Файл: Введение Теоретические основы взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 32842
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 3
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА
ФИО ребенка, возраст Власов Александр Викторович, 5 лет
Дата заполнения 20.02.2023
Характер нарушения | В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения | |
Агрессивность | Физическая | Ломает игрушки, рвет книжки, толкает сверстника, кусается, плюется. |
Скрытая | Щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый | |
Вербальная | Ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова | |
В виде угрозы | Замахивается, но не ударяет, пугает других | |
В мимике | Сжимает губы, краснеет, сжимает кулаки | |
Как реакция ограничения | Сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное действие | |
Направленная на себя | щиплет себя, просит себя стукнуть еще раз | |
Вспыльчивость | В физических действиях | Неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, плюнуть |
В речи | Может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово | |
Негативизм | В физических действиях | Делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру |
И отказы | Отказывается даже от интересной деятельности | |
Вебальный | Говорит часто слова «не хочу или не буду», нет | |
Демонстративность | В движениях | Отворачивается спиной, утрирует движения на занятиях |
Как ориентация на собственное состояние и поведение | Стремится обратить внимание на себя в ущерб организации занятий, делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих | |
Обидчивость (эмоциональная неустойчивость) | Как реакция на припятствие | Обижается при проигрыше в игре |
В мимике | Недовольное выражение лица, плачет | |
В реакции на оценку других | Болезненно реагирует на замечания, болезненно реагирует на повышенный тон голоса. | |
Конфликтность | Активная или реактивная | Сам провоцирует конфликт, отвечает конфликтно на конфликтные действия других |
Вследствие эгоцентризма | Не учитывает желаний и интересов сверстников | |
Как недостаточность опыта | Совместной деятельности, взаимоотношений | |
Вследствии трудности переключения | Не уступает игрушек | |
Эмоциональная отгороженность | Как центробежные тенденции | Когда все дети вместе, стремится уединиться |
И эмоциональная поглащенность деятельностью | Входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих | |
И особенности речевого поведения | Не использует речь как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику | |
Как псевдоглухота | Не выполняет просьбу хотя слышит и понимает содержание требований, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную | |
Особенности зрительного контакта | Избегает смотреть в лицо собеседнику. | |
Дурашливость | Реакция на замечание | Реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении |
В физических действиях и мимике | Дурачится, передразнивает в движениях | |
Нерешительность | В социальных отношениях с другими | Избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх. |
Проявляется в речи | Использует слова: «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает ответ | |
В физических действиях | Боится прыгнуть с возвышения | |
Реакция на новизну | В ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции, в новой ситуации менее вариативное поведение, чем привычной | |
Страхи | Конкретные | Страх пылесоса, собаки, темноты, порывов ветра |
Реакция на новизну | Боится входить в новое помещение | |
Социальные | Страх новых людей в новой ситуации, страх публичного выступления, страх остаться одному | |
Тревога | В мимике | Блуждающий, отстраненный взгляд |
В речи | В речи | |
В движениях | В движениях | |
Во взаимоотношениях с другими | Спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому | |
Скованность | В движениях | Двигательно скован |
В речи | Запинается в речи | |
Реакция на новизну | Реакция на новизну | |
Заторможенность | В познавательной деятельности | Не знает, чем заняться |
В зрительном восприятии | Бездеятельно смотрит по сторонам | |
В речи | Говорит слишком тихо | |
Время реакции | Темп действий замедлен, при выполнении действий по сигналу запаздывает | |
Эгоцентричность | Как отношение к себе | Считает, что все игрушки, все конфеты для него |
Во взаимоотношениях | Считает, что все игрушки, все конфеты для него | |
В речи | Часто использует местоимение «Я» | |
Избегание умственных усилий | В условиях свободной деятельности | Не смотрит мультики |
На организованных занятиях | Быстро устает от доступного возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу) | |
Дефицит внимания | Сосредоточенность | Смотрит по сторонам на занятии |
В речи | Приходится словесно повторять задание по несколько раз, требуется сочетание слова с показом способа действия | |
Двигательная расторможенность | Особенности планирования действий | Поспешно планирует собственные действия |
Избыточный темп и количество действий | Темп действий убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений), действует раньше сигнала | |
Длительность сдерживания гиперактивности | Встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят | |
Длительность овладения состоянием | Быстро возбуждается и медленно успокаивается | |
Речевая расторможенность | Громкость речи | Говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса |
Темп речи | емп речи убыстрен, речь взахлеб | |
В социальных отношениях | Переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого |
Приложение 4
Результаты диагностической работы с детьми и родителями по проблемам семейного воспитания.
№ | Название методики, описание. | Выявленная проблема | Семьи воспитанников | Рекомендации по работе с семьей |
1 | Опросник «Сознательное родительство» | Выялены ошибки в родительских установкок и ожиданий, позиций воспитания, ответственности и стиля семейного воспитания. | Средний уровень осознанности родительства у тестируемых. | Провести беседы, родительские встречи на тему родительства и помочь разобраться в данной теме. |
2 | Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) (Э.Г.Эйдемиллер) | Позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений в исследовании проблемных семей, где есть дети с акцентуациями характера и отклонениями в поведении. | Причины неправильного воспитания весьма различны. Это неопределенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще – низкая педагогическая культура родителей. А так же нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. | Провести беседы, родительские встречи на тему семейных взаимоотношений. |
3 | Методики Сакович Н.А. «Сказка "Птенец" | Отношение к самому себе | В основном у детей преобладает заниженная самооценка. | Ребенок должен быть уверен в том что его любят независимо от успехов и неудач, и не сравнивают с другими. |
4 | Рисуночный тест «Кактус» | Отношение к критике | Большинство детей относятся к критике отрицательно. | Объяснить ребенку, что каждый человек ошибается и правильная критика в его адрес, только может помочь ему в совершенствовании себя и того что он деляет. |
5 | методика «Изучение отношения к трудовым поручениям» (Г.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной) | Отношение к деятельности | У детей повышенный уровень сформированности трудовых умений. | Чаще поощрять ребенка за исполненные поручения. Никогда не делать за ребенка то, что он может сделать сам. |
Приложение 5
Акт посещения семьи.
АКТ посещения семьи.
1. Дата обследования: 21.02.2023г.
2. Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего: Коковин Арсений Александрович
3. Возраст, год рождения, место рождения: Арсений 5 лет, 10.07.2017 г.р., г. Краснодар
4. Адрес, телефон: ст. Новониколаевская, т. 89951987343
5. Сведения о родителях (имеет одного (обоих) из родителей, место жительства родителей, возраст, занимаемая должность или занятие, место работы, стаж работы, доходы (доходы указываются в рублях за предшествующий месяц на основании справки с места работы), состоят ли в браке):
Отец – Коковин Александр Викторович, 10.03.1991 г.р., монтажник, стаж работы 7 лет.
Мать – Коковина Дарья Юрьевна, 23.10.1990 г.р., безработная.
Родители состоят в браке.
6. Участие каждого из родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего: Родители ненадлежащим образом выполняют обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего: не обеспечивают необходимой одеждой, не контролируют занятость ребенка в свободное время.
7. Сведения о несовершеннолетнем:
Режим дня дома не соблюдается, условия проживания неудовлетворительные: минимальный запас продуктов питания, в комнате грязно. У ребенка имеется спальное место. Отсутствуют игрушки в соответствии с возрастом.
Уход за несовершеннолетним родители осуществляют ненадлежащим образом.
Состояние здоровья несовершеннолетнего: Арсений часто болеет простудными заболеваниями.
Арсений посещает дошкольное учреждение.
8. Взаимоотношения несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи: между Арсением и родителями отсутствуют доверительные отношения, характерна эмоциональная отчуждённость, недопонимание. Отец часто ругает ребенка, присутствуют телесные наказания.
9. Проживают в съемной квартире 3 человека, родители с несовершеннолетним.
10. Общая площадь жилого помещения и вид благоустройства (водопровод, канализация, газ и др.): Общая площадь – 30 м.кв., жилая – 15 м.кв. Жильё благоустроенное, состоит из 1-й комнаты, кухни.
11. В какой помощи нуждается несовершеннолетний (семья):
- проводить консультирование родителей по вопросам воспитания, взаимоотношения с сыном (педагог-психолог, педагог социальный);
- осуществлять просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям (педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних);
- проводить работу, направленную на формирование гигиенических навыков (воспитатель, врач-педиатр);
- психологической: осуществлять просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья несовершеннолетней (педагог-психолог);
- проводить коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений (педагог- психолог, педагог социальный);
- материальной: помочь в подаче документов на социальную помощь.
12. Выводы и мотивированное заключение с указанием целесообразной помощи несовершеннолетнему:
Родители ненадлежащим образом занимаются воспитанием и содержанием ребенка, в доме беспорядок, минимальный запас продуктов питания. Необходимо рассмотреть на заседании Совета по профилактике вопрос о целесообразности признания несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.
Воспитатель
Руководитель детского сада.
Приложение 6
План работы с родителями (лицами, их заменяющими) на месяц с согласованием его с сотрудниками ДОУ.
Февраль | |||
1. | Выставка творческих детских работ «Мой любимый папа». | Привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми. | Воспитатели |
2. | Проект «Российские войска» | Совместное изготовление стенгазеты для группы, формирование патриотических чувств. | Воспитатели |
3. | Праздник «День защитника отечества» | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, улучшение детско- родительских отношений. | Музыкальный руководитель, воспитатели |
4. | Родительское собрание «Вперёд, только вперёд | Педагогическое просвящение родителей в вопросах подготовки к школьному обучению, повышение педагогической компетентности родителей. | Воспитатель, Психолог |
Приложение 7
Индивидуальная консультация.
Памятка «Правила проведения консультаций для родителей»
Памятка «Правила проведения консультаций для родителей»
Какой бы вид консультации ни выбрал воспитатель,
следует придерживаться некоторых правил:
- консультация должна запомниться;
- должно заставить задуматься;
- настроить родителей на позитивный, конструктивный лад;
- информационный блок должен быть хорошо подготовлен;
- уважайте свое время и время родителей – консультация не должна затягиваться.
Основные этапы подготовки родительского собрания:
-
Анкетирование родителей по теме консультации. -
Приглашение каждой семье. Приглашения раздаются за неделю до консультации. -
Изготовление оригинальных памяток с советами на
тему консультации.
-
Распределение обязанностей по подготовке консультации. -
Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они ещё не знают друг друга.
Основные этапы проведения консультации:
1. Выступление короткое, эмоциональное.
2. Дискуссия. Важно, чтобы ведущий не затягивал беседу, не просил обязательно всех присутствующих высказать своё мнение по вопросу, а спрашивал ни более 2-3-х человек.
3. Не следует упрекать и поучать родителей.
4. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их имён.
5. Обратная связь. Чтобы узнать, насколько темы и содержания родительских собраний отвечают требованиям семьи, родителям можно предложить анкету.
Секреты успешности консультации:
-
Перед началом собрания «оставить за дверью» плохое настроение. -
Положить перед собой список с именами и отчествами родителей. -
Определить регламент консультации, не более 1,5 часов. -
Поблагодарить всех, кто нашёл время прийти. -
Тема консультации должна учитывать возрастные особенности детей. -
Консультация должна носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д. -
Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга. -
Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора. -
Дать почувствовать родителям Ваше уважение к ним. -
Не забывать про правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее. -
Дать понять родителям, что вы хорошо понимаете, как тяжело ребёнку учиться. -
Консультация не должна заниматься обсуждением и осуждением личности учащегося. -
Доведите до родителей мысль, что плохой ученик не означает «плохой человек». -
Постараться понять родителей. Важно чтобы родители уходили с консультации с верой в своего ребёнка, положительно настроенный и с ощущением, что если у его ребёнка какие-либо сложности, то он сможет ему помочь. -
А также, следует помнить, что безусловная любовь не зависит, ни от внешности ребенка, ни от его достоинств и недостатков, ни от его способностей, ни от сегодняшнего поведения.