Файл: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств п. Эвенск Утверждаю директор мкуудо дши п. Эвенск.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Снятие телесных зажимов.
Внимание (сценическое внимание)– очень активный сознательный процесс концентрации воли для познания окружающей действительности, в котором участвуют все системы восприятия - зрение, слух, осязание
, обоняние. Главная задача педагога научить детей удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия. Видеть, слышать, воспринимать, ориентироваться и координироваться в сценическом пространстве.
1.
Зрительная и слуховая память.
2.
Эмоциональная и двигательная память.
3.
Мышечная и мимическая память.
4.
Координация в пространстве.
Воображение и фантазия. Воображение – ведущий элемент творческой деятельности. Без воображения не может существовать ни один сегмент актерской техники. Фантазию и воображение необходимо развивать в раннем детском возрасте, т.к. именно детям свойственна творческая наивность и полная уверенность, с которой они относятся к собственным вымыслам. Развитие этих элементов способствует развитию ассоциативного и образного мышления.
1. 1. Импровизация под музыку.
2. 2. Имитация и сочинение различных необычных движений.
3. 3. Сочиняем сказку вместе (по фразе, по одному слову)
2. Этюды и упражнения на память физических действий (ПФД)
Физическое действие с воображаемым предметом. Важно каждый этюд максимально приблизить к правде жизни. Поэтому физические действия должны быть понятны ребенку, он может совершать их ежедневно в реальной жизни (умываться, чистить зубы, вышивать, подметать, играть с куклой
(машинкой), рисовать и т.д.).
Оценка факта состоит из двух частей – фиксация факта и реакция на факт. Факт - (поступок, воздействие внешних или внутренних обстоятельств), который заставляет изменить предыдущее сценическое поведение.
Развитие наблюдательности и зрительной памяти – освоение умения отображать пластику животного .
Моделирование образа животного – через отображение характера.
Жест
, мимика, движение, речь- слагаемые исполнительского мастерства.
Воспитание сценических навыков и рабочего самочувствия.
2- год обучения
Этюды на внутреннее действие (публичное одиночество)
Ввести понятие «четвертой стены». Концентрация внимания «внутри себя».
Основные вопросы в работе над внутренним действием – что я чувствую? Что со мной происходит?
Чего я хочу?
Предлагаемые обстоятельства
Различные жизненные обстоятельства побуждают нас к тому или иному действию. Мы постоянно находимся во взаимодействии с этими обстоятельствами, их мы либо сами себе создаем, либо они существуют и появляются в нашей жизни независимо от нас. На сцене — это обстоятельства, предложенные автором, то есть предлагаемые обстоятельства. Они побуждают к действию, двигают и развивают процесс:
обстоятельства места – где происходит действие,
обстоятельства времени – когда происходит действие,
личные обстоятельства – кто действует,
ситуативные обстоятельства – чем живет человек в данной ситуации:
– откуда пришел?
– зачем пришел?
– куда направляюсь?
– чего хочу?
– что мешает добиться желаемого?
Итак
, предлагаемые обстоятельства – это совокупность условий и ситуаций, в которых происходит сценическое действие.
«
Если бы….»
Магическое
«если бы» К.С. Станиславского, подлинная вера в сочиненные обстоятельства являются основой в работе над этюдами.
Совершение ранее выполненных физических действий с условием «если бы…». Как я буду рисовать, если бы у меня болела рука, или постоянно ломался бы карандаш или плохо пишет ручка и т.д.
«
Я в предлагаемых обстоятельствах»
Выполнение одного и того же действия, с различными предлагаемыми обстоятельствами. Разбор педагога с учащимися насколько удачно или неудачно, логично или нелогично придуманы и использованы различные предлагаемые обстоятельства.
Действенная борьба с предлагаемыми обстоятельствами
Обострение предлагаемых обстоятельств активизирует сценическое действие, а наличие препятствий и их преодоления через активное, конкретное целеустремленное, органичное действие, делает его более интересным.
.
Темпо-ритм
Темп
– это скорость исполняемого действия.
Ритм
– это размеренность и интенсивность действия, его организация во времени и пространстве.
Темпо-ритм внешний и внутренний
Этюды на соответствие внешнего и внутреннего темпо-ритма. (скорость поведения соответствует внутреннему ощущению; бегу, т.к. опаздываю в школу).
Этюды на контраст внешнего и внутреннего темпо-ритма. (скорость поведения не соответствует внутреннему ощущению. Бегу на уроке физкультуры, а мечтаю о подарках на день рожденья).
Предлагаемые обстоятельства определяют темпо-ритм
Этюды на физическое действие с разными предлагаемыми обстоятельствами (зашнуровать ботинки или заплести косичку на контрольной по математике; за десять секунд до выхода на сцену; в переполненном вагоне метро и т.д.).
Заданный темпо-ритм определяет выбор предлагаемых обстоятельств.
Придумать предлагаемые обстоятельства на заданное физическое действие, выполняемое с определенной скоростью (убрать со стола посуду со скоростью №№1, 5, 10 и т.д.).
Самым важным направлением этого года обучения является достижение естественного и раскованного самочувствия учащихся на сценической площадке. Все усилия педагога направлены на пробуждение в учениках их природной органики, развитие актёрских данных. Элементы психофизической техники вводятся постепенно от простого к сложному, однако большинство упражнений имеет комплексный характер
, что позволит закрепить учащимся полученные навыки и освоить новый материал. В ходе занятий определяется, какие элементы актерского тренинга учащимися осваиваются легче, а какие вызывают трудности. Исходя из этого, учитывая задачи предстоящего занятия, подбираются те или иные упражнения и тренинги.
Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволит удержать активный темп работы и избежать переутомления учащихся.
На данном этапе обучения самым важным направлением является достижение осмысленного существования учащихся на сценической площадке. И в тренингах и в этюдах необходимо добиваться непрерывного мыслительного процесса.
Атмосфера - окраска, настроение ситуаций, созданная психофизическим действием и сценическим самочувствием
, среда, в которой развиваются события.
Упражнения на столкновение атмосфер, например: абитуриенты ждут результаты экзамена
-
атмосфера общая, все нервничают, волнуются, пытаются поддержать друг друга.
Выходит педагог и зачитывает списки. Атмосфера разделяется на две группы поступивших
и не поступивших.
Мизансцена (расположение на сценической площадке) – должна быть действенной,
«говорящей».
Примерное упражнение: «Стоп-кадры» – построить мизансцену на различные темы. Овладеть логикой построение мизансцены. Запомнить основные правила сценического этикета никогда не вставать спиной к зрителю, использовать кулисы только для выхода на сцену, не задевать и не трогать их во время сценического действия.
Внутренний монолог - мысли и чувства, обращенные к себе.
Второй план – это всегда личная действенная задача, отвечающая на вопрос «Что я хочу?».
Первый план – это тактика поведения, т.е. что я делаю, для того чтобы получить то, что я хочу.
Примерное упражнение: "Ум, чувства, тело”. Придумывается ситуация «Я в предлагаемых обстоятельствах
». Один из учащихся выбирает из группы троих, кто будет его "умом”, кто –
"чувствами”, кто – "телом”. Затем он придает каждому из них форму, выражающую типичное состояние данной части, а также составляет из них скульптурную группу, отражающую состояние этих частей.
После того, как распределены роли между партнерами, и они стали "частями” участника, они должны поделиться с ним своими впечатлениями, рассказать, каково им быть его чувствами, телом и умом.
Овладение словесным действием. Умение действовать словом приобретается в процессе активного контакта
, при котором слова становятся необходимым средством воздействия на партнеров. В этом случае словесные действия не отрываются от физических; они вытекают из них и сливаются с ними. С первых шагов работы над словом важно, чтобы ученики почувствовали неразрывную связь словесного действия с физическим. Чтобы слово стало орудием действия, необходима настройка всего физического аппарата на выполнение этого действия.
Этюды - это основной профессиональный навык. Самостоятельный поиск действенной линии поведения в заданных (придуманных) обстоятельствах. С этого года обучения и дальше в содержании этюдов необходимо наличие действенной задачи и события.
Действенная задача отвечает на вопросы: «Чего я хочу? Для чего я это делаю?»
Событие – это некий факт, или внешнее или внутреннее обстоятельство, или действие партнера, которые изменяют сценическое поведение, психофизическое самочувствие и эмоциональное состояние
Примерные задания и темы этюдов:
На достижение цели - «на уроке рисования»- нарисовать портрет этого мальчика, который сидит к тебе спиной.
Этюды на события - «Впервые в жизни», «Записка», «Находка», «Сломал!?» ...
Одиночные этюды на зону молчания - «Не могу решить задачу!», «Объяснительная записка»,
«Письмо от друга», «Сказать или не сказать?»…
Этюды на рождение слова - «Не хочу!», «Прости», «Надоело»….
Парные этюды на зону молчания:
«Предлагаемые обстоятельства таковы, что Новый год вы встречаете вдвоем, но вы в ссоре».
«На контрольной попытаться списать ответы у очень вредного соседа по парте».
Важно
, чтобы в этом задании было оправдано молчание, сочинить такие предлагаемые обстоятельства, при которых разговаривать нельзя или незачем
Парные этюды на рождение фразы - «Пойдем домой(?) (!)», «Я решил…(бросить музыкальную школу
), (уехать от вас) ….». Главное выбирать фразы действенные или событийные.
Основным методом обучения является импровизация, которая предполагает свободное проявление творческой индивидуальности каждого учащегося, формирование в нем особого импровизационного мышления
. Вводятся понятия: действенной задачи, события и его оценки. Учащиеся должны овладеть ощущением пространства, сценическим самочувствием, внутренним монологом и приступить к самому сложному действию – воздействию словом.
3-
год обучения
Ощущение пространства. Упражнения на коллективную согласованность. Практические упражнения на формирование и развитие умения видеть себя со стороны, создавая логичную картинку, понятную зрителю
. Работа над ориентированием в сценическом пространстве, как на сцене, так в аудитории, умением заполнять собой сценическое пространство, умением чувствовать партнера и себя относительно партнера. В одиночных этюдах тренировать умение действием заполнить пространство.
Уметь создать атмосферу «внутри меня» и существовать в атмосфере «вокруг меня».
Этюды – наблюдения
-- Наблюдения за людьми: «В метро», «На остановке», «В кафе»…
-- Пародии: « Мой любимый артист, певец ,телеведущий», «Пародии друг на друга»… и т.д.
Центральной темой этого года обучения является формирование навыков взаимодействия с партнером
. Овладение навыками общения, умения менять пристройки, использовать разные тактики по отношению к партнерам, видеть, слышать, понимать, предугадывать дальнейшее действие друг друга.