Файл: Рецензенты доктор педагогических наук Т. С. Комарова, заведующая яслямисадом 723 Москвы Ф. И. Самсоиова Венгер Л. А. и др.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эта игра-упражнение в течение зимы может повторяться несколько раз.
Украсим елочку*
Дидактическая задача. Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов), подбирать их по слову, обозначающему цвет.
Материал. Планшет (30X 50 см) с графическим изображением елочки, силуэтные изображения игрушек (по два оттенка каждого цвета спектра) из цветной бумаги (цв. табл. 14).
Руководство. Детям раздают силуэтные изображения елочных игрушек. На мольберт ставится планшет с изображением елочки. «Дети,- говорит воспитатель,- совсем недавно, на новогоднем празднике в детском саду, все вы весело танцевали вокруг красивой, нарядной елки, украшенной разноцветными игрушками.
Деду Морозу, который был на нашем празднике, очень понравилось, как вы рассказывали стихи, пели песни. Когда Дед Мороз уходил, он просил передать вам эту маленькую елочку. Давайте украсим ее разноцветными игрушками. У каждого из вас - игрушки определенных цветов. Я буду называть какой-нибудь цвет, и те из вас, у кого есть игрушка такого цвета, подойдет к елочке и повесит на нее. Сначала повесим на елочку красные игрушки». Дети, у которых есть красные игрушки, украшают ими елку. Остальные ребята наблюдают, правильно ли выполняется задание. За красными игрушками на елочку вешаются оранжевые, желтые, зеленые, синие, фиолетовые.
Затем все вместе любуются нарядной елочкой и по просьбе воспитателя называют цвета игрушек, висящих на ней.
У кого какое платье?
Дидактическая задача. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.
Материал. Демонстрационный: куклы, одетые в платья разных цветов
(могут быть использованы все имеющиеся в группе куклы, одетые в однотонные платья).
Руководство. Воспитатель: «Сегодня мы посмотрим, какого цвета платья у наших кукол. Я буду показывать вам куклу, а вы - говорить, какого цвета у нее платье». Воспитатель показывает по одной кукле и поочередно опрашивает детей, уточняя и исправляя их ответы. Обращает внимание детей на то, что один и тот же цвет имеет разные оттенки.
ФОРМА
Какие бывают фигуры?
Вариант 1
Дидактическая задача. Познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называть их).
Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные круги и квадраты. Раздаточный: круги и квадраты из картона разных цветов - по три фигуры каждой формы для каждого ребенка (в конвертах).
Руководство. Воспитатель: «К нам в гости пришла кукла Таня. Она что-то принесла. Давайте посмотрим, что у нее в корзиночке. (Взрослый достает из корзиночки пакет, а из пакета вынимает красные и синие круги и квадраты.)
Оказывается, она принесла нам разные фигуры. Вот это, дети, круг. Я обведу его пальцем, вот так. А теперь ко мне подойдет Лена и покажет кукле Тане, как надо обводить пальчиком круг. Правильно, Лена, садись. Давайте все вместе нарисуем пальчиками в воздухе кружок». Все делают нужное движение. При необходимости воспитатель вызывает ребенка, не справившегося с заданием, и предлагает выполнить движение одновременно с остальными детьми, помогает ребенку.
«Как называется эта фигура? Правильно, это круг. А вот это - квадрат. Я тоже обведу его пальцем, только теперь у меня палец двигается вот так: прямо, потом угол, - палец повернул вниз, снова повернул, и снова угол - палец пошел вверх. Теперь все вместе покажем пальчиком в воздухе квадрат». Далее воспитатель попеременно показывает картонные фигуры (круги и квадраты) и спрашивает их название у отдельных детей.
«А теперь достаньте фигурки из своих конвертов и разложите их на две группы: в одной квадраты, в другой круги». Если кто-нибудь ошибается, воспитатель предлагает обвести фигуру пальцем по контуру.
Кукла Таня хвалит детей, правильно выполнивших задание.
Вариант 2
Дидактическая задача. Познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат - треугольник, квадрат - прямоугольник, круг - овал.
Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал. Раздаточный: по две фигуры каждой формы меньшего размера.
Руководство. Как и на предыдущем занятии, используется игровой прием
(кукла приносит фигуры). Воспитатель показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке - треугольник. Опять проводится обследование формы путем обведения контура фигуры пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям отобрать треугольники и сложить их вместе.
Затем сопоставляет квадрат с прямоугольником, дошкольники обводят фигуры пальцем, выясняют, что прямоугольник похож на квадрат, но длиннее.
Дети складывают вместе сначала квадраты, потом прямоугольники.
Аналогично проводится сопоставление овала с уже знакомым кругом.
Подбери фигуру
Дидактическая задача. Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу.
Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.
Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках (рис. 26).
Руководство. Воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показывает овал, тоже обводит его пальцем: «А это какая форма?» То же самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах.
Неточные и ошибочные ответы детей воспитатель исправляет.
«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали с нарисованными». Педагог просит детей обводить пальцем
каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на начерченную фигуру и только при полном совпадении - класть.
В конце занятия воспитатель подводит итог: «Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник».
Подбери по форме
Дидактическая задача. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.
Материал. Демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм. Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур
- по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).
Руководство. Дошкольникам раздают на подносах фигуры и карточки.
Воспитатель: «Дети, мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура?»
(Показывает круг, вызывает отдельных детей для ответа.) Далее этот вопрос повторяется с показом других фигур в следующем порядке: овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
«Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести фигуры пальцем, найти и исправить ошибку.
Кому какая форма!
Вариант 1
Дидактическая задача. Учить детей группировать геометрические фигуры
(овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
Материал. Большие мишка и матрешка. Раздаточный: по три круга и овала разных цветов и размеров, по два небольших подноса для каждого ребенка.
В конце занятия воспитатель подводит итог: «Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник».
Подбери по форме
Дидактическая задача. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.
Материал. Демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм. Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур
- по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).
Руководство. Дошкольникам раздают на подносах фигуры и карточки.
Воспитатель: «Дети, мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура?»
(Показывает круг, вызывает отдельных детей для ответа.) Далее этот вопрос повторяется с показом других фигур в следующем порядке: овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
«Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести фигуры пальцем, найти и исправить ошибку.
Кому какая форма!
Вариант 1
Дидактическая задача. Учить детей группировать геометрические фигуры
(овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
Материал. Большие мишка и матрешка. Раздаточный: по три круга и овала разных цветов и размеров, по два небольших подноса для каждого ребенка.
Руководство. Воспитатель демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры фигур пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос -матрешке, все овалы на другой - мишке»,-говорит педагог. Взрослый наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.
В конце занятия воспитатель подводит итог: «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка - заберет круги домой. Принесите подносы с кругами и отдайте их матрешке-маме. Теперь вернитесь к своим столикам и принесите подносы с овалами, отдадим их мише- папе. Молодцы, теперь мишка и матрешка с вами прощаются».
Вариант2
Дидактическая задача. Учить детей группировать геометрические фигуры
(квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
Материал. Матрешка, мишка, кукла. Раздаточный: по три квадрата, прямоугольника и треугольника разных цветов и размеров, три подносика на каждого ребенка.
Руководство. Воспитатель: «Давайте вспомним, как называются эти фигуры». Показывает детям поочередно квадрат, прямоугольник, треугольник.
Предлагает их назвать, найти у себя по одной такой же фигуре и обвести ее пальцем.
«А теперь каждый положит на поднос для матрешки три фигуры одинаковой формы, кто какой хочет. Все сделали? А для мишки - фигуры другой формы. А для куклы-- оставшиеся фигуры третьей формы. Молодцы. Сейчас все дети аккуратно возьмут подносики для матрешки и принесут ей. Какие фигуры ты дал матрешке? А ты?
Теперь принесите подносики для мишки. Смотрите, у мишки есть и квадраты, и прямоугольники, и треугольники.
У вас остались подносики для куклы, принесите их».
С детьми, которые на один поднос положили разные фигуры, воспитатель работает дополнительно, используя приемы обведения контура и прикладывания.
Найди предмет такой же формы
Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), по три-четыре предмета каждой из этих форм, обруч.
Руководство. Дети сидят на стульчиках полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические фигуры, на втором - предметы.
Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой формы, какую я покажу, а название этой формы скажет тот ребенок, которого он выберет».
Педагог катит обруч к ребенку (первым следует выбирать наиболее смышленого воспитанника). Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы.
Найденный предмет высоко поднимается; если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Вызванный ребенок выбирает кого-либо из сидящих, который говорит, что этот предмет круглой формы. Предмет перекладывают рядом с кругом. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.
Что лежит в мешочке!*
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о форме, упражнять в соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом
М а те риал. Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал); мешочек с предметами разной формы: деревянные шарики, яйца, бочонки, мячики, желуди, шишки; ягоды, фрукты, овощи (круглой и овальной формы); пуговицы (квадратной и треугольной формы)
Руководство. Дети сидят полукругом перед столом воспитателя. На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Мешочек находится у воспитателя. Дошкольники по очереди вынимают походному предмету из мешочка, называют его, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с плоскостной геометрической фигурой, обводя пальцем поочередно то и другое: «Это яйцо, оно овальной формы». Кладет яйцо рядом с геометрической фигурой - овалом. Постепенно дети располагают все предметы на столе рядом с определенной фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить их количество.
Игра заканчивается после того, как все предметы раскладываются на столе против соответствующей формы.
Геометрическое лото
Дидактическая задача. Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Игра отличается от предыдущей тем, что на этот раз дети действуют не с реальными предметами, а с их изображениями, подбирая рисунки к соответствующим образцам на глаз, без внешних приемов обследования.
Материал. Пять карточек с изображением геометрических фигур: по одному кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по пять карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратной (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной
(портфель, конверт, книга, домино, картина).
Руководство. В игре принимает участие пять детей. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы.
Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная,
прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.
ВЕЛИЧИНА
Три квадрата
Дидактическая задача. Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», «маленький», «средний»,
«больше», «меньше», «самый большой», «самый маленький».
Материал.
Демонстрационный: три квадрата разной величины, фланелеграф. Раздаточный: у каждого ребенка три квадрата разной величины, фланелеграф.
Руководство. Воспитатель: «Дети, у меня есть квадраты, вот такие
(показывает). Этот - самый большой, этот - поменьше, а этот - самый маленький
(показывает каждый из них). А теперь вы покажите свои самые большие квадраты
(дети поднимают и/показывают их), положите. Теперь поднимите средние. Теперь
самые маленькие». (Если кто-либо из воспитанников ошибается, педагог предлагает исправить ошибку, привлекая к этому и других детей.) Чтобы нагляднее представить различия в величине квадратов, взрослый прикладывает их один к другому.
Далее воспитатель предлагает детям построить из квадратов башню.
Показывает, как это делается,- помещает на фланелеграф снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте и вы такую башню на своих фланелеграфах»,- говорит воспитатель. У ребенка, который плохо справляется с заданием, спрашивает: «Какой квадрат нужно положить первым?
Правильно, большой, потом какой?» и т. д.
Воспитатель оценивает несколько работ.
Башни остаются на фланелеграфах.
ВЕЛИЧИНА
Три квадрата
Дидактическая задача. Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», «маленький», «средний»,
«больше», «меньше», «самый большой», «самый маленький».
Материал.
Демонстрационный: три квадрата разной величины, фланелеграф. Раздаточный: у каждого ребенка три квадрата разной величины, фланелеграф.
Руководство. Воспитатель: «Дети, у меня есть квадраты, вот такие
(показывает). Этот - самый большой, этот - поменьше, а этот - самый маленький
(показывает каждый из них). А теперь вы покажите свои самые большие квадраты
(дети поднимают и/показывают их), положите. Теперь поднимите средние. Теперь
самые маленькие». (Если кто-либо из воспитанников ошибается, педагог предлагает исправить ошибку, привлекая к этому и других детей.) Чтобы нагляднее представить различия в величине квадратов, взрослый прикладывает их один к другому.
Далее воспитатель предлагает детям построить из квадратов башню.
Показывает, как это делается,- помещает на фланелеграф снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте и вы такую башню на своих фланелеграфах»,- говорит воспитатель. У ребенка, который плохо справляется с заданием, спрашивает: «Какой квадрат нужно положить первым?
Правильно, большой, потом какой?» и т. д.
Воспитатель оценивает несколько работ.
Башни остаются на фланелеграфах.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 16