Файл: Курсовая работа по дисциплине национальная экономика.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Малое и среднее предпринимательство представлено во всех возможных отраслях производства, обслуживания и экономики:
– сельское хозяйство;
– охота и лесное хозяйство;
– добыча полезных ископаемых;
– обрабатывающие производства (производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, производство кожи, обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство, производство электрооборудования и т. д.);
– производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
– строительство;
– оптовая и розничная торговля;
– ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;
– транспорт и связь;
– операции с недвижимым имуществом, аренда и продажа;
– здравоохранение и предоставление социальных услуг;
– предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.
Малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам [6]. Банкротов среди малых и средних предприятий всегда больше, что связано, прежде всего, со спецификой рисков в данном виде предпринимательской деятельности. Начинающее предприятие имеет более высокие издержки, чем фирма, уже давно осуществляющая деятельность. Поэтому «молодое» предприятие всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Первоначальная причина банкротства малых и средних предприятий заключается в отсутствии опыта. Однако количество вновь создаваемых фирм постоянно растет.
Из вышесказанного следует однозначный вывод о том, что малое и среднее предпринимательство – это экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и (или) продажи товаров, оказания услуг. Малое и среднее предпринимательство берет на себя функции по обеспечению мобильности, а также глубокой специализации производства. Развитие малого и среднего предпринимательства во многом определяет темпы экономического роста страны, состояние занятости ее населения, качество и структуру валового национального продукта, что обуславливает важность этого сектора предпринимательства для национальной экономики в условиях ее инновационного развития на современном этапе.
1.2 Правовой режим малого и среднего предпринимательства
Правовая природа малого и среднего предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.
Сегодня Россия переживает сложный период формирования и становления социально-экономических и организационно-правовых основ нового общества и независимого государства. Быстро преобразовать большое государство практически невозможно. Хоть остатки централизованного аппарата управления и канули в историческое прошлое, но мышление и идеологию людей не так просто перебороть. Тем не менее, люди уже осваивают новые возможности свободы экономической деятельности и частной инициативы. В последние годы роль и значимость предпринимательской деятельности в жизни граждан России неуклонно растет. Основы правовой регламентации предпринимательства в России содержатся в Конституции РФ, где в числе прав и свобод человека и гражданина закреплено право каждого «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Это один из основополагающих принципов предпринимательской деятельности, который гарантирует и провозглашает свободу предпринимательства в России. Его сущность заключает в том, что предприниматель имеет право начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой незапрещенной форме с использованием не изъятых из оборота видов имущества.
Для экономики в целом деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.
Наряду с законом о малом и среднем предпринимательстве разрабатываются пакеты документов, регулирующих эту сферу, в том числе законопроекты региональных и городских администраций. Все они призваны обеспечить содействие малым и средним предпринимателям в приобретении нового оборудования, в кредитовании и страховании, в субсидировании новых проектов.
Государственная поддержка малого предпринимательства и комплекс мер по их развитию закреплен и отражен в Федеральном законе от 24 июля 2007 года № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [3].
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» целью государственной поддержки малого бизнеса является [3]:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие само занятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются[3]:
1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).
Основным субъектом малого и среднего предпринимательства выступает предприниматель. Однако предприниматель – не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. Общие положения о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей содержатся в гл. VII.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Особым участником предпринимательской деятельности является юридическое лицо, определение которого содержится в ст.48 ГК РФ[2]. Юридическим лицо является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать права, нести обязанности, быть ответчиком и истцом в суде.
Юридическое лицо в контексте предпринимательской деятельности обладает правоспособностью и дееспособностью.
Малое и среднее предпринимательство может осуществляться:
– без образования юридического лица;
– с образованием юридического лица;
– без использования наемного труда;
– с использованием наемного труда.
Особый интерес в данном контексте имеют экономические права участников предпринимательской деятельности, которые относят ко второму поколению прав и свобод человека. Среди групп экономических прав и свобод можно выделить следующие права:
– право на свободу предпринимательской деятельности и законной экономической деятельности;
– право частной собственности;
– право свободной собственности по отношению к земле и другим природным ресурсам;
– право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Итак, в контексте правового регулирования предпринимательство является особым видом хозяйственной деятельности, в основе которой лежит ряд условий и требований. Фундаментальные основы правовой регламентации в России содержатся в Конституции РФ, где в числе прав и свобод человека и гражданина закреплено право каждого «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ст. 34) [1]. Его сущность заключает в том, что предприниматель имеет право начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой незапрещенной форме с использованием не изъятых из оборота видов имущества. Основным Федеральным законом является ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации», в котором отражено правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства [3].
Малое и среднее предпринимательство регулируется на всех уровнях. На региональном и муниципальном уровне создается огромное количество нормативно-правовых актов, которые не только напрямую воздействуют на функционирование субъектов малого и среднего предпринимательства, но и косвенно влияют на деятельность МСП в смежных с ними областях социально-экономической деятельности.
Развитая правовая база позволит малому и среднему предпринимательству стать основополагающим элементом в создании крепкой и стабильно развивающейся экономики.