Файл: Особенности сенсорного развития детей раннего.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

41
Таблица 1
1   2   3   4


Сводная таблица результатов констатирующего исследования

Ф. И. ребенка
Номер задания
Общий балл
Уровень сенсорного развития
1 2
3 4
5 1
Родион А.
2 3
3 3
2 13
Средний
2
Злата Б.
3 3
2 3
2 13
Средний
3
Анна Б.
3 2
3 2
2 12
Средний
4
Анастасия Г.
3 2
3 3
2 13
Средний
5
Анна Г.
3 3
3 3
3 15
Высокий
6
Давид Д.
3 3
2 2
2 12
Средний
7
Артем Е.
3 2
3 3
2 13
Средний
8
Валентина Е.
2 2
3 2
2 11
Средний
9
Анна Ж.
3 3
2 3
2 13
Средний
10
Андрей К.
3 2
3 2
2 12
Средний
11
Влад К.
3 3
2 3
2 13
Средний
12
Полина К.
3 3
3 3
3 15
Высокий
13
Виктория К.
3 2
3 3
2 13
Средний
14
Костя К.
3 3
2 3
2 13
Средний
15
Варя П.
3 3
3 3
3 15
Высокий
16
София П.
3 3
3 3
3 15
Высокий
17
Анастасия К.
3 3
3 3
2 14 средний
18
Иван С.
3 2
3 3
3 14
Средний
19
Карина С.
3 3
3 3
2 14
Средний
20
Дмитрий Я.
3 2
2 2
2 11
Средний

42
Проанализировав полученные результаты, нам удалось установить уровень сенсорного развития исследуемых детей. В данной группе у 16 детей
(80%) определяется средний уровень сенсорного развития, у 4 детей (20%) – высокий уровень сенсорного развития. Данные представлены на рисунке1.
Рисунок 2.1 - Процентное соотношение уровней сенсорного развития детей на констатирующем этапе исследования
Детей с низким уровнем сенсорного развития в данной группе выявлено не было. Это может быть результатом той воспитательной работы, которую проводят воспитатели и психолог с детьми данной группы с начала учебного года в детском саду. Однако у большинства детей определяется средний уровень, что является показанием для продолжения их сенсорного развития среди этих детей.
Для того чтобы определить, какие задания вызвали наименьшие, а какие наибольшие трудности, мы определили процентное соотношение баллов, набранное детьми за каждое задание. Результаты представлены на рисунке 2.
20%
80%
0%
Уровень сенсорного развития в исследуемой группе
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Рисунок 1– Процентное соотношение уровней сенсорного развития детей на констатирующем этапе исследования

43 задание 1 задание 2 задание 3 задание 4 задание 5 4 балла
0 0
0 0
0 3 балла
90%
60%
70%
75%
25%
2 балла
10%
40%
30%
25%
75%
1 балл
0 0
0 0
0 10%
40%
30%
25%
75%
90%
60%
70%
75%
25%
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
Н
аз
ван
ие
о
си
Процентное распределение баллов за каждое задание
Анализируя эти данные, можно сделать следующие выводы:
1.
Ни один ребенок не набрал максимальное количество баллов (4 балла) ни по одному заданию. То есть ни одно задание не было выполнено ребёнком самостоятельно, без помощи взрослого. С одной стороны, это говорит о недостаточно высоком уровне сенсорного развития детей данной группы. С другой стороны, подтверждает ту информацию из теоретических источников, которая говорит о том, что в раннем возрасте предметная деятельность детей осуществляется совместно с ситуативно-деловым общением с взрослыми.
2.
Ни один ребенок не получил минимальное количество баллов (1 балл) ни по одному заданию. Это еще раз подтверждает сделанный нами ранее вывод о преобладании среднего уровня сенсорного развития среди детей данной группы.
3.
Опираясь на полученные данные можно определить, какие задания были для детей наиболее легкими, а какие наиболее сложными. Мы
Рисунок 2 – Процентное распределение баллов за каждое задание


44 распределили задания в порядке увеличения сложности (от самого легкого, до самого сложного):

Задание № 1 «Группировка игрушек по форме»

Задание № 4 «Собери цветок и назови цвета лепестков»

Задание № 3 «Сложи разрезную картинку из 3 частей»

Задание № 2 «Разбери и сложи матрешку из 4 частей»

Задание № 5 «Из чего это сделано?».
Таким образом, дети лучше справлялись с заданием на определение цвета и формы предметов, а сложности возникали с целостным восприятием изображения на рисунке и ориентировке на величину объектов. Наибольшую сложность вызвало задание на формирование навыков тактильного обследования предметов. Эти данные могут быть как следствием преобладания у детей визуального восприятия над тактильным, а также недостаточной сформированностью сенсорных эталонов, вследствие чего дети просто не знали, как описать свои ощущения.
4.
Выполняя задание № 1, 90% детей справились с предложенным заданием, но только после обучения экспериментатором. 10% детей даже после обучения не ориентировались на образец-эталон, раскладывали предметы по коробочкам без учета их формы.
5.
При выполнении задания № 2 60% детей продемонстрировали свое понимание цели задания, стремление к конечному результату, заинтересованность, однако справились с заданием тоже только после обучения и подсказок экспериментатора. 40% детей производили хаотичные действия с матрешками, не ориентировались на их размер, даже после обучения не проявляли интереса к выполнению задания.
6.
В процессе выполнения задания № 3 70% детей активно участвовали, пытались соединить части картинки методом проб и ошибок; после обучения справились с заданием; проявляли положительную эмоциональную реакцию в связи с этим. 30% детей так и не пришли к

45 конечному результату; действовали хаотично, не понимали, что нужно из частей собрать целую картинку.
7.
Задание № 4 было понятно и интересно 75% детей. Они собирали цветок по образцу, однако возникали трудности с указанием цвета лепестков. Хотя, когда экспериментатор сам называл цвет, дети указывали на нужный лепесток. 25% детей не проявили интереса к данному заданию, не пытались собрать цветок. В процессе обучения понимали суть задания, но самостоятельно не стремились его выполнить.
8.
Задание № 5 оказалось самым трудным из всех предложенных к выполнению. 25 % детей смогли справиться с ним только после обучения, хотя проявляли большой интерес к новым предметам. 75 % детей взаимодействовали с предметами только в процессе обучения, а после не проявляли желания самостоятельных действий. Не называли качества предметов.
Полученные в процессе эмпирического исследования данные помогли нам определить уровень актуального сенсорного развития в исследуемой группе детей раннего возраста, а также составить программу для дальнейшей работы в этой группе.
2.2 Организация психолого-педагогической работы, направленной
на реализацию условий сенсорного развития детей раннего
возраста
Данные, полученные нами в результате проведения констатирующей диагностики детей, выявили потребность в организации работы по сенсорному развитию детей данной группы, формировании у них представлений об основных сенсорных эталонах.
В процессе изучения теоретической литературы по данной теме нами было установлено, что одними из основных психолого-педагогических условий необходимых для сенсорного развития детей раннего возраста


46 являются: проведение развивающих занятий, включающих в себя дидактические игры и упражнения и обогащение развивающей предметно- пространственной среды дидактическим материалами.
Для выполнения первого психолого-педагогического условия сенсорного развития, нами была разработана и апробирована программа занятий с детьми раннего возраста. Картотека заданий представлена в приложении А.
Цель программы: повышение уровня сенсорного развития у детей раннего возраста.
Задача программы: формирование у детей раннего возраста представлений о системе сенсорных эталонов (цвета, формы, величины);
Основные принципы:

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей раннего возраста.

Принцип учета ведущей деятельности детей раннего возраста.

Принцип системности и последовательности.

Принцип повторения и закрепления умений и навыков.
Ожидаемый результат:
1.
Дети научатся различать и называть основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый)
2.
Дети научатся различать и называть некоторые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)
3.
Дети научатся собирать разрезные картинки из трех-четырех частей.
Методы: дидактические игры; рассматривание дидактических пособий и предметов; представление способов взаимодействия с предметами.
Формы работы: групповая (по 2-3 ребенка) и индивидуальная.
Сроки реализации программы: продолжительность программы 2 месяца. Программа предусматривает 16 занятий 2 раза в неделю по 8-10 минут.

47
Программа по работе с детьми раннего возраста составлялись с учётом методических рекомендаций таких исследователей как Э.Г. Пилюгина,
Ю.М. Хохракова, Г.А. Широкова, Е.А. Янушко.
Занятия, направленные на формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, включали в себя:
1. Соотнесение однородных предметов по цвету. «Разноцветные палочки», «Разложи по коробочкам», «Бабочки на цветочках».
2. Выбор предмета по цвету из четырех предложенных.
3. Чередование однородных предметов разных цветов. «Бусы для куколки»
Во всех играх на изучение эталонов цвета вначале происходила демонстрация предметов различных цветов взрослым, назывались цвета, сопоставлялись и накладывались друг на друга предметы одного цвета и разных цветов, чтобы закрепить у детей представление о схожих и различных цветах. Затем детям предлагалось самостоятельно рассмотреть предметы и выполнить задания.
Занятия, направленные на формирование представлений о сенсорных эталонах формы, на умения различать основные геометрические формы:
1.
Проталкивание предметов различной формы в соответствующие им отверстия. «Сортировочный куб».
2.
Раскладывание однородных предметов по форме. «Подбери пару», «Разложи фигуры по домикам».
Во время занятий ребенку предлагалось обследовать предметы различной формы своими руками и совместно с руками взрослого, обвести пальцами отверстия и углубления, накладывать предметы друг на друга.
Занятия, направленные на формирование представлений о величине предметов, включали в себя:
1.
Нанизывание различных по величине колец пирамидки на стержень. «Собери пирамидку», «Сначала большие, потом маленькие»,
«Сначала маленькие, потом большие».


48 2.
Раскладывание однородных предметов по величине. «Разложи большие и маленькие шарики в две коробки», «Положи большой кубик в большую коробку, а меленький - в меленькую коробку», «Разложи пуговицы».
3.
Раскладывание разнородных предметов по размету. «Собери игрушки в две коробки».
4.
Складывание трехсоставной матрешки.
При проведении игр происходил непосредственный показ различий предметов взрослым, назывались слова «большой», «маленький», «больше»,
«меньше», проводилось наложение предметов друг на друга. Затем детям предлагалось обследовать предметы самостоятельно и выполнить задания.
Игры на формирование целостного восприятия изображения:
1.
Собрать разрезные картинки из двух, трех, четырех частей.
2.
Собрать мозаику по образцу
При выполнении данных заданий детям вначале показывалась собранная картинка, внимательно рассматривалась вместе со взрослым, заострялось внимание на ярких деталях изображения. Затем ребенку предлагалось разобрать картинку и собрать снова. При необходимости взрослый оказывал необходимую помощь.
При проведении занятий большое внимание уделялось эмоциональному состоянию ребенка, его вовлеченности в процесс игры и заинтересованности в результате. В начале проведения занятий от детей не требовалось четкое следование инструкциям, а поощрялось стремление ребенка к самостоятельному изучению предложенного дидактического материала.
При первой демонстрации предметов вначале не назывались их цвет, форма, величина. Обращалось внимание на то, что предметы отличаются.
Например, говорилось: «Посмотрите дети, как много разных кубиков. Саша возьми любой кубик, Дима возьми еще один. Катя возьми такой кубик как у
Саши».

49
Для привлечения интереса детей к играм использовались куклы и игрушки. Например, при сортировке предметов по размету говорилось:
«Смотрите дети как у мишки много шариков. Мишка соберет все маленькие в эту коробку, а вы все большие в другую коробку». Этот метод применялся при проведении различного вида игр и заданий.
Развитие восприятия тесно связано с творческой деятельностью. Для закрепления и совершенствования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, размера с детьми проводились занятия по рисованию карандашами и красками («Нарисуем солнышко», «Нарисуем домик»,
«Нарисуем человечка» и т.д.), а также лепка из пластилина простых форм
(палочка, кружочек, шарик). В процессе таких занятий акцентировалось внимание детей на различных цветах карандашей и красок, закреплялись ассоциации предметов с цветом (солнышко желтое, травка зеленая и т.д.) и с формой (солнышко круглое, крыша треугольная и т.д.).
В качестве примера проведения занятия рассмотрим игру
«Разноцветные палочки».
Цель: сформировать у детей представление о сенсорных эталонах цвета.
Дидактическая задача: научить детей различать 4 основных цвета
(красный, желтый, синий, зеленый) и группировать предметы по цвету.
Игровая задача: разложить перемешанные разноцветные палочки по цветам.
Оборудование: деревянные палочки 4 цветов (по пять палочек каждого цвета), четыре коробочки соответствующих цветов, игрушка мишка (любая, которая интересна ребенку).
Игровые правила: ребенку нужно распределить цветные палочки по соответствующим коробочкам.
Форма занятия индивидуальная с одним ребенком.
Время занятия 8 – 10 минут.
Ход занятия: