Файл: 1. История как наука. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
52. Развитие культуры Беларуси (1921–1941 гг.).

Политика белорусизации способствовала расцвету просвещения и культуры в 20-е годы. Важное значение придавалось ликвидации неграмотности. Одиннадцатого декабря 1920 г. была создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности в Беларуси, позже такие комиссии были созданы в уездах и волостях. В 1928/29 учебном году в Беларуси работало 309 пунктов по ликвидации неграмотности, 319 школ для неграмотных. Однако в довоенное время неграмотность в Беларуси не была полностью ликвидирована.

К середине 30-х гг., после ряда экспериментов, шло формирование советской системы народного образования. Школа подразделялась на начальную, неполную среднюю, среднюю, среднюю специальную, высшую. Тридцатого октября 1921 г. начались занятия на двух факультетах Белорусского государственного университета. Народный комиссариат просвещения РСФСР направил в БГУ известных ученых Н.А. Прилежаева, Н.Н. Никольского, В.Н. Перцева, Е.И. Баричевского и других. Ректором БГУ стал известный историк-славист В.И. Пичета. В 1925 - 1926 гг. кроме БГУ в БССР готовили кадры три высших учебных заведения: Коммунистический университет в Минске, Белорусский ветеринарный институт в Витебске и Белорусская сельскохозяйственная академия в Горках. Кроме того, в республике насчитывалось 25 техникумов, 20 профтехникумов и 20 других специальных учебных заведений. В основу комплектования высших и средних специальных учебных заведений был положен классовый принцип. Готовили к поступлению в учебные заведения рабочие факультеты при высших учебных заведениях. В 1925 - 1926 учебном году в БССР действовало три рабфака, на которых обучалось 882 слушателя.

Становление белорусской науки в 1920-е гг. происходило в высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях. Двадцатого января 1922 г. на базе научно-терминологической комиссии был открыт Институт белорусской культуры (Инбелкульт). В результате реорганизации Инбелкульта 1 января 1929 г. была создана Академия наук БССР. В 1932 г. в ее составе насчитывалось 14 научно-исследовательских институтов, в которых работало 22 академика и 150 научных сотрудников.

Много внимания в 20-е гг. уделялось политико-воспитательной и культурно-просветительной работе. Центрами этой работы стали клубы и избы-читальни, библиотеки. В 1929 г. в БССР было 326 массовых библиотек с книжным фондом более 1 млн. книг. Увеличилось количество республиканских периодических изданий. В 1925 г. в БССР издавалось 20 газет и 15 журналов, из них 10 газет и 11 журналов на белорусском языке. В 1924 г. при народном комиссариате просвещения БССР было создано Государственное издательство Беларуси. В это же время было создано Государственное управление по делам кинематографии - Белгоскино. В 1926 г. был поставлен художественный фильм «Лесная быль» Ю. Тарича.


В 20-е гг. широкое развитие получила литература. В писательскую среду влилась большая группа талантливой сельской молодежи. Они группировались вокруг различных организаций. В конце 1923 г. возникло литературное объединение «Молодняк», которое считало себя организацией пролетарских писателей. Но его члены грешили ультрареволюционной фразеологией. В 1926 г. группа писателей и поэтов вышла из «Молодняка» и создала новое литературное объединение «Узвышша». Его основателями были А. Бабарэка, З. Бядуля, П. Глебка, В. Дубовка, К. Крапива, М. Лужанин, К. Черный. Новое объединение проповедовало принципы высокого искусства, критиковало нигилистическое отношение молодняковцев к классическому наследию, большое внимание уделяло национальной специфике. В 1927 г. сформировалось литературное объединение «Полымя». В него вошли преимущественно писатели старшего и среднего поколения. Среди них были Я. Колас, Я. Купала, А. Александрович, Т. Гартный, А. Дудар, М. Чарот и другие. Это объединение стало сдерживающим центром, уравновешивающим крайние позиции. В 1928 г. была создана Белорусская ассоциация пролетарских писателей (БелАПП). Своей задачей она считала активную поддержку социалистического строительства.

Важным событием в культурной жизни стал выход в свет поэм Я. Коласа «Новая земля» и «Сымон музыка», романы Т. Гартного «Соки целины», М. Зарецкого «Стежки-дорожки», К. Черного «Сестра». Основная тематика белорусской прозы 20-х гг. - годы революции и гражданской войны.

Плодотворно работал коллектив Первого Белорусского драматического театра, созданного в 1921 г. По республике гастролировала Белорусская театральная группа под руководством В. Голубка, выросшая из кружков художественной самодеятельности. В 1926 г. она была преобразована в Белорусский передвижной театр. В этом же году в Витебске открылся Второй Белорусский государственный театр. В театрах Беларуси сформировались талантливые актеры Ф. Жданович, Л. Ржецкая, Б. Платонов, Г. Глебов, П. Молчанов, А. Ильинский и др.

В белорусском музыкальном искусстве преобладало самодеятельное творчество музыкальных, хоровых и танцевальных коллективов. Композиторы В. Теравский, Н.Н. Соколовский и другие записывали и обрабатывали белорусские народные песни.

Успешно проходило и становление белорусского изобразительного искусства. В 1919 г. в Витебске начала действовать народная школа искусств. Ее организатором и директором (1919 - 1921 гг.) был Марк Шагал. В школе преподавали в разные годы Ю. Пэн, А. Бразер, С. Юдов, К. Малевич и др. В 1925 и 1927 гг. в Минске состоялись выставки произведений белорусских художников. Интересом зрителей пользовались картины В. Волкова «Кастусь Калиновский», Б. Владимирского «Кросна», М. Филиповича «Баррикады».



В первой половине 20-х гг. начали свой творческий путь скульпторы А. Грубе, А. Бразер, З. Азгур, А. Бембель, А. Глебов.

Таким образом, в 20-е гг. БССР достигла значительных успехов в развитии образования, науки, литературы и искусства.

Любовь к белорусскому языку, литературе и культуре стала основным аргументом для обвинения в национал-демократизме. В начале 30-х гг. сам термин «белорусизация» исключается из лексикона и почти на пятьдесят лет попадает под запрет.

В Беларуси в первую очередь пострадали деятели науки и культуры, которые с конца 20-х гг. стали обвиняться в национал-демократизме. В 1930 г. было сфабриковано дело о контрреволюционной организации «Союз освобождения Беларуси» , по которому было арестовано 108 представителей белорусской интеллигенции. В 1933 г. представительством ОГПУ по БССР было «раскрыта» еще одна нацдемовская организация - «Белорусский национальный центр». Среди известных сегодня других дел - Трудовая крестьянская партия - белорусский филиал (арестовано 59 человек), Промпартия - белорусский филиал (30 человек), союзное бюро РСДРП - меньшевиков (30 человек), Партия освобождения крестьян (110 человек), а также «контрреволюционные, вредительские» организации во всех сферах народного хозяйства: наркоматах земледелия, здравоохранения, просвещения, трактороцентре, бумажной промышленности и других.

Были репрессированы 826 человек, проживавших на территории БССР, которые проходили по списку участников белорусского национального движения 1917-1924 гг. Более половины своего состава в 30-е гг. лишился в результате репрессий Союз писателей Беларуси. Практически полностью была разгромлена Белорусская академия наук. В этот период было репрессировано 26 академиков и 6 членов-корреспондентов Академии. С мая 1937 по сентябрь 1938 гг. было репрессировано около половины командиров полков, почти все командиры бригад, дивизий и корпусов Белорусского военного округа. В июне 1937 г. был расстрелян командующий округом Е.П. Уборевич.

53. Причины Второй мировой войны и ее начало.

Вторая мировая война (1939-1945 гг.) стала общим бедствием для населе­ния 61 страны - 80% жителей Земли, из которых более 50 миллионов погибли.

За два десятилетия после первой мировой войны в мире, особенно в Евро­пе, накопились острые экономические, социально-политические и националь­ные проблемы. Как и в XIX в., одной из главных геополитических проблем Ев­ропы бьшо объективное стремление значительной части немцев, исторически проживавших помимо Германии: в Австрии, Чехословакии, Франции, объеди­
ниться в едином национальном государстве. Германия стремилась вернуть утра­ченные позиции мировой державы. Таким образом, создались особенно бла­гоприятные условия для новой волны роста германского экспансионизма. Со­хранялось и соперничество других держав, их стремление к переделу сфер влияния в мире. Мировые экономические кризисы 20-30-х гг. ускорили нараста­ние военно-политического противостояния в мире. Понимая это, многие поли­тические и государственные деятели в Европе, Америке и Азии искренне стре­мились предотвратить или хотя бы отсрочить войну. В 30-е гг. шли переговоры о создании системы коллективной безопасности, заключались соглашения о взаимной помощи, о ненападении. И в то же время в мире складывались два противостоящих блока держав. Ядро одного из них составляли Германия, Ита­лия и Япония, стремившиеся к решению своих внутренних проблем путем тер­риториальных захватов и грабежа других стран. Второй блок, основу которого составляли Англия, Франция и США придерживались политики сдерживания.

Во второй мировой войне блок Германии, Италии и Японии стремился не просто к очередному переделу мира между державами, но к установлению фа­шистского "нового порядка" на всей планете. Это в частности означало полное или частичное уничтожение целых народов. В этих условиях противостоящий блок Великобритании, Франции, США и других объективно защищал не только собст­венные национальные интересы, но и существовавшие ценности цивилизации.

Кроме этого новым фактором европейской и мировой политики стала Советская Россия (СССР). Буржуазная элита и политики этих стран изначально рассматривали СССР в качестве стратегического противника и не верили ми­ролюбивым заявлениям сталинского руководства. Вместе с тем, они не могли не считаться с СССР в силу его реальной военно-экономической мощи. Долгое время фашистским политикам удавалось использовать весьма обоснованное взаимное недоверие СССР и буржуазно-либеральных государств для достиже­ния своих целей: сперва прикрываясь "необходимостью защищать цивилиза­цию от коммунистической угрозы с востока" они получили разрешение на вос­становление военно-экономического потенциала Германии, а затем, добиваясь все новых уступок, шантажируя и тех и других угрозой, вступить в сговор с противной стороной. К более быстрому переходу к агрессивным акциям Германию и другие фашистско-милитаристские государства подталкивало попустительство им со стороны правящих кругов англо-франко-американского лагеря. Особенно на­глядно это продемонстрировало Мюнхенское соглашение в сентябре 1938 г.
Пожертвовав Чехословакией, они намеренно толкали Германию против СССР.

Зная об экспансионистских замыслах фашистской Германии, западные державы стремились направить ее агрессию против СССР. Их пропаганда не­устанно твердила слабости Красной Армии, о непрочности советского тыла, представляла СССР "колоссом на глиняных ногах".

Основываясь на оценке силы своих противников, фашистское руково­дство наметило Польшу в качестве первой жертвы агрессии. С начала 1939 г. в Германии развернулась интенсивная подготовка военного похода против Польши. Был разработан план, получивший наименование "Вейс". Он преду­сматривал нанесение "неожиданных сильных ударов" и достижение "быстрых успехов" и не допустить вмешательства в польские дела Англии, Франции и Советского Союза.

Советское правительство 17 апреля 1939 г. обратилось к Англии, а затем и к Франции с конкретными предложениями заключить соглашение о взаим­ной помощи, включая и военную конвенцию, на случай агрессии в Европе. Правительства Англии и Франции встретили советские предложения сдержан­но. Сначала они занимали выжидательную позицию, а затем, осознав опас­ность, угрожавшую им со стороны Германии, несколько изменили тактику и дали согласие на переговоры с Москвой, которые начались в мае 1939 г.

Специальные переговоры военных миссий трех держав начались 12 авгу­ста 1939 г. в Москве. Был предоставлен подробно разработанный план, соглас­но которому СССР обязывался выставить против агрессора в Европе 136 диви­зий, 9-10 тыс. танков и 5-5,5 тыс. боевых самолетов.

Ни Лондон, ни Париж не хотели установления равноправных союзнических отношений с СССР, так как полагали, что это приведет к. усилению социалис­тического государства. Согласие на переговоры было лишь тактическим шагом.

Безрезультатность англо-франко-советских переговоров сводила на нет усилия правительства СССР по созданию коалиции неагрессивных государств. Советский Союз продолжал оставаться в международной изоляции. Ему грози­ла опасность войны на два фронта с очень сильными противниками: Германией - на западе и Японией - на востоке. В этой исключительно сложной им чрева­той тяжелыми последствиями обстановке правительству СССР приходилось думать, прежде всего, о безопасности собственной страны.

Когда начались переговоры СССР с Англией и Францией, работники внешнеполитического ведомства Германии настойчиво вступали в контакты с представителями СССР, различными неофициальными способами давали по­нять о готовности Германии пойти на сближение с СССР.