Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7.1.2Техника безопасности при ремонтных работах.
Ремонтные работы на судне должны быть организованы в соответствии с действующими «Правилами о ремонте судов» и «Правил техники безопасности на судах». Ответственность за соблюдением техники безопасности при ремонтных работах в МО возлагается на старшего механика.
Перед началом ремонтных работ старший механик обязан: обеспечить соблюдение всеми членами бригады правил техники безопасности; лично проинструктировать лиц, назначенных для выполнения данной работы с
78 последующей подписью в журнале; проверить достаточность квалификации лиц, назначенных ответственными исполнителями работ; обеспечить их необходимой спецодеждой и защитными средствами.
Работать разрешается только в чистой спецодежде, подогнанной по росту, застегнутой на все пуговицы и застежки. Обувь должна быть на кожаной подошве без набоек и хорошо зашнуровываться. Волосы убираются под головной убор.
Рабочее место должно содержаться в чистоте, быть достаточно освещенным, проходы к нему должны быть свободны, а плиты, решетки, трапы и поручни хорошо закреплены, чистые и сухие. Пролитое масло и топливо немедленно убирают, а грязную ветошь уничтожают или хранят до утилизации в металлических ящиках с крышками.
Работать разрешается только исправным инструментом и приспособлениями. Тали должны быть испытаны и иметь соответствующую бирку (испытания не реже 1 раз в год; испытания проводятся статической нагрузкой в течение 10 минут). Стропы должны иметь бирки с указанием допускаемой нагрузки и срок испытаний. Запрещается применять стропы, которые имеют более 10% поврежденных проволок на длине 8 диаметров и значительную ржавчину.
Перед началом работ по демонтажу, испытанию оборудования и систем на судне необходимо осмотреть рабочее место и убедиться, что работы отвечают правилам безопасности труда. При необходимости допускается доставка членами экипажа груза массой не более 20 кг.
При работе необходимо пользоваться только исправным инструментом, хранящимся в специальном переносном ящике. Запрещается пользоваться неисправным инструментом, в том числе ручниками, кувалдами, имеющими заусеницы, наклепы, неисправные рукоятки, напильниками и другими инструментами, имеющими непрочно закрепленные рукоятки, ключами с разработанными губками или несоответствующих размеров.
79
Запрещается применять гаечные ключи в качестве контрключей для удлинения длины плеча ключей. Если для затяга требуется большое усилие, нужно пользоваться ключами с удлиненной рукояткой.
При промывке и обезжиривании деталей керосином, уайт-спиритом, бензином и другими легковоспламеняющимися жидкостями нужно строго соблюдать правила пожарной безопасности. Лица, работающие с такими веществами, должны быть проинструктированными об их свойствах и о способах безопасной работы с ними.
При механической обработке деталей и при выполнении электросварочных работ необходимо строго соблюдать правила, соответствующие безопасности труда и производственной санитарии. Т.к., при электросварочных работах производится обработка, подготовка кромок, поверхностей под сварку с помощью машинок (шлифовальных, сверлильных), необходимо соблюдать следующие требования: шлифовальные и сверлильные пневмомашинки при перерыве в работе выключать и оставлять в положении, исключающем случайные включения; работать шлифовальной машинкой с абразивным кругом при наличии защитного экрана и защитных очков; не применять наждачные круги с щербинами, трещинами и другими дефектами.
Место работы электросварщика на судне необходимо оградить щитами и ширмами. При монтаже трубопроводов необходимо следить за надежным закреплением каждого участка системы. Запрещается крепить трубопроводы и арматуру не предназначенными для этого средствами.
При окрасочных работах необходимо строго соблюдать правила техники безопасности труда и личной гигиены. Место окраски должно иметь вытяжную вентиляцию и необходимые средства пожаротушения. При окраске пульверизатором следует надевать очки закрытого типа и респиратор.
80
7.1.3 Безопасность труда при ремонтах и осмотрах судовых систем.
Все судовые системы представляют собой сеть трубопроводов и цистерн с обслуживающими их вспомогательными механизмами, агрегатами и контрольными приборами.
В узловом разделе проекта рассмотрен вопрос эксплуатации балластной системы судна. Как и всякая судовая система балластная система представляет собой сеть трубопроводов (основная часть магистрали), которые соединяют места приёма забортной воды с заполняющими его цистернами и места удаления воды за борт из балластных цистерн.
Приёмные патрубки забортной воды изготовлены из медно-никелевого сплава, чтобы надёжно противостоять коррозии, перепускные участки магистрали – медные, а основной трубопровод выполнены из стальных оцинкованных труб на которых установлены цинковые протекторы.
Так же на магистральном трубопроводе системы в местах возможного застоя воды установлены спускные краны для её дренажа и осушения, что выполняется при работе судна в условиях минусовой температуры.
Основными элементами, характеризующими состояние трубопроводов, являются внутренний диаметр трубы и толщина её стенки.
Состояние внутреннего диаметра (проходного сечения трубы) при его конструктивной длине и расходе забортной воды определит падение напора по длине трубопровода.
Толщина стенки и материал трубы определяют её прочность, а, следовательно, допускаемое рабочее давление.
В инструкции по эксплуатации системы указана предельная величина износа трубопровода по толщине стенки при достижении которой участок трубопровода необходимо заменить. Обычно длин стандартных заготовок для трубопроводов составляет от 4 до 6 метров.
После ремонта трубопроводы испытываются при трёх видах давления:
81
- под пробным кратковременным предельном давлении, которое должен выдержать трубопровод при гидравлических испытаниях водой с определенной температурой;
- под условным давлением с нормальной температурой воды. Это давление учитывает понижение механических свойств материалов труб и соединительных элементов вследствие повышения температуры забортной воды;
- под рабочим давлением за которое принято наибольшее давление, допускаемое в трубопроводе в процессе эксплуатации системы. Для балластной системы это давление составляет 0.3 Мпа.
Для уплотнения между фланцами трубопроводов устанавливают прокладки из клингирита, паронита, резины или из мягких металлов. При установке прокладок необходимо убедиться, что она не перекрывает проходное сечение трубопровода.
Забортные приёмные отверстия системы должны быть снабжены сетчатыми фильтрами, предотвращающими засорение проходных сечений донной арматуры. Эта арматура должна быть оборудована исправно работающей паровой системой обогрева и продувания с давление не выше 0,3 Мпа.
Перед очисткой фильтров от грязи и льда необходимо убедиться, что приёмный патрубок воды перед фильтром полностью закрыт.
Для предотвращения коррозионных разрушений трубопроводов в процессе эксплуатации системы всю запорную арматуру на работающих участках необходимо полностью открывать, а на неработающей полностью закрывать.
Следить за состоянием протекторов, проверяя их не реже одного раза в месяц и заменяя по мере износа.
Балластная система подлежит детальному осмотру и проверке в действии при очередном освидетельствовании судна.
82
Система проходит гидравлическая испытания под пробным давлением не реже, чем через четыре года, а донная арматура – при каждом очередном освидетельствовании.
По требованию инспектора РМРС должна быть произведена разборка трубопроводов для осмотра внутренних поверхностей, а также для выполнения замеров остаточных толщин труб.
Система признается выдержавшей испытания, если не будет обнаружено трещин, разрывов, видимых остаточных деформаций, пропусков и повреждений.
7.2 Противопожарная защита
7.2.1. Мероприятия по противопожарной защите.
Надзор за выполнением пожарной безопасности на судах осуществляет ведомственная пожарная охрана, которая контролирует подготовку судовых экипажей к борьбе с пожарами, а также оказывает им практическую помощь в организации и проведении противопожарных мероприятий.
На всех судах обязательна установка не менее трёх основных систем пожаротушения. Так на проектируемое судно установлены:
- система водяного пожаротушения (тушение пожаров, связанных с горением твердых горючих веществ);
- система углекислотного пожаротушения (электрооборудование в МКО, помещение АДГ и помещение инсинератора);
- система водяного тумана (для тушения пожаров на грузовых палубах судна).
На судах повышенную пожар опасность представляют помещения с открытыми источником огня, например, сварочные, а также те - в которых хранятся легко воспламеняющиеся жидкости и материалы. К ним относятся малярные кладовые обустраивающиеся чаще всего в носовой части судна и оборудуются светильниками во взрывобезопасном исполнении и вытяжной вентиляцией. Помещение должно иметь выход на главную палубу.
Использование дерева для отделки этих помещений запрещено.
83
Канистры с жидкостями, входящими в состав судового снабжения и имеющими температуру вспышки менее 45 С, должных раниться в специальных металлических ящиках, оборудованных воздушными трубами и пламя прерывающими сетками. Под ящиками должны находиться поддоны.
Заполнение канистр должно выполняться вне помещения, в которых они размещены.
Так же пожароопасным является машинно-котельное отделение в состав которого входят механические и электромеханические мастерские, форсуночная, а также топливные и масляные танки и цистерны. Каждая отстойная и расходная цистерны должны быть оборудованы мерным устройством (стеклом или специальным датчиком уровня), воздушным гуськом с запорным клапаном и термометром для контроля за температурой топлива.
Хранение топлива и масла в танках и цистернах, расположенных ниже жилых помещений запрещено, если они отделены от них специальными горизонтальными коффердамами.
Машинно-котельное отделение отгораживается от смежных помещений водонепроницаемыми переборками. В случае возникновения пожара в МКО должно быть предусмотрено не меньше двух выходов на открытую палубу для эвакуации людей.
7.2.2 Система углекислотного пожаротушения.
Основное требование, предъявляемое к противопожарным системам – это высокая надёжность и готовность к немедленному использованию.
Этому требованию отвечает углекислотная система пожаротушения высокого давления, используемая на проектируемом судне типа «РО-РО» для тушения пожара в машинном отделении, помещении аварийного дизель- генератора, помещение инсинератора, малярной.
Ликвидация пожара в судовых помещениях углекислым газом (СО2) осуществляется методом объёмного тушения, так как он, имея удельный вес в
84 1,5 раза больший чем воздух, спускается в низ помещения к очагу пожара, вытесняя его, что прекращает доступ кислорода воздуха к очагу горения.
Достоинство углекислого газа заключается в то, что он не электропроводен, химически не агрессивен к металлам и нефтепродуктам.
Особенно эффективно его применение при тушении горящего электронного и электрического оборудования, средств связи и навигации и ценного груза.
Углекислотную систему пожаротушения запрещается использовать в служебных и жилых помещениях, расположенных в надстройке судна. Для тушения пожара в этих помещениях используют переносные углекислотные огнетушители.
Для тушения в подпоршневых полостях и картерах главных судовых дизелей и в отдельных пожаро опасных помещениях МКО (например, в форсуночных) применяются автономные углекислотные установки из небольшого числа баллонов СО2, которые располагают в местах, приближенных к вероятным очагам пожаров.
В больших судовых помещениях, например, такие как МКО для тушения пожара используют специальную углекислотную систему, которая состоит из станции в составе групп баллонов для хранения в них углекислоты; коллекторов с невозвратными клапанами; трубопроводов, связывающих систему с охраняемыми помещениями и специальную систему АПС.
Обычно станции размещают в судовых надстройках, расположенных вдали от служебных и жилых помещений и имеющих выход на открытую палубу. Помещение станции ограничено специальными газонепроницаемыми переборками и палубой с теплоизоляцией. Станция оборудуется вытяжной вентиляцией и отопительными приборами. В помещении станции поддерживается умеренная температура, не превышающая 40С, так как при дальнейшем её увеличении возможно усиленное испарение углекислоты с последующим опасным повышение давления в баллонах с жидкой углекислотой.
Объем стальных баллонов составляет 40 литров. В баллонах углекислота находится в жидком состоянии.
85
На проектируемом судне углекислотная система используется для тушения пожаров в машинном отделении, помещении АДГ, малярной и помещение инсинератора. Требуемое для защиты самого большого охраняемого помещения судна – МКО количество углекислоты G определится расчётом по выражению:
G= 1,79×φ×V=1,79×0,4×4370 = 3128 кг, где
Vмо = Lмо*Нмо*Вср = 23*10*19 = 4370м3
(где Lмо – длинна МО, Нмо – высота МО, Вср – ширина МО по средней платформе) – объем машинного отделения с учётом его обводов при кормовом расположении, φ = 0,3÷0,45 – безразмерный коэффициент, учитывающий заполнение МО оборудованием. Принимаем φмо = 0,4.
Количество баллонов Vб = 40 литров и весом углекислоты в одном баллоне Gб = 25 кг составит:
Zб = G/Gб = 3128/25 = 125 шт.
Принимаем к установке на судно в станции углекислотного пожаротушения две группы баллонов по 55 штук в каждой группе и одну группу из 15 баллонов, используемую для тушения пожара в малообъемных помещениях.
На каждом баллоне установлены быстродействующие запорные клапаны с предохранительной мембраной, которая разрушается при определенном давлении, и углекислота через предохранительный трубопровод выпускается в атмосферу.
На сборных коллекторах для контроля полного закрытия баллонов установлены манометры, реагирующие на утечку газа из каждого баллона.
Выпускные трубопроводы системы в охраняемых помещениях оканчиваются соплами или перфорированными трубами.
Включение системы в работу дистанционно или вручную выполняется из помещения самой станции или с постов управления расположенных на мостике и в ЦПУ. Ручное управление является резервным.
86
При поступлении углекислоты в охраняемые помещения подается сигнал светозвуковой сигнализации с использованием проходных кранов сблокированных с датчиками установленных на выпускных трубопроводах.
Продолжительность сигнала должна быть не менее 20 секунд. При возникновении пожара в охраняемых помещениях они должны быть заполнены углекислотой на 30% их объема в течении 15 минут.
К недостаткам системы углекислотного пожаротушения следует отнести:
- неэффективность тушения пожара на открытых палубах, а также при тушении горючих веществ, содержащих в своем составе кислород;
- большие массо-габаритные размеры и сравнительно высокая стоимость;
- возникновение опасности для жизни людей при большой концентрации;
- невозможность пополнять утечки из баллонов в течении рейса, возникающих в летний период (особенно при плавании в тропических широтах).
7.2.3 Система водяного тумана.
Система водяного тумана на морском судне впервые была использована в 1991 году, а затем, за срок менее десяти лет, получила широкое распространение не только на грузовых, но и на пассажирских судах морского флота. Система получила признание как эффективное и безопасное средство противопожарной защиты.
Основное достоинство системы водяного тумана высокого давления
(ПВТВД) состоит в том, что она безопасна для людей, а поэтому может быть активирована немедленно после обнаружения возгорания, что означает минимальный уровень повреждений в результате пожара. Кроме того, учитывая тот факт, что водяной туман не улетучивается из помещения подобно газам, не возникает необходимости наглухо закрывать помещение и отключать систему вентиляции.
После срабатывания датчиков дыма и пламени, установленных в охраняемых объектах, система ПВТВД активируется автоматически или с постов управления расположенных на ходовом мостике и в ЦПУ.
Ремонтные работы на судне должны быть организованы в соответствии с действующими «Правилами о ремонте судов» и «Правил техники безопасности на судах». Ответственность за соблюдением техники безопасности при ремонтных работах в МО возлагается на старшего механика.
Перед началом ремонтных работ старший механик обязан: обеспечить соблюдение всеми членами бригады правил техники безопасности; лично проинструктировать лиц, назначенных для выполнения данной работы с
78 последующей подписью в журнале; проверить достаточность квалификации лиц, назначенных ответственными исполнителями работ; обеспечить их необходимой спецодеждой и защитными средствами.
Работать разрешается только в чистой спецодежде, подогнанной по росту, застегнутой на все пуговицы и застежки. Обувь должна быть на кожаной подошве без набоек и хорошо зашнуровываться. Волосы убираются под головной убор.
Рабочее место должно содержаться в чистоте, быть достаточно освещенным, проходы к нему должны быть свободны, а плиты, решетки, трапы и поручни хорошо закреплены, чистые и сухие. Пролитое масло и топливо немедленно убирают, а грязную ветошь уничтожают или хранят до утилизации в металлических ящиках с крышками.
Работать разрешается только исправным инструментом и приспособлениями. Тали должны быть испытаны и иметь соответствующую бирку (испытания не реже 1 раз в год; испытания проводятся статической нагрузкой в течение 10 минут). Стропы должны иметь бирки с указанием допускаемой нагрузки и срок испытаний. Запрещается применять стропы, которые имеют более 10% поврежденных проволок на длине 8 диаметров и значительную ржавчину.
Перед началом работ по демонтажу, испытанию оборудования и систем на судне необходимо осмотреть рабочее место и убедиться, что работы отвечают правилам безопасности труда. При необходимости допускается доставка членами экипажа груза массой не более 20 кг.
При работе необходимо пользоваться только исправным инструментом, хранящимся в специальном переносном ящике. Запрещается пользоваться неисправным инструментом, в том числе ручниками, кувалдами, имеющими заусеницы, наклепы, неисправные рукоятки, напильниками и другими инструментами, имеющими непрочно закрепленные рукоятки, ключами с разработанными губками или несоответствующих размеров.
79
Запрещается применять гаечные ключи в качестве контрключей для удлинения длины плеча ключей. Если для затяга требуется большое усилие, нужно пользоваться ключами с удлиненной рукояткой.
При промывке и обезжиривании деталей керосином, уайт-спиритом, бензином и другими легковоспламеняющимися жидкостями нужно строго соблюдать правила пожарной безопасности. Лица, работающие с такими веществами, должны быть проинструктированными об их свойствах и о способах безопасной работы с ними.
При механической обработке деталей и при выполнении электросварочных работ необходимо строго соблюдать правила, соответствующие безопасности труда и производственной санитарии. Т.к., при электросварочных работах производится обработка, подготовка кромок, поверхностей под сварку с помощью машинок (шлифовальных, сверлильных), необходимо соблюдать следующие требования: шлифовальные и сверлильные пневмомашинки при перерыве в работе выключать и оставлять в положении, исключающем случайные включения; работать шлифовальной машинкой с абразивным кругом при наличии защитного экрана и защитных очков; не применять наждачные круги с щербинами, трещинами и другими дефектами.
Место работы электросварщика на судне необходимо оградить щитами и ширмами. При монтаже трубопроводов необходимо следить за надежным закреплением каждого участка системы. Запрещается крепить трубопроводы и арматуру не предназначенными для этого средствами.
При окрасочных работах необходимо строго соблюдать правила техники безопасности труда и личной гигиены. Место окраски должно иметь вытяжную вентиляцию и необходимые средства пожаротушения. При окраске пульверизатором следует надевать очки закрытого типа и респиратор.
80
7.1.3 Безопасность труда при ремонтах и осмотрах судовых систем.
Все судовые системы представляют собой сеть трубопроводов и цистерн с обслуживающими их вспомогательными механизмами, агрегатами и контрольными приборами.
В узловом разделе проекта рассмотрен вопрос эксплуатации балластной системы судна. Как и всякая судовая система балластная система представляет собой сеть трубопроводов (основная часть магистрали), которые соединяют места приёма забортной воды с заполняющими его цистернами и места удаления воды за борт из балластных цистерн.
Приёмные патрубки забортной воды изготовлены из медно-никелевого сплава, чтобы надёжно противостоять коррозии, перепускные участки магистрали – медные, а основной трубопровод выполнены из стальных оцинкованных труб на которых установлены цинковые протекторы.
Так же на магистральном трубопроводе системы в местах возможного застоя воды установлены спускные краны для её дренажа и осушения, что выполняется при работе судна в условиях минусовой температуры.
Основными элементами, характеризующими состояние трубопроводов, являются внутренний диаметр трубы и толщина её стенки.
Состояние внутреннего диаметра (проходного сечения трубы) при его конструктивной длине и расходе забортной воды определит падение напора по длине трубопровода.
Толщина стенки и материал трубы определяют её прочность, а, следовательно, допускаемое рабочее давление.
В инструкции по эксплуатации системы указана предельная величина износа трубопровода по толщине стенки при достижении которой участок трубопровода необходимо заменить. Обычно длин стандартных заготовок для трубопроводов составляет от 4 до 6 метров.
После ремонта трубопроводы испытываются при трёх видах давления:
81
- под пробным кратковременным предельном давлении, которое должен выдержать трубопровод при гидравлических испытаниях водой с определенной температурой;
- под условным давлением с нормальной температурой воды. Это давление учитывает понижение механических свойств материалов труб и соединительных элементов вследствие повышения температуры забортной воды;
- под рабочим давлением за которое принято наибольшее давление, допускаемое в трубопроводе в процессе эксплуатации системы. Для балластной системы это давление составляет 0.3 Мпа.
Для уплотнения между фланцами трубопроводов устанавливают прокладки из клингирита, паронита, резины или из мягких металлов. При установке прокладок необходимо убедиться, что она не перекрывает проходное сечение трубопровода.
Забортные приёмные отверстия системы должны быть снабжены сетчатыми фильтрами, предотвращающими засорение проходных сечений донной арматуры. Эта арматура должна быть оборудована исправно работающей паровой системой обогрева и продувания с давление не выше 0,3 Мпа.
Перед очисткой фильтров от грязи и льда необходимо убедиться, что приёмный патрубок воды перед фильтром полностью закрыт.
Для предотвращения коррозионных разрушений трубопроводов в процессе эксплуатации системы всю запорную арматуру на работающих участках необходимо полностью открывать, а на неработающей полностью закрывать.
Следить за состоянием протекторов, проверяя их не реже одного раза в месяц и заменяя по мере износа.
Балластная система подлежит детальному осмотру и проверке в действии при очередном освидетельствовании судна.
82
Система проходит гидравлическая испытания под пробным давлением не реже, чем через четыре года, а донная арматура – при каждом очередном освидетельствовании.
По требованию инспектора РМРС должна быть произведена разборка трубопроводов для осмотра внутренних поверхностей, а также для выполнения замеров остаточных толщин труб.
Система признается выдержавшей испытания, если не будет обнаружено трещин, разрывов, видимых остаточных деформаций, пропусков и повреждений.
7.2 Противопожарная защита
7.2.1. Мероприятия по противопожарной защите.
Надзор за выполнением пожарной безопасности на судах осуществляет ведомственная пожарная охрана, которая контролирует подготовку судовых экипажей к борьбе с пожарами, а также оказывает им практическую помощь в организации и проведении противопожарных мероприятий.
На всех судах обязательна установка не менее трёх основных систем пожаротушения. Так на проектируемое судно установлены:
- система водяного пожаротушения (тушение пожаров, связанных с горением твердых горючих веществ);
- система углекислотного пожаротушения (электрооборудование в МКО, помещение АДГ и помещение инсинератора);
- система водяного тумана (для тушения пожаров на грузовых палубах судна).
На судах повышенную пожар опасность представляют помещения с открытыми источником огня, например, сварочные, а также те - в которых хранятся легко воспламеняющиеся жидкости и материалы. К ним относятся малярные кладовые обустраивающиеся чаще всего в носовой части судна и оборудуются светильниками во взрывобезопасном исполнении и вытяжной вентиляцией. Помещение должно иметь выход на главную палубу.
Использование дерева для отделки этих помещений запрещено.
83
Канистры с жидкостями, входящими в состав судового снабжения и имеющими температуру вспышки менее 45 С, должных раниться в специальных металлических ящиках, оборудованных воздушными трубами и пламя прерывающими сетками. Под ящиками должны находиться поддоны.
Заполнение канистр должно выполняться вне помещения, в которых они размещены.
Так же пожароопасным является машинно-котельное отделение в состав которого входят механические и электромеханические мастерские, форсуночная, а также топливные и масляные танки и цистерны. Каждая отстойная и расходная цистерны должны быть оборудованы мерным устройством (стеклом или специальным датчиком уровня), воздушным гуськом с запорным клапаном и термометром для контроля за температурой топлива.
Хранение топлива и масла в танках и цистернах, расположенных ниже жилых помещений запрещено, если они отделены от них специальными горизонтальными коффердамами.
Машинно-котельное отделение отгораживается от смежных помещений водонепроницаемыми переборками. В случае возникновения пожара в МКО должно быть предусмотрено не меньше двух выходов на открытую палубу для эвакуации людей.
7.2.2 Система углекислотного пожаротушения.
Основное требование, предъявляемое к противопожарным системам – это высокая надёжность и готовность к немедленному использованию.
Этому требованию отвечает углекислотная система пожаротушения высокого давления, используемая на проектируемом судне типа «РО-РО» для тушения пожара в машинном отделении, помещении аварийного дизель- генератора, помещение инсинератора, малярной.
Ликвидация пожара в судовых помещениях углекислым газом (СО2) осуществляется методом объёмного тушения, так как он, имея удельный вес в
84 1,5 раза больший чем воздух, спускается в низ помещения к очагу пожара, вытесняя его, что прекращает доступ кислорода воздуха к очагу горения.
Достоинство углекислого газа заключается в то, что он не электропроводен, химически не агрессивен к металлам и нефтепродуктам.
Особенно эффективно его применение при тушении горящего электронного и электрического оборудования, средств связи и навигации и ценного груза.
Углекислотную систему пожаротушения запрещается использовать в служебных и жилых помещениях, расположенных в надстройке судна. Для тушения пожара в этих помещениях используют переносные углекислотные огнетушители.
Для тушения в подпоршневых полостях и картерах главных судовых дизелей и в отдельных пожаро опасных помещениях МКО (например, в форсуночных) применяются автономные углекислотные установки из небольшого числа баллонов СО2, которые располагают в местах, приближенных к вероятным очагам пожаров.
В больших судовых помещениях, например, такие как МКО для тушения пожара используют специальную углекислотную систему, которая состоит из станции в составе групп баллонов для хранения в них углекислоты; коллекторов с невозвратными клапанами; трубопроводов, связывающих систему с охраняемыми помещениями и специальную систему АПС.
Обычно станции размещают в судовых надстройках, расположенных вдали от служебных и жилых помещений и имеющих выход на открытую палубу. Помещение станции ограничено специальными газонепроницаемыми переборками и палубой с теплоизоляцией. Станция оборудуется вытяжной вентиляцией и отопительными приборами. В помещении станции поддерживается умеренная температура, не превышающая 40С, так как при дальнейшем её увеличении возможно усиленное испарение углекислоты с последующим опасным повышение давления в баллонах с жидкой углекислотой.
Объем стальных баллонов составляет 40 литров. В баллонах углекислота находится в жидком состоянии.
85
На проектируемом судне углекислотная система используется для тушения пожаров в машинном отделении, помещении АДГ, малярной и помещение инсинератора. Требуемое для защиты самого большого охраняемого помещения судна – МКО количество углекислоты G определится расчётом по выражению:
G= 1,79×φ×V=1,79×0,4×4370 = 3128 кг, где
Vмо = Lмо*Нмо*Вср = 23*10*19 = 4370м3
(где Lмо – длинна МО, Нмо – высота МО, Вср – ширина МО по средней платформе) – объем машинного отделения с учётом его обводов при кормовом расположении, φ = 0,3÷0,45 – безразмерный коэффициент, учитывающий заполнение МО оборудованием. Принимаем φмо = 0,4.
Количество баллонов Vб = 40 литров и весом углекислоты в одном баллоне Gб = 25 кг составит:
Zб = G/Gб = 3128/25 = 125 шт.
Принимаем к установке на судно в станции углекислотного пожаротушения две группы баллонов по 55 штук в каждой группе и одну группу из 15 баллонов, используемую для тушения пожара в малообъемных помещениях.
На каждом баллоне установлены быстродействующие запорные клапаны с предохранительной мембраной, которая разрушается при определенном давлении, и углекислота через предохранительный трубопровод выпускается в атмосферу.
На сборных коллекторах для контроля полного закрытия баллонов установлены манометры, реагирующие на утечку газа из каждого баллона.
Выпускные трубопроводы системы в охраняемых помещениях оканчиваются соплами или перфорированными трубами.
Включение системы в работу дистанционно или вручную выполняется из помещения самой станции или с постов управления расположенных на мостике и в ЦПУ. Ручное управление является резервным.
86
При поступлении углекислоты в охраняемые помещения подается сигнал светозвуковой сигнализации с использованием проходных кранов сблокированных с датчиками установленных на выпускных трубопроводах.
Продолжительность сигнала должна быть не менее 20 секунд. При возникновении пожара в охраняемых помещениях они должны быть заполнены углекислотой на 30% их объема в течении 15 минут.
К недостаткам системы углекислотного пожаротушения следует отнести:
- неэффективность тушения пожара на открытых палубах, а также при тушении горючих веществ, содержащих в своем составе кислород;
- большие массо-габаритные размеры и сравнительно высокая стоимость;
- возникновение опасности для жизни людей при большой концентрации;
- невозможность пополнять утечки из баллонов в течении рейса, возникающих в летний период (особенно при плавании в тропических широтах).
7.2.3 Система водяного тумана.
Система водяного тумана на морском судне впервые была использована в 1991 году, а затем, за срок менее десяти лет, получила широкое распространение не только на грузовых, но и на пассажирских судах морского флота. Система получила признание как эффективное и безопасное средство противопожарной защиты.
Основное достоинство системы водяного тумана высокого давления
(ПВТВД) состоит в том, что она безопасна для людей, а поэтому может быть активирована немедленно после обнаружения возгорания, что означает минимальный уровень повреждений в результате пожара. Кроме того, учитывая тот факт, что водяной туман не улетучивается из помещения подобно газам, не возникает необходимости наглухо закрывать помещение и отключать систему вентиляции.
После срабатывания датчиков дыма и пламени, установленных в охраняемых объектах, система ПВТВД активируется автоматически или с постов управления расположенных на ходовом мостике и в ЦПУ.