Файл: 1. История как наука. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 303

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


27 октября исполкомы Великой Белорусской рады, Центральной военной рады и Западного фронта обратились к белорусскому народу с «Грамотой», в которой содержался призыв избрать представителей белорусского народа на Всебелорусский съезд, на котором решить вопрос о государственности Беларуси. Открытие съезда намечалось на 5 декабря 1917 г. А. Мясников выехал в Петроград с целью добиться от Народного комиссара по делам Национальностей запрещения созыва съезда. И. Сталин не согласился с таким предложением и предложил найти другую организацию, которая смогла бы выступить с инициативной созыва съезда. Выбор пал на Белорусский областной комитет (БОК), созданный в ноябре 1917 г. в Петрограде при Всероссийском Совете крестьянских депутатов из числа представителей от белорусских губерний. 17 ноября БОК, который был по политическим взглядам левоэсеровским, лояльно относился к Советской власти и выступал против раздела России на национальные государства, выступил с инициативой созыва чрезвычайного белорусского съезда. Совнарком выделил ему 50 тыс. рублей на организационную подготовку. В качестве условия было высказано только одно пожелание, чтобы созыв съезда проходил на платформе признания советской власти при непосредственном участии в его работе представителей Облисполкомзапа.

БОК пытался заставить Раду отказаться от проведения съезда, но Великая белорусская рада уже развернула подготовку к нему. В сложившихся условиях БОК вынужден был пойти на сотрудничество с Великой белорусской радой по подготовке и проведению съезда.

На съезд были приглашены представители партий и организаций, губернских, уездных, волостных земств, органов городского самоуправления, губернских и уездных земельных комитетов, Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, воинских частей, организаций беженцев, кооперативов, профсоюзов. Съезд состоялся 5-17 декабря 1917 г. в Минске. В его работе приняли участие 1872 делегата, из них 1167 человек обладали правом решающего голоса, а 705 - совещательным. 367 делегатов представляли руководящие круги партий и организаций, которые враждебно встретили Октябрьскую революцию. Армейские ряды в большинстве своём состояли из эсеров и членов БСГ и были центристами. Левое крыло - 118 делегатов, представляли большевиков, левых эсеров и левое крыло БСГ. Они признавали себя сторонниками Советской власти.

После жарких дискуссий в ночь с 17 на 18 декабря 1917 г. съезд принял первый пункт резолюции, которая постановляла из числа делегатов создать Всебелорусский совет крестьянских, солдатских и рабочих депутатов, которому поручить руководить краем и в
ближайшее время созвать Учредительное собрание, на котором должен быть решен вопрос о белорусской государственности. Фактически это означало, что Облисполкомзап и СНК Западной области и фронта должны были прекратить свое существование. В ответ руководители большевиков, входившие в эти органы, объявили съезд распущенным и арестовали 27 его делегатов, в том числе и председателя съезда И. Середу.

После разгона съезда из части его президиума 18 декабря был создан Исполком Совета съезда, который возглавил Ф. Гриб. Этому органу поручалось продолжить борьбу за реализацию идеи белорусской государственности.

После того как Л. Троцкий сорвал мирные переговоры в Брест-Литовске, Германия начала 18 февраля наступление. Обисполкомзап и СНК Западной области и фронта 19 февраля из Минска эвакуировались в Смоленск. Возобновил свою деятельность Исполнительный комитет Всебелорусского съезда. 21 февраля он обратился к народу Беларуси с первой Уставной грамотой , в которой объявил себя временной властью и обязался созвать Всебелорусский Учредительный сейм, а до его созыва функции власти передавались созданному Исполкомом Народному Секретариату Беларуси, председателем которого стал И. Воронко .

Стремление к независимости усилилось после подписания 3 марта в Брест-Литовске мирного договора, по которому западные белорусские земли передавались Германии, южные отходили Украине, а восточные до конца войны оставались под оккупацией. 9 марта 1918 г. Исполком Всебелорусского съезда принял вторую Уставную грамоту , в которой Беларусь в границах расселения и количественного преобладания белорусского народа объявлялась Народной Республикой (БНР). Исполком был переименован в Раду БНР, президиум которой возглавлял И. Середа. Она объявлялась законодательным органом до созыва Учредительного сейма. Народный Секретариат , назначенный Радой, стал исполнительным органом.

23 марта 1918 г. кайзер Вильгельм II издал декларацию о независимости Литовского государства и этим закрепил присоединение части Западной Беларуси (Виленщины, Гродненщины и Белосточчины) к Литве. В этот же день, по предложению лидеров Виленской белорусской Рады, которые вошли в состав Рады БНР, стала обсуждаться необходимость провозглашения независимости Беларуси. 25 марта 1918 г. Рада БНР приняла третью Уставную грамоту , в которой Белорусская Народная Республика объявлялась независимой в составе Могилевкой, Минской, а также белорусских частей Гродненской, Виленской, Витебской, Смоленской, Черниговской и смежных губерний.



Объявив независимость Беларуси, Рада БНР стремилась получить ее признание со стороны Германии. 25 апреля 1918 г. кайзеру Вильгельму II была направлена благодарственная телеграмма с расчетом на официальное признание БНР. Однако официальный Берлин рассматривал Беларусь как часть Советской России и без Советского правительства отказался признать вновь созданное государство.

Телеграмма кайзеру вызвала политический кризис, который привел к расколу БСГ и Рады БНР. БСГ раскололась на три части: Белорусскую партию социалистов-революционеров, Белорусскую социал-демократическую партию (БСДП) и Белорусскую партию социалистов-федералистов. Из Секретариата Рады вышли социал-демократ А. Смолич, социалисты-революционеры Т. Гриб и Л. Заяц. С включением в состав Рады 10 членов консервативно-клерикального Белорусского народного представительства во главе с помещиком Р. Скирмунтом в деятельности Рады стало господствующим либерально-консервативное направление. Такой курс находил поддержку немецких оккупационных властей. Раде БНР и Народному Секретариату было дано обещание на создание органов местного самоуправления. Они получили возможность развернуть свою деятельность на международной арене, приступить к созданию национальной школы, учреждений культуры. Однако германские власти не разрешили БНР сформировать свои вооруженные силы, полицию, судебную и финансовую системы. Это говорит о том, что БНР не было государством в полном смысле этого слова. Это был зародыш государства. После ухода германских войск с территории Беларуси часть членов Рады БНР осталась в Минске, другая выехала в Гродно и Вильно, где продолжала работу по созданию Белорусской государственности. Рада БНР не решила проблему создания белорусского государства, но заставила большевистское правительство пересмотреть свою политику в отношении белорусов как нации, их государственности.

47. Новая экономическая политика и ее особенности в БССР.

Новая экономическая политика (НЭП) была вызвана к жизни крахом на­дежд на мировую революцию и необходимостью учета интересов большинства населения страны - сельских жителей, поэтому ее проведение началось с меро­приятий в области сельского хозяйства - замены продразверстки продналогом (март 1921 г.). К середине 1920-х гг. сложилась хозяйственная система НЭПа, ко­
торая оказала влияние и на культуру, и на общественно-политическую жизнь в республике. В сфере промышленности НЭП выявилась в следующем:

  1. Упразднялась чрезмерная централизация. Управление бьшо прибли­жено к производству, что дало возможность в большей мере учитывать мест­ные ресурсы. Были созданы групповые управления, которые подчинялись не­посредственно Совнархозу республики. В уездах экономические отделы зани­мались вопросами восстановления промышленности местного значения (кус­тарное производство, местное строительство). Традиционное преобладание мелких и средних предприятий в Беларуси не способствовало созданию тре­стов (созданы в 1925 г.).

  2. Все промышленные предприятия были разделены на 4 группы. В пер­вую входили наиболее крупные государственные предприятия, которые долж­ны были работать на основе хозяйственного расчета (за счет прибыли покры­вать убытки). Другие подлежали временной консервации. Третьи отдавались в аренду кооперативам и частным лицам. В четвертой группе находились пред­приятия, которые подлежали закрытию, а их рабочие и служащие передавались на работающие предприятия. Вместе с тем, значительная часть рабочих (пре­имущественно низкой квалификации) не могла найти работу и попала в число безработных. Существование рынка рабочей силы являлось характерной чер­той общества периода НЭПа.

  3. Ликвидировалась уравниловка в оплате труда рабочих. Формы оплаты учитывали квалификацию рабочего, производительность его труда. В первые годы НЭПа вместе с денежной сохранилась и натуральная оплата за счет мест­ных продовольственных ресурсов.

С начала 1920-х гг. происходит переход к рыночным отношениям и в де­ревне. Вслед за заменой продразверстки продналогом (1921 г.) с 1922 г. был раз­решен свободный выбор форм землепользования, результатом чего был стре­мительный рост хуторов (особенно в Витебской губ.). Одновременно крестьяне получили право свободно продавать ту часть продукции, которая оставалась по­сле выплаты продналога. С 1923/24 хозяйственного года натуральный налог за­меняется денежным. Крестьяне, таким образом, не только получили возмож­ность сеять более выгодные культуры (в БССР, например, резко возросли посе­вы картофеля), но и продавать свою продукцию на рынке, что способствовало развитию товарно-денежных отношений. Последнее бьшо возможно только в условиях стабильной денежной системы, которую обеспечило проведение де­
нежной реформы в СССР (1924 г.). В соответствии с новым Земельным кодек­сом БССР 1925 г. (разработан под руководством наркома земледелия БССР Д.Ф. Прищепова) крестьяне получили возможность арендовать землю или не­достающий инвентарь или же продавать свою рабочую силу. Это позволяло экономическими методами уменьшить вероятность столкновений между раз­личными по уровню социально-экономического развития хозяйствами.

Сглаживанию социальных конфликтов способствовала и кооперация, существенное внимание на которую обращается с 1923 г. Заинтересованность крестьянина в кредитах, в средствах производства для развития собственного хозяйства, найти которые каждому в отдельности было очень сложно, вынуж­дала его искать рынки сбыта для своей продукции. Это предопределило быст­рый рост кредитных кооперативов, а также таких видов сельскохозяйственной кооперации, как молочно-животноводческая, садово-огородная, семеноводче­ская, мелиоративная и др. Процент охвата различными формами кооперации крестьянских хозяйств увеличился с 7,4% в 1924 г. до 27% в 1926 г. Однако уже в 1920-е гг. государство выработало различные формы контроля над коо­пераций (самоуправление и т.д.), которые подрывали ее суть.

Расширение экономической свободы способствовало развитию демокра­тических принципов политической жизни, объективно противоречило центра­лизации. Неслучайное 1926 г. правительство БССР (председатель СНК И. Ада­мович) не согласилось с проектом СНК СССР "О началах землепользования и землеустройства Союза ССР" и высказалось за то, чтобы вся земля, недра и во­ды, которые находятся на территории республики, являлись собственностью этой республики (а не Союза, как по проекту). В 1927 г. на VIII Всебелорус-ском съезде нарком земледелия Д. Прищепов высказался за то чтобы союзное правительство разрабатывало только общие принципы сельхозналога, а кон­кретизация их проводилась бы на месте. Известно, что эти государственные деятели были репрессированы уже в конце 1920-х гг.

В 1925-1927 гг. становление и укрепление хозяйственной системы новой экономической политики обеспечивало сравнительно высокие темпы развития народного хозяйства республики. Объем валовой продукции промышленности в 1927 г. превысил довоенный уровень, хотя и при большем количестве заня­тых рабочих. Наблюдался устойчивый рост промышленности в традиционных отраслях: лесной, льнопрядильной, деревообрабатывающей. Более быстро вос­станавливалось сельское хозяйство БССР, валовая продукция которого уже в 1926 г. значительно превысила среднегодовые показатели 1911-1913 гг. Сни­зился удельный вес зерновых, наоборот, значительно выросли площади под картофелем и сеяными травами, что вызывало быстрое развитие животновод­