Файл: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств п. Эвенск Утверждаю директор мкуудо дши п. Эвенск.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«
Детская школа искусств п. Эвенск»
Утверждаю директор МКУУДО « ДШИ п.Эвенск»
______________
М.В.Белова
17.02.2017
г.
ТЕАТРАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
МКУДО « ДШИ п.Эвенск»
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«
АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»
Преподаватель: ДРИВЕНЬ Л.С.
2017-2018
учебный год

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета « Основы актерского мастерства» разработана на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,утвержденных приказом Министерства культуры
Российской
Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ.
Общеразвивающая программа «Основы актерского мастерства» знакомит детей с языком театрального искусства
, вводит их в лабораторию творчества, открывает пути художественного познания мира, воспитывает эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности, вовлекает их в процесс духовного роста, что ни в коем случае не значит, что каждый из них будет актером. Важен сам процесс
Учебный курс программы «Основы актерского мастерства» предусматривает получение системы знаний о
театре и об актерском искусстве. Данная общеразвивающая программа является модифицированной
, составлена на основе образовательной программы «Основы актерского мастерства по методике З. Я. Корогодского.
Программа основана на личном педагогическом опыте преподавателя Нечипоровой О.В. Программа разработана с целью обучения предмета на театральных отделениях ДШИ.
Учебный предмет «Основы актерского мастерства» является основным в комплексе предметов на театральном отделении. Предмет формирует определенные актерские исполнительские знания, умения и навыки; знакомит с сущностью исполнительского театрального творчества, с выразительностью и содержательностью сценического действия; способствует выявлению и развитию творческого потенциала обучающегося.
-
Срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся
Срок освоения программы «Основы актерского мастерства» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте 6,6-11лет составляет 6 лет (со 2 по 7 класс).
Программа рассчитана на 6 лет обучения :первые четыре года по 2 часа в неделю , далее в старших классах по 3 часа в неделю – всего 34 учебных недели ,продолжительность урока 45 минут.
-
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета
«Основы актерского мастерства».
Год обучения
1 2
3 4
5 6
Классы
1 2
3 4
5 6
7 всего
Кол
-во часов
0 68 68 68 102 102 102 476


Форма проведения учебных занятий.
Основной формой работы является групповая : от 8 до 10 человек в группе.
Формы, методы, приемы обучения осуществляются с учетом возрастных особенностей детей. В младших группах проходят игры – уроки. Это форма занятий способствует раскрепощению детей, умению действовать в предлагаемых обстоятельствах, развитию внимания, воображения, фантазии.
У
детей старших возрастных групп более устойчивое и сосредоточенное внимание, более развито мышление и память, шире представление о жизни, более осознанное эстетическое отношение к окружающей действительности и к произведениям искусства. Это дает возможность проводить уроки – тренинги
, импровизационные уроки, творческие лаборатории, на которых дети чувствуют, что они сами являются авторами и исполнителями будущего действия, имеют возможность показать себя, дать волю воображению и фантазии.
Занятия строятся на использовании театральной педагогики – технологии актерского мастерства, адаптированной для детей.
-
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
Художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.
Задачи:
1. Создать условия для приобретения детьми опыта творческой деятельности
2. Развить способности к продуктивной коллективной деятельности.
3. Познакомить учеников с театром как видом искусства.
4. Развивать личностные и творческие способности детей.
5. Снять психологические и мышечные зажимы.
6. Научить в области актёрского мастерства:
 владеть всеми видами сценического внимания;
 снимать индивидуальные зажимы;
 видеть, слышать, понимать;
 обладать ассоциативным и образным мышлением;
 ориентироваться и действовать в сценическом пространстве;
 отрабатывать правдивость и точность простейших физических действий;

 выполнять сценическую задачу;
 органично и естественно существовать в предлагаемых обстоятельствах;
 оправдать заданную ситуацию, импровизировать;
 мыслить и действовать на сцене;
 взаимодействовать с партнером на сцене;
 владеть основами самостоятельного распределения в сценическом пространстве.
7. Дать основные теоретические понятия в области театральной деятельности
 о сценическом этюде и о его драматургическом построении;
 о выразительных средствах сценического действия и их разновидностях;
 о событии и событийном ряде;
 о втором плане роли и внутреннем монологе;
 о сюжете и его структуре;
 о роли жанра и стиля в драматургии;
 об особенностях различных школ актерского мастерства:
а) элементы системы К.С.Станиславского: воображение, фантазия, внимание, отношение, оценка факта
, предлагаемые обстоятельства, сценическое действие, задача, цель, сверхзадача, атмосфера, физическое самочувствие, конфликт, событие;
б) М.А.Чехов: Логика сценического действия. Импровизация. Принципы перевоплощения. Перспектива актера и перспектива роли. Зерно сценического образа. Характер и характерность. Жанр и стиль.
8. Развивать в процессе работы на сцене :
 наблюдательность;
 творческую фантазию и воображение;
 внимание и память;
 ассоциативное и образное мышление;
 чувство ритма;
 логическое мышление;
 способность выстраивать событийный ряд;
 способность определения основной мысли, идеи произведения;
 способность анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли;
 уметь донести свои идеи и ощущения до зрителя.
9. Развивать в процессе постановочной работы:
 партнерские отношения в группе, учить общению друг с другом, взаимному уважению, взаимопониманию
;


 развивать эмоциональную сферу личности ребенка, в том числе способность к состраданию, сочувствию
;
 самодисциплину, умение организовать себя и свое время;
 чувство ответственности;
 организаторские способности;
 художественный вкус;
 коммуникабельность;
 трудолюбие;
 активность.
-
Структура программы учебного предмета «Основы актерского мастерства»
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В
соответствии с данными направлениями строится раздел программы «Содержание учебного предмета
».
7.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения
:
– словесный (рассказ, беседа, объяснение);
– наглядный (наблюдение, демонстрация);
– практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
-
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально
-техническая база школы, соответствующая действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, обеспечивает проведение всех видов практических занятий, предусмотренных учебным планом и программой.
Дидактические материалы:

 наглядные и учебно-методические пособия,
 методические рекомендации,
 наличие литературы для детей и педагога.
Материально
-технические:
 кабинет, соответствующий СГН;
 стол, стулья;
 магнитофон, DVD проигрыватель;
 сцена со специализированным световым и звуковым оборудованием;
 спортивная форма, желательно однотонного темного цвета; удобная, нескользкая обувь ввиду обеспечения техники безопасности на занятиях и свободы движения в процессе работы;
 компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
 фонотека;
 использование сети Интернет;
 школьная библиотека.
1. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Основы актерского мастерства» связан с другими предметами театрального направления
(«Художественное слово», «Беседы об искусстве», «Сценическое движение» и т.д.).
Важной задачей совокупности всех предметов является принципиальная нацеленность занятий на формирование актерских умений юных исполнителей, в основе которых лежит развитая способность реализовывать сценическое действие.
Навыки
, полученные в процессе обучения, реализуются учащимися в конкретной творческой работе в виде этюдов, сценических номеров, концертных выступлений и спектаклей, которые исполняются для зрителей в течение каждого учебного год
Учебно-тематический план.
Наименование разделов и основных тем
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ВСЕГО
1-
год обучения
68
Актерские тренинги и упражнения.
44
Освобождение мышц
8
Развитие актерского внимания
8
Фантазия и воображение
8


Воспитание сценической свободы и рабочего самочувствия
8
Сценическая вера.
8
Факт
. Сценическое отношение-оценка факта. 4
Основы исполнительского мастерства
24
Моделирование образов животных
6
Упражнения
-зарисовки на память физических действий
6
Коллективная учебная постановка.
12
2-
год обучения
68
Актерские тренинги и упражнения.
34
Сценическое действие.
4
Действенная задача.
2
Предлагаемые обстоятельства
Внутренний монолог. Второй план.
4
Атмосфера
Темпо
-ритм
4
Сценическое пространство Ощущение пространства
4
Мизансцена
. Композиция .
4
Этюд
. Принципы построения этюда
4
Овладение словесным действием
4
Сценическое событие
2
Конфликт
– как условие сценической выразительности
2
Основы исполнительского мастерства
34
Бессловесные этюды
2
Этюды на рождение слова
2
Этюды
- наблюдения
2
Этюды на событие
2
Этюды на достижение цели
2
Этюды на столкновение контрастных атмосфер
2
Работа над этюдами
8
Коллективная учебная постановка
14
3-
год обучения
68
Актерские тренинги и упражнения
26
Сценическое общение.
Коллективная согласованность
6
Взаимодействие с партнером. Контакт
6
Импровизация с партнером на музыку
6
Импровизация с партнером на заданную тему 4
Психологический жест
4

Актерская интонация
Основы исполнительского мастерства
42
Этюды на музыкальное произведение
4
Парные и групповые этюды на наблюдения
4
Этюды на свободную тему
4
Импровизация в этюдах
4
Работа над этюдами
10
Коллективная учебная постановка
16
4-
год обучения
68
Актерские тренинги и упражнения
28
Актерское искусство- искусство создания сценического образа.
4
Роль
. Принципы работы над ролью.
4
Сценический образ. Зерно роли.
4
Характер и характерность
4
Пластическая выразительность
6
Этюды
«Наблюдения» по теме «Сценический образ
»
6
Основы исполнительского мастерства
40
Законы построения драматургического произведения
4
Этюды на сюжеты сказочных произведений
4
Инсценировка басен
4
Работа над этюдами и инсценировками
12
Коллективная учебная постановка
16
5-
год обучения
102
Актерские тренинги и упражнения
36
«Действие» – язык театра,
Компоненты сценического действия
4
Словесное действие.
Подтекст
Второй план
4
Жанры
. Способы существования в жанре.
4
Стиль
Стилизация
4
Разбор драматургического и литературного материала
4
Сквозное действие.
Сверхзадача
Контрдействие
4
Метод действенного анализа
6
Исполнение задания в
разных жанрах и стилях
6
Основы исполнительского мастерства.
66
Работа над ролью в отрывке из пьесы
8


Работа над ролью по сюжету рассказа
,повести и т.д
8
Инсценировка фрагментов из классических или современных литературных произведений.
8
Этюдно
- репетиционный метод
Работы над отрывками,
,рассказами, инсценировками
22
Коллективная учебная постановка
20
6-
год обучения
102
Актерские тренинги и упражнения
36
Основы театральной этики
4
Техника актерского мастерства и её элементы
4
«Работа актера над собой»
6
«Работа актера над ролью»
6
Разбор пьесы. Действенный анализ пьесы
6
Самостоятельное проведение тренингов по всему курсу обучения
10
Основы исполнительского мастерства.
66
Работа над ролью в учебном спектакле
12
Изучение вспомогательного материала в работе над ролью
8
Работа над этюдами из учебного спектакля 10
Создание целостного спектакля
22
Репетиционный процесс
10
Показ спектакля.
4
Итого : 476
- Годовые требования :
1-
год обучения
Главным направлением первого года обучения по предмету «Основы актерского мастерства» является приобщение детей к театральному искусству, что способствует воспитанию у ребенка личностных убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Необходимы посещения театров
, музеев, концертов и т.д., что предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания художественного языка и его специфики.
Учащиеся должны не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и проработать, оценить
, выразить свое отношение к ней.
Основная задача первого этапа – увлечь детей театральным искусством, привить зрительский этикет, научить правильному поведению и общению в коллективе.

Ведущая деятельность данной возрастной группы детей – игровая. Поэтому на первых занятиях преобладают игровые формы актерского тренинга и упражнений, которые дают возможность ребенку
«рассказать» о себе, познакомиться, адаптироваться в коллективе, приступить к новым видам деятельности для приобретения навыков сценических действий.
Создание нравственного, дружелюбного климата и радостной, творческой атмосферы, получение детьми удовольствия от занятий являются основными задачами для преподавателя.
Беседа-знакомство.
Беседа с учащимися о том, какие театры, выставки, концерты они посещали? Что запомнилось? Какие спектакли смотрели? Какие любимые сказочные персонажи? Кого бы хотели сыграть?
Театр как вид искусства. Театр - синтез различных искусств.
Школа жизни — самая древнейшая, самая удивительная и эмоциональная, самая праздничная, воодушевляющая
, ни на что не похожая великая школа, — вот что такое театр.
Театр - искусство коллективное.
Установка правил поведения на уроках, в коллективе, на сценических площадках. Этикет зрителя.
Взаимоуважение
Инструктаж по технике безопасности поведения в аудитории, на сценических площадках,
при коллективном посещении театра.
Актерский тренинг – это непрерывная смена игр и упражнений, которые осуществляют последовательный
, поэтапный отбор элементов актерской техники и пробуждают личную активность каждого учащегося без насилия над его природой. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры, т.к. именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность
, смелость.
Мышечная свобода — основной закон органического поведения человека в жизни. Освобождение мышц
, физических зажимов и мускульная свобода - это первый этап к органичному существованию на сцене
Научить учащихся расходовать ровно столько мышечной энергии, сколько ее необходимо для совершения того или иного действия.
Напряжение и расслабления мышц ног, рук, туловища, головы, лица.
Перекат напряжения из одной части тела в другую.