Файл: Экономика и организация предпринимательской деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
убыточность производства
экологическая опасность предприятия для окружающей среды и населения
возможность использования зданий, сооружений, оборудования и других средств предприятия для организации выпуска более экономически выгодной или более необходимой потребителям продукции.
Рис. 3 - Причины прекращения деятельности предприятий
Таблица 1
Реорганизация предприятия
Виды реорганизации | Содержание |
1. Слияние | – все имущественные права и обязанности обоих переходят к новому предприятию |
2. Присоединение | – имущественные права и обязанности ликвидированного переходят к другому предприятию |
3. Разделение. | – права и обязанности реорганизованного предприятия переходят по разделительному акту к вновь возникшим из него предприятиям |
4. Выделение | – к каждому выделенному предприятию переходят по разделительному акту имущественные права и обязанности реорганизованной компании |
5. Преобразование | – новая организационно-правовая форма предприятия является правопреемником преобразованного |
6. Изменение структуры | – смена целей, видов деятельности, местоположения, изменения потенциала (замещение факторов производства, сокращение) |
7. Санация | – восстановление платежеспособности предприятия путем оказания ему финансовой помощи для продолжения его деятельности по конкурсу решением Арбитражного суда |
Ликвидация юридического лица. Ликвидация малых предприятий, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с частью первой ст. 61—64 ГК РФ, федеральными законами об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц, Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ) от 24 июля 2002 г. № 96-ФЗ.
Ликвидация малого предприятия как юридического лица и индивидуального предпринимателя влечет прекращение их деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Малое предприятие как юридическое лицо может быть ликвидировано:
по решению его учредителей (участников) либо органа малого предприятия, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который было создано малое предприятие, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием недействительной регистрации малого предприятия как юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
по решению суда в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Малые предприятия, являющиеся коммерческой организацией, ликвидируются в соответствии со ст. 65 ГК РФ и положениями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Должником считается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель (или юридическое лицо), оказавшийся неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного указанным федеральным законом.
Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Однако до подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом в рамках предупреждения должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных денежных платежей, восстановления платежеспособности должника, т.е. осуществлена досудебная санация.
При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
наблюдение;
финансовое оздоровление;
внешнее управление;
конкурсное производство;
мировое соглашение.
Учредители, участники юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о его ликвидации.
Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускаются внесение изменений в учредительные документы ликвидационного юридического лица, а также участие в регистрации юридических лиц в качестве учредителя.
Согласно Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» документы, которые необходимо предоставить при ликвидации юридического лица, включают:
подписанное заявление установленной формы;
ликвидационный баланс;
документ об оплате государственной пошлины.
При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган предоставляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Индивидуальному предпринимателю, решившему прекратить деятельность, необходимо предоставить только подписанное заявление установленной формы и оплатить государственную пошлину.
7. Лицензирование предпринимательской деятельности
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и специальными актами. Например, деятельность кредитных организаций подлежит лицензированию, порядок лицензирования определен Законом от 2 декабря 1990 г. №335-1 «О банках и банковской деятельности». Порядок получения лицензии на образовательную деятельность утвержден постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности».
Правительство РФ: утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определяет федеральные органы исполнительной власти, лицензирующие конкретные виды деятельности; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ. Перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию, перечислены в п. 1 ст. 17 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
На каждый вид деятельности предоставляется в установленном порядке лицензия. Этот вид деятельности может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Срок действия лицензии не может быть более чем 5 лет, по его окончании он может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется на основании представления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых Правительством РФ, может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель предоставляет комплект документов, утвержденный законодательством РФ, лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Принятое решение оформляется приказом лицензирующего органа, который обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии. Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.
Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, отказ лицензионного органа в предоставлении лицензии или его бездействие. В течение 3 дней после предоставления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензионный орган выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.
В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты лицензии, лицензиат — юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель обязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления. Стоимость предоставления лицензии составляет 1000 руб. за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, взимается плата в размере 100 руб., которая зачисляется в соответствующий бюджет.