Файл: И. Г. Дройзен, Э. Бернгейм и А. С. ЛаппоДанилевский предлагали делить источники на.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, прочтение текста может потребовать текстологического анализа источника, когда устанавливается основной текст, производится его кодификация (организация) и комментирование.

Последующая работа над источником заключается в установлении времени и места, обстоятельств и целей его создания, авторства.

Выяснение времени появления источника очень важно, так как от этого во многом зависит оценка как самого источника, так и сведений, им сообщаемых.

Время появления недатированных источников может быть установлено по их внешним признакам.

Для датировки источников имеют значение и такие данные, как упоминание лиц, учреждений, организаций. Датировка некоторых источников может быть осуществлена на основе учета хронологических систем. Поэтому необходимо знание хронологии.

Ряд ценных наблюдений по датировке источника дают метрологические материалы, данные нумизматических наблюдений, выводы сфрагистики, если исследуемый источник имеет соответствующие печати, и т. д.

С проблемой датировки тесно связана задача установления места возникновения источника. При отсутствии прямых указаний часто пользуются косвенными данными. Среди них важное место занимают географические и топографические сведения, упоминание лиц, связанных с определенным местом, манера изложения материала. Широко используются наблюдения над языком и стилем источника.

Важное значение приобретает вопрос об авторстве источника. Установление авторства необходимо не только ради выяснения имени лица, написавшего источник, или установления учреждения, организации, принимавших участие в его составлении.

Оно нужно для определения происхождения источника, социальной среды его возникновения, установления места и времени создания памятника, для более глубокого и всестороннего исследования его содержания.

В ряде источников имя автора указано. Однако эти данные требуют критического отношения. Иногда имя, указанное в тексте, не имеет отношения к автору источника. Возможны случаи, когда вместо имени автора в тексте упомянут его псевдоним. Так, статьи В. И. Ленина в дореволюционной печати появлялись, как правило, под различными псевдонимами.

Для решения вопроса об авторстве важное значение имеет изучение самого текста, где автор мог дать если не прямые, то косвенные сведения о себе. Это могут быть указание на место, время создания источника, упоминание круга людей, с которыми автор был связан, сведения, позволяющие отнести автора к определенным социальным кругам,
указание на события, в которых автор участвовал или свидетелем которых являлся.

Для установления авторства широко используется исследование почерка. Много дает изучение приемов письма, идеологической направленности источника и ряда других признаков.

Выявив подлинность источника, прочитав текст, установив место и время его составления, авторство, можно выяснить обстоятельства и цель составления документа, т.е. исторические условия его появления.

Каждый источник является продуктом определенного времени, его появление обусловлено конкретными причинами, он имеет свою цель. Выяснение исторических условий появления источника требует детального изучения эпохи, среды, условий, при которых он возник.

Особой задачей в процессе источниковедческого исследования источника является интерпретация текста. Она связана с раскрытием истинного смысла тех понятий, словесных выражений, которые есть в источнике.

Интерпретация источника учитывает конкретно-исторические изменения понятий, тот индивидуальный смысл, который мог вкладывать составитель в отдельные слова и выражения, неадекватность застывших формул документа реально существовавшим отношениям, использование иносказаний, неточное и неправильное употребление понятий в тексте и пр.

Правильное истолкование отдельных частей источника и в целом источника возможно лишь на основе всестороннего знания и учета конкретно-исторической ситуации его возникновения.

Следующий этап работы с. источником требует изучения содержания источника и установления его соответствия исторической действительности.

Каждый письменный источник содержит факты, характеризующие определенные события, явления. Историку необходимо знать, насколько полно в этих материалах выражается как фактическая сторона, так и суть этих событий.

Следовательно, при анализе источника нужно обращать внимание на полноту имеющихся в нем сведений и степень их точности и достоверности.

Источник выражает интересы определенного круга людей, определенной социальной среды. Полнота, точность, достоверность передачи событий во многом определяются осведомленностью авторов, его методикой и техникой выявления, сбора и обработки конкретно-исторических сведений и т. д.

Поэтому нужно установить источник информации автора (является ли он участником, очевидцем события или передает факт по рассказам), его личную и общественную заинтересованность в характере фиксации и в толковании фактов, влияние на него условий создания источника (служебное и общественное положение), его способность наблюдать и истолковывать факты.



Перечисленные этапы дают самое общее представление об основных путях, направлениях, этапах и содержании научной критики письменных источников.

методПри исследовании отдельных конкретных видов и категорий источников очередность, содержание работы могут несколько меняться в зависимости от их особенностей и конкретных целей исторического исследования.

Эволюция источников также вносят определенные изменения в задачи и характер источниковедческого анализа.

Источниковедческая критика источников является предпосылкой выработки методов обработки и последующего анализа содержащихся в них данных.

Только всесторонний критический разбор источника может обеспечить выявление его научно значимой информации и помочь исследователю в выборе методов ее обработки.

Выбор методов исследования диктуется, однако, не только характером используемого источника и содержащихся в нем данных, но и поставленной исследовательской задачей.

Развитие источниковедения совершается в значительной степени благодаря разработке более совершенных приемов и методов интерпретации источников, а также обработки их данных.



Какие из методов не относятся к методам исторической науки?

Выберите один или несколько ответов:

a. эксперимент

b. методы измерения

c. математического моделирования

d. методы статистики

e. наблюдение

Критика источника по содержанию источника называется

источниковедческий анализ

Систематизированные представления о свойствах и содержании основных видов исторических источников, а также методы их изучения входят в область изучения...

Выберите один ответ:

a. археологии

b. источниковедения

c. историографии

d. исторической хронологии

e. генеалогии

Выделите черты, не свойственные научному методу в истории

a. ориентирован на решение определенной исследовательской задачи

b. позволяет получить многовариантность истории

c. представляет совокупность логических и технических операций

d. позволяет получить научный результат

Простейшее действие (сводка, умножение и проч.) называют...

Выберите один ответ:

a. подходом

b. методологией

c. принципом

d. операцией

Критика источника по формальным признакам называется

Всесторонний анализ

Основной путь решения исследовательской задачи, раскрывающий его стратегию называют...

Подход

Определенная последовательность действий, приемов, операций, выполнение которых необходимо для достижения поставленной научной цели получила название.

Научный метод

Выберите свойства научного метода

a. сложность

b. экономичность

c. результативность

d. однозначность

e. простота

f. строгость

g. множественность

h. эффективность

Выберите то, что не относится к методологии истории.

a. принципы и методы исследования

b. концептуальные теоретические схемы и модели

c. система научных исторических понятий

d. практические эксперименты

e. изучение законов природы



«Текстология, как отрасль научного знания, ставит себе целью изучить историю текста письменного памятника на всех этапах его существования в руках автора и в руках его переписчиков, редакторов, компиляторов, то есть на всем протяжении времени изменения текста».


Это ‑ главная, если можно так сказать, стратегическая цель текстологии, но, кроме того, она выполняет еще и несколько более узких по своему содержанию задач.

Одна из них - это определение степени оригинальности исторического памятника, то есть отнесение его либо к первоисточникам, либо к копиям, сделанным непосредственно с оригинала, либо к копиям, так сказать, второго порядка, вторичным, то есть копиям, сделанным не с оригинала, а с более ранней копии текста, либо к копиям третьего порядка и так далее.

Вторая частная задача, которую выполняет текстология, это задача, так сказать, практического, прикладного характера: подготовка письменных памятников к публикации.

Почему публикаторская, издательская работа над источниками оказывается тесно связанной с текстологией, и особенно когда речь идет о средневековых источниках? Ведь раньше при публикации никаких текстологических требований к источнику не предъявляли.

Скажем, когда в XVIII веке В.Н. Татищев обнаружил 1-й экземпляр текста «Русской правды» и направил его в ИАН, там сразу оценили значение этой находки и приняли решение опубликовать ее. Правда, публикация была сделана уже после смерти Татищева уже известным нам российским историком немецкого происхождения А.Л. Шлецером. Первый печатный текст Правды издан А. Шлецером под заглавием „Правда Руская данная в одиннадцатом веке от великих князей Ярослава Владимирича и сына его Изяслава Ярославича“. Изд. Академии Наук, 1767 год. А в середине XIX века было уже около ста списков рукописи.

Предлагался выход (что печатать?):

· самый исправный;

· самый древний по дате.

В итоге пришли к вывод, перед публикацией надо восстанавливать историю сложения текста.

Итак, текстология имеет одну главную цель и две попутных частных задачи.


Текстологии отведено место в группе методов внешней критики источника. Но можем ли мы уверенно утверждать, что это так?

Нет, наверняка, текстологический анализ источника содержит и элементы внутренней критики. Форма и содержание любого предмета-вещи тесно взаимосвязанные между собой, не всегда друг другу соответствующие, но, все же, взаимосвязанные, и эта связь проявляется в том, прежде всего, что с изменением содержания происходят и формальные изменения, и наоборот.