Файл: 1. История как наука. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 304
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
42. Столыпинские реформы в Беларуси.
Значительное влияние на дальнейшее ускоренное развитие сельского хозяйства Беларуси оказала Столыпинская аграрная реформа. Ее проведение содействовало большей ориентации деревни на производство рыночной продукции, а также дальнейшей дифференциации крестьянства. Одни хозяйства набирали силу, другие продавали землю, их владельцы направлялись в поисках заработка в город или выезжали за границу, в Сибирь. В итоге переселенческой политики Беларусь покинуло 335 тыс. крестьян.
Конкретные меры аграрной реформы Столыпина достаточно хорошо известны. Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года "каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли". Более того, закон разрешил ему оставить за собой излишки, если он за них заплатит общине по более низкой выкупной цене 1861 г. Выход из общины рассматривал сельский сход, если же согласие не выдавалось в течение 30 дней, то выдел осуществлялся земским начальником. По требованию выделившихся община была обязана выделить им взамен черезполосых земель отдельный компактный участок- отруб. Дополнением к закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года закон о землеустройстве. В соответствии с ним для проведения землеустройства не требовалось предварительного укрепления земли за дворохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматически объявлялись перешедшими к наследственно- подворному владению. Землеустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.
В марте 1911 г. по инициативе П.А. Столыпина было решено ввести земства в Витебской, Могилевской и Минской губерниях. Выборы проводились по национальным куриям. Ставка делалась на зажиточных крестьян, которых относили к русским. Земства не вводились в Гродненской и Виленской губерниях, поскольку власти опасались, что здесь органы земского самоуправления попадут под влияние польского и католического дворянства. Земства провели в Беларуси значительную работу по развитию местной промышленности и сельского хозяйства, открытию школ, больниц и др.
Стояние на месте или полу реформы не могли решить ситуацию, а только наоборот расширяли плацдарм для борьбы за кардинальные преобразования. Только уничтожение царского режима и помещичьего землевладения могли изменить ход событий, меры, которые предпринял Столыпин в ходе своих реформ были половинчатыми. Главный же крах реформ Столыпина состоит в том, что он хотел осуществить реорганизацию вне демократическим путем и вопреки ему Струве писал:" Именно его аграрная политика состоит в кричащем противоречии с его остальной политикой. Он изменяет экономический фундамент страны, то время как вся остальная политика стремится сохранить в возможно большей неприкосновенности политическую "надстройку" и лишь слегка украшает ее фасад. Конечно же Столыпин был выдающимся деятелем и политиком, но при существовании такой системы, которая была в России, все его проекты "раскалывались" о непонимание или о нежелание понять всю важность его начинаний. Надо сказать, что без тех человеческих качеств, таких как: смелость, целеустремленность, напористость, политическое чутье, хитрость, - Столыпину вряд ли удалось сделать хоть какой вклад в развитие страны.
Экономическая реформа провалилась у нас, как мне кажется, точно по той же причине: ее хотели осуществить вне демократии и без демократии.
18. Московского государства (XIV-XVI вв.).
Главной особенностью образования российского централизованного государства, отличающей этот процесс от аналогичного в Западной Европе, является преобладание политических причин над экономическими. В России процесс централизации был значительно ускорен необходимостью борьбы с внешней опасностью: Золотой Ордой прежде всего, но также и с угрозами со стороны Литвы и Ливонского ордена. Важными предпосылками этого процесса были синхронность в развитии княжеств, существование близких правовых норм, восходящих к "Русской Правде", сохранение в народе общерусского национального самосознания.
В двухвековой истории образования российского централизованного государства можно вьщелить три этапа. На первом (1301-1389) происходит борьба между сильнейшими русскими княжествами (Московским, Тверским, Рязанским, Суздальско-Нижегородским) за Владимирский великокняжеский престол. 1301 год - начало возвышения Москвы. В этом году младший сын Александра Невского Даниил отвоевал у Рязани Коломну. Иван Данилович Калита (1325-1340), заручившийся поддержкой Орды и подавивший антитатарское восстание в Твери (1327), ослабил конкурентов, получил ханский ярлык на великое княжение и право самому собирать дань для Орды. Корыстные цели для Калиты были важнее общерусских интересов. Только при внуке Калиты, Дмитрии Ивановиче (1359-1389), которого поддерживали боярство и митрополит Алексей, произошло сплочение княжеств вокруг Москвы для борьбы с Золотой Ордой. Разгром войска Мамая на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. показал эффективность совместных действий княжеств, но не привел к падению ига: в 1382 г. свергнувший Мамая хан Тохтамыш совершил погромный поход на Москву и восстановил права Орды на сбор дани. Тем не менее, Московское княжество осталось политическим центром Руси, а Дмитрий Иванович (прозванный Донским) передал в наследство своему сыну Василию I Владимирский великокняжеский престол как вотчину, не спрашивая ханского разрешения (ярлыка).
Этап 1389-1462 гг. характеризуется серьезными внутренними распрями между потомками Дмитрия Донского (феодальная война второй четверти XV в.). В это время еще могли реализоваться альтернативные варианты централизации: во главе объединения русских земель могли оказаться торговый Новгород или северная Галицкая земля. Однако победа осталась за московским князем Василием П, использовавшим в качестве союзников ордынцев. В борьбе за центральную власть Василия П поддержала Русская православная церковь, которая после падения в 1453 г. Константинополя обрела независимость от Византии.
Политическое объединение Руси завершилось при Иване III (1462-1505) и его сыне Василии III (1505-1533). Самое крупное и сильное Московское княжество добилось окончательного свержения ордынского ига: с 1476 г. Иван III перестал платить дань, а когда хан Ахмат выступил против России, - двинулся с войском ему навстречу. Неделю стояли две рати на берегах р. Угры (приток Оки), не решаясь вступить в битву. 11 ноября 1480 г. Ахмат отступил. Дата окончания "стояния на Угре" считается и датой окончания ордынского ига. В период правления Ивана III к Московскому княжеству силой были присоединены Новгородская земля (1478 г.) и Тверское княжество (1485). С 1485 г. Иван III объявил себя "государем всея Руси". Василий III ликвидировал независимость Пскова (1510) и Рязани (1521). Объединение русских земель было закончено. В состав единого государства вошли многие национальности. Юридически централизация выразилась в появлении первого общерусского "Судебника" (1497) с едиными юридическими нормами. Ст. 57 Судебника ознаменовала собой начало оформления крепостного права. Она ограничивала крестьянам сроки ухода от владельца неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября); крестьянин обязан бьш платить "пожилое" - за то, что жил на земле феодала.
Возникновение единого многонационального государства способствовало развитию экономики и процессу освоения внутренних земель, ликвидировало феодальные усобицы. Однако сильная централизованная самодержавная власть несла в себе зародыш деспотизма, развившийся при Иване IV.
На рубеже XV-XVI вв. во внутренней и внешней политике завязались те узлы, распутывать которые пришлось на протяжении XVI в. Это: 1) борьба с остатками феодальной децентрализации; 2) создание аппарата единого государства; 3) расширение территории за счет ослабленных восточных и прибалтийских соседей, овладение торговыми путями в Прибалтике. Русское государство складывалось в форме сословно-представительной монархии. Оформлялись основные сословия: феодальная аристократия, дворянство, духовенство, крестьянство и посадские люди (горожане). Прочной опорой государственной власти стало дворянство. Дворяне первоначально - люди, входившие в Государев двор (всего около 4000 человек), несшие при государе военную, административную, дипломатическую службу и получавшие за это жалование деньгами или поместьями. После смерти Василия III централизация объединенных русских земель продвигалась медленно и нерешительно: боярские группировки Шуйских, Вольских и Глинских тратили силы на борьбу за власть при малолетнем Иване IV (р. 1530). В это время мать Ивана IV Елена Глинская усилила подчинение местной власти центральной (так называемая губная реформа), ввела в 1535 г. единую денежную систему. В то же время общая слабость государственной власти вызывала значительные народные волнения в Москве, Устюге, Пскове. Надежды на разрешение противоречий связывали с началом самостоятельного правления Ивана IV, принявшего в 1547 г. титул царя. В 1549 г. бьш созван первый Земский собор - совещательный орган, в котором были представлены различные сословия: аристократия, служилые люди, духовенство. С него началось десятилетие реформ, которые вдохновлялись "Избранной радой" - кругом близких друзей царя, куда входили князь Курбский, дворянин Адашев, митрополит Макарий, протопоп Сильвестр и др. В 1550 г. бьш принят новый общерусский Судебник, способствовавший укреплению централизованной власти. В Судебнике сохранялись сроки крестьянского выхода (Юрьев день) и увеличивалась плата за пожилое. В результате реформ было создано постоянное стрелецкое войско, возникли особые органы государственной исполнительной власти - приказы (Посольский, Разбойный, Челобитный и др.). В особое сословие выделились дворяне. Было ограничено местничество (занятие высших должностей в зависимости от знатности и служебного положения предков). Система кормлений (содержание должностных лиц за счет местного населения) в 1556 г. была заменена общегосударственным налогом, из которого платили служилым людям. Церковный Стоглавый собор 1551 г. (его постановления составили сто глав) оформил общерусский пантеон святых, поставил под контроль царя церковное землевладение, призвал к борьбе против пороков в среде священнослужителей.
Реформы 50-х годов позволили приступить к решению внешнеполитических задач. Были совершены военные походы против Казанского и Астраханского ханств. В 1552 г. русское войско овладело Казанью, затем последовало присоединение к России Башкирии (1552-1557) и Астрахани (1556). По инициативе и на средства купцов Строгановых в 1581 г. был организован поход в Сибирь дружины Ермака. В 1582 г. Сибирское ханство (Западная Сибирь) присоединено к России. Борьба за расширение прибалтийских владений началась с вступлением России в Ливонскую войну (1558-1583). Вначале Россия добилась разгрома и распада Ливонского ордена, но с вступлением в войну Швеции Литвы и Польши (два последних государства объединились в 1569 г. в Речь Посполитую). Россия оказалась перед превосходящими силами противника, она проиграла спор за земли Ливонского ордена и потеряла крепости Нарва, Ям, Копорье, Иван-город. Неудача в Ливонской войне была следствием слаборазвитой экономики России, острой внутренней борьбы в государстве, вызванной опричниной (1565-1572). В 1560 г. пало правительство Избранной рады, а к 1565 г. царь перешел от реформ к насильственной централизации. Он объявил об учреждении особого государственного удела - опричнины, в котором организовывалось особое войско, ставшее мощной военно-карательной организацией. Вотчинники выселялись с земель опричнины на другие государственные земли (земщина). В стране началась полоса репрессий. Одним из самых кровавых проявлений опричнины был поход на Новгород (1570) под предлогом ликвидации остатков новгородской самостоятельности. И после отмены царем не оправдавшей себя опричнины деспотичный режим сохранялся. Иван IV получил имя Грозный. Централизация через террор привела к экономическому и политическому кризису 70-80-х годов, усиленному войной. Выход из него стали искать в дальнейшем закрепощении крестьянства. XVI век заканчивался обострением внешних и внутренних противоречий.
.Культура Беларуси в XIV-XVI вв.
В XIV - XVI вв. духовная жизнь Великого княжества Литовского испытывала на себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и в Западной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода античности, возникновении сначала кирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни, распространении реформационных идей и движений.
Эпоха Возрождения на территории Беларуси имела свои особенности. Экономическое отставание от передовых стран Европы и господство феодализма сдерживали всестороннее развитие светских форм культуры и переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Специфическими чертами Возрождения в Беларуси стали также столкновение западноевропейской и восточноевропейской культурных традиций, наличие на относительной веротерпимости, взаимодействие и взаимовлияние белоруской, русской, украинской, польской и литовской культур, что обусловило полилингвизм литературы этого времени.
Представителем ренессансной культуры в Беларуси был первопечатник, гуманист и просветитель Франциск Скорина (около 1490 - около 1551 гг.). В центре его внимания была проблема общества и человека. Он рассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества и др. В 1521 г. в Праге Ф. Скорина издал 23 библейские книги Ветхого Завета. В Вильно он организовал первую в Беларуси типографию и издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол».
Традиции Ф. Скорины были развиты поэтом-гуманистом Николаем Гусовским (около 1470 - 1533 гг.), прославившимся своим произведением «Песня о зубре», в котором с патриотических и высоких морально-политических позиций воспета природа родной страны, содержится призыв к укреплению государства, к единству европейских народов, осуждаются войны, междуусобицы.
Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Сымона Будного (около 1530 - 1593 гг.). Он впервые издал напечатанные на белорусском языке «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед богом», «Про светскую власть», «Новый завет».
Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен - умер около 1599 г.). Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры.
Важным явлением белорусской культуры явилась историко-хроникальная литература. Наиболее известными произведениями этого жанра стали «Летописец великих князей Литовских», «Хроника Великого княжества Литовского и Жемойтского», «Хроника Быховца», «Хроника польская, литовская, жемойтская и всей Руси» М. Старыйковского. Во второй половине XVI в. на смену традиционному летописанию пришла историко-мемуарная литература: «Письма» оршанского старосты Ф.Кмиты-Чернобыльского, мемуары новогрудского судьи Ф. Евлашевского, «Баракулабская хроника».