Файл: 1. История как наука. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 293
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
додней в 1946 г. около 11 тыс. взрослых колхозников в БССР не выработали ни одного трудодня, а свыше 240 тыс. не выполнили обязательной нормы (минимум). Производство же личных хозяйств, которые в первые послевоенные годы давали до 80% животноводческой продукции, сдерживалось наличием жесткой налоговой системы (облагались каждый кустик, деревце, каждая голова скота), которая не только изымала всю прибыль, но зачастую вынуждала воровать, чтобы не умереть с голода.
Существенно ухудшила ситуацию в сельском хозяйстве республики массовая коллективизация в западных областях Беларуси. Решение о ее проведении было принято в феврале 1949 г. на ХГХ съезде КПБ и за 2 года (с использованием политики "кнута и пряника") она была завершена. Одновременно происходило сселение с хуторов, что вместе со сменой традиционных форм хозяйствования нанесло существенный удар по сельскохозяйственному производству. Принудительный характер данного мероприятия, наличие отдельных вооруженных банд и групп привели к существенным жертвам и репрессиям в западной части Беларуси.
Не улучшили ситуацию в сельском хозяйстве и те административные мероприятия, которые были проведены в рассматриваемый период: "борьба" с нарушениями Устава сельхозартели, укрупнение колхозов. Последнее было проведено в начале 1950-х гг. с целью более эффективного использования сельскохозяйственной техники, но без учета специализации производства соединенных сельхозартелей и возможности эффективно руководить такими огромными коллективными хозяйствами.
По сути сельскохозяйственная политика, которую проводили власти в Беларуси в первые послевоенные годы, потерпела провал. Несмотря на рост поголовья скота, в колхозах к 1950 г., в сравнении с довоенным уровнем, на 1/3, мяса было получено меньше, чем в 1940 г. Производство молока не достигло и 60% довоенного уровня. Даже показатель по увеличению посевных площадей не был выполнен. Если отмеченное можно отнести только к итогам войны, то с этой точки зрения сложно объяснить снижение сельскохозяйственного производства в 1950-1952 гг. (все показатели были ниже, чем в первый послевоенный 1946 г.). Со сменой руководства СССР в 1953 г. были сделаны попытки улучшить ситуацию в сельском хозяйстве: были увеличены закупочные цены и производство сельскохозяйственной техники, списана задолжен
ность с колхозов, а самое главное, изменена система налогообложения личного надела сельчанина (он стал больше платить с размера земельной площади, а не с того, что на ней выращивалось). Это, безусловно, стимулировало сельскохозяйственное производство, и его показатели существенно выросли.
59. Устройство мира после Второй мировой войны.
Разгром Германии и ее союзников во Второй мировой войне изменил расстановку сил в мире. Воина принесла подавляющему большинству европейских стран oгромные материальные и людские потерн. Доля восточноевропейского региона в мировом промышленном производстве уменьшилась в 2 раза. Германия, Япония, Италия были отстранены от участия в мировой политике. Ведущую роль стали играть страны-победительницы.
Модель нового мира, построенного па принципах либеральной демократии, была сформулирована в Атлантической хартии президентом США Ф. Рузвельтом совместно с британским премьер-министром У. Черчиллем в 1941 г. Предполагалось, что эти принципы (отказ от насилия, право народов на самоопределение, разоружение, свободная терпели) создадут предпосылки для достижения согласия в мировой политике.
Советское руководство безопасность страны связывало с расширением своего влияния в мире. В апреле 1945 г. И. Сталин заявил: «Эта война отличается от прежних. Кто завоевывает территорию тот навязывает ей свою общественную систему настолько, насколько далеко заходит его армия»
Путь становления сверхдержав шел через создание ядерного оружия (США - 1945 г., СССР 1949 г.) и производство межконтинентальных ракет Мировая политика в послевоенный период шла пол знаком перехода от многополярности к биполярности мирового устройства. Эта двуполярность усиливалась из-за принципиального идеологического различия противоборствующих стран.
Антигитлеровская коалиция имела серьезные внутренние противоречия. Однако в условиях борьбы с нацизмом союзники стремились найти согласие. Одними из важнейших и спорных являлись проблемы послевоенного устройства мира. Крымская (4-11 февраля 1945 г.), а затем Потсдамская конференции (17 июля - 2 августа 1945 г.) определили политику СССР, США. Великобритании по отношению к побежденным странам, а также новые границы многих стран, принимавших участие в войне. Советскому Союзу переходила территория Восточной Пруссии (ныне Клининградская область), Закарпатская Украина, область Печенга, Южный Сахалин и Курильские острова.
Граница Польши и Германии устанавливалась по Одеру и Западной Нейсе. Польша получилa земли «Данцигского коридора». Венгрия передавала Чехословакии территорию в окрестностях Братиславы и южные районы Словакии, а Северную Трансильванию - Румынии. Италия сохранила территорию в границах 1938 г., признала независимость Албании и Эфиопии.
По решению Потсдамской конференции была произведена депортация немецкого населения с территории Судетской области Чехословакии, земель, перешедших Польше, а также из Восточной Пруссии, Венгрии. Право на оптацию (выбор гражданства) получило население, проживающее в приграничных районах Западной Беларуси и Западной Украины.
Крах профашистских режимов, участие населения в движении Сопротивления, наличие на территории восточноевропейских стран советских войск создавали там предпосылки для изменения государственно-политических систем. На последнем этапе войны в большинстве восточноевропейских стран происходил процесс консолидации бывших оппозиционных партий и движений. Эти коалиции получили название национальных или отечественных фронтов. Болгарский Отечественный фронт образовался еще в 1942 г., а в сентябре 1944 г. было сформировано коалиционное правительство Фронта под руководством К. Георгиева. В сентябре ] 944 г. создан Национально-демократический Фронт Румынии. В декабре 1944 г. сформирован Венгерский национальный фронт и переходное правительство. В марте 1945 г. создан Национальный Фронт чехов и словаков во главе с К. Готвальдом.
Внутриполитическая обстановка в Польше характеризовалась противоборством между созданным в июле 1944 г. Комитетом национального освобождения и эмиграционным правительством С. Миколайчика. Однако в соответствии с решениями Крымской конференции в Польше было создано коалиционное правительство, которое в июне 1945 г. возглавил Э. Осубка-Моравский. Вице-премьером Временного правительства Национального единства стал С. Миколайчик. Одновременно западные государства денонсировали признание правительства Речи Посполитой в эмиграции.
Сотрудничество разнородных политических сил вызывалось необходимостью проведения послевоенных преобразований, создания основ нового конституционного строя. Во всех восточноевропейских странах был ликвидирован монархический строй, начато восстановление экономики и решение острейших социальных проблем. Первое послевоенное время (1945-1946 гг.) стало периодом народной демократии в этих странах. Советский Союз активно влиял на политическую судьбу Восточной Европы, однако не форсировал создание коммунистических режимов, придерживаясь договоренностеи Сан-Францисской конференции (апрель 1945 г.). В «Декларации об освобожденной Европе» США, СССР, Великобритания возглавили на себя обязательства по поддержке демократических преобразований в освобожденных странах и обеспечению свободы выбора путей развития.
60. Причины и характер "холодной войны".
Послевоенное десятилетие насыщено важными политическими событиями. Многим справедливо, казалось, чтобы сложившаяся в годы борьбы с фашизмом широкая антигитлеровская коалиция государств и общественных сил гарантировала мирный прогресс человечества на длительную перспективу. Однако вторая половина 40-х гг. не стала периодом развертывания потенциала сотрудничества союзнических государств, а напротив, явилась временем сначала охлаждения отношений между державами-победительницами, а затем втягивания их в так называемую "холодную войну". Главное изменение в международном положении после окончания второй мировой войны и заключалось в дальнейшем углублении, начавшегося в 1917 г., раскола мира на два социально-политических блока.
То, что антигитлеровская коалиция была обречена развалиться вскоре после устранения общего врага - гитлеризма, прекрасно понимал дальновидный политик У. Черчилль задолго до окончания войны. Глубинной причиной этого были принципиальные идеологические противоречия в социальном устройстве правящих кругов противостоящих государств, прежде всего, СССР и США, уже заведомо отказавших друг другу в историческом праве на существование как общественных систем. Конечно, были реальные советско-американские экономические, геополитические и прочие взаимные интересы и противоречия, но главная причина глобального противостоянии заключалась в том, что межгосударственные отношения были настолько идеологизированы, что все другое отступало на второй план. В истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав - СССР и США.
Громогласным манифестов "холодной войны" между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стала речь бывшего британского премьера У. Черчилля в Фултоне (США), произнесенная 5 марта 1946 г. в присутствии нового американского президента Г. Трумэна. Политический смысл этого выступления и последовавшей вслед за тем пропагандистской кампании заключался, прежде всего, в том, чтобы психологически подготовить западную общественность к последующему разрыву отношений между странами-победительницами, вытравить из сознания людей те чувства уважения и благодарности к советскому народу, которые сложились в годы совместной борьбы с фашизмом.
Существенно ухудшила ситуацию в сельском хозяйстве республики массовая коллективизация в западных областях Беларуси. Решение о ее проведении было принято в феврале 1949 г. на ХГХ съезде КПБ и за 2 года (с использованием политики "кнута и пряника") она была завершена. Одновременно происходило сселение с хуторов, что вместе со сменой традиционных форм хозяйствования нанесло существенный удар по сельскохозяйственному производству. Принудительный характер данного мероприятия, наличие отдельных вооруженных банд и групп привели к существенным жертвам и репрессиям в западной части Беларуси.
Не улучшили ситуацию в сельском хозяйстве и те административные мероприятия, которые были проведены в рассматриваемый период: "борьба" с нарушениями Устава сельхозартели, укрупнение колхозов. Последнее было проведено в начале 1950-х гг. с целью более эффективного использования сельскохозяйственной техники, но без учета специализации производства соединенных сельхозартелей и возможности эффективно руководить такими огромными коллективными хозяйствами.
По сути сельскохозяйственная политика, которую проводили власти в Беларуси в первые послевоенные годы, потерпела провал. Несмотря на рост поголовья скота, в колхозах к 1950 г., в сравнении с довоенным уровнем, на 1/3, мяса было получено меньше, чем в 1940 г. Производство молока не достигло и 60% довоенного уровня. Даже показатель по увеличению посевных площадей не был выполнен. Если отмеченное можно отнести только к итогам войны, то с этой точки зрения сложно объяснить снижение сельскохозяйственного производства в 1950-1952 гг. (все показатели были ниже, чем в первый послевоенный 1946 г.). Со сменой руководства СССР в 1953 г. были сделаны попытки улучшить ситуацию в сельском хозяйстве: были увеличены закупочные цены и производство сельскохозяйственной техники, списана задолжен
ность с колхозов, а самое главное, изменена система налогообложения личного надела сельчанина (он стал больше платить с размера земельной площади, а не с того, что на ней выращивалось). Это, безусловно, стимулировало сельскохозяйственное производство, и его показатели существенно выросли.
59. Устройство мира после Второй мировой войны.
Разгром Германии и ее союзников во Второй мировой войне изменил расстановку сил в мире. Воина принесла подавляющему большинству европейских стран oгромные материальные и людские потерн. Доля восточноевропейского региона в мировом промышленном производстве уменьшилась в 2 раза. Германия, Япония, Италия были отстранены от участия в мировой политике. Ведущую роль стали играть страны-победительницы.
Модель нового мира, построенного па принципах либеральной демократии, была сформулирована в Атлантической хартии президентом США Ф. Рузвельтом совместно с британским премьер-министром У. Черчиллем в 1941 г. Предполагалось, что эти принципы (отказ от насилия, право народов на самоопределение, разоружение, свободная терпели) создадут предпосылки для достижения согласия в мировой политике.
Советское руководство безопасность страны связывало с расширением своего влияния в мире. В апреле 1945 г. И. Сталин заявил: «Эта война отличается от прежних. Кто завоевывает территорию тот навязывает ей свою общественную систему настолько, насколько далеко заходит его армия»
Путь становления сверхдержав шел через создание ядерного оружия (США - 1945 г., СССР 1949 г.) и производство межконтинентальных ракет Мировая политика в послевоенный период шла пол знаком перехода от многополярности к биполярности мирового устройства. Эта двуполярность усиливалась из-за принципиального идеологического различия противоборствующих стран.
Антигитлеровская коалиция имела серьезные внутренние противоречия. Однако в условиях борьбы с нацизмом союзники стремились найти согласие. Одними из важнейших и спорных являлись проблемы послевоенного устройства мира. Крымская (4-11 февраля 1945 г.), а затем Потсдамская конференции (17 июля - 2 августа 1945 г.) определили политику СССР, США. Великобритании по отношению к побежденным странам, а также новые границы многих стран, принимавших участие в войне. Советскому Союзу переходила территория Восточной Пруссии (ныне Клининградская область), Закарпатская Украина, область Печенга, Южный Сахалин и Курильские острова.
Граница Польши и Германии устанавливалась по Одеру и Западной Нейсе. Польша получилa земли «Данцигского коридора». Венгрия передавала Чехословакии территорию в окрестностях Братиславы и южные районы Словакии, а Северную Трансильванию - Румынии. Италия сохранила территорию в границах 1938 г., признала независимость Албании и Эфиопии.
По решению Потсдамской конференции была произведена депортация немецкого населения с территории Судетской области Чехословакии, земель, перешедших Польше, а также из Восточной Пруссии, Венгрии. Право на оптацию (выбор гражданства) получило население, проживающее в приграничных районах Западной Беларуси и Западной Украины.
Крах профашистских режимов, участие населения в движении Сопротивления, наличие на территории восточноевропейских стран советских войск создавали там предпосылки для изменения государственно-политических систем. На последнем этапе войны в большинстве восточноевропейских стран происходил процесс консолидации бывших оппозиционных партий и движений. Эти коалиции получили название национальных или отечественных фронтов. Болгарский Отечественный фронт образовался еще в 1942 г., а в сентябре 1944 г. было сформировано коалиционное правительство Фронта под руководством К. Георгиева. В сентябре ] 944 г. создан Национально-демократический Фронт Румынии. В декабре 1944 г. сформирован Венгерский национальный фронт и переходное правительство. В марте 1945 г. создан Национальный Фронт чехов и словаков во главе с К. Готвальдом.
Внутриполитическая обстановка в Польше характеризовалась противоборством между созданным в июле 1944 г. Комитетом национального освобождения и эмиграционным правительством С. Миколайчика. Однако в соответствии с решениями Крымской конференции в Польше было создано коалиционное правительство, которое в июне 1945 г. возглавил Э. Осубка-Моравский. Вице-премьером Временного правительства Национального единства стал С. Миколайчик. Одновременно западные государства денонсировали признание правительства Речи Посполитой в эмиграции.
Сотрудничество разнородных политических сил вызывалось необходимостью проведения послевоенных преобразований, создания основ нового конституционного строя. Во всех восточноевропейских странах был ликвидирован монархический строй, начато восстановление экономики и решение острейших социальных проблем. Первое послевоенное время (1945-1946 гг.) стало периодом народной демократии в этих странах. Советский Союз активно влиял на политическую судьбу Восточной Европы, однако не форсировал создание коммунистических режимов, придерживаясь договоренностеи Сан-Францисской конференции (апрель 1945 г.). В «Декларации об освобожденной Европе» США, СССР, Великобритания возглавили на себя обязательства по поддержке демократических преобразований в освобожденных странах и обеспечению свободы выбора путей развития.
60. Причины и характер "холодной войны".
Послевоенное десятилетие насыщено важными политическими событиями. Многим справедливо, казалось, чтобы сложившаяся в годы борьбы с фашизмом широкая антигитлеровская коалиция государств и общественных сил гарантировала мирный прогресс человечества на длительную перспективу. Однако вторая половина 40-х гг. не стала периодом развертывания потенциала сотрудничества союзнических государств, а напротив, явилась временем сначала охлаждения отношений между державами-победительницами, а затем втягивания их в так называемую "холодную войну". Главное изменение в международном положении после окончания второй мировой войны и заключалось в дальнейшем углублении, начавшегося в 1917 г., раскола мира на два социально-политических блока.
То, что антигитлеровская коалиция была обречена развалиться вскоре после устранения общего врага - гитлеризма, прекрасно понимал дальновидный политик У. Черчилль задолго до окончания войны. Глубинной причиной этого были принципиальные идеологические противоречия в социальном устройстве правящих кругов противостоящих государств, прежде всего, СССР и США, уже заведомо отказавших друг другу в историческом праве на существование как общественных систем. Конечно, были реальные советско-американские экономические, геополитические и прочие взаимные интересы и противоречия, но главная причина глобального противостоянии заключалась в том, что межгосударственные отношения были настолько идеологизированы, что все другое отступало на второй план. В истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав - СССР и США.
Громогласным манифестов "холодной войны" между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стала речь бывшего британского премьера У. Черчилля в Фултоне (США), произнесенная 5 марта 1946 г. в присутствии нового американского президента Г. Трумэна. Политический смысл этого выступления и последовавшей вслед за тем пропагандистской кампании заключался, прежде всего, в том, чтобы психологически подготовить западную общественность к последующему разрыву отношений между странами-победительницами, вытравить из сознания людей те чувства уважения и благодарности к советскому народу, которые сложились в годы совместной борьбы с фашизмом.