Файл: Протокол от г утверждена приказом по мбоу Каменногорский цо од от г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.4 Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики       

1.4.1 -Дошкольное отделение структурного подразделения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каменногорский ЦО»функционирует в режиме 12-часового пребывания воспитанников в период с 7-00 до 19-00 часов при 5-дневной рабочей неделе. Рабочая программа реализуется в течение всего пребывания воспитанников в детском саду.

           - Приоритетное направление в работе группы – познавательно – речевое развитие детей.

           - В ДО функционирует кабинет психолога, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопедов, медицинский кабинет, пищеблок, прачечная.

1.4.3 Возрастные и индивидуальные особенности развития детей 5-6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер
; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а

также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.


.5 Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения детьми программы ДО представляют собой целевые ориентиры дошкольного образования, а именно социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений детей. Целевые ориентиры Программы базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в Программе.

Планируемые результаты освоения детьми Программы представлены в целевых ориентирах «Адаптированной примерной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под ред. профессора Л.В. Лопатиной, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2014, С. 28-42. 1

Целевые ориентиры освоения Программы
Целевые ориентиры по освоению образовательных областей представлены в ОП МБОУ «Каменногорский ЦО» дошкольного отделения структурного подразделения.

Образовательная деятельность коррекционно –развивающей направленности.

Предполагаемые результаты коррекции речевого развития детей в средней группе.

Дети должны научиться:

Понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

Согласовывать подлежащее и сказуемое в 3-м лице единственного и множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения;

Правильно употреблять глаголы в нескольких формах: инфинитиве, повелительном наклонении и в изъявительном наклонении настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа;

Усвоить ритмико-слоговой рисунок двухсложных и трёхсложных слов;

Понимать некоторые грамматические формы слов, несложных рассказов, коротких сказок;

Правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;

Общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания простые нераспространённые предложения: «Маша пой», «Мой мишка»;

Фонетически правильно оформлять согласные звуки [П],[Б],[М],[Т], [Д],[Н],[К],[Х,] [Г], гласные звуки первого ряда [А], [О], [У], [Ы],[И];

Соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;

Узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

Сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам; Допустимы нарушения звукопроизношения.


Предполагаемые результаты коррекции речевого развития детей в старшей группе. Дети должны научиться:

Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы

Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи

Правильно передавать слоговую структуру слов

Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ

Владеть элементарными навыками пересказа

Владеть навыками диалогической речи

Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно- ласкательных форм существительных и проч.

Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые предлоги употребляться адекватно

Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, прилагательных, местоимений, наречий ит.д.)

В итоге обучения дети должны овладеть грамматически правильной разговорной речью. Однако их развернутая речь может иметь лексические, грамматические, фонетические неточности, что и предполагается сделать на следующем этапе обучения.

Предполагаемые результаты коррекции речевого развития детей в подготовительной группе. Дети должны научиться:

Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы

Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи

Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в речи;

пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ

Владеть элементарными навыками пересказа

Владеть навыками диалогической речи

Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно- ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.

Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно

Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений ит.д.);