ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2021
Просмотров: 654
Скачиваний: 4
В целях единства действий и устранения причин провала сотрудников, начальнику КРО ставилось в обязанность при необходимости передавать имеющуюся у них агентуру на местах начальникам ГЖУ и охранных отделений или информировать их о ее составе. Чины общей полиции также принимали активное участие в борьбе со шпионажем. Все поступающие к ним сведения они сообщали в жандармские управления и охранные отделения.
Наставлением определялась задача контрразведки, которая должна стремиться к выявлению организации разведки противника, центров, откуда высылаются агенты и тех направлений наиболее вероятного главного движения агентов в нашу сторону. Так наставление подтверждало необходимость тщательного изучения в мелочах всего сложного процесса наблюдения за неприятельскими шпионами.
Перед органами военной контрразведки, жандармерией и охранными отделениями стояла общая цель, которая заключалась в «обнаружении, обследовании, разработке и ликвидации в кратчайший срок, как в районе занятом нашими войсками и их ближайшем тылу, так и вообще по всей территории государства всякого рода шпионских организаций и агентов».
Несмотря на недостатки в организационной структуре, межведомственные противоречия, невнимание к нуждам спецслужбы со стороны верховной власти контрразведка достигла определенных результатов. Помимо разоблачения многих вражеских разведчиков, она постепенно выявила личный состав разведывательных бюро Германии и Австро-Венгрии, имена их руководителей, адреса бюро и конспиративных квартир, местонахождение разведывательных школ и способы подготовки агентов, методы вербовки, фамилии агентов и т. д. В 1914 - 1916 гг. военная контрразведка выявила и нейтрализовала более 90 агентов спецслужб кайзеровской Германии, активно работавших в России, в том числе и в высших эшелонах государственной власти (26).
К началу 1917 г. российская военная контрразведка окрепла, стала работать устойчиво и целенаправленно. Ее сотрудники много сил потратили, чтобы создать более или менее эффективный агентурный аппарат, прежде всего в тылу противника, а также на территории иностранных государств.
Февральская революция, свергнувшая самодержавие в 1917 г., стала началом разрушения сложившейся системы правоохранительных органов. 10 марта 1917 г. были разогнаны полицейские структуры, а несколько позже упразднен Отдельный корпус жандармов. Для ликвидации и расследования деятельности ДП была создана специальная комиссия. Первоначально Департамент полиции был преобразован во «Временное управление по делам общественной полиции и обеспечению личной и имущественной безопасности граждан'', затем – в Главное управление по делам милиции, которая должно было обеспечить ''личную и общественную безопасность граждан». Функции уголовного розыска были переданы в Министерство юстиции, а контрразведки – полностью перешли в ГУГШ.
Страх перед жандармерией и охранкой в период царизма повлиял на поведение представителей либеральной интеллигенции после революции. Поэтому, как только она оказалась на вершине власти, то принялась крушить все оставшееся от прежнего режима. Разницы между контрразведкой и политическим сыском многие деятели Временного правительства видеть не хотели. Ярлыки "жандарм" и "охранник" навешивались на всех без исключения сотрудников спецслужб. Новыми властями были отстранены от должностей в контрразведывательных органах офицеры ОКЖ. Многие контрразведчики, не дожидаясь репрессивных мер в отношении себя, скрылись, используя, по возможности, фиктивные документы. Наряду с недостаточно подготовленными в профессиональном отношении лицами в ряде случаев вынуждены были покинуть свои посты высококвалифицированные контрразведчики из числа бывших жандармов.
Однако далеко не всем офицерам спецслужб удалось благополучно уйти от гнева новой власти.
В отличие от армейских коллег, контрразведка МГШ пережила революционные потрясения легче. Бывших жандармов там находилось совсем немного, и их уход почти не повлиял на состояние дел. После февральской революции дисциплина и уставной порядок на флоте тоже сильно поколебались, что сказалось самым непосредственным образом на сохранении военной и государственной тайны. Контрразведка буквально разрывалась на части, пытаясь залатать образовавшиеся прорехи в режимных мерах, но результат не соответствовал затраченным усилиям.
Наряду с другими факторами, отсутствие прежней системы правоохранительных органов не замедлило сказаться на ситуации в стране и вокруг вооруженных сил: усилилась пацифистская пропаганда, участились взрывы и поджоги на заводах, увеличился поток перевозимых через границу контрабандных грузов и т. д. Чтобы как-то стабилизировать обстановку, Временное правительство возложило на органы военной контрразведки борьбу со шпионажем, контрабандой и диверсиями не только в армии и на флоте, но и в других государственных структурах. Их основной задачей являлось "обнаружение и обследование неприятельских шпионов, а также лиц, благоприятствующих неприятелю в его враждебных действиях против России и ее союзников". Постановлением Временного правительства от 17 июля 1917 г. были определены права и обязанности чинов сухопутной и морской контрразведывательной службы по производству расследований, а также структура контрразведывательных органов.
В Генеральном штабе контрразведкой руководил генерал-квартирмейстер, в округах - окружной генерал-квартирмейстер. Органами контрразведки являлись: КРЧ отдела генерал-квартирмейстера ГУГШ, куда входили ЦКРО и ЦВРБ; контрразведывательные отделения штабов Петроградского, Московского, Киевского, Одесского, Туркестанского, Приамурского, Иркутского, Кавказского, Двинского, Минского, Омского, Кавказского военных округов; контрразведывательные отделения главных штабов Юго-Западного, Западного и Северного фронтов, штаба 42 армейского корпуса, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 7-й, 8-й, 10-й армий, при командующем Черноморским флотом и другие. Всего в России насчитывалось 39 контрразведывательных отделений.
В Генштабе ЦВРБ собирало и обрабатывало все материалы по шпионажу, вырабатывало новые коды и способы тайнописи, вело архив ЦКРО, осуществляло переписку со всеми учреждениями по вопросам контршпионажа и т. д. Таким образом, бюро являлось органом, координирующим работу контрразведывательных структур, что в определенной степени способствовало эффективности борьбы с иностранными спецслужбами.
В крепостях и других пунктах, имевших стратегическое значение, по согласованию командующих военных округов с начальником Генштаба, учреждались местные контрразведывательные отделения и пункты, подчиненные КРО при штабе округа, а на границе - специальные пропускные пункты, замыкавшиеся на контрразведывательные отделения или пункты.
Координация деятельности КРО внутренних округов с контрразведкой действующей армии лежало на генерал-квартирмейстере ГШ через контрразведывательную часть Ставки Верховного главнокомандующего, а с морской - через начальника МГШ (по отделу морской регистрационной службы). В районах, находящихся в ведении командующих флотами, борьба со шпионажем велась органами морской контрразведки, а в совместных - морская контрразведка осуществлялась по согласованию с органами сухопутной спецслужбы.
Расширение круга задач, решаемых контрразведкой, потребовало и увеличения штатной численности КРО и КРП. В соответствии с "Временным положением" численность сотрудников КРО по сравнению с 1911 г. увеличилась в несколько раз и достигла 60 человек.
В связи с возрастанием объема решаемых задач отразилась структура контрразведывательной службы стала более разветвленной, появилась значительное количество низовых звеньев. Укрепились не только вертикальные связи, но и горизонтальные - взаимодействие между КРО штабов внутренних округов, фронтов, армий, округов в районе театра военных действий. Но результаты ее деятельности были невысокими. После Февральской революции дисциплина и уставной порядок в армии значительно поколебались, что самым непосредственным образом сказалось на сохранении военной и государственной тайны. Контрразведка пыталась залатать образовавшиеся прорехи в режимных мерах, но без успехов. В таком тяжелейшем положении она подошла к Октябрьской революции.
20 декабря 1917 г. Советское правительство создало новый контрразведывательный орган – ВЧК. В армии же продолжала действовать прежняя спецслужба – военная контрразведка. 1 января 1918 г. КРО штабов внутренних военных округов и войск действующей армии были переименованы в отделения Военного контроля, которые упразднили в апреле. В мае-июне по решению Высшего Военного совета Республики при штабах и отрядах войск прикрытия западных границ созданы отделения по борьбе со шпионажем. Во второй половине 1918 г. они вошли в состав органов Военного контроля при Полевом штабе РВСР. 19 декабря Военный контроль и армейские чрезвычайные комиссии объединяются в особые отделы ВЧК.
Военная контрразведка Российской империи просуществовала всего лишь шесть лет. Она ушла с исторической сцены вместе с павшими режимами, которым служила верой и правдой. Совсем иное отношение было к ней у самодержавия, а затем и Временного правительства. Власть имущие не придавали должного значения обеспечению внешней безопасности государства, не смогли или не хотели увидеть в военной контрразведке надежного инструмента борьбы с разведывательно-подрывной деятельностью спецслужб противника, которые использовали все имеющиеся у них возможности для подрыва устоев империи. Близорукость властей в строительстве органов безопасности в определенной степени повлияла на ход истории России.
6. Разгром царских спецслужб
Накануне Февральской революции в России сложилась достаточно стройная система специальных служб, включающая в себя военную разведку и контрразведку, общую и политическую полицию Департамента полиции, а также жандармский корпус. Секретные ведомства накопили солидный опыт оперативно-следственной деятельности, сформировали широко разветвленную агентурную сеть, пронизывающую практически все слои общества.
Правоохранительные органы получали весьма острую информацию, свидетельствующую о нарастании социальной напряженности, «неблагонадежности отдельных министров» и даже угрозе смещения правительства. Однако руководство жандармского корпуса, Департамента полиции и МВД сглаживали острые моменты в выводах своих аналитиков, понимая, что объективное информирование неминуемо отрицательно отразится на их личной карьере. В этом проявился коренной порок абсолютистской системы, требовавшей не правды, а спасительной лжи. С другой стороны, казенный оптимизм являлся не столько намеренным обманом, сколько невольным самообманом. В оправдание жандармов можно сказать только то, что вожди нелегальных партий, которым в скором времени довелось возглавить революцию, также не осознавали ее близости и реальности.
Министр внутренних дел России А.Д. Протопопов в первые дни Февральской революции информировал руководство империи о беспорядках, связанных с перебоями в снабжении населения продовольствием, которые сами по себе прекратятся с подвозом продуктов. У Николая II не возникало сомнений в надежности воинских частей столичного гарнизона.
И правительство и император осознали свое заблуждение слишком поздно. 27 февраля 1917 г. начались массовые выступления, остановить которые было уже невозможно, так как воинские части вышли из-под контроля. Одним из основных объектов ненависти восставших традиционно оказалась полиция, Департамент которой подвергся нападению возбужденной толпы одним из первых. Вопреки версии, получившей распространение в книгах и кинофильмах советского периода о яростном сопротивлении жандармов и полицейских, пулеметах, «поливавших» восставших рабочих «свинцовым дождем» и т. д., тайная полиция серьезного сопротивления не оказала. Сотрудники разбежались, имущество было разграблено, часть секретных материалов была сожжена неизвестными лицами во дворе Департамента. Чуть позднее было захвачено Московское охранное отделение. Здесь, как и в здании на Фонтанке, 16, также были преданы огню оперативные архивы. Сейчас уже трудно сказать, было ли это сделано восставшими в их революционном порыве, или лицами, проходящими по досье спецслужб, опасающимися огласки, а может быть, самими охранниками, стремящимися обезопасить собственную агентуру. Вероятно, имели место все три составляющие.
КРО штаба Петроградского ВО было разгромлено революционными массами. В территориальных органах КРО было арестовано несколько десятков сотрудников, в основном жандармов. Часть офицеров ОКЖ, согласно принятому Временным правительством 4 марта 1917 г. постановлению, остались служить в военной контрразведке.
Однако в конце марта 1917 г. чистка контрразведки от бывших жандармов возобновилась, во многом по инициативе военного министра Временного правительства А.И. Гучкова.
Одновременно Временное правительство пыталось создавать новые органы контрразведки, например КРО Военной комиссии Временного комитета Государственной думы (ВКГД). Контршпионажем занимались Комендантское управление и Высшая следственная комиссия ВКГД, военный комиссариат Петрограда, министерство юстиции, возникавшие и быстро исчезавшие многочисленные органы, такие как, например, Отряд для борьбы с германским шпионажем, провокаторами и контрреволюционерами. Существенную роль в вопросах контрразведки на данном этапе революции играла Военная комиссия ВКГД, сумевшая установить контроль над пограничными пунктами.
В марте 1917 г. возобновило работу КРО штаба Петроградского военного округа, Петроградское морское КРО, Центральная морская регистрационная служба и Морское регистрационное бюро, при котором была образована оперативная служба — контрразведочная команда. Контрразведывательные органы создавались даже при исполкомах местных советов.
Центральным органом контрразведки при Временном правительстве фактически было КРО штаба Петроградского военного округа, в штате которого числились 21 юрист, 180агентов и служащих, в том числе 8 помощников начальника КРО, 6 столоначальников, шеф канцелярии и руководитель агентуры наружного наблюдения. Во главе КРО был поставлен ранее не служивший в контрразведке подполковник Б.В. Никитин, который вскоре стал широко известен преследованиями большевиков и обвинениями их лидеров в шпионаже в пользу Германии. Таким образом, Временное правительство пыталось использовать контрразведку в качестве политической полиции.
В рассматриваемый период была продолжена разработка нормативных актов, регламентирующих деятельность контрразведки: «Временное положение о контрразведывательной службе во внутреннем районе» (23 апреля 1917 г.); «Временное положение о контрразведывательной службе на театре военных действий» (2 мая 1917 г.); «Инструкция по организации и осуществлению негласного наружного наблюдения за лицами, подозреваемыми в военном шпионстве» (5 мая 1917 г.); «Временное положение о правах и обязанностях чинов сухопутной и морской контрразведывательной службы по производству расследований» (17 июня 1917 г.).
Последнее обстоятельство, казалось бы, свидетельствует, что новая власть пришла всерьез и надолго, однако, не сумев сохранить и использовать в своих целях прежние спецслужбы или создать новые, Временное правительство утратило контроль за развитием обстановки в стране. Это позволило большевикам без особых проблем осуществить государственный переворот и прийти к власти.