Файл: Методические материалы по организации воспитательной и образовательной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические материалы
по организации воспитательной и образовательной деятельности
в музее образовательной организации
Составитель: Берлизева Н. А., советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
МКОУ «Сазановская СОШ» Пристенского района Курской области
с. Сазановка 2023 г.
Методические материалы представляют собой обобщение опыта по использованию музейных экспонатов в воспитательной и образовательной деятельности в МКОУ «Сазановская СОШ» Пристенского района Курской области. В работе содержатся материалы по организации работы советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, рассмотрены наиболее актуальные вопросы по использованию музейных фондов в практической образовательной деятельности и патриотическому воспитанию обучающихся.
Школа является одним из источников формирования и развития гражданской личности. Работа в музее поможет понять и глубже постигнуть прошлое, традиции, обычаи, мировоззрение нашего народа. Мало знать перечень дат, событий, имен выдающихся людей, перечень памятников истории и культуры, нужно все это прочувствовать самому.
В своей работе по воспитанию подрастающего поколения я стремлюсь развивать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Гордиться событиями истории своего народа, знать, понимать и уметь объективно оценивать их – в этом основа деятельности советника по воспитанию. Огромную помощь в этой работе мне оказывает наш школьный историко-краеведческий музей.
Любовь к Родине, к Отечеству начинается с любви к своей малой родине, родительскому дому, своим историческим корням. Чем бережнее человек хранит память о своих предках, тем крепче его связь с родной землёй, её историей и культурой. Да, в школе появились компьютеры, информационные технологии, вводятся всякие новшества. Но душа её в нашем музее, в понимании того, что прошлое, хранящееся в памяти, есть часть нашего настоящего, часть нас самих.
Не зная прошлого, нельзя понять настоящее и серьёзно задуматься о своём будущем. И в этом нам помогает школьный историко-краеведческий музей.
Наш школьный музей был основан в декабре 2009 года и хранит более 200 экспонатов. В настоящее время музей имеет разделы: «История школы», «Участники Великой Отечественной войны», «Труженики тыла», «Установление Советской власти в селе Сазановка», «Строительство железной дороги «Сараевка – Старый Оскол», «Воин – интернационалист В. Н. Морозов», «Народные промыслы», «Современное развитие села». (См. приложение).
В школьном музее необходимо создавать для детей особое музейное пространство, которое было бы близко детскому восприятию. Невозможно пользоваться только «накатанными методами», необходимо постоянно совершенствоваться, искать новые формы работы. Считаю, что интерактивные формы в музейной деятельности обеспечивают высокий уровень мыслительной и эмоциональной активности и позволяют реализовывать главные цели воспитания:
- формирование устойчивого интереса к приобретению новых знаний по истории родного края,
- воспитание желания и готовности к самостоятельному изучению истории родного края,
- формирование умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками.
Ребёнок должен иметь возможность действовать: наблюдать, проводить опыты, конструировать, при этом у него пробуждается любопытство, воображение. Эффективными формами работы с музейной аудиторией считаю интерактивные игры: «Посылка на фронт», «Музей в чемодане», «Письма с фронта», «Бабушкин сундук» и др. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Играя, дети обогащают себя знаниями, совершенствуют навыки и умения, преодолевая игровые трудности, - это не потерянное время, а осмысленный методический прием патриотического воспитания. Ребята с нетерпением ждут такие встречи, ведь в нашем музее можно не только посмотреть экспонаты, но и потрогать их, прикоснуться к истории.
Деятельность школьного историко-краеведческого музея разнопланова: она реализует целый комплекс форм, методов и приемов работы, основанных на интерактивной технологии:
музейные уроки: «Правнуки Победы», «Военные страницы в истории моей семьи», «Письма с фронта», «Блокадный хлеб», «Наследники Победы», «Сталинградская битва» и др.
экскурсии: «Бытовая культура наших предков», «Трудовые вехи села», «История школы», «Великая Отечественная война», «Времен связующая нить» и др.;
патриотические акции: «свеча Памяти», «Блокадный хлеб», «Георгиевская лента» и др.
Важно, что подлинность музейной информации придает полученным здесь знаниям особую убедительность и достоверность.
Изучая историю своего края, я как советник по воспитанию, часто сталкиваюсь с рядом трудностей при подготовке и проведении мероприятий ДЕД. Наряду с этими проблемами, возникает ряд вопросов: какие методы и формы целесообразно применять в работе? Как сделать мероприятие с использованием краеведческого материала интересным и нужным нынешним школьникам? Необходимо ли изменение и преобразование консервативных методов или применение новых форм, методов, технологий позволит решить все проблемы?
Остановлюсь подробнее на характеристике некоторых направлений.
Научно-исследовательская работа. Наиболее продуктивный метод изучения истории родного края. Исследовательская работа подразумевает творческую работу учащегося направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины. Научно-исследовательская работа - это не только теоретическая, а в большей степени практическая работа. Исследовательская работа в краеведении строится на четком понимании исследователем, что необходимо найти, узнать, сопоставить. Для научно-исследовательской работы определяются формы, которые наиболее подходят в каждом отдельном исследовании. Формами исследования могут быть: интервью, работа в архивах, музеях, исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников. Важным аспектом исследовательской работы является формирование воспитательной функции. Не секрет, что изучение истории родного края переплетается с историей каждого живущего, с историей родного города, семьи, окружающих людей. Необходимо показать исследователю как переплетается история родного края с историей страны. Это задача учителя, который в исследовании должен быть направляющей стороной, соисследователем, соавтором. Научно-исследовательская работа тогда считается законченной, когда становится достоянием общественности. Это может быть выступление на конференциях различного типа, печать в периодических изданиях, доклады на уроках и занятиях, презентации и т.д. с последующей оценкой, разбором ситуаций, критикой со стороны общественности.
Проектная деятельность. Метод проектов направлен на развитие самостоятельной деятельности учащихся, что немаловажно в изучении истории Родного края. При использовании метода проектов в краеведении необходимо учитывать специфику выбранных тем-проектов. Особенность проектного метода в том, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа учащиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные, «осязаемые» результаты готовые к внедрению. В современном мире технологий результат метода проектов может быть таким: выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ, организация музейного уголка. Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся. Этот метод предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающей использовать разнообразные методы обучения, техники и технологии. Главным аспектом проектной деятельности, который чаще всего вызывает трудность, является выбор темы проекта. Краеведение предполагает узконаправленный выбор темы. Это могут быть темы связанные с историей поселка, семьи, развитие и реклама декоративного искусства Малой Родины, в которых учащиеся решают ту или иную проблему. Итогом работы проектной деятельности учащихся должна стать защита проекта. Краеведческие проекты могут быть направлены на решение проблем, связанных с углубленным изучением истории родного края. В нашей школе подготовлены следующие проекты: «История села Сазановка», «Село в годы Великой Отечественной войны», «Коллективизация в селе Сазановка» и др.;
Компьютерные технологии. Компьютерные технологии - система получения, анализа, обработки информации с помощью современных технических возможностей. Не секрет, что в век глобальной компьютеризации человеку из провинции можно получить информацию, не выходя из дома (Интернет), это значительно сокращает поиск исторических справок, документов, информации, дает возможность доступа в архивы, библиотеки, на интернет - страницы. С внедрением компьютерных технологий поиск и исследование проходит быстрее и качественнее. Краеведы не только могут получать информацию, но и делиться ею, общаться с другими заинтересованными краеведением людьми. Итогом работы могут стать презентации полученного материала, мультимедийные фильмы, краеведческие дистанционные олимпиады, программы тестирования, участие в конкурсах, «Музейном часе».
Наряду с применением современных методов и приемов в краеведческой работе не следует отказываться от консервативного обучения. Получение знаний путем общения ученика и учителя с использованием диалога и монолога, с применением наглядного материала. Особо хотелось остановиться на экскурсионной работе. Экскурсии - это один из методов, который направлен на получение ЗУН и приобщение учащихся к истории предков, культуре, воспитание любви и гордости за вклад Малой Родины в историю страны. Экскурсионная работа должна быть тщательно подготовлена и спланирована. Каждая экскурсия должна преследовать определенные цели и задачи, проходить в назначенное время и носить развивающий, обучающий и воспитательный характер. Итогом экскурсии могут стать выпуски газет, выставок, проспектов. Материал, полученный в ходе краеведческой экскурсии, учащиеся могут использовать не только на уроках истории, в краеведческой работе. Это могут быть комбинированные уроки других дисциплин (литература, русский язык, экология и др.).
Использование различных предметов в качестве наглядного материала на уроке имеет широкое распространение и силу методического приёма. Главное отличие музейного предмета от обычного наглядного пособия в его подлинности, функции исторической памяти, хранящей опыт прошлых поколений. Музейный предмет должен являться первоисточником социальной информации, быть подлинным, храниться долгое время. Не менее важна нравственная, эстетическая, мемориальная ценность предмета – всё, что делает предмет культурной ценностью.
Музей имеет ряд уникальных возможностей. Во-первых, он находится непосредственно в стенах школы. В него можно попасть, не выходя из нее. Во-вторых, его ресурсы можно использовать на уроках. В-третьих, его экспонаты пополняются самими посетителями, то есть учениками, учителями, родителями. Иными словами, школьный музей – это живой, постоянно развивающийся организм, являющийся частью учебно-воспитательного процесса.
К образовательным технологиям, отвечающим современным требованиям, отнесена квест-технология, которую я активно использую в своей работе как очно, так и дистанционно. Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности и воображение. В игре необходимо проявлять находчивость, тренировать собственную память и внимательность, проявлять смекалку и сообразительность. Квесты можно разделить на 2 вида: «живые» квесты и «виртуальные» квесты. «Живые» квесты провожу на определенной, специально подготовленной территории, например, школьный музей. В этом году проходил квест, посвященный 80-летию Сталинградской битве, с применением куар-кодов. Эта технология пользуется огромной популярностью у школьников, так как способна не только расширить их кругозор, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения по истории, обществознанию, литературе, музееведению.