ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 399
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конфуцианско-даосистский тип культуры, сложившийся в Китае, оказал влияние на Корею, Японию, Вьетнам и Сингапур. Однако если представить, что конфуцианство и даосизм никогда не выходили за пределы Китая, то и в этом случае термин «конфуцианско-даосистский тип культуры» является оправданным. Ведь своеобразие китайской культуры, не похожей ни на какие другие и охватывающей огромное количество людей, прежде всего, обусловлено конфуцианством и даосизмом. При этом следует иметь в виду, что начиная с I тыс. н.э., они тесно переплетаются с пришедшим из Индии буддизмом. Последний наряду с конфуцианством и даосизмом неотделим от культуры этой великой страны.
Индуистский тип культуры, прежде всего, ассоциируется с Индией. Именно здесь он сложился и приобрел свои классические черты. Однако индуизм преобладает не только в Индии (85%), но и в Непале (90%). Помимо этого он имеет много последователей в других странах Азии и приверженцев во всех государствах, где проживают индийцы. И все же индуизм остается национальной религией, так как подавляющее число его сторонников проживает в Индии.
Итак, в Индии сформировались два типа культуры – буддийский и индуистский, которые существенно отличаются друг от друга. Однако по отношению к данной стране, невзирая на то, что сегодня число приверженцев буддизма здесь чрезвычайно мало (1,7%), может применяться термин «индо-буддийская культура». Почему? Индуизм и буддизм имеют общую религиозно-философскую основу, испытали на себе влияние друг друга, и не только индуизм, но и буддизм оказал огромное воздействие на различные стороны культурной жизни Индии и прежде всего, на искусство.
Иудаистская культура, невзирая на ее строго национальный характер, также может рассматриваться как отдельный тип. Это объясняется как ее глубокой самобытностью, так и тем, что данная культура в той или иной степени присутствует во всех странах, где живут евреи, а следовательно, является определенной составляющей их культур.
Этнографический подход к типологии культуры, сложившийся в рамках этнографии, позволяет упорядочить и объяснить многообразие культур, непосредственно связанное с различными этносами. Суть его состоит в том, что те или иные народы по различным основаниям относятся к определенным типам культуры. По отношению к ним термин «цивилизация», как правило, не используется, так как данные типы базируются на этнических характеристиках и не соответствуют определениям цивилизации, утвердившимся в культурологии.
В рамках этнографического подхода существуют следующие типологии: антропологическая, этнолингвистическая и хозяйственно-культурная.
Объединяющим признаком антропологической типологии является принадлежность к различным расам (африканская культура, афроамериканская культура, культура австралийских аборигенов и т.д.).
Этнолингвистическая типология создана на основе общности языка и включает в себя такие культуры как романскую, англосакскую, славянскую, арабскую, тюркскую и другие.
Хозяйственно-культурная типология базируется на определенном типе хозяйства, который во многом обусловлен природно-климатическими условиями среды обитания (культура земледельцев, кочевников, таежных охотников и т.д.). Тот или иной тип хозяйства способствует формированию у разных народов единого образа жизни, а он, в свою очередь, влияет на их менталитет, мифологию и формы художественного творчества.
Этнографическая типология применима тогда, когда речь идет об отдельном этносе или группе народов, однако она не способна создать целостное представление о мировой культуре в единстве ее многообразных форм. Это позволяет сделать только цивилизационный подход, на который мы и будем опираться.
Принципам данного подхода в наибольшей степени соответствует типология «Запад-Восток», сторонниками которой являются большинство ученых. Эта типология включает две универсальные цивилизации, выделенные на основе способа восприятия мира или менталитета, определяемого рядом факторов (религиозно-мировоззренческим, нравственным, природно-географическим, экономическим, научно-техническим и политическим).
Каковы особенности западной и восточной ментальности? Для Запада характерно стремление покорить природу, а для Востока – потребность жить в гармонии с ней. Западному обществу присуще рациональное мышление, основанное на разуме, а восточному – иррациональное, базирующееся на чувствах и интуиции. Западная цивилизация ориентирована на новации, а восточная – на традиции. Западное общество опирается на принципы демократии, утверждающие приоритет человеческих прав и свобод, а восточное – на принципы авторитаризма, претворение которых подчиняет личность государственному диктату. Запад стремится к тому, чтобы преобразовать окружающий мир в направлении улучшения материально-технических условий бытия. В связи с этим его идеалом является деятельная, активная личность, настойчиво идущая к поставленной цели. А Восток ориентирует человека на духовное совершенствование как основу достижения гармоничного единства с природой и обществом. В связи с этим Восток более склонен к созерцательности, чем деятельной активности, и к удовлетворению скорее духовных, чем материальных потребностей. Запад ассоциируется с индивидуализмом, то есть приоритетом личности, а Восток – с коллективизмом, то есть со стремлением человека ощущать себя частью коллектива и не выделяться среди других людей.
Эти характеристики при всей своей условности и большой степени обобщения являются чрезвычайно важными для понимания сложных социокультурных миров под названием Запад и Восток.
Запад является относительно однородной социокультурной общностью, опирающейся на христианские ценности. Он включает страны Европы (в первую очередь Западной), США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию. При этом западная культура подразделяется на ряд периодов-типов (Античность, Средневековье, Новое и Новейшее время), каждый из которых обладает собственной системой ценностей и существенно отличается от других. Однако это разделение не противоречит пониманию западной цивилизации как единой целостности. Почему? Ценностные ориентации любого последующего периода в ее развитии вызревали в недрах предыдущего и, активизируемые определенными факторами, постепенно оформлялись в стройную систему.
Восток отличается от Запада культурной многоликостью и включает в себя такие самобытные культуры как индуистскую, буддийскую, конфуцианско-даосистскую и исламскую. В географическом отношении он объединяет страны Азии и Северной Африки.
Наряду с Западом и Востоком существуют так называемые
пограничные культуры, которые, сочетая в себе черты и того и другого типа, не могут быть отнесены ни к одному из них. К ним причисляют культуру России, стран Латинской Америки и Балканского полуострова, Турции, Испании, Португалии и др. Данные культуры представляют собой сложные явления, которые нельзя свести к сумме или интеграции западных и восточных компонентов.
Наиболее типичными примерами пограничных культур являются культуры России и стран Латинской Америки. Они, безусловно, разные, но их роднит одно: и российская, и латиноамериканская культуры сложились в результате соединения культурных традиций различных народов. Это обусловливает противоречивость данных культур и затрудняет выделение четкой системы ценностей.
Культуру стран Тропической Африки также нельзя отнести ни к западному, ни к восточному типу. Но эта культура настолько своеобразна, что ее следует назвать не пограничной, а сугубо специфической. Почему? Африканская тропическая культура обладает особым восприятием мира, которое во многом сближает ее с культурами Востока. Здесь, как и на Востоке, человек живет в гармонии с природой и обладает иррациональным мировосприятием. Однако восточные культуры располагают высокоразвитыми религиями, которые объединяют людей на базе общих ценностей и глубоко осмысливают многообразные связи между человеком и природой, человеком и обществом.
Культуры же народов Тропической Африки, имеющие древнюю языческую основу, по своей ментальности близки к первобытно-мифологической культуре. В ней человек полностью отождествлял себя с окружающим миром, не столько осознавая, сколько переживая все происходящее. Поэтому негр, по словам современного африканского мыслителя Л. Сенгора, является дитем природы, напрямую воспринимающим ее ритмы и импульсы посредством органов чувств. Именно этой особенностью мировосприятия объясняется невероятная ритмика движений африканцев, реализуемая в танце и различных видах спорта. Эмоциональность и чувство ритма негров нашли выражение в их разнообразной этнической музыке, которая обогатила музыкальную культуру Запада. Яркий пример - джаз, важнейшим источником которого является африканский музыкальный фольклор.
Таким образом, типология «Запад-Восток», как и любая другая, является условной и не позволяет охватить все существующие культуры. Однако, по сравнению со многими имеющимися в культурологии типологиями, она в наибольшей степени способствует пониманию многообразной культуры человечества.
Проблема отношения языка и культуры беспокоила многих лингвистов и философов с древних времен. С одной стороны, культура кажется всеобъемлющей, она пронизывает почти каждый аспект человеческой жизни, включая языки людей. С другой стороны, когда людям нужно делиться культурой, они общаются посредством языка. Люди разных культур могут понимать друг друга, хотя они говорят на разных языках и имеют разные мировоззрения, потому что многие основные понятия универсальны. Поскольку язык и культура переплетаются друг с другом, изучение языка не может быть отделено от изучения культуры. Для индивида язык – это как «квазиидеальная» система знаков и значений, которая является наиболее важным социальным носителем знаний и, следовательно, самой общей моделью интерпретации в каждой культуре.
Язык является обязательной предпосылкой для человека как культурного существа: без языка нет культуры. Язык служит для уменьшения сложности и категоризации опыта, является инструментом для общения и для возбуждения эмоций. Он определяет способ восприятия мира.
Язык формируется и дифференцируется в соответствии с мировоззрением, потребностями, ожиданиями и мотивациями разных культур. Он является одновременно выражением и определяющим фактором общего мировоззрения.
Культуры могут различаться по различным структурным признакам, таким как язык, мышление, восприятие, пространственный опыт, ценностные ориентации, невербальное общение, опыт, модели поведения (обычаи, нормы, роли), а также социальные группы и отношения, которые формируют специфический профиль культуры. Люди разных культур сталкиваются с различными проблемами в процессе коммуникации, а именно недопонимание, неправильное толкование, независимость и превосходство. Все это может быть связано со структурной характеристикой той или иной культуры.
Трудности межкультурного общения могут возникать из-за того, что почти во всех обществах существуют разные языковые уровни (официальный язык и повседневный язык, в котором выделяются многочисленные диалекты).
Для реализации и развития культуры язык играет решающую роль для людей.
Религию можно рассматривать через функции, которые она выполняет в культуре.
1. Ценностно-нормативная, или аксиологическая, функция задаёт личности и обществу нормы морали и нравственности, поскольку в религиозных учениях сконцентрирован нравственный опыт человечества.