Файл: Рецензенты доктор педагогических наук Т. С. Комарова, заведующая яслямисадом 723 Москвы Ф. И. Самсоиова Венгер Л. А. и др.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 244
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4) задания на развитие глазомера.
Желательно, чтобы при выборе игр и упражнений воспитатель использовал указанные типы заданий.
Кроме названных заданий рекомендуется два комплексных, при выполнении которых необходимо учитывать одновременно два свойства предметов: форму и цвет. В большинстве предшествующих игр и упражнений детям предлагалось целиком сосредоточиться лишь на одном свойстве предметов, отвлечься от других свойств. В раннем возрасте это действительно необходимо для полноценного усвоения представлений о каждом свойстве. Но в дальнейшем ребенок должен научиться видеть все свойства предмета, ориентироваться на любое из них или на два-три одновременно в зависимости от стоящей перед ним задачи. Выработка такого умения и является целью комплексных заданий. Той же цели служит и последовательность предлагаемых детям игр и упражнений.
Как уже говорилось выше, детей знакомят с разными свойствами предметов, чередуя их. Большая часть игр и упражнений рассчитана на работу со всей группой одновременно. Для этого требуются некоторые дополнительные материалы.
Для многих игр мы предлагаем пользоваться раздаточными фланелеграфами. Их можно легко изготовить из листа фанеры, который вставляется во фланелевый мешочек (четвертая сторона мешочка зашивается снаружи). Материал, который используется для работы с фланелеграфом, выполняется из тонкого картона или плотной бумаги, с обратной стороны подклеивается марля или замшевая бумага, чтобы материал удерживался на фланелеграфе.
Мелкие раздаточные материалы рекомендуется раскладывать на металлических или пластмассовых подносиках или тарелочках.
Для упражнений с разведением красок в воде лучше всего использовать небольшие баночки из бесцветного стекла.
Воздушные шары
Дидактическая задача. Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра - «красный», «оранжевый»,
«желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».
Материал. Демонстрационный: фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона (15X0,5 см) шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см).
Это ниточки и шарики (цв. табл. 12). Раздаточный: полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками - ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.
Руководство. Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в игру
«Воздушные шары»: «Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета». Берет один из шариков и прикладывает к ниточке того же цвета. После этого двое-трое детей по очереди «привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему, хвалит: «Вот как у Тани хорошо получилось - синий шарик привязан к синей
ниточке» и т. п.
Затем быстро раскладывается раздаточный материал (кружочки на подносиках), и ребята самостоятельно проделывают ту же работу. Воспитатель проходит по рядам и предлагает исправить допущенные ошибки.
Спрячь мышку
Дидактическая задача. Закреплять у детей представления о шести цветах.
Словарь тот же, что в предыдущем задании.
Материал. Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов (20 X 15 см), посередине белый квадрат (8X8 см), на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов- дверцы (10X10 см), большая мягкая игрушка - кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера - цветные
листы 10X8 см, белые квадраты на них 5X5 см, цветные квадраты 6 X 6 см (цв. табл. 12).
• Руководство. Воспитатель говорит детям, что они будут играть в игру
«Спрячь мышку»: «Сначала мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики (расставляет три домика на демонстрационной доске, рядом кладет шесть квадратов всех цветов). Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей-квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку». Вызывает по очереди трех детей и предлагает им «закрыть окошко» (прикалывает булавками цветные квадраты), выясняет, все ли окошки хорошо закрыты. Если кто-либо допустил ошибку, вызывает ребенка для ее исправления. «Теперь никто не видит окошки?» Достает спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей»:
«Пойду поищу, где здесь живет мышка. Дети, вы не видели мышку?» Кошка уходит, не найдя мышку.
Детям раздается по одному листочку - «мышкиному домику» (сидящим рядом следует давать листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов.
«А теперь вы спрячете своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших подносиках, квадрат такого же цвета, как домик вашей мышки».
Когда все дети выполнят задание, кошка снова «идет на охоту».
Воспитатель крадущимся шагом с кошкой в руках проходит по рядам и смотрит, у кого мышка «плохо спряталась». При этом надо дать возможность детям, которые ошиблись, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.
В конце игры подводится итог: «Все сегодня очень хорошо играли, все спрятали своих мышек, только некоторые ребята (называет имена) ошиблись
(указывает, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек».
При повторном проведении игры детям раздается по три «домика».
Сидящим рядом детям даются листочки разных цветов.
• Руководство. Воспитатель говорит детям, что они будут играть в игру
«Спрячь мышку»: «Сначала мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики (расставляет три домика на демонстрационной доске, рядом кладет шесть квадратов всех цветов). Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей-квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку». Вызывает по очереди трех детей и предлагает им «закрыть окошко» (прикалывает булавками цветные квадраты), выясняет, все ли окошки хорошо закрыты. Если кто-либо допустил ошибку, вызывает ребенка для ее исправления. «Теперь никто не видит окошки?» Достает спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей»:
«Пойду поищу, где здесь живет мышка. Дети, вы не видели мышку?» Кошка уходит, не найдя мышку.
Детям раздается по одному листочку - «мышкиному домику» (сидящим рядом следует давать листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов.
«А теперь вы спрячете своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших подносиках, квадрат такого же цвета, как домик вашей мышки».
Когда все дети выполнят задание, кошка снова «идет на охоту».
Воспитатель крадущимся шагом с кошкой в руках проходит по рядам и смотрит, у кого мышка «плохо спряталась». При этом надо дать возможность детям, которые ошиблись, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.
В конце игры подводится итог: «Все сегодня очень хорошо играли, все спрятали своих мышек, только некоторые ребята (называет имена) ошиблись
(указывает, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек».
При повторном проведении игры детям раздается по три «домика».
Сидящим рядом детям даются листочки разных цветов.
Подбери по цвету
Вариант 1
Дидактическая задача. Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).
Материал. У каждого ребенка карточка (30X 20 см), разделенная на шесть клеток (10 X Ю см) разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек - по одному каждого цвета (цв. табл. 13).
Руководство. Воспитатель: «Дети, мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Что это? (Показывает синюю машину.) Правильно, машина. А это - что?
(Показывает красную.) Правильно, тоже машина. А чем они отличаются? (Держит машины рядом.)» Если дети затрудняются в ответах, воспитатель помогает. «Они совсем одинаковые? А в чем разница? Правильно, одна из них синяя, а другая -
красная, они отличаются по цвету». Так же выясняются цвета остальных игрушек.
«А теперь подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна». Прикладывает поочередно красную машину к красной и синей клеточке и спрашивает детей, на какой из них машина «спряталась». То же проделывает с синей машиной.
Дети выполняют задание, воспитатель проверяет и оценивает результат работы.
Вариант 2
Дидактическая задача. Та же, что и в первом варианте.
Материал. Кукла. Раздаточный: те же карточки-«коврики», по две игрушки- силуэта каждого цвета, в том числе одинаковые игрушки разных цветов и разные игрушки одного цвета (цв. табл. 13). Кроме картона, следует использовать и другие материалы (плотную ткань, пластмассу, пластилин и т.д.).
Руководство. Воспитатель напоминает детям, что они уже один раз играли в игру «Подбери по цвету»: «Сегодня у вас такие же коврики, только больше игрушек, которые надо спрятать. На каждой клеточке спрячется по две игрушки.
Подберите сначала красные игрушки и положите на красную клеточку, потом - оранжевые и так все остальные. Когда вы закончите, мы с куклой Таней посмотрим, как вы подобрали игрушки».
В конце игры кукла Таня объясняет: «Сегодня вы подбирали игрушки по цвету, хотя они были совсем разные и из разного материала. Все очень хорошо играли, только сначала некоторые ребята ошибались, но потом они тоже все сделали правильно».
Вариант 3
Дидактическая задача. Та же, что в первом и втором варианте игры, только используются не предметные игрушки, а геометрические формы.
Материал. Кукла. Раздаточный: карточки-«коврики», по две-три геометрические фигуры каждого цвета разной формы, величины (используются разные материалы).
Руководство. Воспитатель: «Дети, сегодня мы опять будем играть в игру
«Подбери по цвету», только я вам раздала не игрушки, а фигурки разной формы.
Разложите их по клеточкам коврика так, чтобы их не было видно. У вас есть по две фигурки одинакового цвета, на такую же клеточку вы их положите. Есть и по три фигурки одного цвета, значит, на такой же клеточке их нужно положить рядом. А теперь начинайте раскладывать, а мы с куклой Таней будем смотреть, что у вас получится».
Кукла Таня подводит итог.
Лебедушка*
4
Дидактическая задача. Дать детям представление о том, что цвет-признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.
Закреплять названия цветов спектра.
4
* Здесь и далее игры, помеченные звездочкой, взяты из книги: Дидактические игры и
Материал. Разноцветные кружки (диаметр 2 см), черный лист бумаги, кисточка, салфетка для клея на каждого ребенка. Баночка с клеем на каждый стол.
Руководство. Воспитатель раздает детям материалы для аппликации. Затем читает народную песенку «Лебедушка»:
Вдоль по реченьке лебедушка плывет, Выше бережка головушку несет,
Белым крылышком помахивает, На траву водичку стряхивает.
Прослушав песенку, дети выполняют аппликацию: наклеивают кружки синего, белого, зеленого цветов на бумагу черного цвета.
Воспитатель объясняет, что лебедушка белая, реченька синяя, травка зеленая, показывает детям рисунок, иллюстрирующий прочитанный поэтический текст. «Мы сейчас с вами тоже сделаем интересную картинку,- говорит воспитатель,- будем наклеивать кружки такого цвета, о котором говорится в песенке (показывает образец). Речка, травушка, лебедушка обозначены у нас кружками разного цвета. Подумайте и скажите, какого цвета бывает речка.
Правильно, синяя. Поэтому мы сделаем ее из кружков синего цвета. Посмотрите
(показывает образец), кружочки наклеены в ряд, получилась дорожка из синих кружочков - это речка, «по реченьке лебедушка плывет». Кто скажет, какого она цвета? Правильно, белая - «белым крылышком помахивает». Белый кружочек положим над дорожкой-речкой вот так (показывает). Кто скажет, какого цвета надо взять кружочки для травки? Правильно, зеленые (показывает, что кружочки зеленого цвета надо положить под кружочками синего цвета)».
После объяснения воспитателя дети самостоятельно выполняют задание.
Взрослый предлагает еще раз посмотреть на образец, правильно разложить все кружки на бумаге и наклеить их.
Примечание. Чтобы у детей не закреплялась однозначная связь цвета с определенным предметом, при повторном проведении упражнения необходимо менять предметы. Так, если синий цвет обозначает в данном случае речку, то в другом он может обозначать василек и т. п. упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников /Под ред. Л. А. Венгера. - М.. 1978
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 16
Живое домино*
Дидактическая задача. Продолжать знакомство детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.
Материал. Ленты шести цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый).
Руководство. Воспитатель повязывает детям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребенка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпадал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.
Игра может быть повторена два-три раза со сменой лент.
Окраска воды
Вариант 1
Дидактическая задача. Формировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте. Словарь: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».
Материал. Две большие банки - на одной светло-красная наклейка, на второй - темно-красная. У каждого ребенка по две баночки, наполненные до половины водой, красная гуашь, кисть, банка с водой для полоскания кисти, тряпочка.
Руководство. Воспитатель: «Мы сегодня будем красить воду, у нас получится красная вода разных оттенков. Вода в баночках бесцветная, а мы ее сделаем цветной. На каждом столике есть красная краска, и все вы сможете покрасить воду в баночках. Смотрите, как я буду красить воду: я беру на кисть краску, макаю кисть до половины, теперь прополаскиваю ее в одной баночке. У меня получилась светло-красная водичка. А в другую баночку я положу побольше краски: обмакну кисть полностью в краску, промою, еще раз наберу краску и снова промою в той же баночке. Видите, получилась тоже красная вода, но уже темная. Теперь я прополощу кисть в чистой воде и промокну ее о тряпочку.
Все возьмите кисточки, макните их в краску до половины и промойте в первой баночке. Какая вода у вас получилась? Правильно, светло-красная». Так же последовательно диктуется способ получения темно-красной воды.
Затем дети по двое подходят с баночками к столу воспитателя и ставят сначала светло-красную, потом темно-красную воду, называя, какая из них светлее, какая темнее. Воспитатель сливает воду в соответствующие большие банки.
На прогулке зимой вода переливается в металлические формочки и в дальнейшем цветной лед используется для украшения участка.
Вариант 2
Дидактическая задача. Та же, что в первом варианте. Словарь тот же, но добавляется слово «оттенок».
Материал. Раздаточный: тот же, что в первом варианте, но теперь детям раздаются краски шести цветов. Каждый ребенок получает одну из них.
Руководство. Воспитатель напоминает детям, как они окрашивали воду в красный цвет: «А сегодня мы будем красить воду в самые разные цвета, и каждого цвета вы сделаете по два оттенка - светлый и темный. Кто помнит, сколько надо набрать краски на кисточку, чтобы вода получилась светлая?
Правильно, до середины кисточки. У кого краска желтая, надо набрать побольше, а то вода покрасится совсем незаметно». Дети окрашивают воду в светлые тона разных цветов. После этого вспоминают, как получается вода темного оттенка, и все делают темную воду.
Воспитатель обращается к детям: «У нас получилась красивая разноцветная вода разных оттенков - светлого и темного. Принесите баночки со светлой
водой и поставьте на стол слева. Теперь вернитесь к своим столам и принесите
темную воду. Поставьте ее на стол справа».
Вода сливается в соответствии с цветом и оттенком в металлические формочки или более крупную посуду (в этом случае лед нужно будет расколоть на мелкие кусочки).