Файл: 1. История как наука. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоцио­нально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традициона­лизма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традицион­ной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. Этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божественным законам. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить приро­ду и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Государственная власть, социальное устройство общества также лиша­ются божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Неслучайно Новое время - это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек - это мобиль­ная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходя­щим в окружающей среде.

Просвещения. Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время ста­ла идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют эпохой Просве­щения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззре­ние, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рациона­лизм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассмат­ривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Про­свещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой ос­нове декларировалось право людей на социальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф. Энгельс: "Великие люди, кото­рые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступа­ли крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни бьшо рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй -все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно бы­ло, предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо от­казаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего сущест­вующего" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.- С. 16).


Европа ХУШ в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения разви­валась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Воль­тер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро.

Общественно-политическая жизнь Франции в XVIII в. характеризовалась большими пережитками феодализма. В борьбе со старой аристократией про­светители не могли опереться на общественное мнение, на правительство, от­носящееся к ним враждебно. Во Франции они не имели такого влияния в обще­стве, как в Англии и Шотландии.

Большинство видных деятелей французского Просвещения подвергались преследованиям за свои убеждения. Дени Дидро побывал в заключении в Вен-сенском замке (королевская тюрьма), Вольтер - в Бастилии, Гельвеций был вынужден отречься от своей книги "Об уме". По цензурным соображениям не раз приостанавливалось печатание знаменитой Энциклопедии, выходившей в свет отдельными томами с 1751 по 1772 г.

Постоянные конфликты с властями создали французским просветителям репутацию радикалов. При всем своем радикализме французские просветители проявляли умеренность и осторожность, когда ставился на обсуждение один из основных принципов, на которых базировалась европейская государственность принцип монархизма.

Во Франции идею разделения властей на законодательную, исполни­тельную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье (1689-1755). Изучая при­чины возникновения того или иного государственного строя, он утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления. Главным средством обеспечения законности он считал принцип "разделения властей". Монтескье считал, что "дух законов" того или иного народа определяется объективными предпосылками: климатом, почвой, территорией, религией, численностью на­селения, формами хозяйственной деятельности и др.

Конфликты французских просветителей с католической церковью объяс­нялись ее идеологической непримиримостью, догматизмом, и это исключало возможность компромисса.



Характерные черты эпохи Просвещения, ее проблемы и сам человече­ский тип просветителя: философа, писателя, общественного деятеля - ярче все­го воплотились в творчестве и в самой жизни Вольтера (1694-1778). Его имя стало как бы символом эпохи, дало название целому идейному течению евро­пейского масштаба ("вольтерьянству").

Большое место в творчестве Вольтера занимают исторические труды: "История Карла XII" (1731), "Век Людовика XIV" (1751), "Россия при Петре Великом" (1759). В книге "Опыт о нравах и духе народов" Вольтер написал: "Каждого человека формирует его век, очень немногие поднимаются над нра­вами своего времени". Вольтер был таким, каким его создал XVIII век, и он же был в числе тех просветителей, кто поднялся над ним.


Часть французских просветителей надеялась на сотрудничество с вла­стями в решении конкретных проблем управления страной. Среди них выделя­лась группа экономистов-физиократов (от греческих слов "физис" - природа и "кратос" - власть), во главе которых стояли Франсуа Кенэ и Анн Робер Тюрго.

Сознание недостижимости целей Просвещения мирными, эволюционными путями побудило многих из них примкнуть к непримиримой оппозиции. Их про­тест принимал форму атеизма, резкой критики религии и церкви, характерных для философов-материалистов - Руссо, Дидро, Гольбаха, Гельвеция и др.

Многообразие путей, которыми шло Просвещение, сделало его уникальной лабо­раторией человеческой мысли. Именно там истоки основополагающих идей либерализ­ма, социализма и коммунизма, повлиявших на мировое развитие в ХГХ-ХХ вв.

XVIII в. вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Полити­ка абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении "сверху" и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свобо­ды совести, в некоторых случаях проявляется забота, о низших классах.

Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провоз­глашение принципа "одно право для всех", что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Такая политика имела огромные последствия со-словно-социального характера, лишив преимуществ привилегированные со­словия. Таким образом, в социальной эволюции Европы настал конец господ­ствующему положению старых земледельческих классов.

Проведение политики просвещенного абсолютизма в определенной мере явилось отражением идей просветителей. Используя популярность их идей, они изображали свою деятельность как "союз философов и государей". Но главным побудительным мотивом стало осознание монархии нарастающей слабости их опоры - земельных собственников и укрепление позиций третьего сословия в лице буржуазии.

В наибольшей мере программа просвещенного абсолютизма была осу­ществлена в Австрии, Пруссии, Португалии, Неаполитанском королевстве, России. В других странах она была реализована лишь частично. Проведение этой политики не сняло политического напряжения в обществе. Абсолютизм -форма мертвая. Он не может улучшаться, оставаясь абсолютизмом, а если улучшается - значит перестает им быть.


Великая французская революция оказала огромное влияние на развитие европейских стран. Ее последствия - политические, экономические, социаль­ные - носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу. Восприятие идей французской революции населением Европы не ос­тавляло место сомнениям, что деспотический режим в просвещенной или не­просвещенной форме отжил свое время, что залог будущего экономического процветания европейская буржуазия видела в освобождении от абсолютизма.

XVIII в. стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период. Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение.

27. Особенности российской модернизации в XVIII в.

Россия, как и другие страны Европы XVIII в., встала на путь модер­низации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие мно­гие сферы жизни общества.

Каковы же были предпосылки петровских реформ?

1. Россия была отсталой страной, что представляло серьезную опасность для национальной независимости русского народа.

2. Промышленность развивалась, но она по своей структуре была крепо­стнической, и по объему и по техническому оснащению особенно, значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

Сельское хозяйство отличалось рутинными способами земледелия и было основано на подневольном труде крепостного крестьянина.

Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дво­рянского ополчения и стрельцов, плохо обученных и вооруженных.

Сложный государственный аппарат.

Отставала Россия и в области духовной культуры.

Сразу же по вступлению на престол Петр I приступил к реформам, пре­следуя единственную цель: создание мощного обороноспособного государства с высоким международным престижем. Реализация его идеи предполагала ре­шение двух основных проблем, с одной стороны - развитие рыночных отно­шений, предпринимательства, повышение общеобразовательного уровня лю­дей, а с другой - ставка делалась на госаппарат, что и привело в дальнейшем к тотальному огосударствлению общества.

Однако было бы значительным упрощением представлять усилия Петра I по реформированию России как последовательное выполнение какого-то зара­нее задуманного плана. Чаще всего они носили спорадический характер в виде реакций на те или иные складывающиеся обстоятельства. Важнейшими и не­посредственными стимулами реформаторской деятельности Петра I была не­обходимость победы в Северной войне (1700-1721), и как следствие, необ­ходимость создания сильной армии и флота, эффективной системы управле­ния, развитой экономики.