Файл: Музыка в Средние века в средние века было два основных направления в развитии музыки духовная.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Музыка в Средние века
В Средние века было два основных направления в развитии музыки: духовная музыка и светская, развлекательная.
При этом светская музыка порицалась религией, считалась "дьявольским наваждением".
Духовная музыка была вокальной, хоровой, а светская - инструментально-вокальной. Инструментальная музыка считалась легкой, несерьезной, и, музыкальные теоретики той эпохи не воспринимали ее всерьез. Хотя менестрельное ремесло требовало от музыкантов большого исполнительского мастерства.
Главное в духовной музыке Средневековья – это текст. Большинство произведений этого периода – вокальные, без инструментального сопровождения.
Прихожане должны были внимательно слушать слова службы, поэтому все, что могло от этого отвлечь (причудливые мелодии, скачки, многоголосие) поначалу считалось излишним.
Источником духовной музыки Средневековья была монастырская среда. Песнопения разучивались в певческих школах на слух и распространялись в церковной среде. В виду появления большого многообразия напевов католическая церковь решила канонизировать и регламентировать песнопения, отражающие единство христианской доктрины.
Таким образом, появился хорал, ставший олицетворением церковной музыкальной традиции. На его основе сложились и другие жанры, созданные специально для определенных праздников, богослужений.
Важной вехой для в истории европейской музыки является создание Григорианского хорала. Это сборник церковных песнопений на латинском языке. Хотя легенды приписывают создание этого сборника папе Григорию Великому, это скорее дань уважения, нежели исторический факт.
Основные черты песнопений Григорианского хорала:
• Использование монодии (одноголосия)
• Тексты на латинском языке. Основной источник текстов – Библия, однако со временем стали появляться тексты и из других источников
• Отсутствие постоянной ритмической пульсации (в библейских текстах важно каждое слово и ни одно не может быть выделено больше, чем другие)
• Небольшой диапазон песнопений
• Плавное движение мелодии
• Горизонтальное (то есть мелодическое, а не гармоничное, функциональное, мышление)
• Мелодии строятся по логике церковных ладов
Светская музыка Средневековья была, в основном, музыкой бродячих музыкантов и отличалась свободой, индивидуализированностью и эмоциональностью. Также светская музыка была частью рыцарской культуры феодалов. Поскольку кодекс предписывал рыцарю изысканные манеры, щедрость, великодушие, обязанности служить Прекрасной Даме, эти стороны не могли не найти своего отражения в песнях трубадуров и бродячих музыкантов.
Исполняли светскую музыку мимы, жонглеры, трубадуры или труверы, менестрели (во Франции), миннезингеры, шпильманы (в германских странах), хоглары (в Испании), скоморохи (на Руси). Эти артисты должны были не только уметь петь, играть и танцевать, но и уметь показывать цирковые представления, фокусы, театральные сцены, и должны были другими способами всячески развлекать публику.
Основные черты и особенности светской музыки Средневековья:
· опирается на фольклор, исполняется не на латыни, а на родных языках диалектах,
· среди бродячих артистов ноты не используются, музыка является устной традицией (позднее в придворной среде развивается музыкальная письменность),основная тема - образ человека во всем многообразии его земной жизни, идеализированная чувственная любовь
· одноголосие - как способ выражения индивидуальных чувств в стихотворно-песенной форме
· вокально-инструментальное исполнение, роль инструментов еще не очень высока
, инструментальными были, в основном, вступления и окончания песен.
· мелодика была разнообразна, но ритмика при этом - канонизирована, - в этом сказывалось влияние церковной музыки.
В эпоху средневековья появляются новые инструменты, которые представляют уж особые группы: ударные инструменты, духовые, струнные, смычковые.
Таким образом, музыкальная культура Средневековья, несмотря на относительную ограниченность средств, представляет более высокую ступень по сравнению с музыкой Древнего мира и содержит предпосылки для пышного расцвета музыкального искусства в эпоху ренессанса.