ. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными и региональными органами власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, за соответствием законодательству издаваемых ими актов, за соблюдением прав человека.

Трудовые комиссии – комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.


Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Работник может обратиться в комиссию в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия может его восстановить и разрешить спор по существу.

Заявление работника, поступившее в комиссию, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией. Комиссия обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя.

Комиссия принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. В решении комиссии указываются:

  1. наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя – индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации,наименование структурного подразделения;

  2. фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

  3. даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

  4. фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

  5. существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

  6. результаты голосования.

Копии решения комиссии, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения.

В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией в десятидневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд.

Прокуратура – централизованная система органов, где нижестоящие чины подчиняются генеральному прокурору РФ.

Прокуратура Российской Федерации играет важную и активную роль в охране и защите конституционных прав и свобод граждан, осуществлении надзора за исполнением законов, укреплении законности и правопорядка. Она осуществляет государственный надзор за исполнением законов на всей территории России, принимает меры по устранению нарушений законности, привлекает виновных лиц к установленной законом ответственности.