Файл: Блок 7. Организация защиты информации в современных условиях.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2021
Просмотров: 596
Скачиваний: 1
Статья 90. Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника
Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
6. Законопроекты в области защиты информации
Появился законопроект, который может привести к запрету всех служб безопасности и ужесточению контроля над ЧОПами. То, о чем последнее время говорили в кулуарах эксперты в области НСБ, похоже, произошло. В распоряжении «Мира безопасности» оказался проект федерального закона, который способен привести не только к серьезному переделу рынка охранных услуг, но и к полной ликвидации негосударственных служб безопасности.
По пока что неподтвержденным официально данным, одним из разработчиков этого документа является МВД России в лице лицензионно-разрешительного управления. В законопроект, в частности, вошли некоторые положения, озвученные ранее представителями этого ведомства. В том числе, давно вынашиваемая идея многократно увеличить уставный капитал ЧОПов. Да и сам дух этого документа не оставляет сомнений, что он нацелен прежде всего на ужесточение контроля за частной охраной и детективами. Так что действующее в настоящее время, часто ругаемое за несовершенство охранное законодательство, на фоне предлагаемых поправок выглядит верхом либерализма.
Поскольку официально проект пока не поступил в Государственную Думу (по некоторым данным, это должно произойти в самое ближайшее время), у него нет порядкового номера. Зато Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности».
Предлагается подкорректировать целый ряд законов, в том числе «О милиции», «О частной детективной и охранной деятельности», «Об оружии» и Уголовный кодекс РФ. Не сложно догадаться, что авторы законопроекта не обещают представителям охранного сообщества легкой жизни. Если он будет принят в нынешней редакции, ЧОПам придется серьезно потесниться, освободив львиную долю рынка охранных услуг вневедомственной охране.
Какие же сюрпризы готовит МВД РФ ?
Первый и, пожалуй, главный - ликвидация служб безопасности компаний и банков. Из закона о «О частной детективной и охранной деятельности» предлагается убрать все упоминания об «обособленных подразделениях для осуществления охранно-сыскной деятельности», которые ранее могли создавать предприятия.
Еще ряд нововведений ужесточает требования к частным охранным организациям. Прежде всего, предлагается многократно повысить уставный капитал ЧОПов -до 30 тысяч МРОТ. На сегодняшний день - это 3 миллиона рублей. Причем половина суммы должна быть внесена «живыми» деньгами. Если эта поправка в закон пройдет, то львиная доля ЧОПов вымрет, как мамонты в ледниковый период. Поскольку это в большинстве своем малые и средние предприятия.
С одной стороны, это вроде бы неплохо. Мелкие охранные структуры нередко ведут полуподпольный образ жизни. Они не платят налоги, демпингуют, берутся за любую, о том числе откровенно грязную, работу. Далеко не каждый учредитель ЧОПа способен выложить из кармана такую сумму, особенно в небогатых регионах. Привлечь инвестора со стороны также не получится, поскольку законопроект запрещает это.
Зато учредителями ЧОПа смогут быть только те, кто непосредственно занимается охранной деятельностью. При этом учредители должны иметь обязательное юридическое образование. Так что бывшим военным отставникам, занявшимся на пенсии охранным бизнесом, придется садиться за парту со студентами юрфаков. А охранникам - раз в пять лет проходить обязательную переподготовку в специальных учебных заведениях. Кроме того, все они, как, впрочем, и частные детективы, обязаны будут проходить дактилоскопическую регистрацию в милиции.
Руководство лицензионно-разрешительного управления МВД неоднократно сетовало на то, что некоторые ЧОПы создаются исключительно с одной целью -легально вооружить пистолетами богатеньких коммерсантов. Предлагаемые поправки в закон решают и эту проблему. Они исключают ситуации, когда хозяин или работник компании, заключившей договор с охранной структурой, одновременно числился в ней секьюрити.
А чтобы ЧОПы не участвовали в рейдерских захватах и корпоративных войнах, документ разрешает им заключать договора на охрану тех объектов, которые оказались в эпицентре гражданско-правовых конфликтов, лишь после согласования с милицией.
Новый законопроект также предлагает ужесточить уголовную ответственность частных охранников и детективов за нарушения закона. Так, за нарушение неприкосновенности частной жизни по этому законопроекту можно будет получить до двух лет лишения свободы. За незаконную «прослушку» - четыре года.
Тем удивительнее было увидеть огромный законопроект, касающийся практически изменения основ детективного и охранного законодательства Российской Федерации, который внесен и о котором никто ничего не знает. Какая-то тайная, секретная операция МВД.
Информация о проекте, предложенном МВД, стала известна раньше, чем на это рассчитывали разработчики. И, как известно, разразился настоящий скандал. При этом можно заметить, что факт наличия подобного проекта никто и не пытался отрицать.
Само содержание законопроекта вызывает оторопь. Грубо говоря, Министерство внутренних дел решило полностью задушить в своих объятиях негосударственную индустрию безопасности. Фактически руководство МВД встало на путь необъявленной войны ветеранам, поскольку отрасль состоит в значительной степени из ветеранов силовых структур. Здравого смысла в такой политике не видно.
При этом совсем недавно, руководство министерства просило меня не обострять проблему вокруг законопроекта, касающегося своего «родного» ФГУП «Охрана», в обмен на поддержку наших инициатив. Этому ФГУП переданы права правоохранитель ных органов. Получается, что сегодня коммерческие задачи интересуют руководство Министерства внутренних больше, чем задачи взаимодействия с ветеранскими организациями, борьбы с преступностью, больше, чем задачи вовлечения граждан в охрану общественного порядка. К сожалению, сегодня коммерческий интерес является доминирующим. Из документа видно, что МВД не только хочет взять на себя лицензирование, включая приостановку деятельности, оно хочет осуществлятьдопуск, аттестацию всех предприятий, оно хочет отнять у всех предприятий собственное огнестрельное оружие, которое приобреталось все эти пятнадцать лет. Кстати, по предложению того же МВД, прекратившего практику выдачи в аренду пистолетов Макарова.
Сегодня получается некрасивая ситуация. Вроде бы на уровне комиссии договорились о совместной работе, а на самом деле за спиной Комитета ГД по безопасности выносится серьезнейший законопроект, который затрагивает все основы пятнадцатилетней политики. Этот законопроект не прошел ни Торгово-промышленную, ни Общественную палаты, не было ни одного совещания с представителями ветеранских организаций. Это попытка передела рынка - и никакого смысла в плане улучшения борьбы с преступностью нет. Пока такая политика будет проводиться руководством МВД, она будет порождать серьезные противоречия между ветеранскими структурами и руководством министерства.
Скорее, просто решили в МВД воспользоваться ситуацией. Дума на сегодняшний день заканчивает свою работу, законопроект внесен 13 июля, в день завершения пленарного заседания, внимание депутатов привлечено к избирательной кампании, к политической борьбе.
Это обычная тактика исполнительной власти - протаскивать законопроект в неудобный для депутатов период. Мне кажется, в этом был главный расчет. А конференция - просто совпадение.
В марте Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию одобрила проект четвертой части Гражданского кодекса РФ, причем сделано это было без какого-либо обсуждения документа в среде специалистов. Этот законопроект призван заменить все ныне существующие законы в области авторского и патентного права, правовой охраны товарных знаков и т. п. - всего того, что именуется интеллектуальной собственностью. По мнению М. А. Федотова, одного из авторов предлагаемого вашему вниманию Заключения на данный документ, его «немедленное принятие будет означать конец света не только в одной отдельно взятой отрасли законодательства, но и во всех интеллектуалоемких сферах нашей экономики». По его мнению, «из него может получиться толк, если не торопиться с принятием, а начать его обсуждать в экспертном сообществе».
Кафедра ЮНЕСКО, объединяющая 19 докторов и 32 кандидата юридических наук, специализирующихся в области права интеллектуальной собственности и информационного права, на своем расширенном заседании 17.03.06 обсудила проект Четвертой части Гражданского кодекса РФ и пришла к следующим выводам:
-
Данный проект не решает задачу кодификации гражданского права, поскольку, во-первых, основной массив отечественного законодательства об интеллектуальной собственности составляют нормы не гражданского, а административного права, а во-вторых, действующие в этой сфере специальные федеральные законы нуждаются не в кодификации, а в совершенствовании, которое с появлением проекта оказалось заблокировано.
-
Данный проект концептуально противоречит международным обязательствам РФ, поскольку предлагаемая разработчиками унификация наталкивается на отсутствие такой унификации на международном уровне, где правовая охрана интеллектуальной собственности осуществляется с помощью отдельных конвенций, касающихся авторского права, смежных прав, промышленной собственности и т.д. Принятие проекта, с одной стороны, затруднит имплементацию норм международного права в российское законодательство, а с другой - ограничит возможности России влиять на процессы развития международного права.
-
Данный проект противоречит мировой практике, поскольку почти во всех странах правовое регулирование интеллектуальной собственности осуществляется, как и ныне в России, с помощью специальных законов. Замена специальных законов Кодексом интеллектуальной собственности имеет место во Франции, Португалии и ряде развивающихся стран. В некоторых странах гражданские или торговые кодексы содержат нормы-принципы, касающиеся интеллектуальной собственности. Однако правовое регулирование данной сферы исключительно с помощью Гражданского кодекса в чистом виде не встречается нигде.
-
Данный проект принципиально меняет сложившуюся логику 2-уровневого регулирования гражданских правоотношений - с помощью ГК и специальных законов – на 1-уровневую, с помощью исключительно Гражданского кодекса. Если
исходить из такой логики, то необходимо отменить и включить в ГК
РФ законы об акционерных обществах, о некоммерческих организациях и даже об общественных объединениях и политических партиях,
поскольку все эти законы лишь детализируют положения главы 4 ГК РФ
«Юридические лица». -
Данный проект принципиально меняет логику построения
структуры российского законодательства. Если исходить из необходимости включить в ГК РФ все нормы, так или иначе обслуживающие гражданские правоотношения, то необходимо отменить и включить в ГК РФ в качестве новых частей Семейный кодекс, Жилищный кодекс, Земельный кодекс и т. д. -
Данный проект опасен не только своим возможным деструктивным воздействием на всю архитектонику российской правовой системы, но также неизбежным разрушением сложившейся правоприменительной практики, которая, безусловно, нуждается в совершенствовании. В свою очередь, развал право
применительной практики приведет к неминуемому оттоку инвестиций
из интеллектуалоемких сфер экономики, стагнации этих сфер и, в целом, к разрушению интеллектуального потенциала России.
Данный проект можно расценить как попытку торпедировать процесс присоединения России к ВТО, поскольку ряд его положений противоречат
Кафедра ЮНЕСКО полностью разделяет обеспокоенность делового, профессионального, творческого и научного сообществ содержанием данного законопроекта и полагает, что его внесению а Государственную Думу должны предшествовать широкое обсуждение правоведами, правообладателями, пользователями, представителями бизнеса, а также международная экспертиза ЮНЕСКО. В то же время кафедра ЮНЕСКО полагает целесообразным внесение а ГК РФ ряда норм, устанавливающих основы правового регулирования интеллектуальной собственности с последующей их детализацией в специальных законах.
7. Проблемы правового обеспечения информационной безопасности
Проблемы правового обеспечения информационной безопасности (ИБ) нашли отражение в Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24, а 9 сентября 2000 г. была утверждена Доктрина информационной безопасности РФ, в которой совершенствование правового обеспечения рассматривается как приоритетное направление государственной политики. В развитие Доктрины ИБ под эгидой Совета безопасности России подготовлен проект Концепции нормативного правового обеспечения ИБ РФ. Концепция призвана создать методологическую основу для согласованной деятельности всех субъектов законодательной инициативы в сфере совершенствования правового обеспечения ИБ.
В проекте Концепции не используется термин "Интернет", но многие из определенных в нем направлений совершенствования правового обеспечения касаются информационно-телекоммуникационных систем и сетей, информационной инфраструктуры, частью которых является Интернет. Проект Концепции не конкретизирует направления правового регулирования, поэтому в аппарате Комитета Государственной Думы по безопасности сделана попытка в развитие проекта сформулировать предложения по первоочередным законодательным инициативам в области обеспечения информационной безопасности, которые находятся в сфере ведения комитета, что предопределяет его участие в их подготовке.
Направления совершенствования правового обеспечения ИБ ориентированы на обеспечение четырех групп национальных интересов, в том числе:
-
национальные интересы, связанные с обеспечением прав и законных интересов человека и гражданина, реализуемых в информационной сфере (право искать, получать, передавать, производить, распространять информацию; право на неприкосновенность частной жизни; свобода СМИ; запрещение пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства; защита интеллектуальной собственности);
-
национальные интересы, связанные с информационным обеспечением государственной политики России;
-
национальные интересы, связанные с развитием отечественной индустрии средств информации, телекоммуникаций и других видов связи, эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
-
национальные интересы, связанные с обеспечением безопасности информационных и телекоммуникационных систем, сохранности отечественных информационных ресурсов.