Файл: Информатика и вычислительная техника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 409

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Система методов и форм поликультурного воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, при которой достигаются взаимосвязь и взаимодействие, направленные на формирование мультикультурных знаний и опыта межкультурного взаимодействия.

Банк технологий поликультурного воспитания довольно обширен. Наряду с достаточно известными формами и методами учебно-воспитательной работы новые перспективы открывают современные системы коммуникаций: печатные СМИ, телевидение, «Интернет», дистанционное обучение, невербальные методики и др.

В целом, однако, многие методики мультикультурного воспитания в педагогическом плане вполне традиционны – используются технологии, доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: детское самоуправление, диалог, дискуссия, моделирование, рассказ, ролевые игры, рефлексивные методы, методы убеждения, стимулирования поведения и проч.

Используемые методики применяются с учетом специфики целей, функций, содержания поликультурного воспитания. Так, при ротации в детском самоуправлении важно инициировать смену лидеров, независимо от национальной принадлежности. Методами убеждения могут быть диспуты, индивидуальные беседы, «круглые столы». При социокультурной идентификации результативны исторические рассказы, изучение местных обычаев. При освоении понятий многокультурности – лекции, эвристические беседы, работа с источниками.

Поскольку субъект-субъектные отношения выступают ведущим условием формирования поликультурной личности, диалог занимает центральное место в методиках поликультурного воспитания.

Диалог является универсальным законом культурного развития и воспитания. Классический образец подобного диалога – педагогические беседы древнегреческого философа Сократа. Они предназначались для «самозарождения» истины в сознании человека. Их методика состояла в опровержении доводов собеседника посредством обнаружения в них противоречия.

В 20 в. Проблема диалога разрабатывалась рядом западных и отечественных педагогов и философов. М. Бубер подчеркивает, что «Я» приобретает всю полноту индивидуальности лишь в отношении «Ты» и что во время диалога возникает некое новое духовное содержание, имеющее качественно иную ценность. Н.А. Бердяев утверждал, что «Я» перестает существовать, когда внутри существования ему не дано существование его «Другого». М. Бахтин считал, что «человек изнутри себя не может ни понимать себя, ни быть самим собой».


В.С. Библер предлагает несколько дефиниций диалога как способа воспитания: не столько эвристический, сколько понятийно образующий; реализующийся в контексте современного культурного многообразия; происходящий одновременно в сознании педагога и воспитанника. По его мнению, диалогичность должна пронизывать учебно-воспитательный процесс. В таком виде, например, трактуется работа учащихся с источниками. «Обучение строится на основе реальных текстов данной культуры и текстов, воспроизводящих мысли основных собеседников этой культуры. Итоги, результаты работы ученика, его общения с людьми других культур… реализуются… в форме авторских ученических текстов, созданных во внутреннем диалоге этой культуры и в межкультурном диалоге».

Важно, чтобы диалог ставил воспитанника в ситуацию выбора. Участники диалога вбирают или отвергают черты иных культур на основе собственного опыта, определенного учебного материала. Следует создавать оптимальные педагогические условия диалога, позволяющие инициировать соучастие, симпатии, сотрудничество.

Тесно связаны с педагогическим диалогом интерактивные технологии, в результате применения которых приобретается личный опыт решения проблем, возникающих в поликультурной и полиэтнической среде. Тем самым приобретается «живое знание», имеющее личностный смысл (В.П Зинченко). Сущность интерактивного обучения состоит в том, что взаимодействие субъектов воспитания рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга, в результате чего возникают «разделяемые ценности» (Т.Парсонс). Интерактивный диалог позволяет добиваться благожелательного принятия других культур, настройки на положительное отношение к партнеру, умения разрешать возникающие разногласия, накапливать опыт самоанализа и анализа партнера. Интерактивное обучение происходит в многоэтнических группах учащихся, т.е. в миниатюрном поликультурном пространстве. Социальный опыт, приобретаемый в таких группах, индивид переносит во внешний мир.

Важное значение для поликультурного воспитания имеет досуговая и общественно полезная деятельность учащихся. В этом случае целесообразно применять такие морально-педагогические стимулы, как общественное мнение, осознание общественной и личной значимости. Такая мотивация может быть направлена на изменение стереотипов поведения личности в многокультурной среде.

Формы досуга и общественно полезной деятельности при поликультурном воспитании разнообразны: охрана материальных памятников культуры, помощь детям беженцев и иммигрантов, участие в многонациональных клубах и объединениях, профильных лагерях молодежи и подростков, фестивалях, встречах, посвященных деятелям культуры и науки разных народов, конкурсах народного творчества и проч. Следует отметить, что клубы, объединения, молодежные многонациональные смены в лагерях открывают значительные эмоциональные и информационные возможности формирования опыта межнационального общения.



Основным показателем успешности поликультурного воспитания является открытость личности иным культурным ценностям, что означает в первую очередь уважительное отношение к людям иного образа жизни и поведения, видение в культурном многообразии источник общественного блага, готовность участвовать в решении межкультурных конфликтов.

В науке проведены исследования по определению критериев эффективности мультикультурного воспитания. К. Грантом сформулированы уровни приобретаемой в результате образования поликультурной воспитанности (компетенции) (см. табл.).

Таблица «Уровни поликультурной воспитанности»

1 уровень

Осведомленность и понимание

2 уровень

Оценка и согласие

3 уровень

Убежденность и защита

Осведомленность о собственных этногруппе, расе и пр.

Содействие социальной справедливости

Проектирование, реализация и оценка поликультурного опыта

Понимание общественного неравенства

Содействие развитию чувства единения

Реалистичное и критическое отношение к социальной действительности

Осведомленность о способах закрепления социальными институтами, школой, в том числе дискриминаций и предубеждений

Принятие культурного плюрализма

Содействие развитию положительной «Я-концепции»

Действия для положительных социальных изменений

Готовность к решению расово-социальных проблем

Приобретение знаний об иных культурных группах, их вкладе в общество, историю, идеалы, верования.
Накопление соответствующего опыта в школе

Освобождение от стереотипов,

Приобретение поликультурного образование
Интергрупповое межкультурное обучение

Использование личного опыта при анализе культурной дискриминации
Активное включение в демократическое решение социокультурных проблем


Методики выявления результатов и эффективности поликультурного воспитания формулируют и отечественные исследователи. Предложена многоэтапная диагностика: 1 этап – опросы, анкетирование, рейтинговые оценки, наблюдения; 2 этап – тестирование, проигрывание проблемных ситуаций; 3 этап – самооценка, анализ деятельности; 4 – выделение индикаторов-показателей деятельности личности в многонациональном социуме (О.В. Гукаленко).


Таким образом, можно утверждать, что поликультурные программы позволяют стимулировать интерес к новому знанию и одновременно представлять различные взгляды и мнения о многокультурном мире, окружающем личность. Методы и формы поликультурного образования предназначены для выработки определенных знаний и стереотипов межкультурного общения. При этом следует исходить из личного опыта учащихся, опираться на полученные знания о поликультурном окружении, двигаться от эмпирического к теоретическому, практически применять приобретенные навыки и знания. В воспитательной деятельности широко применяется диалог. Это может быть эмоциональное общение, например, сопереживание культурных ценностей, информационное общение, когда особенно важно обращаться к окружающей многонациональной среде как источнику информации, ролевое общение и т.д.

Одно из препятствий педагогической деятельности в полиэтнической среде – отсутствие четких критериев ее результативности. Свидетельствами эффективности поликультурного образования являются, прежде всего, изменения в сознании и поведении учащихся. Личность должна прийти к позитивному пониманию взаимодействия культур, принять культурно-этнические особенности как объективную данность и учитывать их во взаимоотношениях с представителями иных культур.

Мультикультурное сознание закладывается с самых ранних лет жизни человека. Поликультурное воспитание в многонациональных дошкольных учреждениях – сравнительно новое направление в педагогике. Исследования в этой области науки проводятся как за рубежом, так и в России.

Так, в зарубежной педагогике внедряются в дошкольные учреждения педагогические проекты мультикультурной направленности. Примером такого проекта является программа, реализованная американскими специалистами во главе с Л. Дерман-Спаркс. В программе несколько разделов, каждый из которых предусматривает разные аспекты мультикультурного воспитания в дошкольном учреждении. В разделе «Анти-стереотипная среда» учащимся даются максимально доступные сведения о национальных особенностях детей, межрасовых и межэтнических семьях, основных этнокультурных группах США, При подаче информации педагоги внимательно относятся к тому, чтобы у детей не появилось ложного представление о людях разных рас и национальностей. Дошкольники имеют возможность прослушивать иноязычную речь, народную музыку разных культур. Для игр предлагаются куклы, олицетворяющие разные расы и этносы США.


В разделе «Расовые сходства и различия» предлагается пробуждать у дошкольников интерес к собственным и иным расовым различиям, помогать понять их сходство и различия, давать поводы гордиться своей расовой принадлежностью и отсекать суждения о расовом превосходстве, формировать толерантное и уважительное отношение к расовым отличиям. В качестве педагогических методов используется подготовка фотоальбомов с изображениями воспитателей и учащихся – представителей разный национальностей, рисунки цветных автопортретов, где хорошо отличаются цвет кожи, разрез глаз и т.д., стенды с фотографиями детей и членами их семей.

В разделе «Изучение многообразия культур» педагогическими задачами являются: поощрение благожелательного отношения к культурному многообразия, обучение отвержению отрицательных оценок в адрес людей иных культур и этнической принадлежности, поощрение знакомства со своей культурой. В качестве методов - кукольные спектакли, представляющие семьи разных этногрупп, знакомство с одеждой, музыкальными инструментами, предметами быта, отмечать праздники разных конфессий и этногрупп и т.д.