Файл: Реферат на тему "Организация и управление охраной труда и безопасностью на авиационном предприятии".docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 375
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В связи с тем, что работа транспорта протекает, как правило, в непрерывном режиме и напряженной обстановке, законодатель особым образом осуществляет правовую регламентацию рабочего времени и времени отдыха работников транспорта. Согласно ст. 100 Трудового кодекса РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Правительство РФ в Постановлении от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы" установило, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России и Минздравом России [7].
Указанным федеральным органам исполнительной власти было поручено утвердить до 1 апреля 2003 г. нормативные правовые акты, определяющие особенности режима рабочего времени и времени отдыха таких работников. Этим объясняется существенное обновление законодательства РФ, регулирующего вопросы рабочего времени и времени отдыха на транспорте, что позволило ликвидировать один из пробелов в законодательстве РФ о труде, а также учесть требования ст. 100 Трудового кодекса РФ.
Правовую основу регулирования вопросов рабочего времени работников в гражданской авиации составляют наряду с общими нормами трудового права такие специальные акты, как: приказы Минтранса России и Минздравсоцразвития России; соглашения, коллективные договоры авиакомпаний; правила внутреннего трудового распорядка авиакомпаний; графики работы (сменности) авиакомпаний.
Продолжительность рабочего времени различных категорий работников в гражданской авиации зависит от условий труда, от вида занятости (полной или неполной). В целях охраны здоровья работников Приказом Минтранса России от 30 января 2004 г. предусматривается сокращенная продолжительность рабочего времени на отдельных должностях в гражданской авиации, а именно: в) для работников, осуществляющих управление воздушным движением и занимающих должности руководителя полетов; г) для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортоператоров) при выполнении летной работы.
Согласно Положению "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации", утв. Приказом Минтранса России от 21 ноября 2005 г. N 139 максимально допустимая продолжительность полетного времени при выполнении полетов на всех типах воздушных судов не может превышать 80 часов в месяц и 800 часов в год [8].
Установление сокращенной продолжительности рабочего времени на отдельных должностях в гражданской авиации России является одной из особенностей правового регулирования труда авиационного персонала гражданской авиации. охрана труд гражданский авиация
Поскольку работа членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, бортоператоров) протекает во вредных, опасных, напряженных и тяжелых условиях труда, имеющих особый характер, то занятым на таких работах установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, которая составляет 36-часовую рабочую неделю при выполнении летной работы, при этом заработная плата выплачивается в полном объеме.
Рабочее время членов экипажей воздушных судов слагается из полетного времени и времени работы на земле. Структура рабочего времени не является типичной для других отраслей транспорта, является "визитной карточкой" гражданской авиации - особенностью правового регулирования труда авиационного персонала гражданской авиации.
ФАП "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, конкурсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", введенные в действие Приказом Минтранса России от 22.04.2002 № 50. Правила разработаны в целях дальнейшего совершенствования медицинского обеспечения полетов, с учетом международных стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Коллективные договоры организаций гражданской авиации регулируют, как правило, те же общественные отношения в сфере труда, что и федеральные законы, но с учетом особенностей деятельности той или иной организации и/или компании.
Подходы и принципы к организации охраны труда
Принципы:
-выполнения требований российского законодательства, международных договоров Российской Федерации, стандартов в области охраны труда;
-постоянного улучшения и совершенствования деятельности в области охраны труда и условий труда.
Основу информационного обеспечения деятельности по охране труда летного состава составляет Автоматизированная система, которая предназначена для организации долгосрочного и краткосрочного планирования, оперативного управления и учета летной работы подразделений авиакомпании.
Система позволяет организовать процесс планирования и управления летной службой, службой бортпроводников, инженерно-авиационной службой и любых других подразделений авиакомпании, личный состав которых включается в состав экипажа, выполняющего рейс. Система состоит из следующих частей (подсистем): Ведение базы данных информации по экипажам (Data); Долгосрочное планирование: Составление связок (Pairing); Планирование летной работы подразделений (Planning). Краткосрочное планирование (Assignment); Оперативное управление (Tracking); Обработка информации (Processing).
В системе обеспечен контроль готовности летного состава к выполнению полетов, в частности, контроль санитарной нормы согласно приказу Минтранса № 139 от 21.11.2005 г. Разработана подсистема оперативного оповещения пользователей об изменениях в текущем плане работы.
К числу основных технологий охраны труда летного состава можно отнести следующие технологии:
1. Профилактика травматизма. Включает в себя следующие мероприятия:
-обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
-надзор за опасными производственными объектами и соблюдением санитарных правил;
-своевременное проведение необходимых испытаний и технического освидетельствования оборудования, машин и механизмов;
-проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (во время трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
-проведение обучения, инструктажей и проверки знаний по охране труда у работников, включая руководителей и специалистов в соответствии с действующим законодательством;
-организация работы по снижению уровня вредных условий труда на рабочих местах.
2. Обучение и переподготовка персонала.
3. Аттестацию рабочих мест по условиям труда.
4. Программа профилактики стресса среди летного состава.
5. Разработка и внедрение методики выборочного тестирования членов летных экипажей с целью выявления лиц, употребляющих психоактивные вещества. Методика утверждена Государственной службой гражданской авиации.
6. Выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных трехсторонним соглашением, коллективным договором и соглашениями по охране труда;
7. Обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
8. Предоставление широкого комплекса медицинских услуг.
9. Корпоративные социальные программы: программа медицинского обеспечения работников, членов их семей и пенсионеров; программа негосударственного пенсионного обеспечения; решение жилищных вопросов работников; предоставление корпоративных авиабилетов; служебный автотранспорт и автостоянки, детские дошкольные учреждения; общественное питание; спортивно-оздоровительная работа, корпоративные мероприятия, работа с ветеранами [8].
Проблема усталости в авиации касается всех: летных экипажей, бортпроводников, персонала технического обслуживания, диспетчеров управления воздушным движением и рабочих на перроне. В Компании действует программа профилактики стресса среди летного состава - психологическая коррекция осуществляется на основании утвержденных методик, позволяющих выявить повышение эмоционального напряжения. Психологические рекомендации носят индивидуальный характер в соответствии с личными особенностями персонала.
Система страхования в авиакомпании включает следующие программы:
-авиационное страхование;
-добровольное медицинское страхование;
-страхование автотранспорта;
-обязательное личное страхование пассажиров от несчастного случая;
-обязательное страхование летного персонала от несчастного случая и потери профессиональной трудоспособности;
-страхование имущества;
-страхование имущественной ответственности при выполнении опасных работ и при использовании опасных производственных объектов [5].
Заключение
Основу законодательной базы охраны труда в Российской Федерации составляют: конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, постановления Правительства, постановления, распоряжения, приказы отраслевых министерств и ведомств и т.д.
Правовую основу регулирования вопросов рабочего времени работников в гражданской авиации составляют наряду с общими нормами трудового права такие специальные акты, как: приказы Минтранса России и Минздравсоцразвития России; соглашения, коллективные договоры авиакомпаний; правила внутреннего трудового распорядка авиакомпаний; графики работы (сменности) авиакомпаний.
Деятельность международной организации гражданской авиации нацелена на разработку, совершенствование и внедрение авторитетных международных стандартов и рекомендаций в том числе и по лицензированию обслуживающего персонала и метеорологическому обеспечению полетов, по правилам безопасности полетов гражданской авиации и безопасности пассажиров.
Несмотря на значительное количество международной нормативно-правовой документации по охране труда летного состава, нельзя говорить об эффективности международной деятельности по охране труда в целом. Об этом свидетельствуют многочисленные данные о забастовках в крупнейших мировых авиакомпаниях.
В России можно отметить снижение в последние годы общего количества авиационных происшествий, в том числе катастроф и аварий, а так же количества человек, погибших в авиационных происшествиях. В тоже время на фоне мировых показателей Россия значительно проигрывает: в США на каждый миллион пассажиров гибнет 0,09 человека. В мировой гражданской авиации этот показатель составляет 0,486, а в России - 0,777.
Основные нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов, выявленные профсоюзными организациями: принятие на работу по совместительству в качестве пилотов 10 членов экипажей воздушных судов другой авиакомпании; нарушение условий оплаты и режима труда; слишком большое количество мелких неисправностей воздушных судов; выполнение полетов с увеличенной нормой полетного времени только с одной целью - недопущения срыва утвержденного годового плана работы авиакомпании.
Размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охране труда предусмотрен Коллективным договором и составляет не менее 0,7% от суммы эксплуатационных расходов Компании. Значительная часть средств была направлена на проведение аттестации рабочих мест. По результатам проведения аттестации рабочих мест летного состава 66% составили рабочие места, где условия труда признаны допустимыми, 34 % - аттестованными условно. То есть здесь существует ряд нарушений, связанных с обеспечением безопасного труда, есть вредные факторы, угрожающие здоровью работников.
В течение последних четырех лет наблюдается устойчивая динамика снижения расходов на страхование при высоком качестве страховой защиты всех составляющих страховой программы. В соответствии с Воздушным кодексом России проводят страхование от несчастных случаев на производстве и членов экипажей воздушных судов. Страховая сумма на каждого составляет эквивалент $15 тыс., что превышает требования по Воздушному кодексу более чем в четыре раза.