ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2021
Просмотров: 655
Скачиваний: 4
Однако реорганизация Комитета 1807 г., являвшегося центральным органом политического сыска в стране, не означала, что политический сыск прекратил свое существование. В Петербурге при канцелярии генерал-губернатора и Москве при обер-полицмейстере продолжала функционировать особая секретная полиция, подчинявшаяся одновременно и Министерству внутренних дел.
Штат секретной экспедиции при московской полиции состоял из 27 человек и финансирование значительно превышало финансирование канцелярии Комитета общей безопасности. Поэтому ликвидация Комитета 1807 г. означала лишь упразднение одного из параллельных звеньев, без ущерба для жизнеспособности системы политического сыска.
Анализ сущности реформ Александра I в правоохранительной сфере показывает, что он первым в отечественной истории попытался создать систему органов государственной безопасности, не связанных единым организующим и координирующим центром. Император последовательно проводил в жизнь известное правило: разделяй и властвуй, стремясь не допустить сосредоточения в руках кого-либо из своих подчиненных значительного объема полномочий в сфере политического сыска.
Формирование и реорганизация параллельно действующих, конкурирующих друг с другом структур политического сыска были характерной чертой периода правления Александра I, который надеялся, что конкурентная борьба повысит эффективность выявления, предупреждения и пресечения действий политических противников и позволит создать систему противовесов для недопущения использования в ущерб трону методов политического розыска.
Однако создать принципиально новые спецслужбы, не предложив качественно новых сил, средств и методов их деятельности, императору не удалось.
Таким образом, несмотря на манифест императора, органы политического сыска сохранялись, хотя их деятельность носила децентрализованный характер. Они действовали параллельно, конкурируя друг с другом в ущерб делу обеспечения безопасности. Профессионализм полицейских оставлял желать лучшего. История поставила отрицательную оценку экспериментам императора. Нескоординированная деятельность мелких полицейских органов не дала возможности своевременно выявить подготовку восстания декабристов, которая осуществлялась в течение нескольких лет.
Восстание декабристов произвело неизгладимое впечатление на руководителей России и наложило свою печать на всю внутреннюю политику последующих десятилетий. Это первое революционное выступление против самодержавия повлекло за собой коренную реорганизацию системы политического сыска и привело к созданию во второй четверти XIX в. мощного, разветвленного, поистине всеохватывающего аппарата органов государственной безопасности.
1.1.2. Министерство полиции
Министерство полиции Российской империи было учреждено 17 августа 1810 г. согласно закону «О разделении государственных дел по министерствам». Структурно министерство состояло из двух канцелярий: общей и особенной, а также трех департаментов.
Департамент полиции исполнительной ведал административно-полицейским аппаратом, тюрьмами и рекрутскими наборами.
Департамент полиции хозяйственной занимался продовольственными делами и учреждениями общественного призрения.
Департамент полиции медицинской — врачебным персоналом, «заготовлением медикаментов» и снабжением медицинских учреждений. Единого исполнительного органа министерство не имело. На местах его функции выполняли губернаторы.
25 июня 1811 г. Министерству полиции были поручены все Дела «внутренней безопасности», для чего в составе министерства был образован специальный орган — Особенная канцелярия. В функции канцелярии входили ведение «дел по ведомству иностранцев и заграничным паспортам», «цензурная Ревизия» и «дела особенные», под которыми понималось пресечение любых форм антиправительственной деятельности. Под понятие борьбы с антиправительственной деятельностью попадали борьба со слухами или различными проявлениями крестьянского и общественного движения, надзор за «политическими настроениями» различных слоев населения, деятельностью масонских лож и религиозных сект, борьба с иностранным шпионажем.
Штат канцелярии состоял из управляющего, трех столоначальников, трех старших и трех младших помощников столоначальников, экзекутора, начальника архива, его помощника, нескольких чиновников по «особым поручениям».
Министерство полиции для предупреждения государственных преступлений активно применяло в своей деятельности метод провокации, широко используемый французской полицией.
Подобный способ выявления, предотвращения и пресечения преступлений можно рассматривать как реакцию российского политического сыска на отмену пыток. Иного способа получения информации о государственных преступлениях полицейские того времени не знали.
В 1819 г. Министерство полиции было ликвидировано, а его функции переданы МВД, из состава которого одновременно был выведен департамент мануфактур и внутренней полиции, вошедший в состав Министерства финансов.
1.1.3.Высшая военная полиция
Возникновение военной контрразведки в Российской империи связывают с военной реформой, проведенной накануне Отечественной войны 1812 г. военным министром генералом от инфантерии М.Б. Барклаем де Толли.
В документах, относящихся к рассматриваемому периоду, она также именовалась «высшей», «вышней» и «воинской» полицией. В соответствии с замыслом реформы в каждую из трех российских армий были назначены руководители «высшей полиции» — директора. В 1-й Западной армии (главнокомандующий — М.Б. Барклай де Толли) этот пост занял бывший директор Особенной канцелярии министерства полиции Я.И. де Санглен, который с 17 апреля 1812 г. одновременно являлся директором Высшей полиции при военном министре; во 2-й Западной армии (главнокомандующий — генерал от инфантерии князь П. И. Багратион) директором полиции стал подполковник маркиз М.-Л. де Лезер, эмигрант-роялист из Франции, с 1800 г. состоявший на русской службе; и в 3-й Западной армии (главнокомандующий — генерал °т кавалерии А.П. Тормасов) — действительный статский советник И.С. Бароцци, занимавшийся разведкой во время войны с Турцией 1806-1812 гг.
Однако на деле аппарат военной контрразведки существовал только в 1-й армии, где были образованы штат чиновников и канцелярия. Ему подчинялась полиция всех губерний Российской империи от границы с Австрией до Балтийского моря. Директора Высшей полиции 2-й и 3-й армий не успели укомплектовать штат сотрудников, на что были объективные причины. Так, Бароцци, едва прибыв в 3-ю армию, уехал в Петербург. Де Лезер, прибывший во 2-ю армию лишь после падения Смоленска (август 1812 г.), был заподозрен в «сношениях с неприятелем» и выслан в Пермь (в 1813 г. был оправдан и возвращен на службу).
В сентябре 1812 г., после отставки Барклая де Толли с поста военного министра, де Санглен и его сотрудники, находившиеся в прямом подчинении главы военного ведомства, вместе с канцелярией министерства отбыли в Петербург. Директором Высшей полиции в армии был назначен бывший чиновник Министерства полиции надворный советник барон П.Ф.Розен, помощник де Санглена. Введение в декабре 1812 г. должности военного генерал-полицмейстера не изменило контрразведывательных функций армейской полиции. Кадровый состав Высшей полиции составляли сотрудники министерства полиции, местные полицейские чиновники, отставные военные и чиновники иных ведомств.
С началом Отечественной войны 1812 г. в задачу сотрудников Высшей военной полиции входили создание агентурных групп на оставляемых территориях, добывание информации о движении неприятельских войск, изучение положения в тылу противника, противодействие французскому шпионажу. Уделялось внимание выявлению должностных преступлений интендантов и поставщиков товаров для армии.
После окончания войны по инициативе главнокомандующего 1-й Западной армией генерал-фельдмаршала М.Б. Барклая де Толли в 1815 г. при Главном штабе русской армии на базе расформированной Высшей военной полиции 1-й армии было создано отделение Высшей военно-секретной полиции с центром в Варшаве.
Официально военно-секретная полиция состояла в подчинении начальника Главного штаба его Императорского Величества генерал-лейтенанта И.И. Дибича, реально ею руководил начальник Главного штаба великого князя Константина Павловича генерал-лейтенант Д. Д. Курута.
Обязанности Высшей военно-секретной полиции были чрезвычайно широки: ведение разведки и внешней контрразведки в Австрии и Пруссии, сбор военной и политической информации об этих странах, «содержание агентов во многих городах за границею и в Королевстве Польском». В ее компетенцию входили, кроме того, военная контрразведка, политический сыск, а также борьба с контрабандистами, фальшивомонетчиками и религиозными сектами. Сотрудники военно-секретной полиции отслеживали на территории сопредельных с Россией государств вражеских агентов, засылаемых в империю. За подобными лицами велось тщательное наблюдение как за рубежом, так и на российской территории.
В штат центрального аппарата военно-секретной полиции, находившейся в Варшаве, входили начальник отделения, чиновник по особым поручениям, прикомандированный жандармский офицер и канцелярист, ведавший делопроизводством. Для выполнения отдельных поручений регулярно привлекались армейские и жандармские офицеры, фельдъегери, гражданские чиновники.
После польского восстания 1830 г. и вывода русских войск в пределы Российской империи военно-секретная полиция была упразднена (1831 г.).
1.1.4.Министерство иностранных дел
После создания министерства в 1806 году также сохранялась и коллегия иностранных дел, ее состав почти не изменился и она оставалась главным органом управления внешнеполитических дел. При министре была создана канцелярия. Начальник канцелярии осуществлял хранение шифров («цифирные ключи»). Непосредственно министру подчинялась Цифирная экспедиция.
В 1823 году при министерстве создан Цифирный комитет для руководства шифровальной деятельностью министерства. Это научно-производственное подразделение, которое состояло из квалифицированных специалистов-криптографов, которые были работниками различных департаментов министерства.
Задачи комитета:
-
изучение различных комбинаций шифров и «обеспечение возможно более полной секретности» дипломатической корреспонденции, разработка новых шифров;
-
контроль за введением новых систем шифров;
-
контроль за обеспечением хранения шифров, вывод устаревших шифров;
-
составление заключений, отчетов по вопросам деятельности шифровальной и дешифровальной служб для руководителя министерства и императора.
В 1828 году в министерстве создана Особая канцелярия, которая осуществляла функции, связанные с защитой информации. В структуре канцелярии 5 экспедиций.
В ведении 1-й экспедиции находилась политическая переписка и составление указов по поручению министра.
2-я экспедиция являлась канцелярией министерства. При ней был создан архив.
Оставшиеся экспедиции являлись секретными. 3-я и 4-я экспедиции назывались цифирными. 3-я – шифровальная. 4-я – дешифровальная. Обе эти экспедиции были в ведении Цифирного комитета. 5-я экспедиция называлась «газетной».
1.1.5. Военное министерство. Организация секретного делопроизводства в военном министерстве
В 1802 году создается министерство военно-сухопутных сил. С 1808 года – Военное министерство.
В 1810 году впервые в России создается специализированный центральный разведывательный орган в военной области. Назывался этот орган «Экспедиция секретных дел при военном министерстве».
В 1812 году экспедиция преобразована в особенную канцелярию при военном министре.
Функции: занималась секретными вопросами, к которым относились:
-
руководство стратегической внешней разведкой;
-
обобщение и анализ поступающей информации;
-
контрразведка;
-
разработка рекомендаций для составления военных планов;
-
осуществление секретных подготовительных мероприятий;
-
организация передислокации воинских частей.
С целью защиты тайны строго регламентировался круг лиц, имеющих доступ к разведывательной информации, а также участвующих в планировании мероприятий. Доступ к секретным документам был связан с необходимостью выполнения производственных обязанностей.
В конце 1812 года Особенная канцелярия была упразднена. Во всех миссиях России за рубежом вводится официальная должность адъютантов послов, на которую назначались военнослужащие. Они и составили зарубежные силы Особенной канцелярии.
С 1856 года они стали именоваться военными агентами при Российских зарубежных представительствах. Тогда же была утверждена «инструкция агентам, посылаемым за границу».
Для обозначения степени секретности применялись грифы «Секретно» и «Весьма секретно». При пересылке корреспонденции в целях указания степени секретности документов, вложенных в пакет, применялись литерные обозначения. Под литерой «А» в пакеты помещались самые секретнейшие документы (для императора и военного министра). Под литерой «В» – документы, содержащие сведения о неприятельских силах.
Применялось 2 способа проставления грифа секретности – правый верхний угол документа (при продольном расположении реквизитов в заголовочной части бланка документа). В заголовочной части документа гриф секретности проставлялся в левой части документа ниже указания даты и номера документа.
При получении секретного документа в правом верхнем углу проставлялась отметка о поступлении документа, в которой указывалась фамилия и должность лица, получившего документ и дата поступления документа. При доставке секретной корреспонденции с курьером вкладывалась расписка и бланк к расписке и оформлялся час отправления. Получивший расписывался в этом бланке, отмечал время получения и время отправки курьера.
Такой порядок повышал оперативность передачи сведений и обеспечение их сохранности. Сопроводительное письмо к документу имело тот же гриф, что и документ. Обязательное требование при подготовке общих и секретных вопросов.
Вопросы ведения секретного делопроизводства регламентировались следующими нормативными документами: «Общее начертание порядка производства дел в канцелярии военного министерства и обязанности чинов, оную составляющих», 1832г.; «Положение о порядке производства дел в военном министерстве», 1836г.
В этих документах впервые вводились особые формы учета секретных документов, отличающиеся от форм учета открытых документов. Это были «Журнал секретных входящих бумаг» и «Журнал секретных исходящих бумаг». Для ведения секретного делопроизводства создавалось 6-е отделение.
Устанавливались следующие виды проверок наличия секретных документов: ежемесячные и квартальные.
В период отечественной войны 1812 года в России были созданы органы военной разведки и контрразведки непосредственно в армии. Структура и функции данных органов, а также требования к организации секретного делопроизводства в армии регламентировались в законе, который назывался «Учреждение для управления большой действующей армией» от 27 января 1812 года. Функции разведывательного органа осуществляла «Квартирмейстерская часть».