ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2021
Просмотров: 651
Скачиваний: 4
Дисциплина: История и современная система защиты информации в России.
Блок 1. Организация защиты информации в Российской Империи (в период со второй половины 16 и до конца 18 веков).
Блок 2. Организация защиты информации в Российской Империи (в период с первой половины 19 века и до 1917 года 20 века).
Блок 3.Организация защиты информации в России с 1917 года и до начала Великой Отечественной войны (1941 года).
Блок 4. Организация защиты информации в СССР (в период Великой Отечественной войны и до конца 50-х годов).
Блок 5. Организация защиты информации в СССР (в период с 60-х годов и до августа 1991 г.).
Блок 6. Органы защиты информации в современных условиях.
Блок 7. Организация защиты информации в современных условиях.
Блок 2
Рассматривается система защиты информации в Российской Империи в период с первой половины 19 века и до 1917 года 20 века; изучаются Состав, классификация и правовые основы защищаемой информации. Органы защиты информации, деятельность Государственного Совета, Кабинета министров, Сената, Первого и Третьего отделений собственной безопасности его императорского величества канцелярии, Постоянного секретного комитета, Министерства полиции, Министерства иностранных дел, Военного министерства по защите информации; даются основные направления и методы защиты конфиденциальной информации. Ответственность за разглашение защищаемых сведений. Раскрываются достоинства и недостатки системы защиты информации в Российской империи.
Содержание блока
Организация защиты информации в Российской Империи
(в период с первой половины 19 века до 1917 года 20 века).
1. Организация защиты информации в Российской Империи в первой половине 19 в.
2. Формирование системы защиты информации в Российской Империи во второй половине 19 века.
3. Особенности защиты информации в Росси в начале 20 века (1900-1908 гг.).
4. Организации защиты информации в России в период промышленного подъема (1909-1913 гг.).
5. Организация защиты информации в период первой мировой войны.
6. Разгром царских спецслужб.
Литература
-
Галвазин С. Н. Охранные структуры Российской империи: Формирование аппарата, анализ оперативной практики. – М., 2001. – С. 71 – 74.
-
Белая книга российских спецслужб. Изд.2-е. перераб. М., 1996.
-
Веретенников В.И. История тайной канцелярии петровского времени. Харьков, 1910.
-
Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации: Учебное пособие. Ростов н/Д, 1999.
-
Голикова Н.Б. Органы политического сыска и их развитие в XVI—XVII вв. //Абсолютизм в России: Сб. ст. М., 1964.
-
Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968.
-
Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. М., 1981.
-
Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870— 1880 годов. М., 1964.
-
Котошихин Г.О. О Московском государстве в середине XVII столетия. М., 1984.
-
Кошель А.П. История сыска в России. Минск., 1996.
-
Краткий очерк деятельности Министерства внутренних дел. 1855-1880 гг. СПб., 1880.
-
Оржеховский И.В. Третье отделение // Вопросы истории. 1972. №2.
-
Семевскш М.И. Тайная служба Петра I. M., 1996.
-
Шинджикашвили Д. И. Сыскная полиция царской России в период империализма. Омск, 1973.
Курсовое задание
Задание к практическому занятию:
1. Составить логическую схему базы знаний по содержанию блока.
2. Составить терминологический словарь и перечень персоналий.
3. Выполнить все пункты, перечисленные в разделе подготовительного этапа практического занятия.
Практическое занятие (деловая игра)
Тема: Организация защиты информации в Российской Империи (в период с первой половины 19 века до 1917 года 20 века).
Цели: 1. Закрепить и углубить изучаемый материал студентами.
2. Выявить особенности защиты конфиденциальной информации в период с первой половины 19 века до 1917 года 20 века и определить мероприятия по защите информации, которые получили развитие в современных условиях.
Участники: Студенты распределены на 3 подгруппы:
1-я подгруппа – историки.
2-я подгруппа–представители служб защиты информации современной России.
3-я подгруппа – эксперты.
Время: 160 минут.
1. Подготовительный этап (домашняя работа):
-
Проанализировать деятельность органов защиты информации с первой половины 19 века до 1917 года 20 века, связанные с защитой конфиденциальной информации:
1.1. Организации защиты информации в 19 веке.
1.1.1. Состав, классификация и правовые основы защищаемой информации. Органы защиты информации.
1.1.2. Деятельность Государственного Совета, Кабинета министров, Сената, Первого и Третьего отделений собственной безопасности его императорского величества канцелярии, Постоянного секретного комитета, Министерства полиции, Министерства иностранных дел, Военного министерства по защите информации.
1.1.4. Основные направления и методы защиты конфиденциальной информации. Ответственность за разглашение защищаемых сведений.
1.2. Особенности защиты информации в начале 20 века.
1.2.1. Функции в области защиты информации Государственной думы, Государственного Совета, Кабинета министров, МВД, Главного управления Генерального штаба, МИД.
1.2.2. Основные направления и методы защиты конфиденциальной информации.
Ответственность за разглашение защищаемых сведений.
1.3. Достоинства и недостатки системы защиты информации в Российской империи.
1.3.1. Уровень обеспеченности защиты государственной, коммерческой, служебной и профессиональной тайны.
1.3.2. Достоинства системы в области распределения компетенции, регламентации прав и ответственности по защите информации, определения направлений и методов защиты информации.
1.3.3. Недостатки системы в отношении регламентации состава защищаемой информации, определения ее угроз, создания специальных органов защиты информации.
-
Определить проблемные вопросы, связанные с организацией защиты информации с первой половины 19 века до 1917 года 20 века, и как они решались в тот исторический период.
-
Выявить мероприятия по защите информации, которые получили дальнейшее развитие в истории России, а также успешно применяются в современных условиях.
-
Студентам письменно выполнить задание (объем 5-7 листов) и быть в готовности к его защите на практическом занятии.
2. Порядок проведения практического занятия.
-
Организация занятия (проверка присутствующих и готовности к занятиям, объявление темы и цели занятия).
-
Распределение на подгруппы и доведение порядка проведения занятия.
3. Присвоение подгруппам первоначальных ролей (историки, представители служб защиты информации современной России, эксперты).
-
Обсуждение студентами первой подгруппы вопросов, вынесенных на практическое занятие с целью выработки общих позиций:
4.1. Вопросы со стороны подгруппы выступающих в роли представителей служб защиты информации современной России.
4.2. Вопросы со стороны подгруппы экспертов.
4.3. Ответы и дискуссии.
4.4. Выработка общей позиции и общего подхода к вопросам защиты информации в 16-18 веках , определение задач, приемов и способов их выполнения в современных условиях .
-
Обсуждение следующими подгруппами домашнего задания.
-
Выполнение подпунктов 4.1 - 4.4 по обсуждению домашнего задания.
-
Обсуждение преподавателем и старшими групп оценок участников занятия.
-
Подведение итогов занятия с объявлением окончательных оценок участников практического занятия.
Вопросы к семинарскому занятию
-
Организация защиты информации в Российской Империи в первой половине 19 в.
-
Формирование системы защиты информации в Российской Империи во второй половине 19 века.
-
Особенности защиты информации в Росси в начале 20 века.
Вопросы для подготовки к экзамену
-
Организация защиты информации в Российской Империи в первой половине 19 в.
-
Формирование системы защиты информации в Российской Империи во второй половине 19 века.
-
Особенности защиты информации в Росси в начале 20 века (1900-1908 гг.).
-
Организации защиты информации в России в период промышленного подъема (1909-1913 гг.).
-
Организация защиты информации в период первой мировой войны.
-
Разгром царских спецслужб.
1. Организация защиты информации в Российской империи в первой половине 19 века
1.1. Центральные учреждения, осуществляющие функции по защите информации
Первая половина 19 века. В основном сформировалась нормативная база ЗИ («Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», 1845 г.). В дальнейшем нормативная база дополнялась и совершенствовалась. Формируется система СДП (секретного делопроизводства). Создаются первые секретные инструкции по СДП (в военном министерстве). Основная спецслужба: 3-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии – С.Е.И.В.К.
1.1.1. Комитет общей безопасности
Пришедший к власти после убийства Павла I Александр I повелел навсегда уничтожить Тайную экспедицию. В своем манифесте от 2 апреля 1801 г. монарх резко осудил сложившуюся при его отце практику тайного политического сыска.
Наряду с упразднением политического розыска была торжественно подтверждена отмена пыток.
Однако либеральные настроения сохранялись у Александра I недолго. Он самостоятельно пришел к выводу, что абсолютизм не может существовать без тайной полиции. Причем основная угроза, побудившая государя воссоздать орган государственной безопасности, носила на этот раз не внутренний, а внешний характер — угроза войны с Францией. Согласно документам, за 1810—1812 гг. в «российском розыске» находилось более 60 французских шпионов, которые смогли обеспечить военное командование необходимыми разведывательными данными.
Первоначально Александр I возложил обеспечение государственной безопасности на учрежденное 8 сентября 1802 г. Министерство внутренних дел. Полномочия ведомства были законодательно определены весьма широко: «Должность министра внутренних дел обязывает его печись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве империи». Политический сыск как бы растворился в многочисленных функциях МВД.
К ведению ведомства были добавлены вопросы контрразведки и политического сыска, реализация которых была возложена на вторую экспедицию министерства, которая ведала «делами благочиния». На местах вопросами политического сыска и цензуры занимались органы земской и городской полиции.
Параллельно при петербургском военном губернаторе, в условиях строжайшей конспирации, стала действовать Тайная полицейская экспедиция. В компетенцию данного ведомства входили: «...все предметы, деяния и речи, клонящиеся к разрушению самодержавной власти и безопасности правления, как-то: словесные и письменные возмущения, заговоры, дерзкие или возжигателъные речи, измены, тайные скопища толкователей законов, учреждениев, как мер, принимаемых правительством, разглашателей новостей важных, как предосудительных правительству и управляющим, осмеяний, пасквилесочинителей, вообще все то, что относиться может до государя лично, как правление его». В обязанности Тайной полицейской экспедиции также входило получение информации «о всех приезжих иностранных людях, где они жительствуют, их связи, дела, сообщества, образ жизни, и бдение иметь о поведении оных».
Созданные Александром I структуры государственной безопасности работали неэффективно.
5 сентября 1805 г. был создан «Комитет для совещания по делам, относящимся к высшей полиции».
Функции этого межведомственного учреждения были прописаны в инструкции, составленной графом Н.Н. Новосильцевым:
а) сохранение общественного спокойствия и тишины;
б) отвращение недостатков продовольствия и жизненных припасов в столице.
Из царского указа об учреждении данного Комитета следовало, что непосредственная причина его образования — это угроза войны с Францией. Цель деятельности Комитета — обеспечение «мер предосторожности в рассуждении проживающих в России французских подданных», пресечение «удобности к совершению замыслов внешних врагов государства через зловредные переписки, подсматривания (шпионство) и разглашения». В соответствии с Указом «при самом открытии злого намерения и измены сохранить строжайший порядок и благоразумную осторожность в производстве следствия по сему роду дел, где малейшая погрешность обратиться может или к притеснению невинности, или к закрытию преступления...».
Императорский указ от 13 января 1807 г. определял следующую схему работы Комитета. При заведении дел по государственным преступлениям местные органы власти должны были незамедлительно через петербургскую полицию и военного губернатора передавать материалы в Комитет общей безопасности, который «согласно с обстоятельствами предпишет им порядок следствия и будет наблюдать за его ходом вплоть до завершения». Результаты расследования губернское руководство обязано было направлять на ревизию в Комитет. Министрам следовало информировать этот орган о том, кого они намерены выслать за пределы страны, а кого задержать. Все государственные учреждения и должностные лица обязаны были предоставлять комитету необходимые сведения и выполнять его предписания.
Новая спецслужба Российской империи создавалась не только для противодействия французскому шпионажу, но и для борьбы с идеологическими противниками государственного строя: масонскими тайными обществами — иллюминатами и мартинистами. Инициатор создания Комитета общей безопасности Н. Новосильцев в разработанной им для данной структуры секретной инструкции отметил следующих врагов Российской империи: «Коварное правительство Франции, достигая всеми средствами пагубной цели своей — повсеместных разрушений и дезорганизации, между прочим, как известно, покровительствует рассеянным во всех землях остаткам тайных обществ под названием иллюминатов, мартинистов и других тому подобных, и через то имеет во всех европейских государствах, исключая тех зловредных людей, которые прямо на сей конец им посылаются и содержатся, и таких еще тайных сообщников, которые, так сказать, побочным образом содействуют французскому правительству и посредством коих преуспевает оно в своих злонамерениях».
Секретная инструкция, разработанная Новосильцевым, была направлена на упреждение государственных преступлений, о чем наглядно свидетельствует следующий ее раздел: «предусматривать все то, что могут произвести враги государства, принимать сообразные меры к открытию лиц, посредством коих могут они завести внутри государства вредные связи, и отвращать или искоренять благовременно такое зло».
В составе Комитета общей безопасности согласно указу от 13 января 1807 г. предусматривалась Особенная канцелярия. С образованием данной канцелярии Комитет окончательно оформился как центральный следственно-судебный орган по политическим делам Российской империи. Администрации и полиции на местах должны были осуществлять предварительное дознание или краткое следствие, после чего материалы следовало направлять для более глубокого расследования в Комитет общей безопасности, решения которого утверждались лично царем.
В Комитет общей безопасности за первые четыре года поступило 94 дела, из которых было рассмотрено 57, в последующие 19 лет поступило 57 дел, из которых было рассмотрено 36. В 1829 г. Комитет прекратил свое существование.