Файл: Реферат на тему "Организация и управление охраной труда и безопасностью на авиационном предприятии".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 377

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РЕФЕРАТ

на тему "Организация и управление охраной труда и безопасностью на авиационном предприятии"

Оглавление




Введение 3

Безопасность и охрана труда 4

Организация обеспечения охраны труда в предприятиях гражданской авиации 7

Законодательные основы охраны труда в предприятиях гражданской авиации России 8

Подходы и принципы к организации охраны труда 12

Заключение 15

Список литературы 19


Введение


В настоящее время остро встает проблема профессиональной безопасности и охраны труда на предприятиях. Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Целью охраны труда является сведение к минимальной вероятности поражения или заболевания работающего с одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда.

Охрана труда является комплексной социально-технической дисциплиной, включает производственную санитарию, технику безопасности, пожарную безопасность.

Функциями охраны труда являются исследования санитарии и гигиены труда, проведение мероприятий по снижению влияния вредных факторов на организм работников в процессе труда. Основным методом охраны труда является использование техники безопасности. При этом решаются две основные задачи: создание машин и инструментов, при работе с которыми исключена опасность для человека, и разработка специальных средств защиты, обеспечивающих безопасность человека в процессе труда, а также проводится обучение работающих безопасным приемам труда и использования средств защиты, создаются условия для безопасной работы.

Основная цель улучшения условий труда -- достижение социального эффекта, т.е. обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве.

Улучшение условий труда дает и экономические результаты: рост прибыли (в связи с повышением производительности труда); сокращение затрат, связанных с компенсациями за работу с вредными и тяжелыми условиями труда; уменьшение потерь, связанных с травматизмом, профессиональной заболеваемостью; уменьшением текучести кадров и т.д.

Безопасность и охрана труда


Система стандартов безопасности труда (ССБТ) представляет собой важное направление в комплексной стандартизации и имеет большое социальное значение. Она позволяет повысить роль стандартов в создании безопасной техники, обеспечить всесторонний учет требований безопасности труда при проектировании и эксплуатации предприятий, технологических процессов, машин и оборудования на единых методологических принципах в тесной взаимосвязи с другими системами государственной стандартизации.

Целью настоящего стандарта является содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом и профессиональных заболеваний на производстве.

При техническом обслуживании летательных аппаратов к опасным и вредным производственным факторам относятся:

- движущиеся самолеты, спецавтотранспорт и самоходные механизмы;

- падающие изделия авиационной техники, инструменты и материалы при работах по техническому обслуживанию самолетов на плоскостях, стабилизаторе, фюзеляже и при работе на высоте с применением механизированных подъемников;

- струи отработавших газов авиадвигателей и предметы, попавшие в них;

- повышенная запыленность и загазованность воздуха в зоне технического обслуживания летательных аппаратов;

- опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;

- повышенный уровень электромагнитного излучения;

- химические вещества (общетоксические, раздражающие, канцерогенные, мутагенные), входящие в состав применяемых материалов, горюче-смазочние материалы и спецжидкости, проникающие в организм через дыхательные пути, пищеварительную систему и кожные покровы;

- физические перегрузки (статические и динамические).

Одним из специфических вредных факторов на предприятиях гражданской авиации является шум.

Реакция человека на громкость звука очень индивидуальна и все приводимые численные величины уровня шума являются среднестатистическими. Следует иметь в виду, что хорошо изучено действие шумов высокой интенсивности, но мало что известно о влиянии на организм человека шумов малой и средней интенсивности, а именно таким шумам подвергается большинство населения.

Основные источники производственного шума на объектах гражданской авиации условно можно классифицировать по 5 группам:



1)Воздушные суда, производящие посадку или взлет

2) Авиадвигатели при перемещении воздушных судов по рулежным дорожкам

3) Авиадвигатели при их опробовании

4) Станции испытания авиадвигателей

5) Технологическое оборудование ремонтных и эксплуатационных авиапредприятий гражданской авиации.

Борьба с шумами 2 и 4 группы данной классификации ведется в настоящее время весьма эффективно. Проблемой является борьба с шумами 1, 3 и 5 групп.

Второй специфический вредный фактор гражданской авиации - вибрация. Источниками вибрации обычно служат авиационные двигатели, различные агрегаты, транспортные средства. Неправильная установка этих агрегатов может привести к тому, что шум и вибрация могут проникнуть не только в смежные, но и удаленные от них помещения. Персонал, обслуживающий такие агрегаты и другие виброопасные машины, может оказаться под воздействием вибраций, достаточных для возникновения вибрационной болезни. При этом заболевании человек жалуется на боли в руках, потерю чувствительности, ощущение «ползания мурашек» по телу.

На разработку и внедрение системы управления охраной труда оказывают определенное влияние область деятельности организации, ее конкретные задачи, выпускаемая продукция и оказываемые услуги, а также используемые технологические процессы, оборудование, средства индивидуальной и коллективной защиты работников и практический опыт деятельности в области охраны труда.

При сертификации учитываются следующие особенности:

- факторы для развития менеджмента в области охраны труда и техники безопасности;

- политика и цели в области охраны труда и техники безопасности;

- структура предприятия. Элементы и основные характеристики при внедрении систем;

- гармоничное сочетание основных задач предприятия с элементами менеджмента в области охраны труда и техники безопасности;

- документирование в области охраны труда и техники безопасности;

- построение элементов коммуникаций предприятия для выполнения задач охраны труда и техники безопасности;

В настоящее время в гражданской авиации успешно применяются такие системы менеджмента как управление безопасностью полётов, управление авиационной безопасностью, управление профессиональной безопасностью и охраной труда. В последние годы в указанной отрасли внедряется система менеджмента качества и лишь за редким исключением - система экологического менеджмента.


Организация обеспечения охраны труда в предприятиях гражданской авиации

Требования к организационному обеспечению охраны труда в авиационных организациях устанавливаются в соответствии с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации.

Для организационного обеспечения охраны труда в авиационной организации должен быть комплект необходимых нормативных правовых актов по охране труда, в соответствии с которыми работодатель (администрация) разрабатывает и реализует организационные мероприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда, издает и оформляет организационно-распорядительные документы по охране труда (приказы, распоряжения, инструкции, акты, планы, протоколы, журналы учета и т.п.) [2].

Оценка организационного обеспечения охраны труда проводится по результатам внутриведомственного контроля над соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда в авиационных организациях, в том числе при процедурах их обязательной сертификации в ССБТ, с целью определения готовности предприятий обеспечить безопасные и здоровые условия труда.

Для проверки и оценки организации охраны труда привлекаются квалифицированные специалисты по охране труда, имеющие соответствующие полномочия (при процедурах обязательной сертификации авиационных организаций в ССБТ - эксперты по оценке организации охраны труда).

Законодательные основы охраны труда в предприятиях гражданской авиации России

Воздушный кодекс Российской Федерации (Воздушный кодекс является основополагающим актом воздушного законодательства России и заменяет действовавший до его принятия на территории Российской Федерации Воздушный кодекс СССР от 11 мая 1983г. В Кодексе регламентируются вопросы подбора авиационного персонала. Авиационный персонал подлежит обязательной аттестации. Перечисляется состав экипажа воздушного судна. Устанавливаются права командира экипажа, направленные на обеспечение безопасности полета. Вводится обязательное страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна при исполнении ими служебных обязанностей т т.д.) [2].

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 (с изм. и доп.) (далее - Трудовой кодекс РФ или Кодекс), вступивший в силу с 1 февраля 2002 г., стал образцом нового времени, новых условий труда, новых трудовых отношений. В правовом регулировании труда различных категорий работников проявляются тенденции, вызванные объективными условиями развития производительных сил,
требованиями научно-технической революции, сверхсложного производства [3].

Работа в напряженных условиях по-прежнему требует от законодателя:

а) дифференцированного подхода при регулировании вопросов рабочего времени, заработной платы, при установлении гарантий и т.п.;

б) соответствия требованиям научно-технического прогресса.

Правовым основанием для дифференциации выступает, прежде всего, ст. 11 Трудового кодекса РФ, поскольку в ней провозглашена сама возможность установления особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников. Кроме того, определены нормативные источники правовой регламентации этих особенностей - Трудовой кодекс РФ и иные федеральные законы.

Среди правовых норм, регулирующих трудовые отношения рабочих и служащих с "отклонениями" от общего трудового законодательства, существует группа норм, действующих исключительно в пределах определенной отрасли экономики, т.е. норм отраслевой дифференциации. Большинство норм отраслевой дифференциации распространяет свое действие не на всех работников, а на основные (ведущие) профессии той или иной отрасли экономики.

Так, в области гражданской авиации выделяют особенности регулирования трудовых отношений работников летных профессий, инженерно-технического персонала, инженерно-авиационных служб, работников управления воздушным движением. Труд остальных работников авиации регулируется общими для всех нормами трудового законодательства.

К работающим в сфере гражданской авиации предъявляются требования в зависимости от специфики выполняемой работником трудовой функции. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 января 2009 г. N 32 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта" утвердило Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций гражданской авиации (авиационного предприятия, авиационно-технической базы, базы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи) [6].