Файл: Конституционноправовая природа обязанности граждан защищать свою родину.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, нашедших свою формализацию во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950 г., резолюциях и рекомендациях, принятых Комиссией ООН по правам человека, Советом Европы, а также документах ОБСЕ [1, с. 152-154]. А. Х. Абашидзе и А. В. Колесникова отмечают, что именно возможность поступать согласно своим личным убеждениям подразумевает право каждого индивида самому решать вопрос о применении оружия в отношении других людей и, следовательно, о выборе между военной и альтернативной службой [2, с. 114-121].
В резолюции Комиссии ООН по правам человека 1995/83 от 8 марта 1995 г. указано, что каждый человек вправе отказаться от военной службы и заменить ее альтернативной, что является законным способом осуществления права на свободу мысли, совести и религии. Комиссия по правам человека призвала государства ввести такое законодательство и соблюдать такую практику, чтобы характер и содержание убеждений, в силу которых совершен отказ, не влияли на отношение к отдельным людям, чтобы по отношению к сознательным отказчикам не применялась дискриминация любого характера по причине их неучастия в воинской службе. В международных актах подчеркивается, что формы альтернативной службы должны носить некомбатантный или гражданский характер, отвечать интересам не только государства, но и общества, не должны носить характер наказания [3, с. 132-138].
Подобные стандарты содержатся во всех действующих актах, изданных наиболее авторитетными международными организациями по данному вопросу.
Принятие специального нормативного акта, регулирующего порядок замены военной службы альтернативной гражданской в Российской Федерации, явилось значимым шагом в правовом обеспечении свободы совести, свободы убеждений [4, с. 50], а также конституционных гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации. Следует отметить, что Россия была первым в мире государством, которое ввело институт АГС [5, с. 147-148]. Правовая регламентация института АГС нацелена на разрешение противоречий между долгом и убеждениями, государство позволяет выполнить воинскую обязанность в сфере
, не связанной с прохождением военной службы [6].
Однако ряд положений Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. №113-Ф3 (далее - Закона «Об АГС») не соответствует сложившейся международной практике, отраженной в международных документах.
Во-первых, согласно ч. 1 ст. 4 Закона «Об АГС» граждане проходят альтернативную гражданскую службу (далее - АГС) в различных ведомственных организациях, в том числе в организациях Вооруженных Сил России, других воинских формированиях и органах в качестве гражданского персонала1. Между тем прохождение АГС в вышеназванных структурах может войти в противоречие с глубокими убеждениями отдельных лиц, которые сознательно отказались от несения военной службы из антимилитаристских, религиозных и иных убеждений.
Попытки внесения соответствующих изменений в данную норму предпринимались еще в 2000 г. В частности, ряд депутатов Государственной думы
1 Об альтернативной гражданской службе : Федер. закон от 25 июля 2002 г. №113-ФЗ // Правовой Сервер Консуль-тантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37866/ (дата обращения: 14.04.2020).
Российской Федерации (Ю. А. Рыбаков, А. Е. Баранников, Э. А. Воробьев, В. Н. Лысенко, О. В. Шеин) предлагали достаточно разумную редакцию ст. 4 ФЗ «Об АГС», которая допускала прохождение альтернативной службы на гражданских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и иных формированиях, предусматривающих приведение к Военной присяге, ношение и применение оружия, а также участие в производстве и обслуживании оружия, боевых припасов и боевой техники, исключительно с согласия гражданина, направляемого на альтернативную службу2.
Введение подобного положения помогло бы избежать ситуаций, в которых прохождение альтернативной службы сталкивается с глубокими убеждениями личности. Стоит также отметить, что со стороны Комитета по законодательству и Правового управления Государственной думы не было замечаний к данному положению, оно не было признано противоречащим законодательству или нецелесообразным.
Во-вторых, ч. 2 ст. 4 Закона «Об АГС» закреплен общий принцип, согласно которому молодые люди проходят АГС зачастую за пределами территорий субъектов Федерации, где непосредственно они постоянно проживают. Только в случае невозможности направить человека в иной регион, он остается проходить службу в субъекте места проживания [7, с. 94].
Однако эта норма создает сложности для граждан, поскольку порой сложно освоиться на новом месте, у кого-то существуют особые семейные и иные жизненные обстоятельства и т.д. Данное положение предполагает неоправданные траты из бюджета на транспортировку и предоставление жилых помещений. Также стоит учитывать тот факт, что свободное государственное или муниципальное благоустроенное жилье есть не в каждом субъекте [8, с. 79-80]. На данный момент фактически многие из тех, кому военная служба заменена на альтернативную, проходят ее именно по месту жительства.
Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным указанную норму закона исключить. Такое предложение уже поступало от ряда депутатов Государственной думы России в 2000 г., которые отмечали, что направление граждан на АГС вне места их жительства должно происходить исключительно в случаях государственной или общественной потребности, сопряженной с острой нехваткой в том или ином регионе кадров определенной профессии3. Кроме того, в п. 2 ст. 4 Закона «Об АГС» говорится о территории субъекта Федерации, где гражданин постоянно проживает, что не следует отождествлять с понятием «место жительства». Поэтому предлагаемое изменение законодательства об АГС позволит исключить приоритет направления граждан на АГС вне места жительства над направлением граждан на АГС по месту их жительства.
В-третьих, субъектами, имеющими право на замену военной службы по призыву АГС, являются граждане, которым несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию, а также граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам. Причем последние, согласно ст. 9 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», должны вести традиционный образ жизни, осуществлять традиционное хозяйствование и заниматься традиционными промыслами4.
2 Законопроект №90027856-3 «Об альтернативной гражданской службе» // СОЗД ГАС «Законотворчество» : сайт. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/90027856-3 (дата обращения: 14.04.2020).
3 Законопроект №325547-3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» (о месте и сроке прохождения альтернативной гражданской службы и порядке направления на данную службу) // Там же. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/325547-3 (дата обращения: 14.04.2020).
4 О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федер. закон от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_22928/ (дата обращения: 14.04.2020).
Целями наделения указанной категории граждан возможностью заменить военную службу на АГС является, прежде всего, обеспечение сохранности среды обитания и самобытности коренных малочисленных народов. Между тем законодатель не любому гражданину РФ, причисляющему себя к числу данной этнической общности, предоставляет возможность пройти АГС [9, с. 207]. Таким правом обладают только те, кто является представителем коренных малочисленных народов, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционным промыслом. Зачастую такие субъекты проходят АГС в оленеводческих бригадах и рыболовецких хозяйствах по месту своего жительства [10, с. 29].
Пунктами 13 и 35 постановления Правительства РФ от 28 мая 2004 г. №256 «Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы» определяется срок подачи заявления в военный комиссариат о замене военной службы АГС: за 6 месяцев до начала призыва5. Однако многие граждане еще проходят обучение в образовательных учреждениях вне регионального центра и, соответственно, по определению не могут вести традиционный образ жизни и заниматься традиционным промыслом. Для устранения отмеченного изъяна законодательства об АГС необходимо закрепить возможность подачи заявления о замене военной службы не только за 6 месяцев до начала призыва, но и непосредственно во время прохождения военной службы [11, с. 62].
В-четвертых, согласно международно-правовым документам, продолжительность АГС должна быть разумно сопоставима с продолжительностью военной службы [12]. Статья 5 Закона «Об АГС» устанавливает срок прохождения АГС, превышающий в 1,75 раза срок прохождения военной службы (при прохождении в организациях Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований - в 1,5 раза) [13, с. 95].
В специальном издании об альтернативной гражданской службе, опубликованном управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, отмечается, что нередко различия в продолжительности службы обусловлены тем, что общие условия альтернативной службы менее обременительны, чем военной службы. Так, утверждается, что в то время, как на альтернативной службе обычно устанавливаются часы работы, на военной службе обязанности и состояние подчиненности носят постоянный характер6.
В то же время в более позднем акте - в п. 22 Аналитического доклада Управления Верховного комиссара ООН по правам человека 2017 г. - определено, что, несмотря на отсутствие в международном праве конкретных сроков допустимой продолжительности АГС, срок АГС, превышающий срок военной службы, может расцениваться как дискриминация по отношению к сознательным отказчикам от военной службы. В подобных случаях, т.е. когда срок АГС больше срока военной службы, законодатель должен мотивировать свое решение, основываясь на разумных и объективных критериях. К примеру, учитывать характер конкретной службы или необходимость специальной подготовки для прохождения службы7.
Комитет по правам человека и Специальный докладчик по вопросу о свободе религии или убеждений рекомендуют государствам сократить продолжительность АГС до продолжительности военной службы или, по крайней мере,
В резолюции Комиссии ООН по правам человека 1995/83 от 8 марта 1995 г. указано, что каждый человек вправе отказаться от военной службы и заменить ее альтернативной, что является законным способом осуществления права на свободу мысли, совести и религии. Комиссия по правам человека призвала государства ввести такое законодательство и соблюдать такую практику, чтобы характер и содержание убеждений, в силу которых совершен отказ, не влияли на отношение к отдельным людям, чтобы по отношению к сознательным отказчикам не применялась дискриминация любого характера по причине их неучастия в воинской службе. В международных актах подчеркивается, что формы альтернативной службы должны носить некомбатантный или гражданский характер, отвечать интересам не только государства, но и общества, не должны носить характер наказания [3, с. 132-138].
Подобные стандарты содержатся во всех действующих актах, изданных наиболее авторитетными международными организациями по данному вопросу.
Принятие специального нормативного акта, регулирующего порядок замены военной службы альтернативной гражданской в Российской Федерации, явилось значимым шагом в правовом обеспечении свободы совести, свободы убеждений [4, с. 50], а также конституционных гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации. Следует отметить, что Россия была первым в мире государством, которое ввело институт АГС [5, с. 147-148]. Правовая регламентация института АГС нацелена на разрешение противоречий между долгом и убеждениями, государство позволяет выполнить воинскую обязанность в сфере
, не связанной с прохождением военной службы [6].
Однако ряд положений Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. №113-Ф3 (далее - Закона «Об АГС») не соответствует сложившейся международной практике, отраженной в международных документах.
Во-первых, согласно ч. 1 ст. 4 Закона «Об АГС» граждане проходят альтернативную гражданскую службу (далее - АГС) в различных ведомственных организациях, в том числе в организациях Вооруженных Сил России, других воинских формированиях и органах в качестве гражданского персонала1. Между тем прохождение АГС в вышеназванных структурах может войти в противоречие с глубокими убеждениями отдельных лиц, которые сознательно отказались от несения военной службы из антимилитаристских, религиозных и иных убеждений.
Попытки внесения соответствующих изменений в данную норму предпринимались еще в 2000 г. В частности, ряд депутатов Государственной думы
1 Об альтернативной гражданской службе : Федер. закон от 25 июля 2002 г. №113-ФЗ // Правовой Сервер Консуль-тантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37866/ (дата обращения: 14.04.2020).
Российской Федерации (Ю. А. Рыбаков, А. Е. Баранников, Э. А. Воробьев, В. Н. Лысенко, О. В. Шеин) предлагали достаточно разумную редакцию ст. 4 ФЗ «Об АГС», которая допускала прохождение альтернативной службы на гражданских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и иных формированиях, предусматривающих приведение к Военной присяге, ношение и применение оружия, а также участие в производстве и обслуживании оружия, боевых припасов и боевой техники, исключительно с согласия гражданина, направляемого на альтернативную службу2.
Введение подобного положения помогло бы избежать ситуаций, в которых прохождение альтернативной службы сталкивается с глубокими убеждениями личности. Стоит также отметить, что со стороны Комитета по законодательству и Правового управления Государственной думы не было замечаний к данному положению, оно не было признано противоречащим законодательству или нецелесообразным.
Во-вторых, ч. 2 ст. 4 Закона «Об АГС» закреплен общий принцип, согласно которому молодые люди проходят АГС зачастую за пределами территорий субъектов Федерации, где непосредственно они постоянно проживают. Только в случае невозможности направить человека в иной регион, он остается проходить службу в субъекте места проживания [7, с. 94].
Однако эта норма создает сложности для граждан, поскольку порой сложно освоиться на новом месте, у кого-то существуют особые семейные и иные жизненные обстоятельства и т.д. Данное положение предполагает неоправданные траты из бюджета на транспортировку и предоставление жилых помещений. Также стоит учитывать тот факт, что свободное государственное или муниципальное благоустроенное жилье есть не в каждом субъекте [8, с. 79-80]. На данный момент фактически многие из тех, кому военная служба заменена на альтернативную, проходят ее именно по месту жительства.
Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным указанную норму закона исключить. Такое предложение уже поступало от ряда депутатов Государственной думы России в 2000 г., которые отмечали, что направление граждан на АГС вне места их жительства должно происходить исключительно в случаях государственной или общественной потребности, сопряженной с острой нехваткой в том или ином регионе кадров определенной профессии3. Кроме того, в п. 2 ст. 4 Закона «Об АГС» говорится о территории субъекта Федерации, где гражданин постоянно проживает, что не следует отождествлять с понятием «место жительства». Поэтому предлагаемое изменение законодательства об АГС позволит исключить приоритет направления граждан на АГС вне места жительства над направлением граждан на АГС по месту их жительства.
В-третьих, субъектами, имеющими право на замену военной службы по призыву АГС, являются граждане, которым несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию, а также граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам. Причем последние, согласно ст. 9 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», должны вести традиционный образ жизни, осуществлять традиционное хозяйствование и заниматься традиционными промыслами4.
2 Законопроект №90027856-3 «Об альтернативной гражданской службе» // СОЗД ГАС «Законотворчество» : сайт. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/90027856-3 (дата обращения: 14.04.2020).
3 Законопроект №325547-3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» (о месте и сроке прохождения альтернативной гражданской службы и порядке направления на данную службу) // Там же. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/325547-3 (дата обращения: 14.04.2020).
4 О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федер. закон от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_22928/ (дата обращения: 14.04.2020).
Целями наделения указанной категории граждан возможностью заменить военную службу на АГС является, прежде всего, обеспечение сохранности среды обитания и самобытности коренных малочисленных народов. Между тем законодатель не любому гражданину РФ, причисляющему себя к числу данной этнической общности, предоставляет возможность пройти АГС [9, с. 207]. Таким правом обладают только те, кто является представителем коренных малочисленных народов, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционным промыслом. Зачастую такие субъекты проходят АГС в оленеводческих бригадах и рыболовецких хозяйствах по месту своего жительства [10, с. 29].
Пунктами 13 и 35 постановления Правительства РФ от 28 мая 2004 г. №256 «Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы» определяется срок подачи заявления в военный комиссариат о замене военной службы АГС: за 6 месяцев до начала призыва5. Однако многие граждане еще проходят обучение в образовательных учреждениях вне регионального центра и, соответственно, по определению не могут вести традиционный образ жизни и заниматься традиционным промыслом. Для устранения отмеченного изъяна законодательства об АГС необходимо закрепить возможность подачи заявления о замене военной службы не только за 6 месяцев до начала призыва, но и непосредственно во время прохождения военной службы [11, с. 62].
В-четвертых, согласно международно-правовым документам, продолжительность АГС должна быть разумно сопоставима с продолжительностью военной службы [12]. Статья 5 Закона «Об АГС» устанавливает срок прохождения АГС, превышающий в 1,75 раза срок прохождения военной службы (при прохождении в организациях Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований - в 1,5 раза) [13, с. 95].
В специальном издании об альтернативной гражданской службе, опубликованном управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, отмечается, что нередко различия в продолжительности службы обусловлены тем, что общие условия альтернативной службы менее обременительны, чем военной службы. Так, утверждается, что в то время, как на альтернативной службе обычно устанавливаются часы работы, на военной службе обязанности и состояние подчиненности носят постоянный характер6.
В то же время в более позднем акте - в п. 22 Аналитического доклада Управления Верховного комиссара ООН по правам человека 2017 г. - определено, что, несмотря на отсутствие в международном праве конкретных сроков допустимой продолжительности АГС, срок АГС, превышающий срок военной службы, может расцениваться как дискриминация по отношению к сознательным отказчикам от военной службы. В подобных случаях, т.е. когда срок АГС больше срока военной службы, законодатель должен мотивировать свое решение, основываясь на разумных и объективных критериях. К примеру, учитывать характер конкретной службы или необходимость специальной подготовки для прохождения службы7.
Комитет по правам человека и Специальный докладчик по вопросу о свободе религии или убеждений рекомендуют государствам сократить продолжительность АГС до продолжительности военной службы или, по крайней мере,