ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно – педагогический институт
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Дошкольная педагогика, прикладная психология
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
37.03.01 Психология
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Организационная психология
(направленность (профиль) / специализация)
Практические задания № 1 - № 3
по учебному курсу «Психокоррекция»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Студент | Диденко Ксения Юрьевна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ПСХбд-1800г | |
| | |
Преподаватель | Бутрина Юлия Викторовна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Проверяемое задание № 1
Глава 1. «Основные принципы, виды и этапы психологической коррекции»
1. Сформулируйте специфические черты психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции. Проведите сопоставительный анализ данных видов психологической помощи. Определите сходство и различия психокоррекции и психоконсультирования как видов деятельности практического психолога. Для выполнения задания заполните таблицу № 1.
Таблица 1.1 – Сравнительная характеристика особенностей
психологической коррекции и психологического консультирования
Вид психо- логической помощи Характеристики | Психотерапия | Психологическая коррекция | Психологическое консультирование |
Цели психологического воздействия | Восстановление психо-эмоционального состояния | Исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека | Является краткосрочным и направлено на достижение клиентами их жизненных актуальных целей. |
Особенности клиента и его проблем | Конфликты между супругами в семье | Поведенческие конфликты в школе, на работе | Эмоциональная нестабильность, ситуационные вопросы и темы |
Характеристики методов | Психоанализ, гештальдтерапия | Убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. | Цели психологического консультирования зависят от конкретной психологической школы |
Длительность работы с клиентом | В зависимости от сложности ситуации. (от 2 недель до 1года) | Периодическая, раз в неделю, несколько раз в месяц | Ситуационная, краткосрочная |
Ожидаемый результат | Полное или частичное восстановление проблемной ситуации | Методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления. | Цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром. |
2. Изучите раздел учебника с классификацией видов психологической коррекции. Выберите из перечня нарушений, представленного ниже, 7 любых примеров и опишите вид психологической коррекции или консультирования, который подходит в данном случае. Для выполнения задания заполните таблицу 2. В колонке «Конкретные виды психокоррекции или консультирования» проанализируйте вид психокоррекции согласно учебному пособию (лекция 1.1).
Примеры проблем для анализа:
-
буллинг и групповая изоляция подростка в классе; -
непослушание ребенка 3 лет; -
жалобы взрослого на потерю смысла жизни; -
дезадаптация школьника в первом классе; -
демонстративность ребенка 7 лет; -
задержка психического развития ребенка; -
страх темноты у дошкольника; -
конфликты между супругами в семье; -
депрессия у женщины после развода; -
потеря работы и состояние безработицы; -
боязнь публичных выступлений; -
переживание потери близкого человека; -
проблемы с установлением контактов в межличностных отношениях; -
постоянные истерики у дошкольника в магазине; -
трудности профессиональной адаптации; -
ребенок, переживший насилие; -
возврат ребенка в детский дом из приемной семьи; -
неразделенная любовь в подростковом возрасте; -
конфликт ребенка с отцом; -
проблема с выбором профессии в юношеском возрасте.
Таблица 1.2 – Описание вида психологической помощи для выбранных из перечня проблем
Проблема | Вид психологической помощи | Конкретные виды психокоррекции или консультирования | Цель работы психолога |
Пример: истерика пострадавшего в экстремальной ситуации | Психокоррекция | Симптоматическая, эмоциональной сферы, индивидуальная, программированная, директивная, короткая, специальная | Нормализация психоэмоционального состояния |
1. Трудности профессиональной адаптации | Консультирование | Психологический тренинг | Восстановление психоэмоционального состояния |
2. Неразделенная любовь в подростковом возрасте | Психокоррекция | Симптоматическая, эмоциональной сферы, индивидуальная, программированная | Восстановление психоэмоционального состояния |
3. Конфликт ребенка с отцом | Психокоррекция | Психотерапия, длительная, индивидуальная | Восстановление психоэмоционального состояния |
4. Проблема с выбором профессии в юношеском возрасте | Консультирование | Психологический тренинг, когнитивное консультирование | Раскрытие внутреннего потенциала и скрытых возможностей |
5. Переживание потери близкого человека | Психокоррекция | Психотерапия, длительная, индивидуальная | Нормализация психоэмоционального состояния |
6. Конфликты между супругами в семье | Психокоррекция | Психотерапия, длительная, индивидуальная, совместно парная | Восстановление психоэмоционального фона отношений супругов |
7. Страх темноты у дошкольника | Консультирование | Мультимодальное консультирование | Нормализация психоэмоционального состояния |
Проверяемое задание №3
Глава 1. «Основные принципы, виды и этапы психологической коррекции»
-
Повторите материал учебника (глава 1, лекция 1.3. «Этапы психокоррекционной деятельности психолога»). -
Выберите ситуацию для анализа из предложенных. -
Проведите планирование работы по психокоррекции в соответствии с этапами в рамках выбранного психокоррекционного случая. -
Опираясь на описание основных этапов коррекционной работы из учебного пособия, заполните таблицу 3.1.
Психокоррекционные случаи для выбора
1. Сергей, 17 лет
Причина обращения Сергея сформулирована так: постоянно сниженное настроение, одиночество; ему кажется, что он «ничего из себя не представляет», не может ни для кого быть интересным. Учится в 10 классе достаточно успешно, хорошо справляется с учебой. Отношения с родителями хорошие. Отношения со сверстниками бесконфликтные, поводов для беспокойства нет, но это не успокаивает и не придает уверенности в себе. Наблюдение за Сергеем на первой встрече: производит приятное впечатление, обаятельный; по словам учителей, его высоко оценивают одноклассники. В общение со сверстниками Сергей включен мало, сверстники считают его замкнутым, не имеющим общих интересов с ними. Предварительная беседа показала, что Сергей глубоко переживает отсутствие близких человеческих отношений с другими людьми. Погруженность в учебу выглядит как психологическая защита, которая позволяет снижать остроту переживания одиночества. Хорошая учеба поддерживается ожиданиями и одобрением родителей и учителей, а их мнение имеет большое значение. Предполагается конфликт между вытесненными и недостаточно осознаваемыми потребностями эмоционального плана и направленностью на учебную деятельность. Результатом является высокая эмоциональная напряженность, которая привела за помощью к психологу. Сергей не осознает этой причины и в качестве повода для обращения называет отсутствие у себя черт, которые могут привлечь внимание других и вызвать их интерес.
2. Наталья, 14 лет
Родители обратились в связи с тем, что девочка стала замкнутой, конфликтной, проявляет негативизм, строптивость. Год назад семья сменила квартиру
, переехав из другого района. Адаптация к школьному классу прошла тяжело. Педагоги отмечали демонстративность, грубость, плохое поведение на уроках. Начались прогулы занятий в школе. Были отмечены случаи курения и участия в драках. Администрация ставила вопрос об исключении из школы. На прежнем месте жительства поведение не было идеальным, но таких инцидентов и особых проблем не возникало. По характеристике родителей, в первое время после переезда Наталья была в приподнятом настроении и проводила много времени во дворе, в группе сверстников. Но вскоре попытки войти в группу прекратились и Наталья стала большую часть времени проводить дома или в уединенных местах вне дома, например, в сквере или на набережной. Первичная беседа позволила предположить высокий уровень эмоциональной напряженности. Социальное окружение (включая и взрослых, и сверстников) характеризуется Натальей как враждебно настроенное по отношению к ней. Поведение во время встречи с психологом настороженное и недоверчивое. Прошлое идеализировано, что говорит о желании вернуть все, как было. Во всех неудачах обвиняет других людей и судьбу. Переживает из-за отсутствия общения.
3. Кирилл, 24 года
Кирилл закончил институт в прошлом году, но пока не устроился на работу. Причиной отсутствия работы считает сложности в налаживании межличностных отношений, неспособность поддерживать разговор, большое волнение при общении с малознакомыми людьми. Отмечает сложности во взаимоотношениях и на предыдущих этапах своей жизни – в детском саду, в школе и институте. Кирилл – единственный сын своих родителей, которые не отличались общительностью, вели уединенный образ жизни. Друзей, девушки, приятелей у молодого человека нет. Инициативы в установлении контактов не проявляет.
4. Максим, 8 лет
Мальчик учится во 2 классе. Растет в неполной семье: родители развелись, когда Максиму было 3 года. Он единственный ребенок в семье. Посещал детский сад, где часто конфликтовал с другими детьми. Сложности в сосредоточении на занятиях, повышенная активность, неусидчивость, стремление вмешаться в действия других детей, хождение по классу, невыполнение инструкций педагога. Успеваемость в школе низкая. Постоянно получает замечания, но практически не обращает на них внимания, делает много ошибок в письменных работах. При неудачах бросает начатое дело. Вспыльчивый, но отходчивый и добрый. Любит общение с другими людьми — как с детьми, так и со взрослыми; подвижен, много бегает. Со стороны мамы постоянный контроль и хороший контакт, доверительные отношения.