Файл: Курсовая работа по дисциплине национальная экономика.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Современное состояние малого и среднего предпринимательство в России.
2.1 Проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства
Несмотря на положительную динамику развития сектора малого и среднего предпринимательства в России, нельзя не сказать о проблемах, с которыми сталкиваются деятели данной сферы бизнеса. В мониторинге состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг.
Самой главной трудностью, сдерживающей развитие бизнеса всех субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и субъектов МСП, является нехватка финансовых средств. И действительно, вопрос о получении банковских кредитов субъектами МСП является самым актуальным в стране. Не все предприниматели готовы предоставить полную финансовую отчетность банкам, что вызывает недоверие кредитных организаций. Об отсутствии препятствий расширения бизнеса предпринимателей, что препятствия существуют, но они отличаются от представленных. Можно предположить, что к таким неназванным проблемам относится нехватка компетентных кадров, причем как рядовых сотрудников, так и руководителей.
Предприниматели также отвечали на вопрос, связанный с администра- тивными барьерами на пути развития предпринимательской деятельности.
Самой серьезной проблемой, сдерживающей развитие малого и среднего бизнеса, является высокие налоговые отчисления, о ней заявило наибольшее количество опрошенных организации. Следующими по важности выступают барьеры доступа к финансовым ресурсам и недостаток квалифицированных кадров. Нестабильность российского законодательства, о которой в опросе сказало 1695 организаций, демонстрирует нам недоработки в правовой сфере нашего государства, к ним же можно отнести и такой показатель опроса, как сложность/затянутость процедуры получения разрешения/лицензий, о котором заявило предприятий. Также среди административных барьеров выделяются проблемы, связанные с доступом к земельным участкам, получением разрешения на строительство мало.
Как итог анализа статистических данных по ситуации развития малого и среднего бизнеса в крае, можно выделить характерные проблемы.
Самой первой по значимости проблемой выступают высокие налоги и взносы для субъектов МСП [21]. Налоговая политика РФ предполагает наличие традиционной и упрощенной системы налогообложения (УСН). В зависимости от принадлежности к той или иной системе, предприниматель платит от 5 (6) % до 15% налогов. Но существуют различные постоянные взносы, которые необходимо отчислять в фонды или на затраты и издержки производства, которые являются обязательными. В совокупности высокая процентная ставка налога и большой размер взносов обеспечивает малому и среднему бизнесу ощутимые денежные потери и дальнейшую нерентабельность производства [16].
Второй проблемой малого и среднего предпринимательства является недоступность кредитов и недостаток инвестиций. Очевидно, что не каждый предприниматель может выдержать конкурентную борьбу на рынке среди таких же малых и средних предприятий, а также крупных фирм и организаций из-за недостаточного размера первоначального капитала, поэтому он обращается к банкам и инвесторам. Но те, в свою очередь, тоже оценивают свои собственные риски и не выдают кредиты или не вкладывают деньги в стартовые проекты, поскольку не уверены в дальнейшей платежеспособности предприятия, сомневаются в уровне знаний руководителя бизнеса, его опыте работы.
Отсюда вытекает и третья проблема - отсутствие высококвалифициро- ванных кадров и некомпетентное руководство [22]. Низкий уровень знаний в области производства, менеджмента, финансовой деятельности влечет за собой непродуктивное ведение бизнеса, нарушения в данной сфере, некачественное выполнение работ, производство товаров и услуг.
Четвертая проблема заключается в нестабильности законодательной базы. Частая смена установленных законом стандартов и критериев вынуждает предпринимателей быть максимально мобильными и отслеживать эти изменения буквально каждый месяц. И не всегда у предприятий получается подстроиться и удачно перестроить свой бизнес согласно новым параметрам, формам и правилам [17].
Следующая, пятая проблема, становится очевидной, если обратить внимание на сферы деятельности субъектов МСП, представленные ранее. Это малая доля предприятий, ведущих деятельность в сфере науки. Множество фирм занято в сфере торговой деятельности, общественного питания, но количество предприятий, обслуживающих научную сферу, составляет самый минимальный показатель. Мы живем в век информационных технологий, и довольно странно наблюдать такую картину, что, пожалуй, самая перспективная область предпринимательской деятельности никак не финансируется и не развивается.
2.2 Малое и среднее предпринимательство в современной России: состояние и направления развития
В декабре 2015 года и в мае 2017 года вступили в действие два ключевых документа стратегического планирования – Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, соответственно, в которых проблематике развития малого бизнеса уделено особое внимание.
Так, в Стратегии национальной безопасности указано, что в целях противодействия угрозам экономической безопасности реализация государственной социально-экономической политики должна предусматривать «стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в производственной сфере путем снижения расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, ее поддержку на этапе становления за счет снижения налоговой нагрузки, создания бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков, формирования спроса на продукцию малых и средних предприятий, расширения доступа к закупкам государственных компаний, участия в реализации крупных проектов».
В Стратегии экономической безопасности к основным задачам по реализации направления, касающегося обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики, отнесена необходимость поддержки высокотехнологичного малого и среднего бизнеса.
Такое пристальное внимание к данному субъекту хозяйствования связано с тем, что малое предпринимательство, являясь неотъемлемой составной частью экономики любого государства, играет весомую роль в его деятельности. Именно состояние и уровень развития малого бизнеса являются наиболее показательными и значимыми критериями, наиболее ярко отражающими конкурентоспособность как отдельной отрасли, региона, сферы деятельности, так и страны в целом.
Имея возможность быстро реагировать на рыночные изменения, мобильно подстраиваться под новые требования, условия и правила, этот субъект хозяйственной деятельности, в отличие от крупных предприятий, корпораций и государственных учреждений, более динамичен. Создание малых предприятий не требует крупных стартовых инвестиций, и при этом их функционирование предполагает высокую оборачиваемость финансовых и материальных ресурсов. Высокий уровень развития малого бизнеса ведет к насыщению рынка продукцией и услугами, более рациональному использованию сырьевых ресурсов. Малый бизнес выполняет ряд важнейших социально-экономических задач, прежде всего снижает уровень безработицы и бедности в стране.
На сегодняшний день малый бизнес в России представлен разнообразными категориями предприятий, как по численности персонала, так и по объемам получаемых ими доходов (рис. 1). Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству определены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ).
К субъектам малого предпринимательства относятся следующие хозяйствующие субъекты: малые предприятия; микропредприятия; средние предприятия. Если говорить об организационно-правовой форме, то в соответствии с действующим законодательством субъектами малого предпринимательства являются: хозяйственные общества; хозяйственные партнерства; производственные кооперативы; потребительские кооперативы; крестьянские (фермерские) хозяйства; индивидуальные предприниматели.
Как видно на рис. 1, в настоящее время законодательством установлены три условия отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам МСП:
• доля участия других лиц в уставном капитале хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств;
• среднесписочная численность работников;
• доход, полученный от предпринимательской деятельности.
При этом согласно Федеральному закону № 209-ФЗ категория субъекта МСП – микро, малое и среднее предприятие, определяется в соответствии с наибольшим по значению условием отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам МСП в части среднесписочной численности работников и дохода от предпринимательской деятельности.
Анализ современного состояния малого бизнеса в России позволяет говорить о том, что эта тематика является актуальной, имеющиеся проблемы – разнообразными и острыми, их решение имеет важнейшее значение для дальнейшего успешного развития Российской Федерации.
Рисунок 1. Категории малого и среднего предпринимательства
Исследование данных официальной статистики в отношении современного состояния малого бизнеса также свидетельствует о том, что в дальнейшем развитию этого субъекта хозяйствования следует уделять повышенное внимание.
Прежде всего, следует сказать о том, что одним из официальных источников информации о субъектах МСП является Федеральная налоговая служба. Согласно статье 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ с 1 августа 2016 года ФНС России на основе информации о хозяйствующих субъектах, содержащейся в информационных системах, ФНС России ведет единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Так, по официальной информации ФНС России за период с 01.08.2019 г. По 10.08.2022 г., при условии предпринимаемых государством мер поддержки малого бизнеса количество малых и средних предприятий, включая индивидуальных предпринимателей, имело незначительную колеблющуюся тенденцию роста (рис. 2).
Рисунок 2. Динамика количества микро, малых, средних предприятий
В августе 2020 г. данных субъектов хозяйствования было зарегистрировано 5 523 765 единиц, спустя год – августе 2021 г. их насчитывалось 5 542 782 единиц, или всего на 0,3 % больше; в августе 2022 г. – 5 922 420 единиц, или на 6,8 % больше, чем в августе 2021 г. и на 7 % больше, чем в августе 2020 г.
Если говорить о структуре малого и среднего предпринимательства, то статистические данные показывают, что за рассматриваемый период:
1. Юридические лица (микро, малые и средние предприятия) составляли менее половины всех предприятий малого бизнеса – 44-48 %.
Причем данный показатель имеет ежегодную тенденцию снижения. Если по состоянию на 10.08.2020 г. удельный вес юридических лиц из числа малых предприятий был равен 47 % от общего числа предприятий малого бизнеса, то к 10.08.2022 г. он снизился и стал составлять 44,5 %. Вместе с этим в абсолютном выражении количество микро, малых и средних предприятий (юридических лиц) немного увеличилось, однако эта динамика нестабильна, ввиду того что за анализируемый период происходило не только увеличение, но и уменьшение количества СМП-юридических лиц. Если в августе 2020 г. таких предприятий было зарегистрировано 2 594 375 единиц, то к августу 2022 г. их стало 2 617 721 единиц, или всего на 1,7 % больше.
Удельный вес индивидуальных предпринимателей в общем объеме предприятий малого бизнеса составлял немного больше 50 % всех субъектов малого бизнеса. Причем за рассматриваемый период значение этого этот показателя немного увеличилось – с 53 % в августе 2020 г. до 55 % в августе 2022 г. При этом количество зарегистрированных микро, малых и средних предприятий (индивидуальных предпринимателей) в абсолютном выражении увеличилось на 12,0 %, с 2 929 410 единиц в августе 2020 г., до 3 281 699 единиц к августу 2022 г.
2. микро-предприятия (юридические лица и индивидуальные предприниматели) составляли 94-95 % из всех предприятий малого бизнеса, удельный вес малых предприятий находился на уровне 4-5 %, средних предприятий – 0,3-0,4 % (рис. 3).
Рисунок 3. Структура малого бизнеса в разрезе микро, малых и средних предприятий
Анализ численности граждан, занятых на микро, малых и средних предприятиях, а также о гражданах
2.1 Проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства
Несмотря на положительную динамику развития сектора малого и среднего предпринимательства в России, нельзя не сказать о проблемах, с которыми сталкиваются деятели данной сферы бизнеса. В мониторинге состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг.
Самой главной трудностью, сдерживающей развитие бизнеса всех субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и субъектов МСП, является нехватка финансовых средств. И действительно, вопрос о получении банковских кредитов субъектами МСП является самым актуальным в стране. Не все предприниматели готовы предоставить полную финансовую отчетность банкам, что вызывает недоверие кредитных организаций. Об отсутствии препятствий расширения бизнеса предпринимателей, что препятствия существуют, но они отличаются от представленных. Можно предположить, что к таким неназванным проблемам относится нехватка компетентных кадров, причем как рядовых сотрудников, так и руководителей.
Предприниматели также отвечали на вопрос, связанный с администра- тивными барьерами на пути развития предпринимательской деятельности.
Самой серьезной проблемой, сдерживающей развитие малого и среднего бизнеса, является высокие налоговые отчисления, о ней заявило наибольшее количество опрошенных организации. Следующими по важности выступают барьеры доступа к финансовым ресурсам и недостаток квалифицированных кадров. Нестабильность российского законодательства, о которой в опросе сказало 1695 организаций, демонстрирует нам недоработки в правовой сфере нашего государства, к ним же можно отнести и такой показатель опроса, как сложность/затянутость процедуры получения разрешения/лицензий, о котором заявило предприятий. Также среди административных барьеров выделяются проблемы, связанные с доступом к земельным участкам, получением разрешения на строительство мало.
Как итог анализа статистических данных по ситуации развития малого и среднего бизнеса в крае, можно выделить характерные проблемы.
Самой первой по значимости проблемой выступают высокие налоги и взносы для субъектов МСП [21]. Налоговая политика РФ предполагает наличие традиционной и упрощенной системы налогообложения (УСН). В зависимости от принадлежности к той или иной системе, предприниматель платит от 5 (6) % до 15% налогов. Но существуют различные постоянные взносы, которые необходимо отчислять в фонды или на затраты и издержки производства, которые являются обязательными. В совокупности высокая процентная ставка налога и большой размер взносов обеспечивает малому и среднему бизнесу ощутимые денежные потери и дальнейшую нерентабельность производства [16].
Второй проблемой малого и среднего предпринимательства является недоступность кредитов и недостаток инвестиций. Очевидно, что не каждый предприниматель может выдержать конкурентную борьбу на рынке среди таких же малых и средних предприятий, а также крупных фирм и организаций из-за недостаточного размера первоначального капитала, поэтому он обращается к банкам и инвесторам. Но те, в свою очередь, тоже оценивают свои собственные риски и не выдают кредиты или не вкладывают деньги в стартовые проекты, поскольку не уверены в дальнейшей платежеспособности предприятия, сомневаются в уровне знаний руководителя бизнеса, его опыте работы.
Отсюда вытекает и третья проблема - отсутствие высококвалифициро- ванных кадров и некомпетентное руководство [22]. Низкий уровень знаний в области производства, менеджмента, финансовой деятельности влечет за собой непродуктивное ведение бизнеса, нарушения в данной сфере, некачественное выполнение работ, производство товаров и услуг.
Четвертая проблема заключается в нестабильности законодательной базы. Частая смена установленных законом стандартов и критериев вынуждает предпринимателей быть максимально мобильными и отслеживать эти изменения буквально каждый месяц. И не всегда у предприятий получается подстроиться и удачно перестроить свой бизнес согласно новым параметрам, формам и правилам [17].
Следующая, пятая проблема, становится очевидной, если обратить внимание на сферы деятельности субъектов МСП, представленные ранее. Это малая доля предприятий, ведущих деятельность в сфере науки. Множество фирм занято в сфере торговой деятельности, общественного питания, но количество предприятий, обслуживающих научную сферу, составляет самый минимальный показатель. Мы живем в век информационных технологий, и довольно странно наблюдать такую картину, что, пожалуй, самая перспективная область предпринимательской деятельности никак не финансируется и не развивается.
2.2 Малое и среднее предпринимательство в современной России: состояние и направления развития
В декабре 2015 года и в мае 2017 года вступили в действие два ключевых документа стратегического планирования – Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, соответственно, в которых проблематике развития малого бизнеса уделено особое внимание.
Так, в Стратегии национальной безопасности указано, что в целях противодействия угрозам экономической безопасности реализация государственной социально-экономической политики должна предусматривать «стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в производственной сфере путем снижения расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, ее поддержку на этапе становления за счет снижения налоговой нагрузки, создания бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков, формирования спроса на продукцию малых и средних предприятий, расширения доступа к закупкам государственных компаний, участия в реализации крупных проектов».
В Стратегии экономической безопасности к основным задачам по реализации направления, касающегося обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики, отнесена необходимость поддержки высокотехнологичного малого и среднего бизнеса.
Такое пристальное внимание к данному субъекту хозяйствования связано с тем, что малое предпринимательство, являясь неотъемлемой составной частью экономики любого государства, играет весомую роль в его деятельности. Именно состояние и уровень развития малого бизнеса являются наиболее показательными и значимыми критериями, наиболее ярко отражающими конкурентоспособность как отдельной отрасли, региона, сферы деятельности, так и страны в целом.
Имея возможность быстро реагировать на рыночные изменения, мобильно подстраиваться под новые требования, условия и правила, этот субъект хозяйственной деятельности, в отличие от крупных предприятий, корпораций и государственных учреждений, более динамичен. Создание малых предприятий не требует крупных стартовых инвестиций, и при этом их функционирование предполагает высокую оборачиваемость финансовых и материальных ресурсов. Высокий уровень развития малого бизнеса ведет к насыщению рынка продукцией и услугами, более рациональному использованию сырьевых ресурсов. Малый бизнес выполняет ряд важнейших социально-экономических задач, прежде всего снижает уровень безработицы и бедности в стране.
На сегодняшний день малый бизнес в России представлен разнообразными категориями предприятий, как по численности персонала, так и по объемам получаемых ими доходов (рис. 1). Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству определены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ).
К субъектам малого предпринимательства относятся следующие хозяйствующие субъекты: малые предприятия; микропредприятия; средние предприятия. Если говорить об организационно-правовой форме, то в соответствии с действующим законодательством субъектами малого предпринимательства являются: хозяйственные общества; хозяйственные партнерства; производственные кооперативы; потребительские кооперативы; крестьянские (фермерские) хозяйства; индивидуальные предприниматели.
Как видно на рис. 1, в настоящее время законодательством установлены три условия отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам МСП:
• доля участия других лиц в уставном капитале хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств;
• среднесписочная численность работников;
• доход, полученный от предпринимательской деятельности.
При этом согласно Федеральному закону № 209-ФЗ категория субъекта МСП – микро, малое и среднее предприятие, определяется в соответствии с наибольшим по значению условием отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам МСП в части среднесписочной численности работников и дохода от предпринимательской деятельности.
Анализ современного состояния малого бизнеса в России позволяет говорить о том, что эта тематика является актуальной, имеющиеся проблемы – разнообразными и острыми, их решение имеет важнейшее значение для дальнейшего успешного развития Российской Федерации.
Рисунок 1. Категории малого и среднего предпринимательства
Исследование данных официальной статистики в отношении современного состояния малого бизнеса также свидетельствует о том, что в дальнейшем развитию этого субъекта хозяйствования следует уделять повышенное внимание.
Прежде всего, следует сказать о том, что одним из официальных источников информации о субъектах МСП является Федеральная налоговая служба. Согласно статье 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ с 1 августа 2016 года ФНС России на основе информации о хозяйствующих субъектах, содержащейся в информационных системах, ФНС России ведет единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Так, по официальной информации ФНС России за период с 01.08.2019 г. По 10.08.2022 г., при условии предпринимаемых государством мер поддержки малого бизнеса количество малых и средних предприятий, включая индивидуальных предпринимателей, имело незначительную колеблющуюся тенденцию роста (рис. 2).
Рисунок 2. Динамика количества микро, малых, средних предприятий
В августе 2020 г. данных субъектов хозяйствования было зарегистрировано 5 523 765 единиц, спустя год – августе 2021 г. их насчитывалось 5 542 782 единиц, или всего на 0,3 % больше; в августе 2022 г. – 5 922 420 единиц, или на 6,8 % больше, чем в августе 2021 г. и на 7 % больше, чем в августе 2020 г.
Если говорить о структуре малого и среднего предпринимательства, то статистические данные показывают, что за рассматриваемый период:
1. Юридические лица (микро, малые и средние предприятия) составляли менее половины всех предприятий малого бизнеса – 44-48 %.
Причем данный показатель имеет ежегодную тенденцию снижения. Если по состоянию на 10.08.2020 г. удельный вес юридических лиц из числа малых предприятий был равен 47 % от общего числа предприятий малого бизнеса, то к 10.08.2022 г. он снизился и стал составлять 44,5 %. Вместе с этим в абсолютном выражении количество микро, малых и средних предприятий (юридических лиц) немного увеличилось, однако эта динамика нестабильна, ввиду того что за анализируемый период происходило не только увеличение, но и уменьшение количества СМП-юридических лиц. Если в августе 2020 г. таких предприятий было зарегистрировано 2 594 375 единиц, то к августу 2022 г. их стало 2 617 721 единиц, или всего на 1,7 % больше.
Удельный вес индивидуальных предпринимателей в общем объеме предприятий малого бизнеса составлял немного больше 50 % всех субъектов малого бизнеса. Причем за рассматриваемый период значение этого этот показателя немного увеличилось – с 53 % в августе 2020 г. до 55 % в августе 2022 г. При этом количество зарегистрированных микро, малых и средних предприятий (индивидуальных предпринимателей) в абсолютном выражении увеличилось на 12,0 %, с 2 929 410 единиц в августе 2020 г., до 3 281 699 единиц к августу 2022 г.
2. микро-предприятия (юридические лица и индивидуальные предприниматели) составляли 94-95 % из всех предприятий малого бизнеса, удельный вес малых предприятий находился на уровне 4-5 %, средних предприятий – 0,3-0,4 % (рис. 3).
Рисунок 3. Структура малого бизнеса в разрезе микро, малых и средних предприятий
Анализ численности граждан, занятых на микро, малых и средних предприятиях, а также о гражданах