Файл: Отчет о прохождении Учебная практика вид практики Ознакомительная практика тип практики.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 322
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
25 марта 2015 г. в связи с жалобой другого гражданина решением совета адвокатской палаты статус адвоката Е. прекращен за нарушение норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатской этики.
В обоснование иска К. ссылалась на то, что Е. не имела высшего юридического образования, необходимого для оказания юридической помощи по уголовному делу, о чем К. не знала и не могла знать, иначе бы не заключила с ответчиком соглашение о юридической помощи.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму вуза диплом о высшем юридическом образовании Е. не выдавался.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что в период заключения между сторонами названного выше соглашения об оказании юридической помощи ответчик обладала статусом адвоката, то есть осуществляла адвокатскую деятельность на законных основаниях, ответчик все обязательства по соглашению исполняла, как адвокат представляла интересы С. при расследовании уголовного дела, возбужденного в отношении его. Также суд указал на то, что основанием для прекращения статуса адвоката у ответчика явилось не отсутствие у нее высшего юридического образования, а иные основания.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационный суд общей юрисдикции судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала обжалуемые апелляционное и кассационное определения вынесенными с существенным нарушением норм права, указав в том числе следующее.
В п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что, если стороне переговоров ее контрагентом представлена неполная или недостоверная информация либо контрагент умолчал об обстоятельствах, которые в силу характера договора должны были быть доведены до ее сведения, и сторонами был заключен договор, эта сторона вправе потребовать признания сделки недействительной и возмещения вызванных такой недействительностью убытков (ст. 178 или 179 ГК РФ).
В соответствии с чч. 1 и 2 ст. 49 УПК РФ защитником является лицо, осуществляющее в установленном данным кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу. В качестве защитников участвуют адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката.
В п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" установлено, что адвокатом является лицо, получившее в установленном данным федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.
Согласно ст. 9 этого закона статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные данным федеральным законом (п. 1).
Таким образом, наличие высшего юридического образования является необходимым и существенным условием адвокатской деятельности, а, следовательно, наличие статуса адвоката предполагает, что такое условие соблюдено, в то же время выявившееся заблуждение относительно этого условия является существенным по смыслу ст. 167 ГК РФ.
Исходя из установленных по делу обстоятельств вопрос о наличии или об отсутствии у ответчика высшего юридического образования, являющегося необходимым для оказания услуг защитника по уголовному делу, имел существенное значение для разрешения данного спора.
Между тем суд в нарушение положений ч. 2 ст. 56 ГПК РФ данное обстоятельство не определил в качестве имеющего значение для дела, что привело к неправильному разрешению спора.
Посчитав представленное истцом письмо вуза недостаточным для установления указанного выше обстоятельства, суд в нарушение положений ст. 12 и ч. 1 ст. 57 ГПК РФ не предложил истцу представить какие-либо доступные ему дополнительные доказательства и не оказал какого-либо содействия в получении доказательств, подтверждающих образование ответчика, которые истцом самостоятельно не могли быть получены.
Названные нарушения судом апелляционной инстанции устранены не были.
Доводы судебных инстанций о злоупотреблении истцом правом в силу позднего обращения в суд нельзя признать правильными, поскольку судами не указаны обстоятельства, в силу которых истец должна была узнать об отсутствии у адвоката высшего юридического образования, если это имело место быть, ранее названного выше срока, а также не обоснован вывод о том, что обращение в суд в пределах установленного законом срока исковой давности можно признать злоупотреблением правом.
С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила судебные постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, дело направила на новое апелляционное рассмотрение».
Таким образом, из приведенных примеров при проведении анализа судебной практики 273-ФЗ и 63-ФЗ, можно сделать вывод, что вопросы правового регулирования норм действующих Федеральных Законов и правоприменительной практики норм действующих 273-ФЗ и 63-ФЗ носят актуальный характер и в соответствии с рассмотрениями в судебном порядке обращений заявителей судами Высших инстанций вносятся либо изменения в действующие нормативно-правовые акты, либо даются разъяснения о порядке и правилах применения установленных нормативно-правовыми актами норм.
При прохождении ознакомительной практики неоднократно были предприняты действия в соответствии с прохождением онлайн-тестирования на получение сертификата «КонсультантПлюс» ( с целью добавления полученного сертификата в отчёт в качестве приложения) http://www.consultant.ru/edu/center/tts/law _cert/, однако, получить сертификат не удалось, из-за недостаточности набранных баллов при тестировании. При этом пользование системой КонсультантПлюс осуществляется на условиях оплаты за доступ к информационной базе.
В течение 4-й недели ознакомительной практики был проведен сбор и анализ материала, а также, подготовлены предложения по совершенствованию прохождения практики. Подготовка документов по результатам прохождения практики.
Предложения по совершенствованию практики:
При прохождении практики сложность составила задача пройти тестирование в системе «КонсультантПлюс». Хотелось бы прослушать курс лекций по данной тематике в рамках прохождения ознакомительной практики.
Таким образом при прохождении ознакомительной практики были освоены следующие компетенции ОПК-4, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8.
3.Заключение.
При прохождении ознакомительной практики были достигнуты результаты в отношении следующих компетенций:
толкование права- ОПК-4.- способность профессионально толковать нормы права, в частности ОПК-4.1.- анализ сущности основных способов толкования нормативных правовых актов; ОПК-4.2.-осуществление комплексного сравнительно-правового анализа нормативных актов; ОПК-4.3.- применение основных навыков правового анализа;
юридическое письмо - ОПК-6.- способность участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов и иных юридических документов, в частности ОПК-6.1. - наличие базовых представлений о законодательном и правотворческом процессе в России; ОПК-6.2.- способность анализировать нормативные акты и иные юридические документы на соответствие действующему законодательству; ОПК-6.3. участие в юридической дискуссии, выражение и отстаивание своей точки зрения, обоснование, аргументирование;
профессиональная этика - ОПК-7.- способность соблюдать принципы этики юриста, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения ОПК-7.1., в частности анализа характера соотношения морали и права в профессиональной юридической деятельности; ОПК-7.2.- определения специфики этической основы конкретных видов юридической деятельности; ОПК-7.3.- оценки возможных коррупционных рисков и недопустимости коррупционного поведения;
информационные технологии- ОПК-8., способность целенаправленно и эффективно получать юридически значимую информацию из различных источников, включая правовые базы данных, решать задачи профессиональной деятельности с применением информационных технологий и с учетом требований информационной безопасности, в частности ОПК-8.1.-рассматрение основных принципов обобщения, анализа и восприятия информации; ОПК-8.2.-применение справочных правовые систем для поиска юридически значимой информации в рамках решения профессиональных задач; ОПК-8.3.- анализ, систематизирование, обобщение и критическое осмысление информации, осуществление постановки исследовательских задач и выбор пути их решения.
4.Список литературы.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ ; 2. Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31.05.2002 N 63-ФЗ (последняя редакция) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36945/?ysclid=lioqejflfc136833676 ;
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.07.2020 N 39-П https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358195/?ysclid=lioqnbq2wq869538487 ;
4. Особенности правового регулирования договора об образовании в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»: анализ судебной практики https://273-фз.рф/obzor_sudprakt/osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-dogovora-ob-obrazovanii-v-sootvetstvii-s?ysclid=lioqz5o4u8982385840 ; 5. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Определение N 5-КГ20-160-К2 https://legalacts.ru/sud/opredelenie-sudebnoi-kollegii-po-grazhdanskim-delam-verkhovnogo-suda-rossiiskoi-federatsii-ot-02032021-n-5-kg20-160-k2/ ;