Файл: 1. История как наука. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На процесс становления и развития белоруской архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли древнерусские традиции, а также лучшие достижения архитектуры и искусства западноевропейских стран. Переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали самобытные памятники в готическом, романском стиле и стиле барокко. Образцом белорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Супрасли, Заславле. Во второй половине XVI в. были построены культовые здания в традициях ренессанса (протестантский собор в Сморгони и костел в Несвиже). С конца XVI в. появляется борокко. В этом стиле итальянским архитектором Дж. М. Бернардини в Несвиже был построен иезуитский костел. В светской архитектуре появляются крепости-замки в Новогрудке, Лиде, Гродно, Мире и др. Их возникновение было вызвано необходимостью обороны.

В тесной связи с архитектурой развивалась живопись и скульптура. Наиболее активно развивалась иконопись. Она создавалась под влиянием древнерусского и византийского искусства. Характерными являются иконы «Матерь божья Замилованне», «Матерь божья Иерусалимская», «Матерь божья Смоленская» и др. С XV в. появляются произведения светской живописи в жанре портрета. Распространенным был и такой вид живописи, как книжная миниатюра - рисунок на страницах рукописей небольшого размера и тонкой техникой исполнения. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцы феодалов.

Таким образом, XIV - XVI вв. - это яркий и самобытный период в развитии белорусской культуры, синтез ренессансово-гуманистических веяний и средневековых религиозных традиций, расширения культурных связей между белорусским и другими народами.

22. Конфессиональная политика в ВКЛ (сер. XIII– сер. XVI в.).

В жизни феодального общества церковь играла значительную роль. Она определяла и регулировала многие стороны средневекового мира, господ­ствующими в котором были религиозное мировоззрение и идеология.

В ХП-ХШ вв. Беларусь находилась под монопольным влиянием правосла­вия. Кревская уния эту монополию нарушила. В конце XIV - середине XVI в. здесь расширило свое влияние западное христианство, хотя восточное по-прежнему задавало тон в духовной жизни общества, несмотря на то, что его по­зиции все более потеснились. К середине XVI в. в восточной части Беларуси, как и ранее, господствовало православие, на западе уже были сильны позиции католицизма: вероисповедания уравновешивали одно другое. После Люблин­ской унии их противостояние достигло апогея и равновесие сил нарушилось в сторону католического Запада.


В XVI в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Ре­формацией, в православии - ересями. С 50-х гг. XVI в. идеи протестантизма стремительно распространяются в Великом княжестве Литовском. Религиоз­ной новинкой увлекались магнаты и шляхта, недовольные всемогуществом костела. Народные массы остались глухи к идеям Реформации, поэтому она не получила здесь такого размаха, как в Западной Европе. Во главе белорусско-литовских реформаторов стоял Николай Радзивилл Черный.

Наибольшее распространение в княжестве получил кальвинизм. В Беларуси было основано около 50 кальвинистских общин, а при них - храмы (соборы), школы, типографии, приюты. Крупнейшими реформационными центрами стали Брест, Несвиж, Витебск, Лоск, Ивье, Слуцк и др. Вокруг них группировались вы­дающиеся ученые, проповедники, писатели и книгоиздатели. Некоторые из них (С. Будный, В. Тяпинский) стали вровень со знаменитыми европейскими мысли­телями. Реформация содействовала активизации культурной жизни, расширению ренессансно-гуманистических идей в белорусской культуре и ее международных контактов. Она привела к развитию толерантности в княжестве.

В 60-е гг. из кальвинизма выделилось радикальное течение - антитрини-таризм, которое требовало социальных преобразований, осуждало крепостни­чество. Увидев, что движение выходит из-под контроля, феодалы с 70-х гг. стали отходить от Реформации. В следующие десятилетия ее кризис прогрес­сировал. В XVII в. она сходит с исторической арены в Великом княжестве Ли­товском под ударами Контрреформации.

Программу выхода из реформационного кризиса Ватикан разработал на Тридентском соборе. Ставку в спасении католической церкви он сделал на Ор­ден иезуитов, созданный в 1534 г. Иезуиты входили во все сферы жизни евро­пейских стран, охваченных Реформацией, и влияли на мир в угодном для рим­ской курии направлении.

На следующий год после Люблинской унии иезуиты появились в столице Великого княжеского Литовского. Идеологом Контрреформации здесь стал Петр Скарга. Правящие круги Речи Посполитой оказали католической церкви все возрастающую поддержку. Интеллектуальную элиту белорусско-украинского общества иезуиты привлекали в костел мастерством проповеди, богословской наукой, изданием сочинений писателей Ордена, хорошо нала­женной системой образования. С помощью последней они взяли в свои руки молодое поколение. Беларусь покрылась сетью костелов и монастырей, через которые воздействовали на широкие народные массы. Обновленный и усилен­ный католицизм начал вытеснять протестантские секты. Процесс окатоличива­ния высших слоев, втянутых ранее в Реформацию, приобрел массовый харак­тер. К концу XVII в. Контрреформация в княжестве победила.



Балансирование Беларуси на протяжении столетий между христиански­ми Востоком и Западом обусловило необходимость поиска компромиссов и живучесть здесь идеи церковно-религиозной унии. В конце XVI в. в такой унии были заинтересованы три силы. Ватикан хотел компенсировать потерю мил­лионов верующих Западной Европы в период Реформации духовным подчи­нением белорусско-украинских земель. Правящие круги, разрываемые религи­озной конфронтацией Речи Посполитой, стремились с помощью унии сконсо-лидировать общество и укрепить свое государство. Лидеры белорусско-украинского православия искали пути вывода из упадка своей церкви, позиции которой подорвала Люблинская уния, Реформация и Контрреформация. Пре­тензии созданного в 1589 г. Московского патриархата на духовную власть над белорусско-украинскими землями Речи Посполитой толкали их в сторону ка­толического Запада, который дал образец выхода из кризиса и оздоровления костела. В 1590 г. ими было принято решение - выйти из церковной и культур­ной орбиты Константинополя, чей духовный и политический авторитет тогда сильно упал, и перейти под власть другого христианского центра - Ватикана. Это решение поддержало правительство Речи Посполитой.

Подготовка унии продолжалась 5 лет. Ее возглавили епископы влади­мирский и брестский И. Потей, луцкий и острожский К. Терлецкий. Были вы­работаны условия объединения, получены гарантии их соблюдения в Ватикане. 6-9 октября 1596 г. на церковном соборе в Бресте на основе белорусско-украинского православия было оформлено новое направление в христианстве -униатство. Оно сохраняло прежнюю обрядность и церковно-славянский язык богослужения, юлианский календарь и традиционные праздники, но признава­ло верховенство папы римского и католическое вероучение. Так началась крупная церковная реформа, которая повлекла за собой переориентацию ду­ховной жизни Беларуси с Востока на Запад и преобразование многих сторон жизни общества. Но охранительно-консервативная позиция православного ду­ховенства, которое в стремлении оградить Беларусь от западных влияний, вы­ступило против нововведения, с одной стороны, и принуждение, без которого не обходилось распространение ни одной христианской религии на Беларуси, с другой, вместо ожидаемого успокоения и единения еще более накалили обста­новку в стране. В ответ на имевшее место насилие по Беларуси прокатилась волна антиуниатских выступлений.

Судьбу униатства определил выбор народа. В условиях давления со сто­роны московского православия и польского католицизма он остановился на этом исповедании как наиболее отвечающем его национально-культурным запросам. Так, именно в униатской церкви более широко, чем в храмах других конфессий, использовался белорусский язык. На рубеже XVII-XVIII вв. количество униатов на Беларуси превзошло число православных, а к концу XVIII в. достигло 2/3 всего населения. Основную социальную базу этой веры составляли крестьяне.


23. Социально-экономические аспекты развития ВКЛ (середина XIII-XVI вв.).

Социально-экономической основой развития белорусских земель в средневековую эпоху являлось сельское хозяйство. Верховным собственником земли был великий князь. Значительным земельным фондом владели бывшие князья и родственники князя, которых называли магнатами. За военную и гражданскую службу князь наделял людей землей во временное или постоянное пользование. Этих людей называли боярами, а с XV в. - шляхтой. Землевладельцами являлись также церковные учреждения и духовные иерархи. Крестьяне собственной земли не имели. Они работали и жили на земле магнатов или шляхтичей, за что до конца XV в. в основном рассчитывались с помещиком продуктами - зерном, медом, домашней утварью и т.п.

Крестьяне относились к низшему сословию и обыкновенно назывались «люди», «мужики», «подданные». Формой общественной организации являлись соседская сельская община, которая входила в состав более широкой организации - волости. Община владела правом разбора некоторых криминальных дел в копном суде, распределением и сбором дани и налогов. В общественном пользовании общины были пастбища, сенокосы, леса и воды.

В соответствии с характером земельной собственности, на которой проживали крестьяне, они подразделялись на помещичьих, государственных и церковных. В зависимости от количества земли, которой они пользовались, и характера повинностей, крестьяне делились на тяглых, огородников, бобылей, коморников, кутников и др. От степени личной зависимости от феодалов выделялась челядь невольная (крестьяне, которые не имели своего хозяйства, жили в имениях феодалов), челядь придворная (прислуга), «похожие» люди (крестьяне с правом перехода из одного имения в другое) и «непохожие» люди (крестьяне, которые были лишены такого права).

В середине XV в. в Западной Европе увеличился спрос на зерно, торговля которым давала помещикам большой доход. Поэтому они стали переходить к фольварочной системе хозяйства. Помещики на лучших землях (в 200 - 400 га) организовывали хозяйство, в котором выращивали зерновые культуры и разводили скот. С этого времени крестьяне за пользование землей должны были отрабатывать определенное количество дней на помещичьей земле (барщина) своим инвентарем или платить деньгами (чинш). Вначале барщина отрабатывалась два дня в неделю
, но постепенно она увеличивалась. Особенно интенсивный рост фольварочно -барщинной формы хозяйствования наблюдался в Понеманье и Побужье, частично, в Подвинье - регионах сплавных рек с развитыми внешнеторговыми связями.

В середине XV в. началась аграрная реформа, которая получила название «волочной помери» . Целью ее был более полный учет и распределение земли, унификация крестьянских повинностей. В качестве основной единицы налогообложения была волока (19,5 десятины, или в современном исчислении 21,3 га), а главной повинностью - барщина. В Поднепровских и Подвинских хозяйственных волостях единицей налогообложения была «служба», а повинностями крестьян оставались чинш и различных видов дань.

В связи с реформами ускорялся процесс закрепощения крестьянства. Начало законодательного оформления крепостного права в ВКЛ было положено привилеем 1447 г, а «Уставы на волоки» 1557 г. распространила его на ту часть крестьян, которая еще сохраняла право перехода от феодалов. Это было зафиксировано Статутом 1566 г, который определил 10-летний срок сыска беглых крестьян, а Статутом 1588 г. этот срок был удвоен. Таким образом юридически было закреплено крепостное право. С этого времени крестьяне потеряли личную свободу, помещики могли их продавать, менять, закладывать в залог как всю семью, так и отдельных членов семьи. В западной и центральной Беларуси осуществление реформы привело к смене общинного землепользования подворным.

В XIV - первой половине XVI в. производительные силы феодализма обусловили интенсивный процесс отделения ремесла от сельского хозяйства, что сопровождалось ростом городов и поселков городского типа - местечек. Если в начале XV в. в ВКЛ было известно 83 города, то в конце XV в. - уже 530. Наиболее крупными городами (свыше 8 тыс. человек) были Витебск, Могилев, Пинск, Полоцк, Слуцк, Гродно, Брест.

По своему социально-экономическому статусу города подразделялись на государственные (великокняжеские) и частновладельческие, принадлежавшие отдельным феодалам. Иногда феодалы скупали участки в самоуправляющихся городах и распространяли свою юрисдикцию на всех, кто жил на этой территории. Население этих так называемых «юридик» было неподвластно магистрату. Горожане стремились избавиться от зависимости феодалов и получить свободу и право на самоуправление. С конца XIV в. князья начали дарить городам право на самоуправление, так называемое магдебургское право. Первым получил это право Брест (1390 г.). До второй половине XVI в. магдебургское право получили почти все крупнейшие города Беларуси.