ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12 положения Л.С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста [1].
Согласно этой классификации, ранний возраст определяется от 1 до 3 лет и вместе с младенчеством, которое ему предшествует, составляет эпоху раннего детства. Ранний возраст относительно стабильный период в детском развитии, находящийся между кризисами 1 года и кризисом 3 лет.
Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметно- орудийная (операционно-техническая сфера). По мнению Д.Б. Эльконина это
«действие с предметом в соответствии с приданной ему общественной функцией и общественно выработанным способом его использования» [30, с.
315 - 316]. А.Н. Леонтьев считает, что ведущей является «деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития» [14, с. 514].
К новообразованиям данного периода можно отнести формирование речи, появления местоимения «я», стремление к самостоятельной деятельности как у взрослых и появлению чувства гордости за свои достижения.
Социальная ситуация развития характеризуется появлением относительной самостоятельности в действиях и передвижении, стремлении исследовать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Взрослых людей дети раннего возраста воспринимают уже не как посредника между ним и миром, а как помощника.
Завершается период раннего возраста кризисом 3 лет «Я - сам». Этот кризис характеризуется стремлением ребенка доказать и отстоять свою самостоятельность. Дети становятся упрямыми в достижении своих целей, негативно настроенными к взрослым, которые пытаются их контролировать.
Дети проявляют строптивость и своеволие, стремление к деспотизму.
Рассмотрим подробнее некоторые характерные особенности данного возрастного периода.
13
Период раннего детского возраста является наиболее интенсивным с точки зрения темпов психического и физического развития. Чем меньше ребенок, тем быстрее это развитие происходит.
Это время совершенствование функций всех органов и систем организма.
Е.О. Смирнова и Л.Н. Галигузова отмечают, что дети раннего возраста отличаются слабостью и малоподвижностью нервной деятельности[22]. Из-за низкого предела работоспособности нервных клеток коры головного мозга дети первого и второго года жизни склонны к быстрой утомляемости.
Однако уже 1,5 – 2 годам выносливость нервной системы повышается, увеличивается продолжительность периодов бодрствования от 4 до 5 часов.
Описывая нервную систему детей третьего года жизни, Е.О. Смирнова указывает на то, что: «вследствие повышенной возбудимости подкорковых структур, несовершенства и слабости регулирующей функции коры головного мозга поведение ребенка раннего возраста отличается ярко выраженной эмоциональностью» [23, с. 36]. Однако к концу раннего возраста происходит совершенствование деятельности нервной системы, и происходит усиление ее регулирующей функции, поведение детей носит более целенаправленный и сосредоточенный характер, они учатся сдерживать некоторые свои эмоциональные реакции и поведение.
Огромное влияние на развитие детей раннего возраста оказывает формирование второй сигнальной системы (система речевых сигналов). На третьем году жизни активно развивается долгосрочная память, за счет чего происходит увеличение словарного запаса. Многие исследователи замечают, что дети, хорошо владеющие речью более активны и инициативны в процессе игровой деятельности, лучше понимают указания взрослых, сопоставляют слова и действия. В ходе специальных исследований была доказана прямая взаимосвязь развития речи и развития мелкой моторики.
По мнению И.П. Афанасьева «источником познания ребенка является чувственный опыт» [7]. Исходя из этого, главной задачей в раннем возрасте
14 является формирование и пополнение знаний и представлений ребенка о свойствах окружающих его предметах.
На первом году жизни ребенок не может передвигаться самостоятельно, а также самостоятельно выбирать предметы для разглядывания и изучения. Он находится в полной зависимости от ухаживающих за ним взрослых. Если взрослые не уделяют должного внимания его сенсорному развитию, не помещают в поле его зрения различных предметов, не дают возможности потрогать, попробовать на вкус что-то новое, яркое, интересное, то ребенок начинает испытывать так называемый «сенсорный голод», ведущий к замедлению или даже нарушению его развития. Основной задачей взрослых для сенсорного развития в этот период жизни ребенка является предоставление как можно более разнообразных сигналов для его органов чувств (яркие картинки и игрушки, мелодичные звуки, песенки, ткани и вещи различной фактуры, теплые и прохладные предметы и т.д.). В этот момент происходит знакомство ребенка с многообразием окружающего мира, возникновение познавательной заинтересованности, стимуляция и созревание его чувствительности, складываются сенсомоторные предэталоны, которые станут основой для дальнейшего сенсорного развития.
На втором и третьем году жизни происходит дальнейшее накопление индивидуального сенсорного опыта ребенка, хотя готовности к усвоению сенсорных эталонов еще не формируется. Основной задачей для родителей и воспитателей становится знакомство ребенка с основными шестью цветами, основными геометрическими формами (круг, квадрат, овал, прямоугольник).
Важно обращать внимание ребенка на то, что у каждого предмета есть несколько свойств (форма, цвет, размер). Сенсорные способности ребенка проявляются в умении сортировать предметы по форме, собирать пирамидку, складывать простые пазлы из 2-3 деталей. Максимальное сенсорное развитие характеризуется сортировкой разнородных предметов по цвету [31].
15
В конце раннего возраста ребенок начинает понимать, что форма, цвет и качество предметов являются постоянными характеристиками, которые следует учитывать при работе с предметом. При правильном развитии в конце 3 года у ребенка формируется основа, фундамент сенсорного развития, затем будет происходить освоение сенсорных эталонов и сенсорной культуры общества.
На протяжении всего периода раннего возраста двигательная активность ребенка совершенствуется и усложняется. Способность ходить открывает перед ребенком новые возможности по взаимодействию с окружающим миром. Вначале неуверенные, некоординированные движения приобретают более целенаправленный и организованный характер. Дети учатся не только двигаться самостоятельно (ходить, бегать, прыгать, танцевать и пр.), но и перемещать окружающие предметы (доставать, толкать перед собой, возить за веревочку, подбрасывать, ловить и т.д.). Все это непосредственным образом влияет на совершенствование их сенсорного восприятия. Е.О. Смирнова утверждает: «Двигательная активность играет важную роль в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности» [23, с. 38].
Дети раннего возраста формируют свои действия и переживания исходя из того, что происходит в данный конкретный момент времени, только это имеет для них первостепенное значение. Дети не могут относиться к чему-то равнодушно и отстраненно, все окружающее вызывает у них сильный эмоциональный отклик. Так же им тяжело долго фокусировать свое внимание на чем-либо, и новое более сильное впечатление способно сразу же отвлечь ребенка от предыдущего занятия.
Е.О. Смирнова отмечает, что в этом возрасте у детей проявляется так называемый
«предметный фетишизм», когда ребенок старается взаимодействовать со всеми вещами, появляющимися в поле его зрения
16
(коробочки хочет открыть, по лестнице идти, в колокольчик позвонить и т.д.)
[23].
Ситуативно-деловой характер носит общение ребенка с окружающими людьми. А процесс мышления ребенка приобретает наглядно-действенную форму. Таким образом, только при непосредственном контакте с людьми и предметами ребенок получает представление о них. В зависимости от данной конкретной ситуации легко меняется и настроение ребенка (например, плачет, когда обидели, но тут же радуется, если дали игрушку). Детей легко отвлечь, переключив их внимание на что-то другое. В процессе взросления восприятие детей носит все менее ситуативный характер, эмоции становятся относительно стабильными.
Особая роль в психическом развитии детей раннего возраста принадлежит предметной деятельности как ведущей в раннем возрасте.
Проблема ведущей деятельности изучалась многими исследователями, среди которых А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и др.
Л.Н. Галигузова дает следующее определение: «Ведущей называется такая деятельность, в рамках которой происходят основные психологические изменения в личности ребенка, возникают и дифференцируются другие виды деятельности, формируются или перестраиваются отдельные психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени развития» [10, с. 60].
Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность. В процессе ее осуществления дети изучают окружающие их предметы с помощью своих органов чувств, усваивают исторически сложившиеся эталоны действия с предметами.
Развитие предметной деятельности проходит поэтапно:
1.
Этап неспецифических манипуляций
(ориентировочно- исследовательский). Вначале ребенок взаимодействует со всеми попавшими в его руки предметами одинаково: ощупывает, осматривает, пробует на вкус,
17 трясет и стучит и т.д. Ребенок не знает об индивидуальных свойствах этих предметах, и такими действиями изучает их различия.
2.
Этап специфических манипуляций. С 8-9 месяцев ребенок начинает замечать самые явные свойства предметов и использовать их: гремит погремушкой, катает мячик, в коробку складывает, бумагу рвет и пр.
Действия носят соотносящий характер, то есть ребенок начинает использовать несколько предметов одновременно (ставить кубики друг на друга, вкладывать один предмет в другой и т.д.).
3.
Этап функционального действия (1год – 1 год и 3 мес.). Ребенок использует предметы так, как показал ему взрослый (есть ложкой, расчёсываться расческой, укачивать и кормить игрушки, «разговаривать» по телефону, «читать» книжки и т.д.). Действия эти нося подражательный характер. Ребенок копирует действия взрослого, не понимая до конца их смысл. Например, для того чтобы расчесаться ребенок хочет взять непременно ту расческу, что до этого использовал взрослый. При этом, не обращая внимания, какой стороной ее нужно использовать.
4.
Этап собственно предметной деятельности
(орудийные действия). Этот этап начинается на втором году жизни, когда ребенок начинает понимать, для каких действий используются различные предметы, для чего они предназначены [23].
Д.Б. Эльконин отмечал, что «на предмете не написаны ни его общественная функция, ни способ его рационального использования». Для понимания всего этого ребенку нужна совместная деятельность с взрослым, которая в последствие трансформируется в самостоятельную деятельность.
Взрослый человек на своем примере показывает, для каких целей служат те или иные предметы, как правильно с ними обращаться, какие существуют общепринятые эталоны их использования. В процессе общения с взрослыми, а также получая свой собственный непосредственный опыт взаимодействия с предметами, ребенок формирует образ действия с предметом, что служит залогом формирования предметно-орудийного действия. Это не бездумное
18 копирование движений взрослого, а целенаправленное самостоятельное действие с предметом, для достижения своих целей, с учетом функций и свойств предметов.
Стоит отметить, что даже когда знания ребенка достаточны, для самостоятельного выполнения той или иной манипуляции, он все еще нуждается в одобрении и подтверждении правильности своих действий.
Ребенок в такие моменты смотрит за реакцией взрослых, даже может задавать вопросы («Так?», «Как?»), чтобы получить подтверждение. И только полностью освоив предметное действие, со временем перестает это делать.
И.В. Шаповаленко указывает на то, что, по его мнению, вызывает сложность в процессе овладения предметно-орудийными действиями:
«Ребенок должен научиться действовать не «в логике руки», когда предмет используется как естественное ее продолжение, а «в логике самого орудия», т. е. нужно приспособить движение руки к специфическим свойствам предмета» [29, с. 183].
Так же И.В. Шаповаленко акцентирует внимание на том, какое значение для психического развития детей раннего возраста играют полифункциональные предметы, т. е. предметы, которые в разных играх могут выполнять разные функции. Так палка может быть и ножом, и ложкой и пистолетом в зависимости от желания и воображения ребенка, а камень может быть конфеткой или машинкой и т.д. Не имея жестких рамок использования, такие предметы развивают фантазию ребенка, его перцептивные способности. В отечественной и зарубежной литературе взаимодействие с полифункциональными предметами называется замещающими (символическими) действиями. Появление у ребенка способности к таким действиям говорит о становлении знаковой функции сознания и является результатом правильного развития психики ребенка.
Замещающие действия – это предпосылки для развития игровой деятельности.
19
В конце раннего возраста ребенок начинает понимать, что форма, цвет и качество предметов являются постоянными характеристиками, которые следует учитывать при работе с предметом. При правильном развитии к концу 3 года у ребенка формируется основа, фундамент сенсорного развития, затем будет происходить освоение сенсорных эталонов и сенсорной культуры общества.
При соблюдении принципов систематичности и последовательности сенсорного развития детей раннего возраста, происходит формирование следующих способностей:
1.
Выделение и учет основных характеристик предметов и явления.
2.
Группировка предметов по образцу.
3.
Соотношение разнородных предметов по основным характеристикам при выборе из четырех разных видов.
4.
Распознавание предметов и явлений в разнообразных цветовых гаммах, имеющих характерный цвет (лист, яблоко, банан и т.д.), при различной величине (лиса и лисенок, собака и щенок).
5.
Обозначение различных предметов в соответствии с их характерными сенсорными признаками.
6.
Использование
«опредмеченных» слов-заменителей для обозначения основных характеристик: формы (кирпич, мяч, шар, яйцо, крыша, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыпленок, небо) и т.д.
7.
Подбор предметов необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (бруски загружает в машину).
8.
Активное использование общепринятых названий цвета, часто без соотнесения на конкретный предмет (желтым цветом обозначает предмет и красного, и зеленого цвета) [13].
Внутри предметной деятельности можно отдельно выделить игровую и продуктивную деятельность (рисование, конструирование и пр.).
Игра для ребенка — это не только веселое времяпрепровождение, но и возможность «примерить» на себя роль взрослого, отработать действия
20 взрослых на безопасных предметах – игрушках, расширить свои практические возможности. Значение игровой деятельности, по мнению Е.О.
Смирновой заключается в том, что:
1.
Игра выступает фактором социального взаимодействия ребенка,
2.
Игра стимулирует речь и навыки общения ребенка,
3.
В процессе игры ребенок учится понимать чувства других людей, сопереживать им,
4.
Играя, ребенок приобретает новый сенсорный опыт,
5.
Формируется наглядно-образное мышление,
6.
Развивается воображение [22].
Так же, как и в предметной деятельности, в становлении игровой деятельности выделяют несколько этапов.
На первом году жизни, когда ребенок начинает понимать назначение предметов, начинает формироваться предметная (процессуальная) игра. Она характеризуется многократным повторением уже знакомых для ребенка действий с предметами, а также подражанием взрослых (например,
«говорит» по телефону). Вначале такие игры кратковременные, происходят по инициативе взрослых и быстро заканчиваются без их участия. Со временем увеличивается и длительность, и сложность игры. Ребенок укачивает не только куклу, но и другие игрушки и даже взрослых, кормит куклу не только с ложки, но и с чашки, тарелки и т.д.
На втором году жизни дети используют предметы-заместители в своих играх. Сначала ребенок использует предметы-заместители под влиянием взрослых, а в самостоятельных играх использует реальные предметы, но со временем и сам учится замещать имеющиеся предметы на нужные для конкретной игры (кормит игрушки не едой, а кубиком, «звонит» не по телефону, а по палочке). Иногда замещающий предмет отсутствует вовсе
(пустая ладошка вместо конфетки).
На третьем году жизни игровая деятельность усложняется. Ребенок может долгое время играть самостоятельно, без подсказок и помощи
21 взрослых. Ребенок начинает планировать последовательность своих действий, например, перед тем как покормить куклу, вначале «приготовит» еду, помешает ложкой, а затем поднесет ложку к кукле. И.В. Шаповаленко говорит о таком феномене как «роль в действии», когда ребенок подражает действиям конкретного взрослого, но, не понимая этого. И только когда его спрашивают, этого ли человека он изображает, ребенок осознает это и соглашается. Например, девочка готовит еду. На вопрос: «Ты готовишь кушать как мама, да?» она отвечает: «Да, я мама». Такое поведение можно рассматривать как начало формирования сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра начинает складываться во второй половине третьего года жизни ребенка [22]. Это сложный процесс, когда ребенок в процессе игры начинает осознанно примерять на себя роль взрослого, отождествлять с ним свои действия. Ребенок называет себя мамой, папой, продавцом магазина, шофером и т. д., и не только действиями, но и фразами подражает взрослым. Для успешной реализации сюжетно-ролевой игры ребенку раннего возраста необходимы помощь и участие взрослых. Именно взрослый направляет действия ребенка, подсказывает, делает игру разнообразной и все более сложной, а также подбирает нужные игрушки и предметы для игрового процесса. От того насколько заинтересованы и вовлечены взрослые будут в игровой процесс зависит степь освоения ребенком ролевой игры и смыслов человеческой деятельности.
На развитие восприятия и формирование творческих способностей ребенка влияет не только игровая, но еще и продуктивная деятельность. Для детей раннего возраста таковой является рисование, лепка, конструирование.
Как и игра, этот вид деятельности не возможен без участия взрослых. На первых порах именно взрослый является инициатором и организатором продуктивной деятельности. Взрослый знакомит ребенка с карандашами, красками, другими материалами, показывает, как с ними обращаться. Это первое знакомство с творчеством невозможно переоценить. Появление новых сенсорных впечатлений, стимулирование органов чувств, совершенствование