Файл: Блок 2. 19- нач 20века.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 654

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целях единства действий и устранения причин провала сотрудников, начальнику КРО ставилось в обязанность при необходимости передавать имеющуюся у них агентуру на местах начальникам ГЖУ и охранных отделений или информировать их  о ее составе. Чины общей полиции также принимали активное участие в борьбе со шпионажем. Все поступающие к ним сведения они сообщали в жандармские управления и охранные отделения.

Наставлением определялась задача контрразведки, которая должна стремиться к выявлению организации разведки противника, центров, откуда высылаются агенты и тех направлений наиболее вероятного главного движения агентов в нашу сторону. Так наставление подтверждало необходимость тщательного изучения в мелочах всего сложного процесса  наблюдения за неприятельскими шпионами.

Перед органами военной контрразведки, жандармерией и охранными отделениями стояла общая цель, которая заключалась в «обнаружении, обследовании, разработке и ликвидации в кратчайший срок, как в районе занятом нашими войсками и их ближайшем тылу, так и вообще по всей территории государства всякого рода шпионских организаций и агентов».

Несмотря на недостатки в организационной структуре, межведомственные противоречия, невнимание к нуждам спецслужбы со стороны верховной власти контрразведка достигла определенных результатов.  Помимо разоблачения многих вражеских разведчиков, она постепенно выявила личный состав разведывательных бюро Германии и Австро-Венгрии, имена их руководителей, адреса бюро и конспиративных квартир, местонахождение разведывательных школ и способы подготовки агентов, методы вербовки, фамилии агентов и т. д.  В 1914 - 1916 гг. военная контрразведка выявила и нейтрализовала более 90 агентов спецслужб кайзеровской Германии, активно работавших в России, в том числе и в высших эшелонах государственной власти  (26).

К началу 1917 г. российская военная контрразведка окрепла, стала работать устойчиво и целенаправленно. Ее сотрудники много сил потратили, чтобы создать более или менее эффективный агентурный аппарат, прежде всего в тылу противника, а также на территории иностранных государств.

Февральская революция, свергнувшая самодержавие в 1917 г., стала началом разрушения сложившейся системы правоохранительных органов. 10 марта 1917 г. были разогнаны полицейские структуры,  а несколько позже упразднен Отдельный корпус жандармов. Для ликвидации и расследования деятельности ДП была создана специальная комиссия. Первоначально Департамент полиции был преобразован во «Временное управление по делам общественной полиции и обеспечению личной и имущественной безопасности  граждан'', затем – в Главное управление по делам милиции, которая должно было обеспечить ''личную и общественную безопасность граждан». Функции уголовного розыска были переданы в Министерство юстиции, а контрразведки – полностью перешли в ГУГШ.


Страх перед жандармерией и охранкой в период царизма повлиял на поведение представителей либеральной интеллигенции после революции. Поэтому, как только она оказалась на вершине власти, то принялась  крушить все оставшееся от прежнего режима. Разницы между контрразведкой и политическим сыском многие деятели Временного правительства видеть не хотели. Ярлыки "жандарм" и "охранник" навешивались на всех без исключения сотрудников спецслужб.  Новыми властями были отстранены от должностей  в контрразведывательных органах офицеры ОКЖ. Многие контрразведчики, не дожидаясь репрессивных мер в отношении себя,  скрылись, используя, по возможности, фиктивные документы.  Наряду с недостаточно подготовленными в профессиональном отношении лицами в ряде случаев вынуждены были покинуть свои посты высококвалифицированные контрразведчики из числа бывших жандармов.

Однако далеко не всем офицерам спецслужб удалось благополучно уйти от гнева новой власти.

В отличие от армейских коллег, контрразведка МГШ пережила революционные потрясения легче. Бывших жандармов там находилось совсем немного, и их уход почти не повлиял на состояние дел. После февральской революции дисциплина и уставной порядок на флоте тоже сильно поколебались, что сказалось самым непосредственным образом на сохранении военной и государственной тайны. Контрразведка буквально разрывалась на части, пытаясь залатать образовавшиеся прорехи в режимных мерах, но результат не соответствовал затраченным усилиям.

Наряду с другими факторами, отсутствие прежней системы правоохранительных органов не замедлило сказаться на ситуации в стране и вокруг вооруженных сил: усилилась пацифистская пропаганда, участились взрывы и поджоги на заводах, увеличился поток перевозимых через границу контрабандных грузов и т. д. Чтобы как-то стабилизировать обстановку, Временное правительство возложило на органы военной контрразведки борьбу со шпионажем,  контрабандой и диверсиями не только в армии и на флоте, но и в других государственных структурах. Их основной задачей являлось "обнаружение и обследование неприятельских шпионов, а также лиц, благоприятствующих неприятелю в его враждебных действиях против России и ее союзников". Постановлением Временного правительства от 17 июля 1917 г. были определены права и обязанности чинов сухопутной и морской контрразведывательной службы по производству расследований, а также структура контрразведывательных органов.

В Генеральном штабе контрразведкой руководил генерал-квартирмейстер, в округах - окружной генерал-квартирмейстер. Органами контрразведки являлись: КРЧ отдела генерал-квартирмейстера ГУГШ, куда входили ЦКРО и ЦВРБ; контрразведывательные отделения штабов Петроградского, Московского, Киевского, Одесского, Туркестанского, Приамурского, Иркутского, Кавказского, Двинского, Минского, Омского, Кавказского военных округов; контрразведывательные отделения главных штабов Юго-Западного, Западного и Северного фронтов, штаба 42 армейского корпуса, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 7-й, 8-й, 10-й армий, при командующем Черноморским флотом и другие. Всего в России насчитывалось 39 контрразведывательных отделений.


В Генштабе ЦВРБ собирало и обрабатывало все материалы по шпионажу, вырабатывало новые коды и способы тайнописи, вело архив ЦКРО, осуществляло переписку со всеми учреждениями по вопросам контршпионажа и т. д. Таким образом, бюро являлось органом, координирующим работу контрразведывательных структур, что в определенной степени способствовало эффективности борьбы с иностранными спецслужбами.

В крепостях и других пунктах, имевших стратегическое значение, по согласованию командующих военных округов с начальником Генштаба, учреждались местные контрразведывательные отделения и пункты, подчиненные КРО при штабе округа, а на границе - специальные пропускные пункты, замыкавшиеся на контрразведывательные отделения или пункты.

Координация деятельности КРО внутренних округов с контрразведкой действующей армии лежало на генерал-квартирмейстере ГШ через контрразведывательную часть Ставки Верховного главнокомандующего, а с морской - через начальника МГШ (по отделу морской регистрационной службы). В районах, находящихся в ведении командующих флотами, борьба со шпионажем велась органами морской контрразведки, а в совместных - морская контрразведка осуществлялась по согласованию с органами сухопутной спецслужбы.

Расширение круга задач, решаемых контрразведкой, потребовало и  увеличения штатной численности КРО и  КРП. В соответствии с "Временным положением" численность сотрудников КРО по сравнению с 1911 г. увеличилась в несколько раз и достигла 60 человек.

В связи с возрастанием  объема решаемых задач отразилась структура контрразведывательной службы стала более разветвленной, появилась значительное количество низовых звеньев. Укрепились не только вертикальные связи, но и горизонтальные - взаимодействие между КРО штабов внутренних округов, фронтов, армий, округов в районе театра военных действий. Но результаты ее деятельности были невысокими. После Февральской революции дисциплина и уставной порядок в армии значительно поколебались, что самым непосредственным образом сказалось на сохранении военной и государственной тайны. Контрразведка пыталась залатать образовавшиеся прорехи в режимных мерах, но без успехов. В таком тяжелейшем положении  она подошла к Октябрьской революции.

20 декабря 1917 г. Советское правительство создало новый контрразведывательный орган – ВЧК. В армии же продолжала действовать прежняя спецслужба – военная контрразведка. 1 января 1918 г. КРО штабов внутренних военных округов и войск действующей армии были переименованы в отделения Военного контроля, которые упразднили в апреле. В мае-июне  по решению Высшего Военного совета Республики при штабах  и отрядах войск прикрытия западных границ  созданы отделения по борьбе со шпионажем. Во второй половине 1918 г. они вошли в состав органов Военного контроля при Полевом штабе РВСР. 19 декабря Военный контроль и армейские чрезвычайные комиссии объединяются в особые отделы ВЧК.


Военная контрразведка Российской империи просуществовала всего лишь шесть лет. Она ушла с исторической сцены вместе с павшими режимами, которым служила верой и правдой. Совсем иное отношение было к ней у самодержавия, а затем и Временного правительства. Власть имущие не придавали должного значения обеспечению внешней безопасности государства, не смогли или не хотели увидеть в военной контрразведке надежного инструмента борьбы с разведывательно-подрывной деятельностью спецслужб противника, которые использовали все имеющиеся у них возможности для подрыва устоев империи. Близорукость властей в строительстве органов безопасности в определенной степени повлияла на ход истории России.


6. Разгром царских спецслужб

Накануне Февральской революции в России сложилась достаточно стройная система специальных служб, включаю­щая в себя военную разведку и контрразведку, общую и по­литическую полицию Департамента полиции, а также жан­дармский корпус. Секретные ведомства накопили солидный опыт оперативно-следственной деятельности, сформировали широко разветвленную агентурную сеть, пронизывающую практически все слои общества.

Правоохранительные органы получали весьма острую ин­формацию, свидетельствующую о нарастании социальной напряженности, «неблагонадежности отдельных министров» и даже угрозе смещения правительства. Однако руководство жандармского корпуса, Департамента полиции и МВД сгла­живали острые моменты в выводах своих аналитиков, пони­мая, что объективное информирование неминуемо отрица­тельно отразится на их личной карьере. В этом проявился коренной порок абсолютистской системы, требовавшей не правды, а спасительной лжи. С другой стороны, казенный оптимизм являлся не столько намеренным обманом, сколь­ко невольным самообманом. В оправдание жандармов мож­но сказать только то, что вожди нелегальных партий, кото­рым в скором времени довелось возглавить революцию, также не осознавали ее близости и реальности.

Министр внутренних дел России А.Д. Протопопов в пер­вые дни Февральской революции информировал руководство империи о беспорядках, связанных с перебоями в снабжении населения продовольствием, которые сами по себе прекратят­ся с подвозом продуктов. У Николая II не возникало сомне­ний в надежности воинских частей столичного гарнизона.

И правительство и император осознали свое заблуждение слишком поздно. 27 февраля 1917 г. начались массовые вы­ступления, остановить которые было уже невозможно, так как воинские части вышли из-под контроля. Одним из ос­новных объектов ненависти восставших традиционно оказа­лась полиция, Департамент которой подвергся нападению возбужденной толпы одним из первых. Вопреки версии, по­лучившей распространение в книгах и кинофильмах советс­кого периода о яростном сопротивлении жандармов и полицейских, пулеметах, «поливавших» восставших рабочих «свинцовым дождем» и т. д., тайная полиция серьезного со­противления не оказала. Сотрудники разбежались, имуще­ство было разграблено, часть секретных материалов была сожжена неизвестными лицами во дворе Департамента. Чуть позднее было захвачено Московское охранное отделение. Здесь, как и в здании на Фонтанке, 16, также были преданы огню оперативные архивы. Сейчас уже трудно сказать, было ли это сделано восставшими в их революционном порыве, или лицами, проходящими по досье спецслужб, опасающи­мися огласки, а может быть, самими охранниками, стремя­щимися обезопасить собственную агентуру. Вероятно, име­ли место все три составляющие.


КРО штаба Петроградского ВО было разгромлено рево­люционными массами. В территориальных органах КРО было арестовано несколько десятков сотрудников, в основ­ном жандармов. Часть офицеров ОКЖ, согласно принятому Временным правительством 4 марта 1917 г. постановлению, остались служить в военной контрразведке.

Однако в конце марта 1917 г. чистка контрразведки от быв­ших жандармов возобновилась, во многом по инициативе во­енного министра Временного правительства А.И. Гучкова.

Одновременно Временное правительство пыталось созда­вать новые органы контрразведки, например КРО Военной комиссии Временного комитета Государственной думы (ВКГД). Контршпионажем занимались Комендантское уп­равление и Высшая следственная комиссия ВКГД, военный комиссариат Петрограда, министерство юстиции, возникав­шие и быстро исчезавшие многочисленные органы, такие как, например, Отряд для борьбы с германским шпионажем, провокаторами и контрреволюционерами. Существенную роль в вопросах контрразведки на данном этапе революции играла Военная комиссия ВКГД, сумевшая установить кон­троль над пограничными пунктами.

В марте 1917 г. возобновило работу КРО штаба Петро­градского военного округа, Петроградское морское КРО, Цен­тральная морская регистрационная служба и Морское регис­трационное бюро, при котором была образована оперативная служба — контрразведочная команда. Контрразведывательные органы создавались даже при исполкомах местных советов.

Центральным органом контрразведки при Временном правительстве фактически было КРО штаба Петроградского военного округа, в штате которого числились 21 юрист, 180агентов и служащих, в том числе 8 помощников начальника КРО, 6 столоначальников, шеф канцелярии и руководитель агентуры наружного наблюдения. Во главе КРО был постав­лен ранее не служивший в контрразведке подполковник Б.В. Никитин, который вскоре стал широко известен пресле­дованиями большевиков и обвинениями их лидеров в шпи­онаже в пользу Германии. Таким образом, Временное прави­тельство пыталось использовать контрразведку в качестве политической полиции.

В рассматриваемый период была продолжена разработка нормативных актов, регламентирующих деятельность контр­разведки: «Временное положение о контрразведывательной службе во внутреннем районе» (23 апреля 1917 г.); «Времен­ное положение о контрразведывательной службе на театре военных действий» (2 мая 1917 г.); «Инструкция по органи­зации и осуществлению негласного наружного наблюдения за лицами, подозреваемыми в военном шпионстве» (5 мая 1917 г.); «Временное положение о правах и обязанностях чи­нов сухопутной и морской контрразведывательной службы по производству расследований» (17 июня 1917 г.).

Последнее обстоятельство, казалось бы, свидетельствует, что новая власть пришла всерьез и надолго, однако, не сумев сохранить и использовать в своих целях прежние спецслуж­бы или создать новые, Временное правительство утратило контроль за развитием обстановки в стране. Это позволило большевикам без особых проблем осуществить государствен­ный переворот и прийти к власти.