Файл: Конституционноправовая природа обязанности граждан защищать свою родину.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя:
— Рассмотреть вопросы патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе совместно с региональными отделениями ДОСААФ России на парламентских слушаниях законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации, а также необходимого содействия территориальным организациям ДОСААФ России, выполняющим возложенные на них государственные задачи;
— При установлении транспортного, земельного налога и налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя рассмотреть вопрос установления налоговых льгот и оснований для их использования для организаций ДОСААФ России и его структурных подразделений.
8. Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
— Рассмотреть вопрос установления для объектов ДОСААФ России тарифов на коммунальные услуги на уровне тарифов, применяемых к организациям, финансируемым из федерального бюджета.
9. ДОСААФ России:
— Совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проработать вопрос льготного налогообложения земельных участков и имущества, предназначенного для подготовки граждан к военной службе и военно-патриотического воспитания;
— Выработать меры по обеспечению неукоснительного соблюдения трудового законодательства, составить график погашения задолженности по заработной плате (в случае наличия задолженности);
— Упорядочить организацию формирования штатов работников с учетом задач, определенных уставом, а также параметров предпринимательской деятельности;
— Провести в 2018 году инвентаризацию материальной базы (с оценкой имущества) с целью оптимизации финансово-хозяйственной деятельности организации;
— В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» реализовать право на распространение социальной рекламы в целях привлечения внимания к деятельности ДОСААФ России и популяризации военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе;
— Подготовить предложения для рассмотрения Фондом президентских грантов вопроса участия ДОСААФ России в действующих программах фонда;
— Внести изменения и дополнения в Устав ДОСААФ России для получения статуса социально ориентированной некоммерческой организации, а также иные изменения и дополнения, направленные на реализацию настоящих рекомендаций
Сайт ДОСААФ
Актуальные проблемы совершенствования Федерального закона «О статусе военнослужащих» как правовой основы современной военно-социальной политики
Как известно, одной из наиболее эффективных форм руководящего влияния государства и его институтов на социальные отношения является осуществление правового регулирования, т. е. «нормативно-организационного воздействия на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями»[1] . Любую отрасль права в связи с этим можно рассматривать как явление политическое. Политика является непременным условием формирования любых с отраслевой точки зрения правовых норм. Равным образом право – наиболее эффективный проводник выраженной в нем политики. Политика, воплотившись в право, уже не только самостоятельно, но и с помощью правовых средств оказывает обратное воздействие на материальную жизнь общества[2] . Это происходит потому, что политика, опосредованная правовыми нормами, «широко наделяется такими характерными для юридически организованных процессов и механизмов свойствами, как определенность, общеобязательность, нормативность, обеспеченность государственно-правовыми средствами»[3] . В связи с этим вполне справедливо мнение о том, что во всех разновидностях политики присутствует юридическая часть[4] .
Безусловно, указанный тезис в полной мере относится и к военно-социальной политике государства, под которой мы понимаем базирующуюся на совокупности специализированных нормативных правовых актов относительно самостоятельную составную часть социальной политики государства и его военной политики, направленную на управление социальным развитием военной организации государства, на удовлетворение материальных и культурных потребностей военнослужащих и членов их семей и обеспечение на этой основе воспроизводства их физиологического и морально-психологического потенциала, поддержание внутренней устойчивости, стабильности и боеспособности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Недостаточная эффективность современной военно-социальной политики в значительной степени обусловлена наличием ряда весьма существенных противоречий и пробелов в законодательстве, регулирующем данную сферу социальных отношений. Указанное обстоятельство актуализирует необходимость поиска путей совершенствования законодательства, составляющего правовую основу военно-социальной политики.
Основополагающим законодательным актом в сфере правового регулирования военно-социальной политики Российского государства является Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 01.01.01 г. [5] . Данный Закон и изданные во исполнение его и в соответствии с ним подзаконные нормативные правовые акты составляют тот правовой каркас, на котором зиждется вся современная система социальной защиты и социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Потребность в наличии единого нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемую важную сферу общественных отношений, отечественной нормотворческой практикой осознана давно. Так, еще в 1924 г. в нашей стране был принят Кодекс о льготах и преимуществах для военнослужащих РККА и РККФ СССР и их семей, утвержденный постановлением ВЦИК СССР от 01.01.01 г.[6] В 1930 г. этот Кодекс подвергся значительной переработке, в результате которой он в новой редакции и под новым названием – Кодекс о льготах военнослужащих и военнообязанных РККА и их семей[7] – был утвержден постановлением ЦИК и СНК СССР от 01.01.01 г.
В последнее десятилетие существования СССР основным кодифицированным нормативным правовым актом в рассматриваемой области правоотношений являлось Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 01.01.01 г. № 000[8] . Следует отметить при этом, что указанное Положение формально не отменено до сих пор и относится к числу действующих нормативных правовых актов. Однако в практике правового регулирования социальной защиты военнослужащих данное Положение о льготах сегодня почти не используется, так как практически все содержащиеся в нем правовые нормы включены в нормативные правовые акты Российской Федерации, изданные после 1993 г.
Указанные нормативные правовые акты (кодексы о льготах 1924 г. и 1930 г., Положение о льготах 1981 г.) сыграли весьма важную роль в создании в нашей стране достаточно эффективной системы социальной защиты и социального обеспечения вооруженных защитников Отечества и их семей. Во многом благодаря наличию этих актов, а также активной деятельности государства по их реализации военнослужащие и их семьи в тот период относились к числу наиболее обеспеченных и социально защищенных категорий граждан СССР.
В связи с распадом СССР, созданием Вооруженных Сил РФ и начавшимися в начале 90-х гг. ХХ в. коренными преобразованиями во всех сферах жизни нашего общества возникла настоятельная потребность в разработке и принятии принципиально нового законодательного акта, определяющего права, льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые военнослужащим в связи с их особым профессиональным статусом, обусловленным спецификой и высокой общественной значимостью возложенных на них обязанностей по защите Отечества. Данная потребность была реализована в Законе РФ «О статусе военнослужащих» от 01.01.01 г. № 000-1[9] .
Пятилетняя практика применения вышеназванного Закона, а также потребности быстроменяющейся общественно-политической и социально-экономической ситуации в России обусловили необходимость его существенной переработки. В связи с этим с 1 января 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.01.01 г. «О статусе военнослужащих».
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» постоянно совершенствуется и обновляется. За период с мая 1998 г. по настоящее время, т. е. за 4,5 года, в данный Закон уже 8 раз вносились изменения и дополнения (см. приложение). Изменения затронули 12 из 30 его статей. В настоящее время в комитетах Государственной Думы, в федеральных органах исполнительной власти идет активная работа еще над несколькими законопроектами, которыми предусматривается внесение новых поправок в Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Необходимость указанных изменений и дополнений диктуется, с одной стороны, потребностями общественной практики, возникновением новых сфер социальных отношений, нуждающихся в урегулировании правом, а с другой стороны – выявляющимся в ходе правоприменительной деятельности несовершенством отдельных правовых норм, содержащихся в данном Законе.
Анализ Федерального закона «О статусе военнослужащих» и практика его применения позволяет выделить три основные группы противоречий, оказывающих негативное влияние на качество правового регулирования данным Законом отношений, складывающихся в сфере военно-социальной политики Российского государства:
1) неполнота системы подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию правовых норм Федерального закона «О статусе военнослужащих»;
2) наличие ряда противоречий и несогласованностей между Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и другими законодательными актами;
3) наличие правовых пробелов в законодательстве о статусе военнослужащих.
Рассмотрим указанные проблемы более подробно.
1. Неполнота системы подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию правовых норм Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Одним из существенных недостатков Федерального закона «О статусе военнослужащих» является то, что значительное число содержащихся в нем правовых норм носит отсылочный характер[10] . Указанное обстоятельство делает данный Закон весьма зависимым от нормативных правовых актов более низкого уровня – актов Правительства РФ, ведомственных нормативных правовых актов. В целях создания системы подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающих его реализацию, распоряжением Правительства РФ от 01.01.01 г. [11] был утвержден План мероприятий Правительства РФ по реализации Федерального закона «О статусе военнослужащих», которым предусматривались разработка и принятие 28 постановлений Правительства РФ по вопросам реализации данного Закона.
К настоящему времени большая часть мероприятий указанного Плана выполнена, подзаконная нормативная правовая база Федерального закона «О статусе военнослужащих» в основном создана. Вместе с тем порядок реализации ряда социальных гарантий, прав и льгот, установленных данным Законом, до сих пор не определен. К их числу относятся:
а) порядок создания и деятельности профессиональных союзов военнослужащих (п. 2. ст. 9). Законопроект «О профессиональных союзах военнослужащих» подготовлен Комитетом по обороне Государственной Думы и в конце 1999 г. был принят в первом чтении. Однако в силу существенных разногласий между федеральными органами исполнительной и законодательной власти по отдельным положениям указанного законопроекта его рассмотрение во втором чтении неоправданно затягивается. 4 июня 2001 г. проведены парламентские слушания по данному законопроекту, однако полностью снять разногласия так и не удалось;
б) порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха военнослужащим, привлекаемым к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (п. 1 ст. 11). Этот порядок должен быть регламентирован Положением о порядке прохождения военной службы. Однако приложение № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы (Указ Президента РФ от 01.01.01 г. № 000[12] ), посвященное данному вопросу, в свою очередь, содержит отсылочные нормы к ведомственным нормативным актам. Так, в соответствии с п. 2 указанного приложения руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, должны установить форму и порядок ведения журнала учета привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени. Однако в Министерстве обороны Российской Федерации такого нормативного правового акта до сих пор не принято. Согласно п. 6 того же приложения к Положению о порядке прохождения военной службы военнослужащим (в том числе военнослужащим, проходящим военную службу по призыву), участвовавшим в походах кораблей (судов, подводных лодок), дальних полетах воздушных судов, космических полетах либо выполнявшим более одного месяца специальные задачи по восстановлению конституционного порядка, принимавшим участие в выполнении мероприятий чрезвычайного положения, в ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, вместо дополнительных суток отдыха для проведения медико-психологической реабилитации и восстановления здоровья может быть организован отдых продолжительностью до 30 суток (реабилитационный отпуск). Если в отношении подводников, летчиков, космонавтов порядок предоставления указанного отдыха регламентируется ведомственными инструкциями, изданными ранее, то порядок предоставления реабилитационного отпуска военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации не урегулирован;