Файл: Экономика и организация предпринимательской деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– в отношении которых введена процедура банкротства;
– которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;
– которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном Федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц;
– которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвовавшим в деле о банкротстве.
Если арбитражным судом признано, что предприятие является банкротом, то согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» применяются следующие процедуры банкротства:
– наблюдение;
– финансовое оздоровление;
– внешнее управление;
– конкурсное производство;
– мировое соглашение.
Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Основными целями наблюдения являются:
1) обеспечение сохранности оставшегося имущества должника. Данная цель достигается в основном за счет ограничения прав органов управления организации-должника по распоряжению имуществом и заключению сделок, которые впоследствии могут ухудшить финансовое состояние должника;
2) проведение анализа финансового состояния должника. При этом предполагается получение ответов на следующие основные вопросы;
– какое имущество должника имеется в наличии;
– достаточно ли его на покрытие судебных расходов и выплаты вознаграждения арбитражному управляющему;
– в чем причина возникающей неплатежеспособности;
– имеются ли в наличии признаки умышленного или фиктивного банкротства;
– существует ли возможность восстановления платежеспособности;
3) составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов.
Срок наблюдения установлен в пределах 7 месяцев считая со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. С материально-правовой позиции наблюдение является процедурой банкротства, а с процессуальной точки зрения — этапом подготовки дела о банкротстве к рассмотрению по существу.
С момента введения наблюдения приостанавливается взыскание с должника по исполнительным документам, за исключением выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании:
– задолженности по заработной плате;
– выплаты вознаграждений по авторским договорам;
– об истребовании вознаграждения по авторским договорам;
– возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью;
– возмещения морального вреда.
Финансовое оздоровление, целью которого является восстановление платежеспособности должника и погашение его задолженности в соответствии с утвержденным графиком. Это позволяет отнести данную процедуру к числу реабилитационных, способствующих сохранению должника.
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на срок не более двух лет.
Для проведения процедуры финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.
С введением процедуры финансового оздоровления Закон о банкротстве связывает наступление правовых последствий, аналогичных наступающим с введением наблюдения. Дополнительно можно выделить две формы финансового оздоровления.
1. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, в том числе введенные по инициативе временного управляющего в ходе наблюдения.
2. Не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.
В ходе проведения процедуры финансового оздоровления должник обязан получить согласие собрания или комитета кредиторов на совершение сделки или нескольких взаимосвязанных сделок с заинтересованным в отношении должника лицом, а также:
– связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника;
– влекущих выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.
С административным управляющим должны согласовываться сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:
– влекут увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов; связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, за исключением реализации имущества в процессе обычной хозяйственной деятельности;
– влекут получение займов (кредитов), уступку прав требований, перевод долга.
По итогам финансового оздоровления арбитражный суд может принять один из судебных актов:
1) определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
2) определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
3) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
Внешнее управление, которое вводится с целью восстановления платежеспособности должника. При этом платежеспособность будет считаться восстановленной при отсутствии у должника денежных обязательств и обязательных платежей, не исполненных более чем за три месяца с даты, когда они должны были быть исполнены.
Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев; если до введения внешнего управления вводилась процедура финансового оздоровления, то совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет.
С момента введения внешнего управления начинает действовать мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, сроки которых наступили до введения данной процедуры. Это правило распространяется как на добровольное исполнение обязательств, так и на принудительное взыскание по исполнительным документам.
С введением внешнего управления руководитель должника отстраняется от должности и может быть уволен в порядке, установленном ст. 278 ТК РФ.
Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, назначаемого арбитражным судом.
В ходе внешнего управления органы управления должника вправе принимать решения об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника, о замещении активов должника, о внесении изменений в устав общества в части увеличения уставного капитала, об увеличении уставного акционерного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций и иные необходимые для размещения дополнительных акций должника решения.
Наиболее крупные сделки (сделки с имуществом, балансовая стоимость которого превышает 10% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату) и сделки, стороной в которых являются заинтересованные лица в отношении внешнего управляющего или конкурсного кредитора, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания комитета кредиторов, если иное не установлено планом внешнего управления или Законом о банкротстве применительно к отдельным случаям.
Свою деятельность по восстановлению платежеспособности должника внешний управляющий должен осуществлять на основании плана внешнего управления, который разрабатывается внешним управляющим в течение первого месяца с момента своего назначения.
При рассмотрении представленного внешним управляющим для утверждения плана внешнего управления собрание кредиторов может принять одно из следующих решений:
1) об утверждении плана внешнего управления;
2) об отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
3) об отклонении плана внешнего управления и созыве следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления;
4) об отклонении плана внешнего управления и отстранении внешнего управляющего.
Законом о банкротстве определены и довольно подробно регламентированы основные меры по восстановлению платежеспособности должника. Большая часть из них была предусмотрена еще в Законе о банкротстве 1998 г. Это такие меры, как перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требования должника, исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами), продажа предприятия должника.
Конкурсное производство, конечным результатом которого должна быть ликвидация предприятия-должника. Основанием для выполнения этой процедуры является решение арбитражного суда о признании должника банкротом.
Конкурсное производство по существу представляет собой процедуру ликвидации несостоятельной организации путем консолидации имущества должника (конкурсной массы) и последующего распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи. Определение в законодательном порядке конкретных правил проведения конкурсного производства, формирования конкурсной массы и очередности ее распределения создает условия для охраны сторон от неправомерных действий в отношении друг друга в конфликтных условиях.
Для управления делами признанного банкротом должника, в том числе распоряжения его имуществом, а также проведения иных мероприятий конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. При этом руководитель должника
отстраняется от выполнения своих функций, если ранее такого отстранения произведено не было, и учредители (участники, акционеры, члены, собственник имущества унитарного предприятия-должника) должника теряют почти все свои полномочия, за исключением возможности решения отдельных вопросов (о заключении крупных сделок и др.).
Статус конкурсного управляющего в ходе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) довольно высок и позволяет ему для достижения указанных целей, в частности:
– проводить инвентаризацию и оценку имущества должника с привлечением в необходимых случаях независимого оценщика, принимать меры по обеспечению его сохранности, а также направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
– предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании;
– заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику, вести реестр требований кредиторов, созывать собрания кредиторов, представлять необходимую информацию в суд и кредиторам, обжаловать в суде неправомерные решения собрания кредиторов;
– заявлять отказ от исполнения договоров должника, требования о признании недействительными сделок должника в случаях, установленных Законом о банкротстве.
В соответствии с Законом о банкротстве можно выделить три группы очередности удовлетворения требований кредиторов, условно именуемые: внеочередные, очередные, после очередные.
1. Вне очереди покрываются:
– судебные расходы, в том числе расходы на опубликование информационного сообщения;
– расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
– текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;
– требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим ранее в ходе производства по делу о банкротстве до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства;
– задолженность по оплате труда