Файл: Курсовая работа по дисциплине национальная экономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, работающих в качестве индивидуальных предпринимателей, за январь 2021 г. – август 2022 г. позволяет сделать вывод о том, что в отношении динамики этого показателя складывается ситуация, аналогичная динамике зарегистрированных СМП, – практически показатель находится на одном и том же уровне с незначительными изменениями в сторону увеличения и уменьшения.

Важно отметить, что в последние полтора десятка лет государством предпринято большое количество мер, направленных на поддержку малого предпринимательства в России, в том числе:

1. В 2007 году введен в действие федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации 4 , в котором определены основные цели государственной политики в области развития этого субъекта хозяйствования. Также в данном законе обозначены формы поддержки субъектов МСП, в том числе: финансовая, имущественная, информационная и консультационная.

На сегодняшний день финансовая поддержка субъектов МСП оказывается в рамках реализации государственных программ, программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, предоставления гарантий, кредитования, льготного налогообложения малого бизнеса, оказания услуг на безвозмездной основе или по более низким ценам.

Имущественная поддержка субъектов МСП осуществляется в виде передачи во владение (пользование) на возмездной или безвозмездной основе либо на льготных условиях имущества, включенного в перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов МСП) для предоставления субъектам МСП.

Информационная поддержка субъектов МСП производится на основе создания официальных сайтов информационной поддержки МСП в сети «Интернет», федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, и информационно- телекоммуникационных сетей, а также за счет обеспечения их функционирования.

Консультационная поддержка субъектов малого бизнеса осуществляется в виде создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП и оказывающих консультационные услуги этим хозяйствующим субъектам, а также путем обеспечения деятельности таких организаций или компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами МСП, на оплату за оказание консультационных услуг.

2. В 2015 году создано Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», на которое возложены обязанности по осуществлению деятельности в качестве государственного института развития малого и среднего предпринимательства и координации деятельности по его поддержке5.


3. С 2005 года Акционерное общество «МСП Банк» реализует государственную программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.

4. Проводит работу Фонд содействия развитию малых форм предприятий (Фонд содействия инновациям), который создан и функционирует в целях реализации государственной политики развития и поддержки малого бизнеса в научно-технической сфере.

5. В рамках реализации подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и сырья Минсельхоз России предоставляет субсидии из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия поддержки малых форм хозяйствования на селе. В целом на реализацию этой подпрограммы период с 2013 по 2022 гг. запланировано 81,8 млрд руб.

6. В середине 2016 года была принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, в которой определены приоритетные направления и целевые индикаторы развития малого бизнеса на долгосрочную перспективу.

7. Реализуются федеральные программы «Старт», «Умник», «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация».

8. Действует льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами МСП государственное и муниципальное имущество.

9. Предусмотрены специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам.

10. Предусмотрены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций.

11. Для МСП действует особый порядок участия в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. В 2021 году были внесены изменения в законодательство в части расширения доступа малых и средних предприятий к государственным закупкам, в том числе увеличена номенклатура государственных закупок для МСП до 150 позиций и установлена 18%-ная квота по закупкам государственными компаниями товаров, работ, услуг у субъектов МСП.

Заключение

Подводя итоги, следует сказать о том, что в современных условиях дальнейшее развитие малого бизнеса является приоритетным направлением социально-экономической политики России на долгосрочную перспективу. В последние годы государством предпринимаются активные меры для того, чтобы создать благоприятный климат для деятельности малых и средних предприятий. Однако на сегодняшний день состояние малого и среднего предпринимательства нельзя назвать удовлетворительным. Принятых мер недостаточно для того, чтобы данный сегмент хозяйствования полностью отвечал потребностям и требованиям российского государства и общества, а также способствовал развитию «здоровой» конкуренции в России, успешному долгосрочному социально-экономическому развитию Российской Федерации и полноценному обеспечению ее экономической безопасности. В результате необходим поиск новых путей и мер для изменения сложившейся ситуации.



Одним из направлений решения проблемы должно стать продолжение работы по совершенствованию механизма финансовой поддержки малых предприятий. Разрабатываемые меры должны включать в себя не только вопросы льготного кредитования малого бизнеса и увеличения объемов предоставления финансовых средств, но и мероприятия, касающиеся повышения эффективности информационного обмена по вопросам предоставления кредитов МСП.

Основными проблемами развития отечественного предпринимательства можно отнести:

• ограниченность реального доступа к банковским кредитным ресурсам из-за отсутствия у субъектов малого и среднего предпринимательства должного залогового обеспечения, высокой стоимости кредита, сложной процедуры его оформления, отсутствия кредитных историй;

• недостаточная развитость инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;

• ограниченное количество инновационных проектов субъектов малого и среднего бизнеса, имеющие коммерческие перспективы; • низкий уровень развития микрофинансирования;

• несовершенная законодательная база, регулирующая деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;

• административные барьеры и недобросовестная конкуренция;

• дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки;

• коррупционная составляющая в деятельности малого и среднего бизнеса;

• недостаточная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства по различным вопросам предпринимательской деятельности, особенно на муниципальном уровне.

Проведенные исследования позволили нам сформировать некоторые направления совершенствования поддержки развития малого и среднего предпринимательства в России. В частности к ним можно отнести:

- создание целостной нормативно-правовой базы, определяющей специфические условия деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, регулирующей формы и методы их поддержки и процедур принятия решений;

- создание более совершенной, эффективно работающей системы инфраструктурного обеспечения малого и среднего предпринимательства, важной составной частью, которой является АО «Корпорация «МСП», выполняющая в свою очередь функцию системного интегратора мер поддержки как массового, так и высокотехнологического сектора предпринимательства;


- повышение уровня доступности малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам посредством повышения эффективности уже применяемых форм и видов финансовой поддержки, а также создание новых форм и инструментов.


Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. От 01.04.2020). // [Электронный ресурс]. :URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.05.2020 г.)

2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. От 01.04.2023). // [Электронный ресурс]. :URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.04.2023 г.)

3. Единый реестр субъектом малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения: 20.04.2023 г.)

4. Атамазова, А. А. Сущность малого предпринимательства / А. А. Атамазова // Молодой ученый. — 2021. с.452.

5. Главная книга/Средние и малые предприятия. Критерии 2020.// [Электронный ресурс]. URL: https://glavkniga.ru/situations/k505648 (дата обращения: 20.04.2023 г.)

6. Гурьянов П.А. О предпринимательстве // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2011/07/1453 (дата обращения: 20.04.2023 г.)

7. Гурьянов, П.А. Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса / П.А. Гурьянов // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 10. – С. 3-12.

8. Демкович, В.И. Малое и среднее предпринимательство: современные вызовы / В.И. Демкович // Деньги и кредит. - 2019. - № 11. - С. 26-31.

9. Иругов, Э.З. Сущность малого и среднего бизнеса, предпосылки необходимости его кредитования / Э.З. Иругов, Р.Р. Сабанов // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 10-1. - С. 51-52.

10. Конищева, Д.В. Критерии определения малого и среднего бизнеса в России и за рубежом / Д.В. Конищева // Молодой учёный. - 2019. - № 9. - С. 83-86.

11. Малое и среднее предпринимательство в России. 2022: Стат.сб./ М 19 Росстат. - M., 2021. - 78 с.

12. Мороз Н.А., Плотников В.А. Дифференциация Российского экономического пространства как фактор экономической безопасности, экономики и управления. 2018. С. 64–67.

13. Муравьев А.И. и др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – М.:Бизнес и банки. 2022. — № 2. — С. 64–67.

14. Пурыжова, Л. В. Особенности финансирования малого и среднего бизнеса // Л. В. Пурыжова, С. Н. Клочко / Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 2. — С. 64–67.