Файл: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств п. Эвенск Утверждаю директор мкуудо дши п. Эвенск.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Четко знать действенную задачу – что я хочу получить (добиться, узнать и т.д.) от партнера. Здесь помимо осознания того: «Что делаю я? Что происходит со мной? Чего я хочу?» идет непрерывное внимание к тому: «Что делает он? Что с ним происходит? Чего он добивается?». Использовать все виды сценического воздействия. Вводятся новые понятия - психологического жеста и актерской интонации
. Конфликт как основа драматургического построения этюда. Борьба, столкновение интересов
- основной двигатель действенного процесса.
В тренингах продолжать использовать импровизационный метод работы. Умение существовать и взаимодействовать на площадке вдвоем, втроем и в группе. Отработать эти навыки различными способами
– импровизации на музыкальный материал, на заданную тему, на заданный пластический рисунок и т.д. Упражнения на действенный жест - вместо фразы рождается жест, например: «Не трогай меня!», «Давай быстрее!», «Не шуметь!». На психологический жест – контраст слова и жеста:
«Уходи!», а в это время сжимать в кулаке, например, шарфик или ключи. Актерская интонация - сказать одну и ту же фразу с разными оттенками, подтекстами.
Задания и темы этюдов
Парные этюды на наблюдения – общение от лица наблюдаемого объекта, можно спровоцировать ситуацию
, соединяя одиночные этюды на наблюдения между собой.
Этюды на картины -подбирать материал с действенной ситуацией, понятной детям.Адольф Вильям
Бугро
«Суп», «Трудный урок», «Уговоры», «Орехи», Ю. Леман «Провинился», К.Коровин «У балкона»,
«У открытого окна».
Этюды на музыкальное произведение -подбирать музыкальный материал образный, яркий в котором есть наличие события.С. Рахманинов «Этюды-картины» ор.39, М.Мусоргский «Картинки с выставки
», С. Прокофьев «Детская музыка», Р.Шуман « Детские сцены» ор.15, «Альбом для юношества
» ор.68.
4-
год обучения
Этюды на мораль басни - анализируется событийный ряд басни, находится подобная ситуация из жизни и сочиняется по ней этюд. «И в сердце льстец всегда отыщет уголок» - И. Крылов «Ворона и лисица
», «Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!» - И.Крылов «Две собаки
».
Инсценировка басни. Переходный этап к работе с драматургией, т.к. басня имеет все достоинства хорошей пьесы: острый конфликт, яркие характеры, серьезное содержание, диалоговое изложение.
Основная тема этого года – работа с авторским текстом. Здесь очень важна последовательность и грамотный выбор материала. Разбор текста надо начинать с небольшой литературной формы
Для создания сценического (художественного) образа требуется много составляющих. Чтобы освоить характер персонажа, его образ мышления необходимо знать особенности эпохи, специфику поведения

людей
. Пластическое решение художественного образа (походка, манеры, жесты), а также манера речи наделяют персонаж характерностью
Максимально реализовать уже проявившиеся способности детей в том или ином направлении.
Тренинги и упражнения берут на себя подготовительный этап к работе над текстом и созданием художественного образа. В импровизациях учащиеся должны использовать навыки и умения не только основ актерского мастерства, но и полученные ими на смежных дисциплинах .
Предлагать разные решения создания сказочных и фантастических персонажей (пластические, психологические
, музыкальные и т.д.).
Упражнение «В маске»
1-й вариант - яркая, красочная маска какого-нибудь сказочного или фантастического персонажа - тело подчиняется
, ищет способы пластического соответствия этому образу. 2-й вариант – белая, нейтральная маска – тело придумывает, сочиняет образ, через пластическое решение передает характер и характерность.
Упражнение «Только руки», «Только ноги» - учащийся закрывается ширмой – видны либо только ноги
, либо только руки. Задача передать характер, эмоциональное состояние придуманного им персонажа
Законы построения драматургического произведения
В
основе драматургии лежит конфликт и его разрешение, событийный ряд, разыгрываемый действием.
Сюжет образуют события и действия людей.
Традиционная схема построения сюжета.
Экспозиция
- представление героев.
Завязка
– столкновение.
Развитие действия - набор сцен, развитие идеи.
Кульминация
- апогей конфликта.
Развязка
Этюды на сюжет сказки (или инсценировка небольшого фрагмента сказки). Работа над личностным восприятием, и трактовкой художественного образа сказочного персонажа.
Этюды на сюжет небольшого рассказа. Проанализировать событийный ряд, найти главное событие и сделать на него этюд, максимально сохраняя предлагаемые обстоятельства, заданные автором
5 – год обучения

Инсценировка небольших фрагментов из классических литературных
произведений. Присвоение событий, оценки фактов, человеческих действий, поступков, целей, задач и взаимоотношений
, описанных автором.
Работа над отрывками из драматургических произведений.
Пьеса должна соответствовать возрасту и интересам учащихся. Для органического перевоплощения в образ необходимо выбирать персонаж, исходя из эмоционального опыта ребенка. Учащийся должен прочитать всю пьесу полностью, а не только свой отрывок. Преподаватель должен сначала сделать полный разбор пьесы, затем - подробный разбор выбранного отрывка: выстроить событийный ряд, поставить действенные задачи, осуществить поиск внешней характерности, найти ее связь с решением внешнего облика персонажа: грим, костюм, манеры, пластика, особенности речи и др., добиваться ее сценического воплощения.
Работа над ролью в отрывке стихотворной драматургии (комедия, трагедия). Поэзия
– искусство образного представления действительности в форме стихотворной, ритмизированно-музыкальной речи.
Поэтому необходимо не только понять, осмыслить характерные особенности поэтической речи, но и развить способность уловить ритм жизни героев, ощутить и присвоить себе их художественную атмосферу
. Найти верное самочувствие на сцене через точную логику действий, добиться органики, естественного существования на сцене в образе действующего лица.
Предполагается работа в разных жанрах и стилях. Ведется активный репетиционный процесс, производится разбор пьес и любого другого драматургического материала, планируемого для постановки
(водевилей, мюзиклов, театральных миниатюр, инсценировок и т.д.). Работа над отрывками различными по жанру и стилю драматургии. Действенный анализ сцен и проработка роли с каждым учащимся
. Поиск современной, качественной драматургии, ориентированной на детский и юношеский возраст
. Творческое взаимодействие педагога и учащихся в процессе создания спектакля.
Задача
1   2   3

тренингов и упражнений расширить творческий диапазон учащихся, пробы должны осуществляться во всех жанрах и стилях.Продолжается работа над актерской интонацией, подтекстами и
вторым планом. В тренинги можно включить этюдный метод работы над спектаклем или отрывками, чтобы
«размять» постановочный материал. Шлифовать и отрабатывать жанровые и стилистические особенности сценического существования. Скоординировать мыслительные, словесные, физические действия и преобразовать их в единый процесс.
Сквозное действие. Сверхзадача. Контрдействие. Дать доступное для восприятия детей определение этих понятий, ссылаясь на К.С.Станиславского: сверхзадача – хотение, сквозное действие
– стремление, контрдействие – факты и события мешающие, сбивающие это стремление
Метод действенного анализа. Безусловно
, затрагивая эту тему, от учащихся не требуется серьезного режиссерского разбора. Главное, привить детям серьезное, профессиональное отношение к работе с
текстом
. Необходимо не только подробно, тщательно изучить пьесу, надо еще изучить исторический, изобразительный
, этнографический материал, привлечь специальную литературу, касающуюся автора и
его произведения. На данном этапе помочь учащимся ощутить композицию материала, научить подчинять второстепенное главному, определять сверхзадачу, сквозное действие и контрдействие, исходное
, основное и главное событие для создания линии жизни действующего лица, определение социальных и других причин и предлагаемых обстоятельств, воздействующих на формирование характера и логику поступков героя.
Очень большая проблема – найти и подобрать качественный драматургический материал, доступный для детей и по форме и по содержанию, а главное, по возможности его сценического воплощения. В наше время появляется много молодых драматургов, пишущих для детей, среди них есть и одаренные авторы
. Производить жесткий отбор этого материала, смотреть, где хорошая литература, где плохая – задача педагога.
В
ходе работы над отрывком необходимо анализировать его в контексте всего произведения, из которого он взят, с учетом замысла режиссера, сохраняя жанровые и стилистические особенности выбранной пьесы, это ставит перед учащимися дополнительные творческие задачи, связанные с поиском соответствующей формы и ее сценического воплощения. Создание линии жизни и способов поведения персонажей в соответствии с жанровой природой литературного материала. Четко выстроить взаимоотношения героев, диктующие логику их поведения в отрывке и пьесе. Поиск внешней характерности, решение внешнего облика персонажа: грим, костюм, манеры, пластика, особенности речи и др.
6- год обучения
Цель этого года - закрепить полученные навыки, максимально развить творческую индивидуальность ребенка
Учащийся должен уметь самостоятельно применять и использовать навыки основ актерского мастерства
Актерские тренинги и упражнения. Осуществляется самостоятельное проведение учащимися тренингов по всему курсу обучения, выполняются задания, этюды, физические действия в разных жанрах и стилях.
Знакомство с учениями К. С. Станиславского :
«Театральная этика»
«Система актерского мастерства»
«Работа актера над собой»


«Работа актера над ролью».
Идейно- тематический анализ пьесы.
Действенный анализ пьесы
Работа над ролью в учебном спектакле – этоанализ событий пьесы, выделенных режиссером в соответствии с определенной им сверхзадачей спектакля. Создание биографии своего героя, исходя из предлагаемых обстоятельств, данных автором. Поиск сквозного действия спектакля и роли, событий и препятствий на пути достижения цели. Поиски внутренней и внешней характеристики образа.
Стремление к «перевоплощению», предполагающему глубокое проникновение в поступки и отношения персонажей
, овладение целями, взглядами, мыслями, стремлениями своего героя
Подбор и изучение вспомогательного материала в работе над ролью
– поиск исторического, этнографического
, изобразительного, литературного материала, касающегося автора и его произведе- ния
Итогом творческой работы группы на шестом году обучения является публичный показ учебного спектакля
. В конце этого года проводится экзамен.
1 полугодие – отрывки и этюды из учебного спектакля
2 полугодие экзамен – учебный спектакль на 45-60 мин
Работа над ролью в учебном спектакле - учащийся умеет работать над ролью в рамках режиссерского решения и в ансамбле с остальными исполнителями.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения программы учебного предмета «Основы актерского мастерства» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
 знание основных жанров театрального искусства: трагедии, комедии, драмы;
 умения воплощать музыкальную и пластическую характеристику персонажа;
 умение выполнять элементы актерского тренинга;
 навыков владения средствами пластической выразительности;
 навыков участия в репетиционной работе;
 навыков публичных выступлений;
 навыков общения со зрительской аудиторией в условиях театрального представления;
 знания основных средств выразительности театрального искусства;
 знания театральной терминологии;
 знания принципов построения этюда;

 умения вырабатывать логику поведения в этюдах, целесообразность действий;
 умения координироваться в сценическом пространстве;
 умения создавать художественный образ в сценической работе или в творческом номере;
 умения проводить анализ произведений театрального искусства;
 умение использовать основные элементы актерского мастерства, связанные с созданием художественного образа при исполнении роли в спектакле или в концертном номере;
 умение работать над ролью под руководством преподавателя;
 навыки по сочинению этюдов на заданную тему;
 навыки репетиционно-концертной работы;
 навыки по использованию театрального реквизита;
 знания основ техники безопасности при работе на сцене;
 навыки по анализу собственного исполнительского опыта.
К
числу творческих элементов, которыми должны овладеть учащиеся, относятся:
 держать внимание к объекту, к партнеру;
 видеть, слышать, воспринимать;
 память на ощущения и создание на ее основе образных видений;
 воображение и фантазия;
 способность к взаимодействию;
 логичность и последовательность действий и чувств;
 чувство правды на сцене;
 вера в предлагаемые обстоятельства;
 ощущение перспективы действия и мысли;
 чувство ритма;
 выдержка, самоотдача и целеустремленность;
 мышечная свобода и пластичность;
 владение голосом, произношение;
 чувство фразы;
 умение действовать словом.
1. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Виды аттестации по предмету «Основы актерского мастерства»:
– текущая,


– промежуточная.
Текущая аттестация
проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала. Текущая аттестация проводится в форме открытых уроков, показов с приглашением зрителей.
Промежуточная аттестация
оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года. По решению образовательного учреждения оценка результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться и по окончании четверти. Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет «Основы актерского мастерства
». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
Промежуточная аттестация по предмету «Основы актерского мастерства» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения
:
 качества реализации образовательного процесса;
 степени теоретической и практической подготовки по текущим разделам учебно-тематического плана;
 контроля сформированных у обучающихся умений и навыков на определенном этапе обучения.
Итогом каждого учебного полугодия является контрольный урок в форме творческого показа обучающихся по пройденным темам, а также коллективные постановки, концертные выступления, показ самостоятельных работ, на заключительном 6 году обучения в конце года проводится итоговая аттестация
- экзамен- в форме показа учебного спектакля
1-год обучения
Контрольный урок 1
Актерский тренинг
Упражнения
- зарисовки на «Память физических действий»
Моделирование образов животных.
Контрольный урок 2
Показ актерского тренинга по теме «От внимания к воображению»
Коллективная учебная постановка
2 –
год обучения

Контрольный урок 3
Актерский тренинг
Творческий показ этюдных работ
Контрольный урок 4
Актерский тренинг
Коллективная учебная постановка
3-
год обучения
Контрольный урок 5
Актерский тренинг
Творческий показ этюдных работ
Контрольный урок 6
Актерский тренинг
Коллективная учебная постановка
4-
год обучения
Контрольный урок 7
Актерский тренинг
Творческий показ этюдных работ
Контрольный урок 8
Актерский тренинг
Коллективная учебная постановка
5-год обучения
Контрольный урок 9
Самостоятельное проведение и показ актерского тренинга
Творческий показ – исполнение роли в отрывке, рассказе или инсценировке
Контрольный урок 10
Самостоятельный разбор литературного произведения
Творческий показ- исполнение роли в учебнойколлективной постановке
6- год обучения