Файл: "стем подход к организации проектной деятельности учащихся".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

37.026.4

Статья на тему: "СТЕМ подход к организации проектной деятельности учащихся"

Аннотация: Целью данной работы являлось определение корректности применения СТЕМ – подхода к организации проектной деятельности учащихся. Основной задачей было рассмотрение сопряжения двух подходов СТЕМ и исследовательской деятельности при преподавании в рамках предметов химия биология естествознание, работы кружка «Экология» и кружка по разработке бизнес-проектов стартапов.

Способность организовывать исследовательскую деятельность учащихся при помощи метод проектов, СТЕМ-подход – показывает высокую квалификацию учителя, а также его стремление к развития учащихся и совершенствованию методики обучения. Такие технологии относят к современным технологиям обучения, они в значительной степени помогают в раскрытии потенциала учащегося, в умении совмещать практическую значимость и теоретическую часть наук, адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.

Abstract: The purpose of this work was to determine the correctness of the application of the STEM approach to the organization of students' project activities. The main task was to consider the coupling of two approaches of STEM and research activities when teaching the subjects chemistry biology natural science and the work of the circle "Ecology" and the circle for the development of business projects of startups.

The ability to organize students' research activities using the method of projects, STEM approach - shows the teacher's high qualification, as well as his desire for the development of students and improvement of teaching methods. Such technologies are referred to as modern teaching technologies, they greatly help in unlocking the potential of the student, in the ability to combine the practical significance and the theoretical part of the sciences, to adapt to the rapidly changing conditions of human life.

Аннотация: Бұл жұмыстың мақсаты Оқушылардың жобалық қызметін ұйымдастыруға СТЕМ-тәсілді қолданудың дұрыстығын анықтау болды. Негізгі міндет химия биология жаратылыстану пәндері шеңберінде оқыту кезінде СТЕМАЛАР мен зерттеу қызметінің екі тәсілін ұштастыруды және "Экология" үйірмесі мен стартаптардың бизнес-жобаларын әзірлеу үйірмесінің жұмысын қарастыру болды.

Жобалар әдісі, СТЕМ-тәсіл арқылы білім алушылардың зерттеу қызметін ұйымдастыру қабілеті мұғалімнің жоғары біліктілігін, сондай – ақ оның оқушыларды дамытуға және оқыту әдістемесін жетілдіруге деген ұмтылысын көрсетеді. Мұндай технологиялар қазіргі заманғы оқыту технологияларына жатады, олар оқушының әлеуетін ашуға, ғылымдардың практикалық маңыздылығы мен теориялық бөлігін біріктіруге, адам өмірінің тез өзгеретін жағдайларына бейімделуге көмектеседі.


Ключевые слова: СТЕМ-подход, проектная деятельность, интеграция знаний, мотивационная основа, новаторство

Современная система образования передает общие знания новому поколению, но не обеспечивает достаточного количества знаний, необходимых для профессионального самоопределения. По различным причинам молодые люди в будущем не уверены (финансовые трудности, неясные перспективы и так далее.) и не знают ответа, с чем будет связана их профессиональные деятельности. Так же трудность заключается в пояснении и обозначении вашего профессионального будущего еще при обучении в школе. Таким образом для многих школьников не определен способ коммуникации с быстро меняющимся миром вокруг.

Школьники и их родители хотят больше знать о профессиях, которые будут востребованы в ближайшем и отдаленном будущем. В настоящее время требования учащихся и их родителей к уровню образования резко изменяются по следующими причинами:

  • "поколение, которое использует Интернет с рождения" вступает в большую жизнь;

  • спрос на специалистов в области науки, технологий, инженерии и математики в мировой экономике постоянно растет, и учащиеся с высокой мотивацией и хорошей подготовкой по этим предметам становятся все более востребованным ресурсом со школьных лет.

В современном мире существует целый ряд методов и инструментов для формирования базы знаний и навыков учащихся.

В этой статье хочется более подробно рассмотреть подход СТЕМ к организации проектной деятельности учащихся.

Одной из направляющих современного общества является интеграция знаний, разнообразных сфер деятельности человека и производства, опирающаяся на множественных связях математики, инженерии, технологий, естественных наук. Это влияет на системы образования нескольких стран, в том числе Казахстана, путем внедрения элементов СТЕМ-образования:

  • интегрированных курсов;

  • разработки междисциплинарных проектов;

  • обучения путем решения проблем. [1]


СТЕМ подход Это очень непросто в школе Я считаю что с ним технология это очень непросто в школе. Почему?

Во-первых потому, что нужно найти точки соприкосновения интеграции одного предмета в другой - Это затратно по силам. Во-вторых затратно по времени.



То есть если есть необходимостьрешения общих проблем мы должны как-то выходить на системный характер.

Что называется СТИМ подходом это то что объединяет несколько дисциплин, гораздо лучше реализуется не в урочных формах когда мы ограничны достаточно жёстко временными рамками, условиями классной системы. А тогда когда у нас получается обеспечить встречу учащегося с каким-то мощным сложно устроенным объектом или процессом с которым можно повыяснять как устроены разные его составляющие части.

СТИМ проект очень многогранен и реализаций для него можно найти много, но в урочной деятельности тратить драгоценное время на проект какой-то поисковой деятельности это очень тяжело.

Поэтому лучше всего реализовывать проекты во внеурочное время.

На уроке СТИМ проекты мы можем только инициировать, то есть если мы нормально работаем во вазаимосвязи учитель-ученик различных предметов и поднимаются вопросы на химии, биологии, экологии, естествознании мы можем вдохновить учеников на развитие, а дальше уже ученик замативирован и сам с интересом занимается проектной деятельностью открывая лля себя новые грани и возможности в разных областях. Знания в школьном возрасте усваиваются очень хорошо, ведь нейронные связи и сам мозг колосально мощный "процессор".

Подход СТЕМ - один из новаторских инструментов преобразования образования. Многие государственные и частные учебные заведения приняли такое направление, и такая концепция сама по себе соответствует образовательным стандартам. СТЕМ - это естественная эволюция подхода, сочетающего технологии и гуманитарные науки. Педагогическая философия СТЕМ основана на этих идеях.

Подход СТЕМ основан на четырех принципах:

1. Проектная форма организации образовательного процесса, в ней для совместного решения образовательных задач дети объединяются в группы;

2. Практический характер образовательных задач, результат которых может быть использован для нужд семьи, класса, школы, университета, предприятия, города и т. д.;

3. Междисциплинарный характер обучения: учебные задачи разработаны таким образом, что для их решения необходимо использование знаний по нескольким академическим дисциплинам;

4. Предметы, которые имеют основное значение для подготовки специалиста с необходимой классификацией по прикладным научным исследованиям, включают: естественные науки такие как: физика, химия, биология, инженерные дисциплины и современные технологии.


В республике Казахстан активное происходит вовлечение учащихся в инженерное дело и робототехнику последние 5 лет.

Кроме того, СТЕМ-образование способствует формированию определенных наборов личностных качеств: критическое мышление, командная работа и навыки творческого решения проблем. Развитие СТЕМ-образования требует подготовки педагогического персонала для организации и проведения образования в данном «ключе», информационная и юридическая поддержка на разных уровнях, создание сообществ не только для экспертов, но и заинтересованных представителей различных слоев населения и профессий [1].

Проектная форма любой образовательной организации и практическая направленность СТЕМ дают необходимую благоприятную мотивационную и предметную среду для реализации следующих требований:

- Организация активной учебно-познавательной деятельности;

- Участвовать в социально значимой работе и получать практический опыт;

- Формирование способности применять полученные знания на практике, в том числе в социальных и проектных ситуациях;

- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

- Ориентация в мире специальностей, профессий и при формировании устойчивых познавательных интересов как основы для выбора будущей профессии. [2]

СТЕМ-подход ориентирован на практическое руководство, проектную деятельность и межпространственное взаимодействие, но меняет направленность ключевых дисциплин.

Нужно отметить, что в Казахстане до появления СТЕМ, активно разрабатывались значимые компоненты, которые могут работать совместно со СТЕМ - это будет значимый подход к образованию. Среди них есть:

1 начальные классы "Окружающий мир" для начальной школы и "Естествознание";

2 для средней и старшей школы как попытка реализовать инклюзивное естественное обучение наукам;

3 метод обучения на основе проекта, либо метод обучения на основе проекта по химии, биологии, кружков «Экологи» и бизнес-проектов стартапов;

4 учебная и исследовательская деятельность учащихся.

Основная цель проектной деятельности в рамках образовательного процесса образовательной организации - способной работать в разнообразной информационной среде, формирование компетентной личности, способной посредством диалогического общения учиться и создавать культуру, готовой к дальнейшему развитию, самосовершенствованию и самореализации в современном многокультурном мире.


Проектный метод имеет некоторые отличия от СТЕМ-обучения, но, тем не менее, проектная деятельность создает предпосылки для внедрения СТЕМ-обучения уже в учебные программы.

Этот вопрос достаточно глубоко исследован паровым подходом в работах кандидата психологических наук, доцента Ощепкова А.А. и докторанта Репина А.О.

Они исследовали тему СТЕМ, чтобы помочь сегодняшним детям и молодежи стать профессиональными новаторами, целеустремленными, творческими и надежными связующими звеньями команды, общества и страны.

Творчество само по себе не гарантирует творческих достижений. Для их достижения нужен "двигатель", приводящий непосредственно в действие мыслительный механизм в экологическом направлении которое задает учитель , нужна "мотивационная основа". Этой основой могут стать технологии СТЕМ, объединяющие новаторство, творческое мышление, художественный вкус и эстетическое воспитание, идеи и тесные междисциплинарные связи. Такая система образования учит жить в реальном, быстро меняющемся мире, реагировать на вызовы современности, мыслить критически, быть творческой личностью. Творчество - это активная деятельность, направленная на поиск новизны, и в рамках этого подхода основной педагогической идеей технологий СТЕМ является организация образовательного процесса, непосредственно способствующего развитию творческого потенциала и мышления личности как будущего профессионала. Это очень эффективно при разработке бизнес-проектов стартапов.

При реализации и проведении занятий кружка экология применяю Green СТЕМ-подход выступает как обязательный компонент мотивации учащихся к познанию законов природы и взаимосвязей между ней и социумом, реализации Целей устойчивого развития, может стать необходимым условием для формирования у них исследовательской компетентности в ходе выполнения эколого-экспериментальных проектов.

При работе с учащимися с использование донного подхода исследовательской деятельности получаем интересный результат:

Green СТЕМ-подход = СТЕМ-образование + экологическое образование.

В целом Green STEAM-подход в образовании можно представить, об этом сказано выше, как четырехступенчатый процесс (проблематизация, научно-исследовательская практика, инженерное проектирование и презентация) [3]

При проведении занятий кружка был применен.

Модуль экспериментирование - научно-исследовательская практика. Это вид учебной работы, основным содержанием которой является выполнение практических, учебных, учебно-исследовательских, экспериментально-опытных, творческих заданий с использованием элементов научного исследования.