Файл: Курсовая работа по дисциплине национальная экономика.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Современное состояния и перспективы развития малого предпринимательства
студентка: Булугун Олча Тиеновна
группа:ИДО 3Б ГМС-20п ТВ
Преподователь:Кайбичева Е.И
Екатеринбург
2023
Содержание
Введение……………………………………………………………………. | 3 |
Глава 1. Теоретические основы развития малого и среднего предпринимательства в современной экономике | 5 |
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства………………… | 5 |
1.2 Правовой режим малого и среднего предпринимательства………… | 11 |
Глава 2. Современное состояние малого и среднего предпринимательство в России. | |
2.1 Проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства……. | 16 |
2.2 Малое и среднее предпринимательство в современной России: состояние и направления развития……………………………………….. | 19 |
Заключение………………………………………………………………… | 27 |
Список использованной литературы……………………………………... | 29 |
Введение
Вопросы, связанные с изучением малого и среднего предпринимательства и его роли в современной экономике, являются предметом споров и обсуждений многих ученых-экономистов. По данной теме написано множество научных трудов, статей, монографий. На сегодняшний день экономика России не представляется без предприятий малого и среднего бизнеса, поскольку именно они являются двигателями ее развития в различных областях. Изменения в нормативно-правовую базу в сфере малого и среднего предпринимательства вносятся ежегодно, а разработки по их формированию публикуются почти каждый месяц. Именно поэтому тематика данной работы актуальна и вызывает интерес у населения.
Развитие малого и среднего предпринимательства является ключевым источником роста эффективности производства, обеспечения занятости населения и повышения качества жизни.
Формирование и развитие малого и среднего предпринимательства является особо важным элементом в построении демократических институтов гражданского общества и формировании среднего класса.
Малое и среднее предпринимательство обеспечивает мобильность, а также глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства. Оно поддерживает и обеспечивает рыночную конкурентную атмосферу, создает многообразие участников рынка. Малое и среднее предпринимательство берет на себя роль по формированию дополнительного спроса на потребительские товары, работы и услуги, а также образует дополнительные доходы у населения.
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время в России происходит сокращение малого и среднего предпринимательства, что отрицательно влияет на состояние экономики страны.
Цель исследования: разработать основные направления развития малого и среднего предпринимательства на перспективу.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
– изучены теоретические аспекты развития малого и среднего предпринимательства;
– оценено состояние и развитие малого и среднего предпринимательства в стране;
- изучено современное состояние малого и среднего предпринимательство в России.
- разработаны приоритетные направления и перспективы развития малого и среднего предпринимательства.
Объектом исследования является процесс формирования, функционирования и развития системы финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Предмет исследования – перспективы развития малого и среднего предпринимательства.
В работе были использованы нормативно-правовые документы Российской Федерации, Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, материалы федеральных, региональных и муниципальных Программ по развитию здравоохранения. Теоретической основой для написания работы послужили учебные пособия, статьи, журналы и интернет
Методологической базой исследования были методы сравнительно- аналитического, функционального, управленческого анализов, а также общенаучные методы: абстракция, индукция и дедукция, количества и качества в их взаимосвязи.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития малого и среднего предпринимательства в современной экономике.
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства
В современных условиях перехода страны к инновационной экономике на малый и средний бизнес возложен целый ряд существенных функций, которые не выполняются или в недостаточной степени выполняются крупными хозяйствующими субъектами. Таким образом, малые и средние предприятия обеспечивают мобильность, а также глубокую специализацию и разветвлённую кооперацию производства. Малые и средние предприятия поддерживают и обеспечивают рыночную конкурентную атмосферу, создают многообразие участников рынка. Занимаются формированием дополнительного спроса на потребительские товары, работы и услуги, а также образуют дополнительные доходы у населения. Субъекты малого и среднего предпринимательства гораздо легче адаптируются к малейшим конъюнктурным изменениям и сравнительно оперативно производят процесс разработки и реализации инновационных, высокотехнологичных проектов. Наиболее склонны к инновационной деятельности, что, несомненно, влечет за собой рост конкурентоспособности национальной экономики в глобальном масштабе. Малое предпринимательство способствует созданию среднего класса в обществе, тем самым оказывая положительное влияние на социальную, политическую и экономическую ситуацию в стране.
С точки зрения научно-практического подхода понятия «бизнес» и
«предпринимательство» идентичны. Так, С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова трактуют бизнес - как предпринимательскую экономическую деятельность, приносящую доход, прибыль [2]. Отличие между этими терминами состоит лишь в том, что термин «малое предпринимательство» – это юридический термин и употребляется в основном в нормативных актах, а «малый бизнес»
– это экономический термин и используется в основном в увязке с экономическим развитием региона или государства. Но не все разделяют мнение автора о том, что понятия «бизнес» и «предпринимательство» - это тождественные понятия. Так экономист Т. Н. Кошелева полагает, что
«основное их отличие заключается, в том, что само понятие «бизнес» подразумевает, в первую очередь, доходность конкретного вида деятельности с точки зрения его владельца, не учитывая социальной, экологической составляющей хозяйственной деятельности, присущих как раз понятию «предпринимательство». А что касается «малого бизнеса», то здесь проявляется еще и отсутствие стремления «малого бизнеса», в отличие от «малого предпринимательства» как экономической необходимости, стать связующим звеном между крупным и средним предпринимательством и обществом в лице потребителя».
Классификация субъектов малого и среднего предпринимательства, особенности его создания и ведения деятельности в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии со ст. 4 данного закона субъектами малого и среднего предпринимательства являются: «внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства».
В России в настоящее время существуют два критерия отнесения к малому и среднему бизнесу. Во-первых, средняя численность работников за предшествующий календарный год по различным группам предприятий: первая группа – микропредприятия (численность от 1 до 15 человек); вторая группа – малые предприятия с численностью персонала от 16 до 100 человек; третья группа – средние предприятия с численностью персонала от 101 до 250 человек. Вторым критерием является размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов, которые определяются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных статистических наблюдений. В настоящее время данный критерий за предшествующий год без учета НДС для микропредприятий установлен в размере 120 млн рублей, для малых предприятий – 800 млн рублей, а для средних – 2 млрд рублей [11].
В соответствии с Федеральным законом РФ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. критерии отнесения предприятий к малым должны пересматриваться каждые 5 лет.
Эффективное функционирование экономической системы в стране зависит от оптимального сочетания в ней крупного, среднего и малого предпринимательства. Экономическую и техническую мощь страны определяют крупные предприятия, которые способствуют стабилизации народного хозяйства и развивают капиталоемкие проекты. Средние предприятия, по большому счету, находятся под влиянием конъюнктуры внутреннего рынка, они, как правило, находятся в тесной взаимосвязи с национальными интересами и функционируют на местных рынках. Малые предприятия, в свою очередь, придают экономике страны мобильность и гибкость, они обладают способностью к быстрым структурным и технологическим сдвигам, т.к. не связаны с обширной производственной программой, не обременены многочисленным персоналом и не имеют финансовых обязательств перед акционерами, ожидающими дивиденды. Малым предприятиям легче перестроить свою рыночную стратегию, когда находится новая, выгодная, «ниша» и манипулировать ценами на свою производимую продукцию. Стоит отметить, что синергетические механизмы малого и среднего предпринимательства могут возникать практически во всех отраслях, за исключением имеющих высокую рискованность хозяйствования.
Главными преимуществами малых и средних предприятий в сравнении с крупными бизнес-структурами являются:
– более низкий объем первоначальных инвестиционных вложений, что способствует существенному сокращению сроков строительства, перевооружения производства и внедрения новых технологий и механизмов автоматизации. Нулевой капиталоемкостью, как правило, отличается большинство предприятий сферы услуг;
– возможность принятия более гибких и оперативных решений, что способствует быстрой и адекватной реакции на быстро меняющуюся конъюнктуру рынка и переходу от одного вида деятельности к другому;
– ориентация на специфику региональных рынков, которая обеспечивается более высокой приспособленностью малого и среднего бизнеса к исследованию пожеланий и предпочтений среди потенциальных потребителей и клиентов, а также помимо этого традиций, привычек, обычаев и прочих особенностей;
– оптимизация воспроизводственной системы за счёт реализации функций вспомогательного характера по отношению к крупным производителям, т.е. выполнение малыми предприятиями некоторых задач крупного предприятия, которые отличаются от их основного вида деятельности. Данная особенность приобретает все более широкие масштабы и разноплановые формы: субподряд в промышленности, франчайзинг в торговле и услугах, отдельные виды обслуживания в автосервисе и предприятиях быстрого питания и др.
В малом и среднем предпринимательстве наиболее эффективной является частная форма собственности.
Можно выделить единоличные компании, партнерства и корпорации. Фирма, находящаяся в единоличном владении, представляется наиболее простой формой для малого бизнеса, поскольку создает благоприятную среду для реализации собственных интересов, дает право на собственное использование результатов своей работы и организацию деятельности. Для открытия и запуска такого рода предприятия зачастую достаточно лишь получения лицензии от местных властей и регистрации торгового имени. Партнерства представляют собой организацию двух и более лиц на основании контракта об общем владении фирмой. Партнерства могут быть полными или ограниченными. Корпорация – организационная форма, наиболее характерная для большого и среднего бизнеса. Формально управление корпорацией должно быть отделено от владения ею, но существуют случаи, когда данные функции выполняет один владелец при помощи «подставных» лиц, не вкладывающих в нее средства и не принимающих участие в управлении ею.