Файл: Экономика и организация предпринимательской деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– в отношении которых введена процедура банкротства;

– которые не возместили убытки, причиненные должнику, кре­диторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитраж­ного управляющего;

– которые дисквалифицированы или лишены в порядке, уста­новленном Федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятель­ность по управлению юридическими лицами, входить в совет ди­ректоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц;

– которые не имеют заключенных в соответствии с требова­ниями настоящего Федерального закона договоров страхования от­ветственности на случай причинения убытков лицам, участвовав­шим в деле о банкротстве.

Если арбитражным судом признано, что предприятие является банкротом, то согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» применяются следующие процедуры банкротства:

– наблюдение;

– финансовое оздоровление;

– внешнее управление;

– конкурсное производство;

– мировое соглашение.

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к долж­нику в целях обеспечения сохранности имущества должника, про­ведения анализа финансового состояния должника, составления ре­естра требований кредиторов и проведения первого собрания кре­диторов.

Основными целями наблюдения являются:

1) обеспечение сохранности оставшегося имущества должни­ка. Данная цель достигается в основном за счет ограничения прав органов управления организации-должника по распоряжению иму­ществом и заключению сделок, которые впоследствии могут ухуд­шить финансовое состояние должника;

2) проведение анализа финансового состояния должника. При этом предполагается получение ответов на следующие основные вопросы;

– какое имущество должника имеется в наличии;

– достаточно ли его на покрытие судебных расходов и выплаты вознаграждения арбитражному управляющему;

– в чем причина возникающей неплатежеспособности;

– имеются ли в наличии признаки умышленного или фиктивно­го банкротства;

– существует ли возможность восстановления платежеспособ­ности;

3) составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов.

Срок наблюдения установлен в пределах 7 месяцев считая со дня поступления заявления о признании должника банкротом в ар­битражный суд. С материально-правовой позиции наблюдение яв­ляется процедурой банкротства, а с процессуальной точки зре­ния — этапом подготовки дела о банкротстве к рассмотрению по существу.


С момента введения наблюдения приостанавливается взыска­ние с должника по исполнительным документам, за исключением выданных на основании вступивших в законную силу до даты вве­дения наблюдения судебных актов о взыскании:

– задолженности по заработной плате;

– выплаты вознаграждений по авторским договорам;

– об истребовании вознаграждения по авторским договорам;

– возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью;

– возмещения морального вреда.

Финансовое оздоровление, целью которого является восстановление платежеспособности должника и погашение его задолженности в соответствии с утвержденным графиком. Это позволяет отнести данную процедуру к числу реабилитационных, способствующих сохранению должника.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на срок не более двух лет.

Для проведения процедуры финансового оздоровления арбит­ражный суд утверждает административного управляющего.

С введением процедуры финансового оздоровления Закон о банкротстве связывает наступление правовых последствий, ана­логичных наступающим с введением наблюдения. Дополнительно можно выделить две формы финансового оздоровления.

1. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требова­ний кредиторов, в том числе введенные по инициативе временного управляющего в ходе наблюдения.

2. Не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансо­вые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение де­нежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.

В ходе проведения процедуры финансового оздоровления долж­ник обязан получить согласие собрания или комитета кредиторов на совершение сделки или нескольких взаимосвязанных сделок с заинтересованным в отношении должника лицом, а также:

– связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника;

– влекущих выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления иму­ществом должника.

С административным управляющим должны согласовываться сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:

– влекут увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в ре­естр требований кредиторов; связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, за исключением реализации имущества в процессе обычной хозяйственной деятельности;



– влекут получение займов (кредитов), уступку прав требова­ний, перевод долга.

По итогам финансового оздоровления арбитражный суд может принять один из судебных актов:

1) определение о прекращении производства по делу о банк­ротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

2) определение о введении внешнего управления в случае нали­чия возможности восстановить платежеспособность должника;

3) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для вве­дения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Внешнее управление, которое вводится с целью восстановления плате­жеспособности должника. При этом платежеспособность будет считаться восстановленной при отсутствии у должника денежных обязательств и обязательных платежей, не исполненных более чем за три месяца с даты, когда они должны были быть исполнены.

Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев; если до введения внешнего управления вводилась процедура финансового оздоровления, то совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет.

С момента введения внешнего управления начинает действо­вать мораторий на удовлетворение требований кредиторов по де­нежным обязательствам и обязательным платежам, сроки которых наступили до введения данной процедуры. Это правило распрост­раняется как на добровольное исполнение обязательств, так и на принудительное взыскание по исполнительным документам.

С введением внешнего управления руководитель должника от­страняется от должности и может быть уволен в порядке, установ­ленном ст. 278 ТК РФ.

Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, назначаемого арбитражным судом.

В ходе внешнего управления органы управления должника вправе принимать решения об обращении с ходатайством о прода­же предприятия должника, о замещении активов должника, о внесе­нии изменений в устав общества в части увеличения уставного ка­питала, об увеличении уставного акционерного капитала акционер­ного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций и иные необходимые для размещения дополнительных акций должника решения.

Наиболее крупные сделки (сделки с имуществом, балансовая стоимость которого превышает 10% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату) и сделки, стороной в кото­рых являются заинтересованные лица в отношении внешнего управляющего или конкурсного кредитора, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания комитета кредиторов, если иное не установлено планом внешнего управления или Зако­ном о банкротстве применительно к отдельным случаям.


Свою деятельность по восстановлению платежеспособности должника внешний управляющий должен осуществлять на основа­нии плана внешнего управления, который разрабатывается внеш­ним управляющим в течение первого месяца с момента своего на­значения.

При рассмотрении представленного внешним управляющим для утверждения плана внешнего управления собрание кредиторов может принять одно из следующих решений:

1) об утверждении плана внешнего управления;

2) об отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкро­том и об открытии конкурсного производства;

3) об отклонении плана внешнего управления и созыве следую­щего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешне­го управления;

4) об отклонении плана внешнего управления и отстранении внешнего управляющего.

Законом о банкротстве определены и довольно подробно регла­ментированы основные меры по восстановлению платежеспособности должника. Большая часть из них была предусмотрена еще в Законе о банкротстве 1998 г. Это такие меры, как перепрофилирова­ние производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требования должника, исполнение обязательств долж­ника собственником имущества должника – унитарного предприя­тия или третьим лицом (третьими лицами), продажа предприятия должника.

Конкурсное производство, конечным результатом которого должна быть ликвидация предприятия-должника. Основанием для выполнения этой проце­дуры является решение арбитражного суда о признании должника банкротом.

Конкурсное производство по существу представляет собой про­цедуру ликвидации несостоятельной организации путем консоли­дации имущества должника (конкурсной массы) и последующего распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи. Определение в законодательном порядке конкрет­ных правил проведения конкурсного производства, формирования конкурсной массы и очередности ее распределения создает условия для охраны сторон от неправомерных действий в отношении друг друга в конфликтных условиях.

Для управления делами признанного банкротом должника, в том числе распоряжения его имуществом, а также проведения иных мероприятий конкурсного производства арбитражный суд на­значает конкурсного управляющего. При этом руководитель должника
отстраняется от выполнения своих функций, если ранее такого отстранения произведено не было, и учредители (участники, акцио­неры, члены, собственник имущества унитарного предприятия-должника) должника теряют почти все свои полномочия, за исклю­чением возможности решения отдельных вопросов (о заключении крупных сделок и др.).

Статус конкурсного управляющего в ходе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) довольно высок и позволяет ему для достижения указанных целей, в частности:

– проводить инвентаризацию и оценку имущества должника с привлечением в необходимых случаях независимого оценщика, принимать меры по обеспечению его сохранности, а также направ­ленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, нахо­дящегося у третьих лиц;

– предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность пе­ред должником, требования о ее взыскании;

– заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику, вести реестр требований кредиторов, созывать собрания кредиторов, представ­лять необходимую информацию в суд и кредиторам, обжаловать в суде неправомерные решения собрания кредиторов;

– заявлять отказ от исполнения договоров должника, требова­ния о признании недействительными сделок должника в случаях, установленных Законом о банкротстве.

В соответствии с Законом о банкротстве можно выделить три группы очередности удовлетворения требований кредиторов, условно именуемые: вне­очередные, очередные, после очередные.

1. Вне очереди покрываются:

– судебные расходы, в том числе расходы на опубликование информационного сообщения;

– расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражно­му управляющему, реестродержателю;

– текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необ­ходимые для осуществления деятельности должника;

– требования кредиторов по обязательствам должника, возник­шим ранее в ходе производства по делу о банкротстве до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства;

– задолженность по оплате труда