Файл: 1. История как наука. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 313

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
началась американо-испанская война, в результате которой к США отошли Филиппины, острова Пуэрто-Рико. Гуам. Американские войска вторглись на Кубу, в Никарагуа, на Гаити.

После отказа Колумбии от американского проекта договора на строительство Панамского канала США инициировали отделение Панамы от Колумбии {ноябрь 1903). Права на десятимильную зону для строительства канала они получили от правительства Панамской республики, оказавшей­ся под американским протекторатом.

В борьбу за передел мира в конце XIX в. вступила Япония. Она быстрыми темпами провела модернизацию сухопутных войск и военно-мор­ских сил. В 1894 т. в холе ч и он о-китайской войны Япония захватила Корею, южную Маньчжурию. По мирному договору 1895 г. Китай облагался большой контрибуцией и передавал Японии острова Тайвань и Лэнхуледао.

Однако центром мировой политики остава­лась Европа. В начале XX в. здесь сложилось два военно-политических блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и англо-франко-российский союз (Антанта). В это вре­мя международные отношения обострились до предела. Вес ведущие европейские страны уве­личивали военные, ассигнования. Назревал военный конфликт. В 1908 г. Австро Венгрия заявил» об аннексии южнославянских территорий Боснии и Герцеговины, входивши» и Османскую империю, а Болгария провозгласила свою независимость от Турции. Захват южно-славянских земель вызнан недовольство Сербии и Черногории. Их поддержала Россия. Однако жесткая позиция Германии вынудила Россию признать аннексию.

В условиях ослабления Османской империи Сербия. Черногория, Болгария и Греция в 1912 г сформировали военный блок. Государства Антанты поддержали его. Германия и Австро-Венгрия вели сепаратные переговоры о положении на Балканах стремились внести раздор в действия участников четвертного блока. В октябре 1912 г. союзники начали войну с Турцией (1-я Балканская война). Турецкие войска потерпели поражение. Сербы за­няли Косово, значительную часть Македонии, гре­ки Салоники, некоторые острова в Эгейском море, районы в южной Албании, болгары - Фракию. По Лондонскому мирному договору (май 1913) Турция сохранила в Европе лишь территорию возле Стам­була. Юго-Восточная Европа была освобождена.

Однако территориальные разногласия меж­ду союзниками за албанские и македонские земли привели ко второй Балканской войне (июнь - июль 1913 г.). Болгария, выступившая против Сербии и Греции, проиграла ее. По Бухарестскому и Стамбульскому мирным договорам (10 и 26 сентября 1913 г.) Болгария потеряла почти все приобретен­ные территории в Македонии, Восточной Фракии, Южной Добруджи. Война еще раз обозначила серьезные расхождении и позициях ведущих европейских государств.


На рубеже веков в европейском обществе происходят значительные изменения в полити­ческом, экономическом, социальном развитии. В индустриальных странах складывается новая социальная структура общества. Фор­мируется единая социально-полити­ческая и экономическая элита на базе старой аристократии и буржуа. В об­ществе происходит сокращение чис­ленности крестьянства, ремесленни­ков, торговцев. Их место занимают представители нового среднего клас­са: юристы, врачи, инженеры, служа щие банков, чиновники государственных учрежде­ний. В сплоченную социальную силу превратился рабочий класс. Он сформировал свои политические парши, профсоюзные организации.

Рост эффективности и промышленного и сель­скохозяйственного производства создал предпосыл­ки для удвоения численности населения Европы в течение XIX века. К 1900 г. на европейском конти­ненте проживаю 400 млн человек. Быстрыми тем­пами увеличивалось городское население. С 1880 г. по 1914 г. в города переселилось 60 млн жителей сельских населенных пунктов. В Англии, например. в начале XX в. в городах проживало 2/3 населения страны.

Технический прогресс, развитие образова­ния, науки и культуры, расширение демократии создавали реальные предпосылки для прогресса западной цивилизации. Однако эволюция индусариального общества привела к сужению свобод­ной конкуренции. Нарастала централизация и кон­центрация производства. Создавались монополии, которые доминировали в целых отраслях экономи­ки. Становилось очевидным, что рынок сам по себе не в состоянии решить сложнейшие экономические и социальные проблемы. Эти процессы свидетель­ствовали о масштабных переменах. И не только в экономике. Они затронули основы общества: мо­раль, религию, философию, культуру. В мире со­хранялась дискриминация женщин, составлявших половину населения земного шара, национальных меньшинств, чернокожих жителей Европы и Аме­рики. В европейских странах нарастала пропаган­да национализма и шовинизма. В общественном сознании войны представлялись не как чрезвычай­ное и катастрофическое явление, а как проявление силы государства и мужества граждан. В России начался террор против государственных деяте­лей. Были убиты министр народного просвещения Н. Боголепов (1901), министр внутренних дел Д. Сипягин (1902), уфимский губернатор Н. Бог­данович (1903), министр внутренних дел В. Плеве (1904) и др. Причем, самое парадоксальное заклю­чалось в том, что демократическая общественность лояльно относилась к политическому геррору. Надвигался духовный кризис.




35. Общественно-политическое движение в Беларуси в первой половине XIX в.

Насильственная ликвидация Речи Посполитой, идеи французской рево­люции конца XVIII в., события войны 1812 г. оказали огромное влияние на развитие общественной мысли в Беларуси. Идейно и, частично, организацион­но кружки и общества молодежи были связаны с польским общественным движением, контактировали с передовыми людьми России в поисках путей борьбы с самодержавием.

В 1817 г. по инициативе студентов Виленского университета Адама Мицке­вича, Томаша Зана, Яна Чечота было создано тайное "Общество филоматов" (лю­бителей наук), имевшее филиалы в Полоцком пиарском училище, Свислочской гимназии, других учебных заведениях. Они пропагандировали идеи-равенства и свободы. В 1820 г. Т. Зан основал в Виленском университете легальное культурно-просветительское общество "Лучезарных". Вскоре организация была распущена по приказу властей. Многие члены "Лучезарных" влились во вновь созданное неле­гальное "Общество филаретов" (приверженцев благотворительности), дочернее по отношению к филоматам. Начав с культурно-просветительной деятельности, фи-лареты постепенно эволюционизировали в направлении решения социально-политических задач. В конце 1823 г. эти тайные общества были раскрыты, многие их члены - арестованы и подвергнуты репрессиям.

С Беларусью связана деятельность будущих декабристов: Н.М. и Н.И. Муравьевых, А.А. Бестужева (Марлинского), К. Игельстрома, СИ. Трусова. В 1823 г. разрабатывался "бобруйский план", предусматривавший выступление во время посещения Александром I Бобруйской крепости, арест монарха и рас­пространение восстания по России. 24 декабря 1825 г. общество "Военных дру­зей" сорвало церемонию присяги на верность Николаю I в частях Особого Ли­товского корпуса на Белосточчине. В феврале 1826 г. декабристы попытались поднять восстание в Полтавском полку и захватить Бобруйскую крепость.

В ноябре 1830 г. в Варшаве началось шляхетское восстание, руководите­ли которого ставили основной целью восстановление Речи Посполитой в гра­ницах 1772 г. Весной 1831 г. восстание охватило Литву и часть Западной Бела­руси. Виленский центральный повстанческий комитет не сумел организовать руководство восстанием, и оно развивалось, преимущественно, стихийно. Кре­стьяне и мещане не желали идти в повстанческие отряды, так как и речи не шло о решении их социальных проблем, к тому же активную пропагандист­скую деятельность вели царские власти, которые обещали освобождение из-под власти помещиков-повстанцев. С территории Польши в Литву и Беларусь были направлены военные отряды, которые должны были стать ядром повстан­ческого движения. Объединенные силы восставших 19 июня 1831 г. пытались захватить Вильно, но безуспешно, после чего восстание пошло на спад и в ав­густе было подавлено. Его участники подверглись судебному преследованию, у земледельцев были конфискованы их владения, сотни человек попали в ссылку, отправлены на службу в армию, эмигрировали.


Репрессии не смогли остановить революционно-демократическое движе­ние. В 1836 г. студент Виленскои медико-хирургической академии, уроженец Пинщины Франц Савич (1815-1845) основал "Демократическое товарищество", члены которого пропагандировали идеи солидарности народов в борьбе против самодержавия, стояли за освобождение крестьян и наделение их землей. В 1838 г. "Демократическое общество" было разгромлено. Ф. Савич был направлен в действующую армию на Кавказ.

В 1846-1849 гг. в Вильно, Минске, Гродно, Лиде и других городах суще­ствовала тайная организация "Союз свободных братьев", насчитывавшая около 200 членов. Велась пропаганда среди солдат и офицеров минского гарнизона, изготавливалось оружие. Главной целью организации была борьба за социаль­ное и национальное освобождение, против тираний и угнетения.

32. Политика Российской империи в конце XVIII – начале XIX в..

После инкорпорации Беларуси в состав России правительство начало прово­дить политику, направленную на нивелировку местных особенностей, имевшую конечной целью сближение и слияние с собственно русскими регионами.

Вводились общероссийское административное деление, органы и учреж­дения, стали действовать наместнические, провинциальные, а затем губернские и уездные учреждения. В начале XIX в. белорусские земли вошли в состав. Ви-ленской, Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской губерний. В 1807 г. по условиям Тильзитского мира к России отошла Белосточчина (с 1843 г. в составе Гродненской губ.). Учитывая пограничное расположение Беларуси, а также напряженное политическое и социальное положение, были созданы ге­нерал-губернаторства: Белорусское (1772-1856), Литовское (Виленское) (1794-1912), Минское (1831-1834). Основным действующим законодательным доку­ментом в области гражданского права оставался Статут Великого княжества Литовского 1588 г. Местные жители (шляхта) имели возможность занимать различные административные должности, но ведущую роль в управлении кра­ем занимали ставленники имперского центра.

В сословной политике правительство стремилось удовлетворить интересы шляхты. При условии принесения присяги на верность Екатерине II она получа­ла все права российского дворянства, сохраняла имущественные и другие права. С целью не допустить распространения идей французской революции, создания опоры в захваченном крае и удовлетворения материальных интересов дворянст­ва и чиновничества правительство проводило здесь политику насаждения рус­ского землевладения. На территории Беларуси Екатерина II и Павел I пожалова­ли в наследственное владение более 200 тыс. ревизских (мужских) душ: как кре­постных, так и бывших государственных крестьян. Это вело, в большинстве случаев, к ухудшению их имущественного и правового положения.