Файл: Экономика и организация предпринимательской деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

28. Несостоятельность (банкротство) в предпринимательстве: понятие, сущность, содержание. Виды регулирования процесса банкротства.
Для рыночной экономики банкротство предприятий является не­отъемлемым атрибутом и результатом конкуренции. В странах с развитой рыночной экономикой ежегодно тысячи фирм сходят с арены и по­являются новые, и это считается естественным процессом.

С переходом на рыночную экономику в России также начал со­здаваться институт банкротства.

Первая попытка правового регулирования отношений, связан­ных с неплатежеспособностью предприятий, была предпринята в Указе Президента от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддерж­ке и оздоровлению несостоятельных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур». Данный указ устанав­ливал порядок признания Госкомимуществом России государ­ственных предприятий банкротами и являлся переходным от совет­ской экономики к развивающимся рыночным отношениям.

Но уже 19 ноября 1992 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Ука­занный закон был введен в действие с 1 марта 1993 г. и действовал на протяжении 5 лет.

Принятие первого закона о банкротстве не вызвало волну банк­ротств по России, как предсказывали многие. Кредиторы и должники осторожно относились к новому институту в законодательстве, воспринимая его только как механизм ликвидации организаций.

8 января 1998 г. был принят Федеральный закон «О несостоя­тельности (банкротстве)», который вступил в силу 1 марта 1998 г. и являлся большим шагом вперед на пути становления в России циви­лизованного института банкротства. Но, как показала практика, и в новом законе оказалось много погрешностей. Законодателям не удалось обеспечить в законе учет интересов всех участников дела о банкротстве. Его применение позволило кредиторам, пользуясь предоставленными им чрезмерными полномочиями и отсутствием у должника эффективных механизмов защиты своих интересов, ис­пользовать процедуры банкротства для установления контроля за хозяйственной деятельностью своих конкурентов с последующей продажей бизнеса должника. Большое распространение получили «заказные» банкротства, целью которых было не оздоровление предприятий, а смена их собственника.

Эти недостатки указанного закона вызвали необходимость про­должения работы по совершенствованию законодательства о банк­ротстве, и уже в 2002 г. был принят новый Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве), который вступил в силу 3 декабря 2002 г.


Этот закон и Гражданский кодекс РФ являются основными нор­мативными документами в области банкротства в нашей стране.

В экономической литературе сущность банкротства трактуется довольно неоднозначно. Но большинство авторов под понятием «банкротство» понимают следующее.

Банкротство – долговая несо­стоятельность предприятия, несостоятельность его удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ и услуг, а также неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и вне­бюджетные фонды, поскольку долговые обязательства предприя­тия-должника превышают размеры его имущества или структура его баланса неудовлетворительна.

В Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несо­стоятельности (банкротстве)» понятие «банкротство» трактуется следующим образом: «Несостоятельность (банкротство) – при­знанная арбитражным судом несостоятельность должника в пол­ном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязатель­ных платежей».

Из этого следует, что только арбитражный суд может объявить то или иное предприятие банкротом.

В соответствии с этим же Федеральным законом юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредито­ров по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязатель­ства и (или) обязанности не погашены им в течение трех месяцев с даты, когда, они должны были быть исполнены. При этом дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в сово­купности составляют не менее 100 тыс. руб.

Таким образом, предприятие может быть признано арбитраж­ным судом банкротом только в том случае, если оно своевременно (в течение 3 месяцев) не выполняет свои обязательства перед конт­рагентами, а эти обязательства должны составлять не менее 100 тыс. руб.

Обязательства предприятия могут быть подразделены на следую­щие группы:

– обязательства перед фискальной системой. Это обязатель­ства по налогам, штрафам и пени перед бюджетами и др., т. е. такие обязательства, по которым необходимо платить в установленном порядке независимо от воли предприятия;

– обязательства перед финансово-кредитной системой. Это обязательства перед банками, финансовыми компаниями в случае, если предприятие взяло ссуду или заем в денежной форме либо в виде ценных бумаг на основе кредитного договора;



– обязательства перед кредиторами за поставленные ими товары или услуги. Это обязательства перед другими предприятиями или предпринимателями, которые возникают в результате договора;

– обязательства перед акционерами и работниками предприя­тия (внутренний долг). В эту группу входят обязательства по оплате труда, выплате премий, дивидендов и т. д.

Обязательства предприятия, возникающие в ходе его финансо­во-хозяйственной деятельности, имеют определенные сроки испол­нения. Нарушение сроков исполнения обязательств ведет к возник­новению у контрагентов рисков. Чем больше рисков создает пред­приятие контрагентам, тем чаще и длительнее оно задерживает исполнение обязательств, тем ненадежнее оно выглядит в глазах партнеров, контрагентов, собственных работников и т. д.

Такое предприятие обретает репутацию ненадежного партнера, недобросовестного плательщика, налогоплательщика, работодате­ля и т. д.

Ранее нами уже отмечалось, что объективное банкротство пред­приятий, выполненное в строгом соответствии с российским зако­нодательством в этой сфере, является положительным явлением, так как направлено на повышение эффективности национальной экономики.

Но в то же время, как показала российская практика, банкрот­ство может быть фиктивным или преднамеренным, осуществляющимся с целью ухода от долгов (обязательств) или незаконного пе­редела собственности. Такое банкротство, кроме вреда в экономи­ческом и социальном плане, ничего не приносит, и поэтому госу­дарство в лице своих соответствующих органов должно в корне пресекать подобные противоправные действия. К сожалению, эту функцию государство в полной мере не выполняет, так как на прак­тике случаи фиктивного или преднамеренного банкротства встре­чаются довольно часто. Это, в частности, подтверждается в ежегод­ном послании (2002 г.) президента страны Федеральному Собра­нию РФ. В этом послании Президент РФ В. В. Путин в очередной раз указал на необходимость срочно навести порядок в сфере банк­ротства, и прежде всего в законодательстве. ««Поточное» банкрот­ство предприятий уже успело стать доходным бизнесом, – сказал Президент РФ. – Мы обязаны сделать механизм проведения про­цедуры банкротства и оздоровления предприятий прозрачным, ры­ночным, а значит – невосприимчивым «к коррупции»».

Необходимо различать два понятия: управление предприятием и антикризисное управление предприятием.


Под управлением предприятием понимается комплекс меро­приятий, разрабатываемых и осуществляемых менеджерами с целью обеспечения финансовой устойчивости, максимизации прибыли и возрастания стоимости предприятия.

Целью управления предприятием является недопущение его кризисного состояния и тем более банкротства. Если предприятие доведено до такого состояния и банкротство не является фиктив­ным или преднамеренным, то это свидетельствует, прежде всего, о плохом менеджменте на предприятии, и в дальнейшем вряд ли такие руководители способны вывести это предприятие из кризис­ного состояния.

Антикризисное управление существенно отличается от тради­ционного управления предприятием, имеет свою специфику, кото­рая связана с существенными изменениями в условиях деятельно­сти предприятия, а также с непредсказуемостью ситуации и новыми управленческими проблемами.

Антикризисное управление – это со­вокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к предприятию-должнику, осуществляемых в рам­ках антикризисного законодательства.

Механизм антикризисного управления предприятием-должни­ком состоит из следующих основных элементов (понятий):

1) диагностики финансового состояния;

2) оценки бизнеса предприятия;

3) маркетинга;

4) организационно-производственного менеджмента;

5) управления персоналом;

6) финансового менеджмента;

7) антикризисной инвестиционной политики;

8) антикризисного бизнес-планирования;

9) организации ликвидации предприятия.

Эффективность антикризисного управления предприятием в зна­чительной мере зависит от выявления истинных причин, почему пред­приятие оказалось в таком положении.

На банкротство предприятий влияют по сути те же факторы, что и на общую их деятельность, т. е. внутренние (субъективные) и вне­шние (объективные).

Внешние факторы в целом характеризуют те условия, которые сложились на макроуровне для функционирования хозяйствующих субъектов. Они могут быть благоприятными и неблагоприятными для хозяйствующих субъектов, все зависит от эффективности функ­ционирования государственного законодательного и исполнитель­ного аппарата, т. е. оттого, насколько полно государство выполняет возложенные на него функции.

К внешним факторам относятся: состояние национальной эко­номики в целом (спад, кризис, подъем); уровень инфляции и безра­ботицы; политическая и социальная обстановка в стране; уровень теневой (криминальной) экономики; уровень совершенства налого­вой системы; уровень инвестиционного риска и др.


Все эти факторы, а вернее индикаторы, тесно взаимосвязаны между собой, но все они зависят от одной причины – уровня ком­петентности и ответственности государственных и региональных органов власти, их умения грамотно управлять экономикой страны в целом и отдельных регионов.

Ухудшение макроэкономических показателей, характеризую­щих состояние страны, способствует банкротству предприятий, особенно малых. Крупные и средние предприятия более устойчивы в этом плане. На банкротство малых предприятий существенно влия­ет и уровень теневой экономики. В условиях теневой (криминаль­ной) экономики банкротство предприятий довольно часто осуществ­ляется преднамеренно, с целью передела собственности.

Из внутренних факторов (субъективных) наибольшее влияние оказывает уровень менеджмента на предприятии, особенно компе­тентности первых лиц предприятия. Можно смело утверждать, что на этот фактор приходится около 80-95% банкротств, если не учи­тывать криминального фактора.

На уровень банкротства в стране существенное влияние оказы­вает совершенство законодательной основы в этой сфере, а также компетентность и ответственность лиц, на которых возлагается процедура банкротства. В первую очередь это относится к арбит­ражным управляющим.

Поэтому не случайно в Федеральном законе «О несостоятель­ности (банкротстве)» четко прописаны требования, предъявляемые к арбитражным управляющим.

Арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, кото­рый соответствует следующим требованиям:

– зарегистрирован в качестве индивидуального предпринима­теля;

– имеет высшее образование;

– имеет стаж руководящей работы не менее чем два года в со­вокупности;

– сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбит­ражных управляющих;

– прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качест­ве помощника арбитражного управляющего;

– не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие

преступления;

– является членом одной из саморегулирующих организаций. Кроме этого, арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве временных управляющих, административных управляю­щих, внешних управляющих или конкурсных управляющих арбит­ражные управляющие;

– которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам;