Файл: Введение Теоретические основы взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 32889
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
положительных эмоций у депрессивных детей;
-Провоцируйте расстройства поведения и эмоций у ребенка для отреагирования, преодоления состояния «здесь и теперь» в специально организованных игровых ситуациях;
-Используйте стратегию на положительное подкрепление, хвалите демонстративного или дурашливого ребенка за реальные, а не предполагаемые результаты в игре или иной деятельности;
-Используйте стратегию на отрицательное подкрепление, если поведение ребенка опасно для окружающих и здоровья ребенка;
-Стремитесь использовать занимательную игровую форму, чувство юмора, иронии и сарказма: 1) Для отреагирования состояния, когда поведение и взаимодействие с ребенком провоцирует у вас состояние агрессии; 2) Для косвенной оценки оппозиционно-вызывающего и иного особенного и нарушенного поведению ребенка.
Один из важных принципов технологии реализации современных образовательных программ является совместное с родителями воспитание и
развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.
Диагностика, предваряющая взаимодействие педагога с семьей дошкольника направлена на:
1.Определение педагогических интересов родителей, их потребностей в сотрудничестве с педагогами ДОУ.
2.Изучение особенностей семейного воспитания, проблем конкретных родителей в воспитании детей.
3.Изучение благополучия детско-родительских отношений, основных проблем в воспитании дошкольников.
Первичная педагогическая диагностика представляет собой комплекс методов, включающий наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезок времени, беседа с родителями «Мой ребенок», беседа с родителями «Наша семья и ребенок».
В ходе наблюдений за общением родителей с ребенком в утренний и вечерний отрезок времени воспитатель может обратить внимание на следующие показатели:
Возникающие трудности, конфликты, их причины, пути выхода из затруднительных ситуаций. Эти проявления взрослого и ребенка может дать воспитателю общую картину их взаимоотношений, поможет понять родительскую тактику воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы. Лучшему осознанию особенностей понимания родителями своих детей, проблем семейного воспитания будут способствовать беседа и анкетирование родителей.
Правила посещения семей на дому
Прежде чем нанести первый визит в семью воспитанника необходимо:
1. Провести предварительную работу, изучить имеющиеся о ребёнке материалы: диагностические данные, детские рисунки, побеседовать с педагогом-психологом и социальным педагогом. В результате этого воспитатель будет иметь общее представление о семье.
2. Уточнить с родителями день и время домашнего визита.
3. Продумать содержание домашнего визита, составить план: о чем спросить, какие вопросы уточнить у родителей; на что обратить особое внимание (стиль общения, наличие игрушек и библиотеки); предложить родителям охарактеризовать своего ребенка, чтобы узнать, как они понимают и воспринимают его, каковы его интересы; по какому вопросу поговорить целенаправленно, дать советы, небольшую консультацию, подготовившись к ней; по необходимости обучить родителей каким-либо конкретным умениям (например, как играть с детьми в настольно-печатную игру, как провести беседу с ребенком о прочитанном произведении, о просмотренной детской передаче).
4. Провести домашний визит в соответствии с планом. При этом визит не должен длиться более 30-40 мин. Проводится он тактично, корректно.
5. После домашнего визита делается соответствующая запись в специальной тетради, при необходимости – составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребёнка.
6. При повторных домашних визитах необходимо обратить внимание на выполнение ранее предложенных рекомендаций, сообщить информацию об успехах в развитии и воспитании ребенка; если возникает потребность – обозначить проблемы, провести беседу или консультацию.
Важно!!!
Возьмите с собой работы ребенка, портфолио.
Не говорите только сами, дайте возможность членам семьи рассказать о своем ребенке, задать вопросы.
Говоря о ребенке, старайтесь больше хвалить его.
Умейте наблюдать! Наблюдение фактов дает богатую информацию для оценки внутрисемейной ситуации, в которой воспитывается ребенок, и формулирования выводов.
Не торопитесь с выводами о благополучии семьи, судя по внешнему материальному благополучию. Важно выявить психологический климат в семье, детско-родительские отношения, кто занимается воспитанием ребенка, какой образ жизни ведет семья, как проводит досуг.
Помните!!!
Важно помнить, что, посещая семью, воспитатели проводят работу по ее изучению. Поэтому, как положительные, так и отрицательные проявления представляют собой определенную ценность для понимания микроклимата, в котором воспитывается ребенок. Любой приём педагога в семье не должен повлиять на отношение педагогов к нему, семье, а полученная информация должна носить строго конфиденциальный характер и не разглашаться.
3. Методические особенности организации взаимодействия ДОУ и семьи
Планирование групповых консультаций для родителей
Цель: помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей, средств и методов воспитания; ознакомление с общими закономерностями развития детей; повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение их навыкам общения, разрешение конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского поведения.
Задачи: можно классифицировать, исходя из особенностей каждого из периодов развития ребенка и круга тех проблем, которые он должен решать на каждом этапе самостоятельно.
• изменение психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности ребенка
• диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей
• широкое использование педагогических возможностей самих родителей (права и обязанности, интересы и возможности родителей)
• организация психолого-педагогической помощи семье
• использование активных форм общения с родителями, развивающие педагогические умения, навыки семейного общения, психолого-педагогическую зоркость
Время проведения: 2 раза в месяц
Продолжительность:1-1,5 часа в вечернее время
Результативность: в результате анкетирование, специфическими эффектами является повышение их сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.
Актуальность работы с родителями в том, что родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Бывает, что причины трудностей в общении кроются в позиции самих родителей. Некоторые из них допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть, исправлять, а иногда просто не замечать их, свалить на влияние социума. Большое влияние на развитие ребенка имеет и стиль общения с родителями, факт принятия его в семье как личности способной на саморазвитие.
Конспект групповой консультации на тему: «Конфликты в семье и их влияние на развитие личности ребёнка».
Описание проблемы: По результатам проводимой диагностики для родителей было выявлено, что в 3 семьях прослеживается высокая степень конфликтности, наблюдается открытое выражение гнева, агрессии и конфликтное взаимоотношение между членами семьи.
Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отрицательных свойств личности.
В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы.
Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенкаи может послужить причиной различных асоциальных проявлений.
Поэтому в работе с такими семьями, воспитатель должен показать причины, приводящие к обострению отношений, консолидировать взаимоотношения супругов, прежде всего на основе интересов ребенка, познакомить с основными способами снятия конфликтов в семье, а также по их предупреждению. Именно на это и направлена данная консультация, целью которой является формирование представлений у родителей о негативном влиянии конфликтов в семье на развитие личности ребенка.
Целевая группа: 3 конфликтных семьи.
Вид консультации: групповая.
Тип консультации: психологический.
Место и время проведения консультации: актовый зал, время выбирается совместно с родителями.
Материалы для проведения консультации: памятки и рекомендации для родителей.
План проведения консультации
Перечень вопросов:
1.Вступительная часть.
2. Что же такое конфликт, семейный конфликт?
3. Типы конфликтных семей.
4. Причины семейных конфликтов.
5. Типы конфликтов в зависимости от их разрешения.
6. Ребенок участник семейного конфликта. Влияние семейного конфликта на развитие личности ребёнка.
7. Способы снятия конфликта в семье.
8. Заключительная часть.
«Все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастна по-своему». Л. Н. Толстой
1.Вступительная часть
Семья – древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство. Ее уникальность состоит в том, что в ее рамках несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.
-Провоцируйте расстройства поведения и эмоций у ребенка для отреагирования, преодоления состояния «здесь и теперь» в специально организованных игровых ситуациях;
-Используйте стратегию на положительное подкрепление, хвалите демонстративного или дурашливого ребенка за реальные, а не предполагаемые результаты в игре или иной деятельности;
-Используйте стратегию на отрицательное подкрепление, если поведение ребенка опасно для окружающих и здоровья ребенка;
-Стремитесь использовать занимательную игровую форму, чувство юмора, иронии и сарказма: 1) Для отреагирования состояния, когда поведение и взаимодействие с ребенком провоцирует у вас состояние агрессии; 2) Для косвенной оценки оппозиционно-вызывающего и иного особенного и нарушенного поведению ребенка.
-
Проведение диагностической работы с детьми и родителями по проблемам семейного воспитания (Приложение 4)
Один из важных принципов технологии реализации современных образовательных программ является совместное с родителями воспитание и
развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.
Диагностика, предваряющая взаимодействие педагога с семьей дошкольника направлена на:
1.Определение педагогических интересов родителей, их потребностей в сотрудничестве с педагогами ДОУ.
2.Изучение особенностей семейного воспитания, проблем конкретных родителей в воспитании детей.
3.Изучение благополучия детско-родительских отношений, основных проблем в воспитании дошкольников.
Первичная педагогическая диагностика представляет собой комплекс методов, включающий наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезок времени, беседа с родителями «Мой ребенок», беседа с родителями «Наша семья и ребенок».
В ходе наблюдений за общением родителей с ребенком в утренний и вечерний отрезок времени воспитатель может обратить внимание на следующие показатели:
-
Эмоциональный настрой взрослого и ребенка на общение (ребенок встречается с близкими радостно, спокойно, равнодушно, с нежеланием, раздраженно) -
Эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенком - взрослый вступает в общение с удовольствием, спокойно, с нежеланием, раздраженно ·Особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении (сотрудничают, умеют договориться; не взаимодействуют, каждый занимается «своим делом»; конфликтуют, не могут прийти к общему решению). -
Особенности воспитательной тактики родителя - при затруднениях взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромиссы. -
Типичная позиция, которую занимает каждый в общении - Лидер (указывает, направляет, заставляет, оценивает), Партнер (советуется, сочувствует, напоминает, интересуется, согласовывает), Отстраненный (выслушивает, отвлекается, молчит, задает формальные вопросы) или др.
Возникающие трудности, конфликты, их причины, пути выхода из затруднительных ситуаций. Эти проявления взрослого и ребенка может дать воспитателю общую картину их взаимоотношений, поможет понять родительскую тактику воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы. Лучшему осознанию особенностей понимания родителями своих детей, проблем семейного воспитания будут способствовать беседа и анкетирование родителей.
-
Посещение семьи, оформление протокола (Приложение 5)
Правила посещения семей на дому
Прежде чем нанести первый визит в семью воспитанника необходимо:
1. Провести предварительную работу, изучить имеющиеся о ребёнке материалы: диагностические данные, детские рисунки, побеседовать с педагогом-психологом и социальным педагогом. В результате этого воспитатель будет иметь общее представление о семье.
2. Уточнить с родителями день и время домашнего визита.
3. Продумать содержание домашнего визита, составить план: о чем спросить, какие вопросы уточнить у родителей; на что обратить особое внимание (стиль общения, наличие игрушек и библиотеки); предложить родителям охарактеризовать своего ребенка, чтобы узнать, как они понимают и воспринимают его, каковы его интересы; по какому вопросу поговорить целенаправленно, дать советы, небольшую консультацию, подготовившись к ней; по необходимости обучить родителей каким-либо конкретным умениям (например, как играть с детьми в настольно-печатную игру, как провести беседу с ребенком о прочитанном произведении, о просмотренной детской передаче).
4. Провести домашний визит в соответствии с планом. При этом визит не должен длиться более 30-40 мин. Проводится он тактично, корректно.
5. После домашнего визита делается соответствующая запись в специальной тетради, при необходимости – составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребёнка.
6. При повторных домашних визитах необходимо обратить внимание на выполнение ранее предложенных рекомендаций, сообщить информацию об успехах в развитии и воспитании ребенка; если возникает потребность – обозначить проблемы, провести беседу или консультацию.
Важно!!!
Возьмите с собой работы ребенка, портфолио.
Не говорите только сами, дайте возможность членам семьи рассказать о своем ребенке, задать вопросы.
Говоря о ребенке, старайтесь больше хвалить его.
Умейте наблюдать! Наблюдение фактов дает богатую информацию для оценки внутрисемейной ситуации, в которой воспитывается ребенок, и формулирования выводов.
Не торопитесь с выводами о благополучии семьи, судя по внешнему материальному благополучию. Важно выявить психологический климат в семье, детско-родительские отношения, кто занимается воспитанием ребенка, какой образ жизни ведет семья, как проводит досуг.
Помните!!!
Важно помнить, что, посещая семью, воспитатели проводят работу по ее изучению. Поэтому, как положительные, так и отрицательные проявления представляют собой определенную ценность для понимания микроклимата, в котором воспитывается ребенок. Любой приём педагога в семье не должен повлиять на отношение педагогов к нему, семье, а полученная информация должна носить строго конфиденциальный характер и не разглашаться.
3. Методические особенности организации взаимодействия ДОУ и семьи
-
Разработка, организация и проведение конспекта групповой консультации для родителей, тематика, которой определена выявленными проблемами семьи
Планирование групповых консультаций для родителей
Цель: помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей, средств и методов воспитания; ознакомление с общими закономерностями развития детей; повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение их навыкам общения, разрешение конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского поведения.
Задачи: можно классифицировать, исходя из особенностей каждого из периодов развития ребенка и круга тех проблем, которые он должен решать на каждом этапе самостоятельно.
• изменение психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности ребенка
• диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей
• широкое использование педагогических возможностей самих родителей (права и обязанности, интересы и возможности родителей)
• организация психолого-педагогической помощи семье
• использование активных форм общения с родителями, развивающие педагогические умения, навыки семейного общения, психолого-педагогическую зоркость
Время проведения: 2 раза в месяц
Продолжительность:1-1,5 часа в вечернее время
Результативность: в результате анкетирование, специфическими эффектами является повышение их сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.
Актуальность работы с родителями в том, что родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Бывает, что причины трудностей в общении кроются в позиции самих родителей. Некоторые из них допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть, исправлять, а иногда просто не замечать их, свалить на влияние социума. Большое влияние на развитие ребенка имеет и стиль общения с родителями, факт принятия его в семье как личности способной на саморазвитие.
Конспект групповой консультации на тему: «Конфликты в семье и их влияние на развитие личности ребёнка».
Описание проблемы: По результатам проводимой диагностики для родителей было выявлено, что в 3 семьях прослеживается высокая степень конфликтности, наблюдается открытое выражение гнева, агрессии и конфликтное взаимоотношение между членами семьи.
Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отрицательных свойств личности.
В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы.
Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенкаи может послужить причиной различных асоциальных проявлений.
Поэтому в работе с такими семьями, воспитатель должен показать причины, приводящие к обострению отношений, консолидировать взаимоотношения супругов, прежде всего на основе интересов ребенка, познакомить с основными способами снятия конфликтов в семье, а также по их предупреждению. Именно на это и направлена данная консультация, целью которой является формирование представлений у родителей о негативном влиянии конфликтов в семье на развитие личности ребенка.
Целевая группа: 3 конфликтных семьи.
Вид консультации: групповая.
Тип консультации: психологический.
Место и время проведения консультации: актовый зал, время выбирается совместно с родителями.
Материалы для проведения консультации: памятки и рекомендации для родителей.
План проведения консультации
Перечень вопросов:
1.Вступительная часть.
2. Что же такое конфликт, семейный конфликт?
3. Типы конфликтных семей.
4. Причины семейных конфликтов.
5. Типы конфликтов в зависимости от их разрешения.
6. Ребенок участник семейного конфликта. Влияние семейного конфликта на развитие личности ребёнка.
7. Способы снятия конфликта в семье.
8. Заключительная часть.
«Все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастна по-своему». Л. Н. Толстой
1.Вступительная часть
Семья – древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство. Ее уникальность состоит в том, что в ее рамках несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.