Файл: Занятие 1 Понятие, предмет и система дисциплины Правоохранительные органы Правоохранительная деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 379

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие № 1

Понятие, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»





Правоохранительная

деятельность

Правоохранительные органы

Понятие

обобщающее понятие, относящееся к деятельности государственных органов, которые призваны обеспечить защиту прав и свобод граждан, юридических лиц, общественных и государственных институтов.

Понятие «правоохранительные органы» до сих пор является неоднозначным в законодательстве, научной и учебной литературе.

Основные нормативно-правовые акт, где упоминается понятие

понятие «правоохранительная деятельность» содержится в названии статьи 354 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а именно - «Правоохранительная деятельность таможенных органов».

В соответствии с международными актами, "правоохранительные органы" - это государственные органы, которые в соответствии с национальным законодательством Сторон обеспечивают безопасность государства, общества, граждан и ведут борьбу с преступностью...

Конституции РФ обозначено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат.

"правоохранительные органы" используется и в ряде других нормативных правовых актов и официальных документах ненормативного характера как обобщающее понятие, относящееся к государственным органам, призванным обеспечить защиту прав и свобод гражданина, общественных и государственных институтов.

Признак и Пример

- осуществляется при помощи юридических мер воздействия; (защищая одни права, правоохранители объективно ограничивают другие права: досмотр в аэропорту

- осуществляется в строгом соответствии с законом

( контртеррористическая операция);

-осуществляется специально-уполномоченными органами;

- направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств

-охрана государственного и общественного строя

-укрепление законности и правопорядка

- защита прав и свобод человека и гражданина

- охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений

- борьба с преступностью

- все решения правоохранит.органов могут быть обжалованы в установленном порядке.







Основные нормативные источники

«Правоохранительные органы и прокурорский надзор»





Нормативные источники общего характера

Нормативные правовые акты о судебной власти, правосудии и судах

Нормативные правовые акты об организационном обеспечении деятельности судов и органах его осуществляющих

Нормативные правовые акты о прокурорском надзоре и органах прокуратуры

Нормативные правовые акты об организации выявления и расследования преступлений

Нормативные правовые акты об организации юридической помощи

- Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ),

-Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее УПК РФ)

- Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ)

Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ)

- Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»

- Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации»

- Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. № 976 «О судоустройстве РСФСР», - Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», - Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», - Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», -Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», - Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», -Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», - Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», -Федеральный закон от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»; -Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»

- Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации»; - Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»; - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О Судебных приставах»; - Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

- Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; - Федеральный закон от 03 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»; - Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране»; - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; - Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»; Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»

- Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»; - Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: Утверждены Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1; - Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и другие



Функция деятельности правоохранительного органа таблица


Функция деятельности правоохранительного органа

Пример правоохранительного органа

Пример нормативного правового акта

Конституционный контроль

устранение нарушения предписаний Конституции РФ);


Конституция

Правосудие

суд

Кодексы

Организационное обеспечение деятельности судов

создание условий для нормальной деятельности судов


Регламенты

Прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры; выявление и расследование преступлений: предварительное следствие, дознание,

Прокуратура выявление нарушений закона при помощи средств прокурорского реагирования

Законодательство

Оперативно-розыскная деятельность

Полиция раскрытие преступлений и выявление лиц, к ним причастных)

Кодексы

Конституция


Уголовно-исполнительная деятельность

Уголовно-исполнительная инспекция

Федеральный закон

Нотариальные действия

Нотариус


Законы

Юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг)

Нотариат оказание юридических услуг: адвокатура, нотариат

См. выше


ЗАДАЧИ.
Задача 1. Сотрудники частного охранного предприятия «МАМОНТ» сопровождали перевозку грузов из г. Саранска в город Санкт-Петербург. На пути следования были сделаны вынужденные остановки на ночь. Во время второй остановки на груз напали пятеро неизвестных и попытались угнать машину с грузом. В результате столкновения охранников ЧОП «МАМОНТ» с преступной группой, нападавшие были обезврежены и доставлены в Главное управление Министерства внутренних дел по города Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Вопрос: Является ли деятельность частного охранного предприятия «МАМОНТ» правоохранительной? Нет, не является. Ст.1 Закона РФ от 11 марта 1992г.№ 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими спец.разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями, в целях законных прав и интересов своих клиентов.

Является ли данная организация правоохранительным органом? Укажите признаки правоохранительной деятельности.

  1. Правоохранительная деятельность осуществляется только специально уполномоченными на то государственными органами.

  2. Направлена на защиту прав и свобод интересов личности, общества и государства.

  3. Осуществляется в порядке установленным законом.

  4. Осуществляется путем государственного принуждения

Относится ли суд к правоохранительным органам и почему? Правоохранительные органы - это те госструктуры, которые призваны охранять правопорядок: вести оперативно-розыскную работу, расследовать преступления разного рода, контролировать исполнение судебных решений и пр. А суды являются отдельной веткой власти РФ, осуществляющей правосудие, конституционный контроль за выпуском нормативной документации и деятельностью высокопоставленных чиновников от юриспруденции касательно соблюдения требований Конституции РФ, а еще за деятельностью правоохранительных органов. Отсюда следует, что суд является не правоохранительным органом, а вышестоящей инстанцией иного ведомства - судебной системы, наделенной правами контроля, в том числе и за работой правоохранительной системы. Суд осуществляет процесс принятия окончательного решения по вопросу рассматриваемого дела.

Являются ли должностными лицами адвокат, сотрудник ОВД, нотариус, судья и почему?


Адвокат по Российскому законодательству должностным лицом не является, он не издает распоряжения, обязательные для неопределенного круга лиц.

Судья является должностным лицом, назначенный Президентом России в установленном законом порядке .

Сотрудник ОВД является должностным лицом

Нотариус- это специально уполномоченное должностное лицо, имеющее право, от имени РФ, совершать, предусмотренные нормативно-правовыми актами нотариального действия в интересах граждан и юридических лиц.

Какие виды деятельности каждый из них осуществляет и где это закрепляется?  Органы внутренних дел на местах заняты преимущественно работой по практическому предупреждению, пресечению правонарушений и обеспечением привлечения нарушителей к ответственности. В их ведении и распоряжении -- основные силы милиции.

В своей деятельности ОВД руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, принципами и нормами международного права. Основные виды деятельности: охрана общественного порядка, организация дорожного движения; оперативно-розыскная деятельность; миграционные вопросы; обеспечивают гос.защиту судей, прокуроров следователей . Органы управления внутренними делами от 18 апреля 1991г. «О милиции» (с изменениями и дополнениями от 31 марта и 6 декабря 1999г.) Ведомости РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503; 1993. № 10. Ст. 360; №32. Ст, 1231; СЗ РФ.1996. № 25. Ст. 2964; 1999. № 14. Ст. 1666; № 29. Ст. 3698; № 49. Ст. 5905., Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 12 февраля 1993г. САПП РФ. 1993. № 7. Ст. 562., Федеральным законом от 6 февраля 1997г. - «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» СЗ РФ. 1997. №6. Ст. 711., Положением о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 3 марта 1999г. СЗ РФ. 1999. № 10. Ст. 1182., и другими нормативными актами.

Деятельность нотариуса регламентируется Основами законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 Он занимается обеспечением реальности прав физ. и юр.лиц и закрепляет их в установленной форме.

Организация и деятельность нотариальных органов урегулированы в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 гСм.: Полтавская Н., Кузнецов В. Нотариат: Курс лекций. -- М.: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 1999. -- С. 10--13.., вступивших в действие с 11 марта 1993 г.См.: Ведомости СНД и ВС РФ. -- 1993. -- № 10. -- Ст. 357, 358; СЗ РФ. --2003. -- № 50. -- Ст. 4855; 2004. -- № 27. -- Ст. 2711; № 35. -- Ст. 3607; № 45.-- Ст. 4377. и действующих до нынешнего времени.