Файл: Введение Теоретические основы взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 32953

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отношений в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями психоэмоционального развития.

Задачи:

1. Развивать психологическую культуру родителей.

2. Способствовать снижению чувства страха и тревожности, развитию уверенности в решении возникающих проблем.

3. Мотивировать родителей на формирование открытой родительской любви к своим детям.

4. Способствовать развитию у членов семьи толерантности, терпимости, понимания друг друга, «принятие друг друга такими, какие они есть».

5. Способствовать улучшению эмоционального фона настроения, повышению сопротивляемости стрессовым ситуациям.

Формы работы: индивидуальная.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня психолого- педагогической компетентности родителей.

2. Снижение у родителей уровня тревожности, повышение уверенности в себе.

3. Повышение уровня коммуникативной толерантности.

4. Проявление открытой родительской любви к детям.

5. Изменение отношения к себе и ребенку на более позитивное.

6. Активное использование членами семьи приобретенных знаний в формировании дальнейших взаимоотношений в семье и в обществе при нахождении конструктивных способов выхода из конфликтных и стрессовых ситуаций.

Критерии эффективности:

1. Снижение уровня личностной тревожности.

2. Изменение способов поведения в конфликтных ситуациях.

3. Коммуникативная толерантность.

4. Самооценка.

5. Отзывы родителей.

Вместе с ребенком занятия посещает кто-то из родителей, либо тот, кто непосредственно занимается его воспитанием. Данный блок включает 10 занятий, продолжительность каждого 1,5 -2 часа. Занятия проводятся не реже двух раз в год.

Для проведения занятий требуется :

1. Игровой зал с ковровым покрытием или коврики.

2. Магнитофон.

3. Канцтовары. (листы формата А 4, карандаши, ручки, фломастеры, краски)

4. Мяч средних размеров.

5. Клубок ниток.

Структура программы :

1. Приветствие.

2. Основная часть:

- упражнения, способствующие повышению самооценки, уверенности в себе, повышению своей значимости в коллективе, семье, обществе;

- ролевые игры для отработки владения собой в психотравмирующих ситуациях;

- упражнения на релаксацию, направленные на снижение личностной тревожности и обучение управлению своими чувствами;


- разминка, упражнения, направленные на установления контакта, активизацию членов группы, поднятие настроения, либо на снятие чрезмерного эмоционального возбуждения (данные упражнения могут проводиться как в начале занятия, так и между отдельными упражнениями).

-упражнения, направленные на установление контакта между родителем и ребенком.

3. Рефлексия занятия, подведение итогов.

4. Ритуал прощания.

Семья- это дом, в котором тепло и комфортно от тепла человеческих сердец. Именно в семье зарождаются первые чувства, эмоции, первые социальные навыки. Наш ребенок - наше продолжение. Он смотрит на нас, взрослых, влюбленным, доверчивым взглядом, верит безгранично, и если постоянно получает от нас помощь и поддержку, то начинает ценить себя, учится верить в людей, которые их окружают. Если взрослые, живущие рядом с ребенком, честны, открыты, доброжелательны, терпимы к недостаткам и слабостям других, то он приобретает положительный опыт. Он старается быть благородным и справедливым, учится понимать других и обязательно создаст в будущем крепкую, счастливую семью. Он сможет обучить своих детей главному: умению понимать и прощать, любить и демонстрировать свою любовь с помощью ласки и требовательности, быть уверенным в себе и всегда находиться на позитивной волне. Такая семья-это дом добрых сердец, который всегда открыт для друзей, сердце, в котором всегда живет самое заветное и сокровенное – любовь к ребенку.

Тематический план.

1. «Кто чем богат, тот тем и делится».Создание благоприятной доверительной атмосферы для совместной работы; установление контакта с родителями; осознание проблем межличностного взаимодействия.

2. Новоселье. Формирование представления о семье и доме как о самом надежном месте. Диагностика семейных отношений. Выявление проблем или точек тревоги в отношениях семьи;снижение уровня тревожности;отработка умения снятия психомышечного напряжения;

3. Эмпатия. Развитие взаимодействия между членами группы. Обучение расслаблению мышц и снятию внутренних зажимов при возникновении напряжения; развитие умения понять и почувствовать друг друга; осознание своих индивидуальных качеств.

4.«Давайте говорить друг другу комплименты». Развитие навыков и умений выражать свои чувства, уверенности в том, что их любят. Развитие умения думать и говорить о себе и своих близких в положительном ключе; отработка навыков владения собой в тревожных, стрессовых ситуациях;помочь почувствовать ребенку и

родителям насколько важна в жизни любовь близких людей.

5. Чего боятся дети? Оказание помощи в осознании причин своей тревожности, беспокойства и способов повышения своего настроения Выявление «образа страха»; обучение адекватному реагированию на возникновение пугающей ситуации; формирование уверенности в правильности действий и изменение образа страха на другой, не пугающий образ;снижение тревожности, беспокойства; улучшение фона настроения.

6. Учимся состраданию - Развитие эмпатии, чувства близости между родителями и детьми, повышение уровня коммуникативной толерантности. Повышение самооценки; развитие уверенности в себе; развитие чувства эмпатии, способности сопереживать, сочувствовать, принимать другого человека;тренировка снятия мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений;

7. Такие разные чувства. Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Обучение эффективным способам общения;развитие навыков сотрудничества; снятие негативных настроений и восстановление сил;проигрывание различных эмоций и состояний.

8. Конфликт. Сформировать навыки конструктивного решения конфликта. Создание условий для двигательного и эмоционального раскрепощения; расширение поведенческого репертуара; улучшение эмоционального контакта; повышение уверенности в себе и своих силах.

9. Семья-это семь «я». Закрепление и анализ полученного опыта. Закрепление чувства уверенности в себе, своей значимости в семье; фокусирование внимания на собственных резервных силах.


  • Конспект семейного консультирования с родителями по вопросам развития детей

Консультация для родителей

«Секреты общения с ребенком в семье»

 

«Через сказку, фантазию, игру,

           Неповторимое детское творчество-

           Верная дорога к сердцу ребенка»

 В.А.Сухомлинский.

 

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки!

 

      Вы – первые и самые важные учителя вашего ребёнка. Первая его школа. Ваш дом окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

     Ребенок всему учится в общении со взрослыми. От того, как человек

чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив, не вызвав агрессии,

зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие

среди нас умеют по- настоящему хорошо слушать других людей, быть


восприимчивыми к нюансам в их поведении.

      В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для

него способы отношения к окружающим, у него вырабатывается устойчивый

личностный стиль и появляется представление о самом себе.

       Поэтому, уважаемые родители, постарайтесь обеспечить своему

ребёнку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом

направлении.

А для этого рекомендуем следующее:

  • Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети

учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш

ребёнок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверное, приходилось

слышать: «Да, он разговаривает точь в точь, как отец!»

  • Ребёнок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает

гораздо больше, чем может сказать.

  • Речь ребёнка успешнее всего развивается в атмосфере

спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются

с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.

  • Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении

вашего малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в

интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии.

  • Обеспечьте ребёнку широкие возможности для использования

всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на

вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему

больше узнать о доме и местах, удалённых от него.

  • По возможности присоединяйтесь к ребёнку, когда он смотрит

телевизор и старайтесь узнать, что его интересует, обсуждайте увиденное.

  • У каждого ребёнка свой темперамент, свои потребности,

интересы, симпатии и антипатии. Уважайте его неповторимость, ставьте для

себя и для него реальные цели.

  • Старайтесь чтобы ребёнок не чувствовал недостатка в любви и

разнообразия впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии

выполнить все его просьбы и желания.

  • Помните, что дети больше любят учиться, даже больше, чем есть

конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем

ребёнок устанет от неё. Главное, чтобы у ребёнка было постоянное

ощущение «голода» из-за недостатка знаний.

 

Невозможно создать правильные отношения с ребенком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.

Прежде всего нужно безусловно принимать ребенка – любить не за то, что он умный, способный, красивый, а за то, что он ВАШ, за то, что он есть!

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря при этом, что четыре объятия необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день, причем не только ребенку, но и взрослому.

Подобные знаки внимания питают эмоционально растущий организм и помогают ему развиваться психически.

Если мы раздражаемся на ребенка, постоянно одергиваем и критикуем его, то малыш приходит к обобщению: «меня не любят». Человеку нужно, чтобы его любили, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок.

 

Как же мы, взрослые должны выражать свое недовольство ребенком?

Это надо выражать особым образом.

*Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенка в целом.

*Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его самого.  

Что делать, если ребенок не слушается, раздражается?

Указывать на ошибки, конечно же, надо, но с особой осторожностью. Не следует замечать каждую ошибку ребенка, обсуждать ее лучше потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом. Замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.

     Как это ни парадоксально, но ребенок нуждается и в отрицательном опыте, если он не угрожает его жизни и здоровью. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своего действия или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. В таких случаях надо его послушать.